Введение 7
Глава 1. Теоретические основы разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг 12
1.1. Понятие «образовательная услуга» и ее классификация 12
1.2. Дополнительные образовательные услуги и особенности их разработки20
1.3. Специфика продвижения дополнительных образовательных услуг в
образовательной организации 29
Глава 2. Анализ реализации системы дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3» 40
2.1. Общая характеристика образовательной организации 40
2.2. Анализ системы разработки и продвижения дополнительных
образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3» 48
2.3. Определение проблем в области разработки и продвижения
дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3» .... 55
Глава 3. Разработка моделей проекта, направленных на оптимизацию формирования системы разработки и продвижения дополнительных
образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3» 67
3.1. Мероприятия в области разработки и продвижения дополнительных
образовательных услуг в МБОУ СОШ №3 г. Ужур 67
3.2. Определение социально-экономической эффективности от
предложенных мероприятий 75
Заключение 83
Список использованной литературы 87
Приложение А 103
Уровень образования человека всегда является одним из главных критериев его успешности и возможности личностного и профессионального развития. И наряду с образовательной организацией и комплексом образовательных услуг, которые предоставляются в ней, немаловажную роль в системе развития человека играет также и комплекс дополнительного образования, которое он получил.
Современный мир не стоит на месте: все стремительнее в нашу жизнь входят новые технологии, требующие новых знаний и навыков. И если система общего образования не всегда успевает за столь активным развитием жизни, то дополнительные образовательные услуги дают возможность восполнить данный пробел. В частности, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [1].
Как отмечают Л.В. Шинкарева, А.А. Воробьева, «ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени» [147, с.92].
Кроме того, нельзя забывать и о том, что грамотно выстроенная система дополнительного образования, предлагающая ученикам те направления, которые для них наиболее интересны, повышает образовательный уровень учащийся, как следствие повышается рейтинг образовательного учреждения среди других.
Однако для того, чтобы дополнительные образовательные услуги, действительно, помогали человеку в его совершенствовании, они, в первую очередь, должны совпадать с его интересами, а во-вторых, должны быть доступны ему. Таким образом, в решение вопросов дополнительного образования важное место отводится таким проблемам, как разработка и продвижение дополнительных образовательных услуг.
Здесь нельзя не согласиться с мнением Т.А. Петревич о том, что «для того чтобы успешно реализовать образовательные услуги необходимо провести комплекс мер по их маркетингу. Грамотно проведенный маркетинг позволяет выявить потенциальных потребителей услуг, довести до потребителей информацию о содержании и качестве предполагаемых услуг» [116].
Сегодня можно говорить о серьезных изменениях в сфере образования. За последние годы сложился и продолжает активно развиваться рынок образовательных услуг. В этой сфере стали действовать законы рыночной экономики, появилась конкурентная среда, существенно изменились требования и ожидания целевых аудиторий. Все эти факторы диктуют необходимость организации и ведения маркетинговой и рекламной деятельности образовательными учреждениями. С каждым годом возрастает потребность учебных заведений в создании специальных отделов, занимающихся вопросами развития и продвижения образовательных услуг [134, с.3].
Исходя из всего вышесказанного данная тема является актуальной.
Однако в настоящее время, несмотря на необходимость развития маркетинговой деятельности в области продвижения образовательных услуг, руководство многих образовательных учреждений не владеет необходимым комплексом знаний и навыков в этой области. Кроме того, многие руководители, находясь на государственном финансировании и выполняя государственный заказ на образование, отраженных в учебных планах, попросту не видят необходимости в реализации продвижении дополнительных образовательных услуг.
Данные противоречия предопределили выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: несмотря на диктуемую современными реалиями необходимость развития системы дополнительных образовательных услуг в учебных заведениях, руководство многих из них не владеет необходимыми знаниями и методологической базой в области формирования системы разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг.
Цель исследования: провести анализ управления системой продвижения дополнительных образовательных услуг и разработать программу их продвижения в образовательной организации.
Объект исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа №3».
Предмет исследования: провести анализ управления системой продвижения дополнительных образовательных услуг и разработать программу их продвижения в образовательной организации.
