Только Word
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 8
ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.
1.1. Память как психологический процесс формирования и 8 развития понятий.
1.2. Мнемотехнические приемы эффективного запоминания 25
биологического материала
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 32 ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
2.1. Анализ современного состояния проблемы использования 32 приемов мнемотехники в образовании.
2.2. Методические рекомендации по организации уроков биологии 39
с использованием мнемотехнических приемов.
ВЫВОДЫ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у школьников не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Интересы учащихся надо формировать и развивать. Поэтому перед учителем биологии стоит важная задача найти способы и приемы развития интереса обучающихся к предмету.
Одной из таких актуальных проблем во все времена является проблема формирования, развития и улучшения памяти. Особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Особенно это актуально в школе и, ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности. Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако надо помнить о золотой середине, и в некоторых случаях чрезмерное применение мнемотехники может оказать и прямой вред.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий развитие памяти учащихся.
Предмет исследования: приемы мнемотехники и условия их
применения на уроках биологии.
Цель исследования: выявить влияние приемов мнемотехники на усвоение биологических знаний.
Задачи исследования:
• Изучить в психолого-педагогической литературе проблему использования приемов мнемотехники в образовании.
• Изучить состояние исследуемой проблемы в практике работы школы на современном этапе.
• Разработать примеры мнемотехники и апробировать их в процессе обучения биологии.
• В психолого-педагогической и методической литературе приемы мнемотехники понимаются, как одни из способов запоминания информации характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, запоминания и воспроизведения. Мнемотехника - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций (связей).
• Мнемотехника применяется во многих областях человеческого разума. С точки зрения психологии она исследована достаточно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в педагогическом аспекте актуальным остается вопрос о рациональном использовании приемов мнемотехники при обучении школьников различных возрастов.
• В ходе проведенного исследования были разработаны мнемотехнические приемов, и приведены методические рекомендации для применения их в учебном процессе по биологии.