Только Word
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 8
ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.
1.1. Память как психологический процесс формирования и 8 развития понятий.
1.2. Мнемотехнические приемы эффективного запоминания 25
биологического материала
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 32 ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
2.1. Анализ современного состояния проблемы использования 32 приемов мнемотехники в образовании.
2.2. Методические рекомендации по организации уроков биологии 39
с использованием мнемотехнических приемов.
ВЫВОДЫ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у школьников не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Интересы учащихся надо формировать и развивать. Поэтому перед учителем биологии стоит важная задача найти способы и приемы развития интереса обучающихся к предмету.
Одной из таких актуальных проблем во все времена является проблема формирования, развития и улучшения памяти. Особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Особенно это актуально в школе и, ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности. Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако надо помнить о золотой середине, и в некоторых случаях чрезмерное применение мнемотехники может оказать и прямой вред.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий развитие памяти учащихся.
Предмет исследования: приемы мнемотехники и условия их
применения на уроках биологии.
Цель исследования: выявить влияние приемов мнемотехники на усвоение биологических знаний.
Задачи исследования:
• Изучить в психолого-педагогической литературе проблему использования приемов мнемотехники в образовании.
• Изучить состояние исследуемой проблемы в практике работы школы на современном этапе.
• Разработать примеры мнемотехники и апробировать их в процессе обучения биологии.
• В психолого-педагогической и методической литературе приемы мнемотехники понимаются, как одни из способов запоминания информации характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, запоминания и воспроизведения. Мнемотехника - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций (связей).
• Мнемотехника применяется во многих областях человеческого разума. С точки зрения психологии она исследована достаточно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в педагогическом аспекте актуальным остается вопрос о рациональном использовании приемов мнемотехники при обучении школьников различных возрастов.
• В ходе проведенного исследования были разработаны мнемотехнические приемов, и приведены методические рекомендации для применения их в учебном процессе по биологии.
1. Авшарян Г. Суперпамять, проверенный тренинг для школьника. Учебное пособие. М., 2008. — 224 с.
2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., 2005.
3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1995.
4. Брунер Дж. О познавательном развитии: I, II // Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. C. 25-99.
5. Битюкова О.А. Примеры мнемотехнических приемов на уроках биологии. Статья. Новочеркасск: МОУ СОШ № 6, 2017.
6. Введение в психологию / сост. Петровский А.В. - М., Прогресс, 1989.
7. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980.152 с.
8. Данилова И.В., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - М., Академия, 1999.
9. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. М., 2005.
10. Изюмова С.А. Свойство активированности и процессы переработки и хранения информации у человека // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 2000. C. 148-163.
11. Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопросы психологии. 2004. № 6. C. 110-118.
12. Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М., 1998.
13. Искусство помнить и забывать: Пер. с англ. - составитель Лапп Д. - Питер, 2005.
14. Козаренко В. А. “Учебник мнемотехники” 2002 г. (электронная публикация) - 44 с.
15. Калмыкова З.И., Орлова А.М. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся с пониженной обучаемостью//Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 2001. C. 157-206....30