Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности религиозного сознания студентов российского исламского института (Российский исламский институт)

Работа №154187

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

религиоведение

Объем работы30
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирических исследований.
База исследования: Российско-исламский университет и Казанско-исламского институт.
Выборка: 70 студентов I–IV курсов в возрасте 18–26 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ 6
1.1 Структура, уровни и критерии религиозного сознания 6
1.2. Вера, как центральный элемент религиозного сознания мусульманина 8
1.3.Аспекты, влияющие на религиозное сознание современной молодежи 11
Выводы по первой главе. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1.Социологический метод исследования религиозного сознания. 16
2.2. Опытно-экспериментальные данные результатов исследования религиозного сознания студентов Российского исламского института 18
Выводы по второй главе. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 29

Актуальность. Трансформация молодежного религиозного сознания становится предметом особого интереса российских и зарубежных ученых. В отношении ряда феноменов обнаруживается близость интересов российских и зарубежных авторов. С одной стороны, ученых беспокоят нравственные ценности молодежи постсекулярного общества, с другой – рост религиозного фундаментализма в ряде молодежных сообществ.
Проблема соотношения научного и религиозного сознания является предметом активного изучения как ученых, так и теологов. Большое внимание уделено проблеме соотношения веры и знания в русской философии Н. А. Бердяевым, В. С. Соловьевым, П. Флоренским, С. Л. Франком.
Сегодня христианские и мусульманские теологи пытаются доказать, что открываемые научные факты свидетельствуют о полном соответствии Библии и Корана современным научным открытиям. Ряд последователей религии: О. Н. Забе-гайло, Э. Светлов, пытаются доказать, что божественное откровение невозможно объяснить наукой.
Согласно М. О. Шахову, в гносеологическом плане нельзя говорить о противоположности веры и знания.
Аналогичную точку зрения высказывает Д. И. Дубровский, который считает, что понятие веры можно логически четко противопоставить не понятию знания, а понятию неверия.
Существуют различные исследования, посвященные отдельным аспектам религиозного сознания, однако особенностям трансформации религиозного сознания мусульманской молодёжи уделено недостаточное внимание.
Цель исследования: исследовать социологические и культурологические факторы, влияющие на религиозное сознания мусульманской молодежи (студентов Российского исламского института).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты религиозного сознания, его структуру, уровни, критерии и типы.
2. Рассмотреть понятие веры, как центральный элемент религиозного сознания мусульманина.
3. Выявить факторы, определяющие религиозное сознание студентов Российского исламского института.
4. Провести социологический опрос на определение мотивов соблюдения религиозной практики Российского исламского института.
Объект исследования: религиозного сознание студентов Российского исламского института.
Предмет исследования: факторы религиозного сознания личности.
Методология исследования: общенаучные (количественный и качественный анализ), психологические (анкетирование, работа с психологическими методиками и опросниками), теологические (связанные с изучением Корана, Сунны, ханафитского масхаба, работ исламских ученых).
Источниковая база исследования: Коран, Сунна, богословские тру-ды, исламская литература, научные труды по психологии, исламской психо-логии, изучению души.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема сущности религиозного сознания разрабатывалась в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей, как философов, так и представителей других наук: религиоведения, психологии, политологии, этнологии, социологии.
Вопросы сущности, содержания и типологии религиозного сознания, его места в структуре общественного сознания были отражены в трудах отечественных философов: Ю.Ф. Борункова , Е.3. Волчек , А.Я. Кожурина , С.Э. Крапивенского , Б. А. Лобовика , И. Н. Яблокова и др. Вера в сверхъестественное стала предметом анализа в работах Э. Дюркгейма, М. Элиаде , И. Н. Яблокова . Проблеме религиозной веры большое внимание уделили Н. А. Бердяев , И. А. Ильин, В. С. Соловьев , С. Л. Франк и др. Уровни религиозного сознания освещены в трудах М. Вебера , А.А. Ворошиловой , Ю. Ф. Борункова. Психологическая сторона религиозного сознания исследована 3. Фрейдом, Э. Фроммом , К. Г. Юнгом .
Теоретическая и практическая значимость: Теоретической значимостью является то, что изучены теоретические аспекты религиозного сознания, его структура, уровни, критерии и типы.
На материалы эмпирического исследования можно опираться при разработке мероприятий воспитательного характера.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, включающего в себя разработанный опрос.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе раскрываются теоретические аспекты религиозного сознания: структура, уровни и критерии религиозного сознания.
Рассматриваются социологические и культурологические аспекты, влияющие на развитие религиозного сознания. Акцентируется внимание на феномене веры, являющейся центральным элементом религиозного сознания мусульманина, приводится анализ понятий иман, ислам и ихсан.
Указывается, что любое религиозное представление о мире строится на противопоставлении сакрального (высшего, скрытого) и профанного (земного, явного); что религиозная вера предполагает убежденность в истинности представлений, взглядов, догматов, священных текстов.
Приводятся типы религиозного сознания: религиозно-подобное сознание, отражающее сущность современного состояния религиозного сознания,
Как следствие религиозное сознание современных верующих вынужденно эволюционирует, приобретая ранее несвойственные ему черты, выходящие за рамки традиционного его понимания.
Психологические методы изучения религиозного сознания ориентиро-ваны на изучение психологических сторон религиозного сознания и объяс-няют его с точки зрения психологических теорий.
Религиозное сознание рассматривается как психический феномен.
Психологию религии интересует субъективная сторона религиозного сознания: религиозные переживания, религиозные чувства; индивидуальный и коллективный религиозный опыт; когнитивные, аффективные и волевые со-ставляющие внутреннего мира верующего человека; уровни религиозности; религиозные ценности и мотивации; особенности религиозного поведения.
Психологические теории и методы анализа религиозного сознания позволя-ют сделать вывод, что источник религии находится не в окружающем чело-века мире, а во внутреннем мире человека, в его эмоционально-волевой сфе-ре; выявить психологические закономерности возникновения, развития, функционирования религиозного сознания.
В ходе эксперимента был проведен социологический опрос, где было выявлены:
-понятие и критерии верующего/религиозного человека;
-источник религиозные знания;
-влияние СМИ на формирование религиозного сознания;
- мотивы религиозной практики.



