Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №154207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2022
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы речевого развития в среднем дошкольном возрасте 6
1.1 Индивидуализация образования 6
1.2. Особенности развития речи у детей среднего дошкольного
возраста 16
1.3. Дидактические игры, как средство способствующие организации
индивидуального подхода в развитии речи детей 26
ГЛАВА 2. Реализация проекта по развитию речи с учетом индивидуальных особенностей речи посредством каталога дидактических игр 41
2.1. Проектное исследование уровня развития речи детей среднего
дошкольного возраста 41
2.2. Реализация проектного этапа по речевому развитию с учетом индивидуальных особенностей речи посредством каталога дидактических игр 44
Заключение 80
Библиографический список 82
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современном мире сильно поднялись требования к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста. Одним из самых важных основ, является развитие речи в дошкольном возрасте и рассматривается как важная часть развития. С помощью диагностики уровня развития речи детей можно понять, что большая часть детей, которые выпускаются из дошкольных учреждений имеют средний уровень развития речи (от 17 до 20% обследованных детей). Есть авторы, которые продиагностировали детей и выявили более низкие показатели. По основным данным Министерства просвещения, у 60% детей поступивших в первый класс выявляется слаборазвитая устная речь. Становление и развитие речи проходят через множество этапов, обусловленных влиянием многочисленных и разнообразных факторов. Многие научные исследователи выделяют важное значение когнитивного развития. Кольцова М. М. выделяет, что первосигнальные условные рефлексы входят и определяют характер второсигнальных рефлексов, которые лежат в основании первых слов. Некоторые придают большое значение обобщениям, основанным на особенностях восприятия, для формирования содержания первых вербально зафиксированных абстракций. Эти и другие когнитивные факторы действительно выступают в качестве необходимых условий для формирования и функционирования слова. Однако когнитивных факторов недостаточно для того, чтобы ребенок научился говорить и овладел речью, используя вербальное выражение во взаимодействии с внешним миром.
В процессе работы с детьми среднего дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию их коммуникативной речи. Коммуникативная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, знание законов и правил языка, то есть знание грамматической структуры, а также ее практического применения, умение использовать усвоенный языковой материал, а точнее, умение передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Развитие речи должно осуществляться с учетом ведущей деятельности. Все, что сопровождает игру, легко воспринимается ребенком, быстро и прочно усваивается. Во время игры ребенок получает максимальную возможность усвоить различные знания, поэтому, когда игра включается в работу, усвоение материала дается детям относительно легко. Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др. подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников.
Теоретической основой исследования были труды Л.И. Божович, И.В. Вачкова, Л.С. Выготского, А.И. Никифорова, В.Я. Пропп, Д.Ю. Соколова, П.И. Яничева.
Эмпирические методы: беседы, тестирование. В исследовании использовалась методика Ушаковой О.С., Струниной Е.М.
- Исследование лексического строя речи.
- Исследование грамматического строя речи.
- Исследование словаря и навыков словообразования.
Методы качественной, количественной обработки результатов и графического анализа данных.
Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей речевого развития дошкольников, на основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для воспитателей.
Цель: Систематизировать каталог игр по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей с рекомендациями по его внедрению в практику педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: индивидуальные особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: каталог игр по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по обеспечению речевого развития.
2. Сформировать каталог дидактических игр по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Предложить рекомендации по внедрению в практику педагогов дошкольной образовательной организации каталога дидактических игр, направленного на обеспечение речевого развития с учетом индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Проектная идея - предполагается, что каталог дидактических игр с рекомендациями по его внедрению в практику педагогов дошкольной образовательной организации будет способствовать обеспечению индивидуального подхода к речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была ориентирована на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого -педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:
1. К пяти годам словарный запас превышает 2500 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. Речь становится сложнее, разнообразней, точнее и богаче по содержанию, появляться сложноподчинённые предложения, союзы и предлоги, обобщающие слова. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качества предметов.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч - вместо «красный» мяч.
Появляются абстрактные понятия, как счастье, нежность, справедливость, любовь, значение которых малыш хочет понять.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Ребята активно вступают в разговор, могут участвовать в беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.
2. Для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности. Необходимо заинтересовывать деток доступностью и увлекательностью материала, а также эмоционально положительной атмосферой занятия.
3. Игровая деятельность является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в процессе игровой деятельности помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
С целью изучения особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста было проведено эмпирическое исследование по методике Ушаковой О.В, Стуниной Е.М. В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста (4-5 лет), в количестве 10 человек.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что для большинства детей среднего дошкольного возраста характерен преимущественно средний и низкий уровень развития речи.
С целью развития речи детей среднего дошкольного возраста был разработан каталог дидактических игр с учетом индивидуальных особенностей речи с рекомендациями по внедрению в практику педагога.



1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань: Татарское книжное издательство. 1980. 219 с.
3. Ковалева А.С. Роль индивидуализации в образовательном процессе // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2017. № 36. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32811950_53280312.pdf(дата обращения: 23.10.2018).
4. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 19-23.
5. Кутузов А.В. Сущность индивидуализации образования в
современной школе // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-individualizatsii-
obrazovaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 23.10.2018).
6. Романова О.В. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы // Traektoria Nauki = Path of Science. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/individualizatsiya- obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-sovremennoy-obscheobrazovatelnoy- shkoly(дата обращения: 23.10.2018).
7. Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 8.
8. Дьячковская В. М., Осипова О. П. Индивидуализация в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017.
9. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Издательство: Просвещение. 2015.
10. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебное методическое пособие. М.: МИРОС. 2001.
11. Бумаженко Н.И. Учебно-методическое пособие. Витебск: УО Б «ВГУ им. П.М. Машерова». 2010. 115 с.
12. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер. 2013. 464 с.
13. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 1981, 80 с.
14. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Просвещение. 1963. 98с.
15. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С.76 - 78.
16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2001. 416 с.
17. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 1983. 96 с.
18. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: книга для воспитателя детского сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение. 1993. 92c.
19. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение. 1982. 96 с.
20. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. М.: Эксмо, 2013. 48 с.
21. Гончарова К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 154 с.
22. Жукова Н.С. Развитие речи: в зоопарке. М.: Эксмо, 2015. 240 с.
23. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя. М.: Эксмо, 2016. 320 с.
24. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы. СПб.: Речь, 2012. 144 c.
25. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. М.: Владос, 2016. 119 c.
26. Липин С.В., Полещук И.В. Развитие речи. М.: Эксмо, 2017. 222 c.
27. Матвеева А.С., Яковлева Н.Н. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет. М.: АСТ, 2017. 336 c.
28. Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие. М.: ЦПО, 2009. 96 c.
29. Пятница Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах. Ростов -на- Дону: Феникс, 2016. 141 c.
30. Рудик О.С. Развитие речи детей 4 -5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2009. 192 c.
31. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М.: Эксмо, 2017. 240 c.
32. Трясорукова Т.П. Развитие речи. Ростов -на-Дону: Феникс, 2019. 224 с.
33. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2009. 376 с.
34. Гербова В.В., Казакова Р. Г. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 2012. 224 с.
35. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Издательство Казанского университета, 2008. 224 с.
36. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 112 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