1. Аляутдинов Ш.Р. Священный Коран. Смыслы Т.1 / Ш.Р. Аляутдинов. – М.: Диля, 2017. – 670 с.

Литература
2. Бердяев Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. – М.: Правда, 1989. – 608 с.
3. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания / Ю.Ф. Борунков. – М.: Мысль, 1971. – 176 с.
4. Бурлуцкая Е.В. Особенности эволюции религиозного сознания / Е.В. Бурлуцкая // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2018. – №1. – С.11-14.
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – M.: Прогресс, 1990. – 352 c.
6. Волчек Е. 3. Философия / Е.3. Волчек.– Минск: Экоперспектива, 1999. – 342 c.
7. Ворошилова A. A. Религиозное сознание и способы его существования: Дис.канд.философ.наук / A. A. Ворошилова. – Красноярск, 2002. – 141с.-Диссертация.
8. Гавриленков А.Ф. Структура религиозного сознания и его трансформация / А.Ф. Гавриленков // Вестник МГУКИ: Теория культуры. – 2008. – №6. – С. 47-48.
9. Крапивенский С. Э. Социальная философия / С. Э. Крапивенский. – Волгоград: Волгоградского государственного университета, 2000. – 320 с.
10. Лобовик Б. А. Религиозное сознание и его особенности / Б. А. Лобовик. – Киев: Наук, думка, 1986. –248 с.
11. Митягина Е.В. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе / Е.В. Митягина Н.С. Долгополова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2009. – № 3.– С. 53-59.
12. Пудовкина И.М. Интернет как канал влияния на формирование религиозного сознания / И.М. Пудовкина // Дискуссия Журнал научных публикаций Социологические науки. – 2017. – №1. – С. 68-73.
1. Пудовкина И.М. Теоретические обоснования типов религиозного сознания как полисемантического понятия / И.М. Пудовкина //Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2017. – № 2. – С. 109-115.
13. Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2-х т. Т.2 / В. С. Соловьев. – М.: Правда, 1989. – 822 с.
14. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – М.: ACT, 2000. – 448 с.
15. Элиаде M. Священное и мирское: Миф о вечном возвращении / M. Элиаде. – M.: Ладомир,1989. – 414 с.
16. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы / К. Г. Юнг. – М.: Академический проект, 2009. – 302 с.
17. Яблоков И. Н. Философия религии / И. Н. Яблоков. – M.: РАГС, 2007. – 244 с.
Электронные ресурсы
1. Марина Севастьянова. Клиповое сознание: что это такое и как с этим жить. [Электронный ресурс]. URL: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/klipovoe-soznanie-chto-eto-takoe-i-kak-s-etim-zhit/ (дата обращения: 10.02.2021).
2. Квазирелигия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Квазирелигия (дата обращения: 20.02.2021).
3. Ибн Касир [Электронный ресурс]. URL: https://quran-online.ru/49:14 (дата обращения: 5.03.2021).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