Гипотеза исследования: реализация и продвижение дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении будут наиболее действенными, если
- выявить основные проблемы в области разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3»;
- определить основные условия формирование системы разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг в образовательной организации;
- разработать конкретные рекомендации, направленные на оптимизацию формирования системы разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3».
Задачи исследования:
- представить теоретические основы разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг в образовательной организации;
- провести анализ реализации системы дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3»;
- определить направления совершенствования управлением системой дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3»;
- определить социально-экономическую эффективность от предложенных мероприятий.
Методы исследования: Системный анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и классификация, интервьюирование и анкетирование, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Результаты работы заключаются в том, что здесь подробно рассмотрены теоретические основы разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг, дано всестороннее определение понятий «образовательная услуга» и «дополнительная образовательная услуга», проведен анализ уровня разработанности и продвижения дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3», даны конкретные рекомендации в области разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг анализируемой организации и определена их социально-экономическая целесообразность и эффективность.
Новизна исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций, направленных на повышение социально-экономической эффективности реализации и продвижения дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Ужурская СОШ №3», исходя из имеющихся проблем образовательного учреждения в данной области.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что в его рамках была внедрена и апробирована система разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг в образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования явилось МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа №3».
По результатам работы опубликовано 3 статьи: «Гранты как форма безвозмездного финансирования деятельности некоммерческих организаций», «Формирование системы разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг в образовательной организации», «Рекомендации в области разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг в образовательной организации».
Таким образом, проведенное в рамках написания настоящей диссертационной работы исследование позволило нами прийти к следующим выводам.
Согласно Положением о платных дополнительных образовательных услугах, в настоящее время перед дополнительными образовательными услугами МБОУ «Ужурская СОШ №3» поставлены следующие задачи:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения, адресное сопровождение детей «группы риска»;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграция в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление физического и психического здоровья.
Поставленные задачи решались путем составления специальных модифицированных программ в 2017 - 2018 учебном году.
Сеть дополнительного образования в 2017 - 2018 учебном году была определена следующими направлениями:
- художественно-эстетическое: вокально-хоровая студия «Глория», «Азбука шитья», «Литературная гостиная», «Красочный мир»;
- научно-техническое: дистанционная математическая школа;
- физкультурно-спортивное: каратэ-до, волейбол, баскетбол;
- социально-педагогическое: пресс-центр «Минуточку».
Несмотря на достаточный уровень сформированности дополнительных образовательных услуг, реализуемых на базе МБОУ СОШ №3 г. Ужур имеют место определенные проблемы в области сформированности и продвижения данных видов услуг, в частности:
- отсутствие потребности в имеющихся дополнительных образовательных услугах со стороны самих школьников: в сферу интересов опрошенных практически не всходят те дополнительные услуги, что предлагаются на базе анализируемого образовательного учреждения. Отсюда вполне закономерно вытекает проблема слабой загруженности предлагаемых секций;
- отсутствие необходимых кадров для предоставления дополнительных образовательных услуг, а также слабая мотивированность на организацию дополнительных услуги и загруженность преподавательского состава, отсутствие инициативности педагогов в вопросах организации дополнительных образовательных услуг;
- недостаточная материально-техническая база для реализации наиболее востребованных дополнительных образовательных услуг;
- недостаточная работа в области продвижения предлагаемых школой дополнительных образовательных услуг;
- загруженность директора, как следствие, удаление недостаточного внимания вопросам дополнительного образования.
Среди наиболее действенных рекомендаций, направленных на оптимизацию формирования системы разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг в МБОУ СОШ №3 г. Ужур считаем целесообразным отметить следующие:
Организация «Совета дополнительного образования», в чью компетенцию бы входило решение следующих вопросов:
- изучение потребностей со стороны школьников в дополнительных образовательных услугах;
- поиск педагогических кадров, способных удовлетворить имеющие потребности;
- поиск возможностей материального обеспечения дополнительных образовательных услуг (например, получение грантов, поиск спонсоров, организация платных дополнительных образовательных услуг);
- работа в области продвижения предлагаемых дополнительных образовательных услуг (поиск и разработка наиболее целесообразной системы продвижения);
- разработка системы мотивации педагогов на организацию
дополнительных образовательных услуг.
Разработка и внедрение системы материального и морального стимулирования педагогов школы, как следствие, появление у них потенциала и желания работать в области дополнительного образования.
Разработка системы продвижения дополнительных образовательных услуг школы посредствам социальной сети ВКонтакте.
Эффективность представленных мероприятий в области разработки и продвижения дополнительных образовательных услуг в МБОУ СОШ №3 г. Ужур заключается в следующем:
- во-первых, грамотно разработанная, в соответствии с требованиями и интересами детей, программа дополнительного образования позволит привлечь на дополнительные занятия не только учеников МБОУ СОШ №3, но и охватить всех детей города. Это, с одной стороны, поможет детям найти себя в интересном хобби, как следствие, отвлечься от праздного времяпровождения и, возможно, даже хулиганства;
- во-вторых, реализация программы дополнительного образования - это также и возможность педагогам школы отойти от занятий, предусмотренных учебным планом, и реализовать себя в дополнительной образовательной деятельности. Кроме того, работа в сфере дополнительных образовательных услуг для педагогов - это также дополнительная материальная мотивация;
- в-третьих, предложенные мероприятия будут способствовать повышению рейтинга школы среди других образовательных организаций города;
- в-четвертых, по предварительным подсчетам, дополнительные услуги, предоставляемые МБОУ СОШ №3 г. Ужур, позволят школе получать ежемесячный доход в сумме 168 тыс. рублей. Соответственно, в год данная сумма составит 2016 тыс. руб. (при организации 7 кружков наполняемостью примерно по 15 человек и цене услуг - 1,6 тыс. рублей в месяц с человека (при посещении 2 раза в неделю занятий и цене занятий - 200 рублей)).
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru/
2. Абдулкеримов, И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг [Текст] / И.З. Абдулкеримов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2 (28). - С. 286-292.
3. Абчук, В.А. Менеджмент для педагогических специальностей [Текст] / В.А. Абчук, А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2017. - 208 с.
4. Авсянников, Н.М. Маркетинг в образовании [Текст] / Н.М. Авсянников. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. - 631 c.
5. Алексеев, В.М. Конституционные принципы получения образования [Текст] / В.М. Алексеев // Политика, государство и право. - 2016. - № 7 (55). - С. 9-12.
6. Алексеев В.М. Формальные различия получения основного и дополнительного образования [Текст] / В.М. Алексеев // Символ науки. - 2016. - № 11-2 (23). - С. 84-86.
7. Алексеев, Д.И. Менеджмент качества и качество менеджмента - европейский опыт [Текст] / Д.И.Алексеев, К.М.Рахлин // Все о качестве. Зарубежный опыт. Искусство управлять. - 2014. - №2. - С. 3-27.
8. Алексеева, М.С. Анахронизмы высшего и дополнительного профессионального образования [Текст] / М.С. Алексеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 9-1. - С. 175-177.
9. Алешина, И.В. Маркетинг для менеджеров [Текст] / И. В. Алешина. - М.: Изд-во: ФАИР-ПРЕСС 2003. - 456 с.
10. Андреев, С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект [Текст]/ С. Н. Андреев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017.- № 4.-С. 105-108.
11. Анисовец, Т.А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) [Текст] / Т.А. Анисовец. - СПб.: НИУ ВШЭ, 2012. - 180 с.
12. Антаев Ж.Т. Менеджмент в системе образования. Учебно-методическое пособие [Текст] / Ж.Т. Антаев, Ж.Н. Жумабаева. - Костанай: КГПИ, 2017. - 98 с.
13. Арасланов, Т.Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения [Текст] / Т. Н. Арасланов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 2. -С 105-108.
14. Артыкбаева, С.Ж. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования (Обзор литературы) [Текст] / С.Ж. Артыкбаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 43-47.
15. Балыхин, Г.А. Управление развитием образования:
организационно-экономический аспект [Текст] / Г.А. Балыхина. - М.:
Экономика, 2013. - 42 с.
16. Банслова, В.Б. Особенности образовательных услуг как процесса и анализ мотивации потребителей на рынке образовательных услуг [Текст] / В.Б. Банслова. - СПб.: ИПК СПбГИЭА, 2009. - 213 с.
17. Баталова, О.С. Специфика маркетинговых коммуникаций на рынке образовательных услуг [Текст] / О. С. Баталова // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 110-114.
18. Баталова, О.С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза [Текст] / О.С. Баталова. - М.: РИОР, 2011. - С. 7-12.
19. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям [Текст] / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.
20. Беденко, Н.Н. Региональный рынок образовательных услуг: отдельные проблемы [Текст] / Н.Н. Беденко // Креативная экономика. - 2011. - № 7 (55). - С. 99-104.
21. Бельских, И.Е. Экономические реалии образования [Текст] / И.Е. Бельских, О.Е. Бельских // ЭКО. - 2016. - №1. - С.157-159.
22. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в современных условиях [Текст] / В.А. Березина // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2012. - № 3. - С. 17-19.
23. Березина, В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования [Текст]: Учебно-метод. пособие / В.Ф. Березина. - М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 512с.
24. Блиновских, А.С. Маркетинг образовательных услуг [Текст] /
А.С. Блиновских, Н.Е. Эрганова - Екатеринбург: УРГППУ, 2018. - 121 с.
25. Богачков, Ю.Н. Маркетинг и менеджмент в образовании [Текст] / Ю.Н. Богачко // Образовательные технологии. - 2014. - № 2. - С. 66-79.
26. Богданова, Э. Н. Эффективность развития рынка образовательных услуг [Текст] / Э.Н. Богданова // Управление экономическими системами. - 2012. - № 6. - С.22-26.
27. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов // Педагогика. - 2013. - №10. - С. 8-14.
28. Большакова, З.М. (отв. ред.) Актуальные проблемы образовательного менеджмента. Коллективная монография [Текст] / З.М. Большакова. - Челябинск: Цицеро, 2017. - 144 с.
29. Борисова, Н. Российское образование в системе рыночных отношений [Текст] / Н.Борисова // Труды российских ученых.- 2008.- №3. - С.7-11.
30. Буйлова, Л.Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» [Текст] / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 930-937.
31. Бурцева, Т.А. Управление маркетингом [Текст] / Т.А. Бурцева,
В.С. Сизов О.А. Цень. - М.: Экономистъ, 2015. - 223 с.
32. Бухарова, Г. Д. Маркетинг в образовании [Текст] / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Academia, 2010. - 208 c.
33. Вагина, Л.А. Педагогические советы: актуальные проблемы школы, современные педагогические технологии [Текст] / Л.А. Вагина. - Вып.2 - Волгоград: Учитель, 2017. - С.12.
34. Вайсблад, Б.И. Анализ и управление эффективностью бизнеса образовательных услуг [Текст] / Б.И. Вайсблад, И.Б. Удалова // Современные проблемы науки, образования и производства. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции 19.04.2008 Университет Российской академии образования, Нижегородский филиал. - Нижний Новгород, 2008. - С. 126-127.
35. Валиев, Ш.З. Управление образовательным комплексом непрерывного профессионального образования [Текст] / Ш.З. Валиев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017. - С. 39-41.
36. Ванькина, И.В. Маркетинг образования [Текст] / И. В. Ванькина. - М.: Университетская книга, 2011. - 395 с.
37. Ванькина, И.В. Маркетинг образования [Текст]: учебное пособие / И.В. Ванькина, А.П. Егоршин, В.И. Кучеренко. - М.: Университетская книга; Логос, 2017. - 336 с.
38. Верба, И.А. Внешкольная работа [Текст] / И. А. Верба // Дополнительное образование. - 2011. - № 7. - С.8.
39. Вербицкая, Н.О. Стратегическое управление образовательным учреждением [Текст] / Н.О. Вербицкая, Ю.С. Бродский, Е.В. Крупнова - Екатеринбург: Изд-во Дом Учителя, 2016. - 138 с.
40. Вершинин, С.И. Управление проектами в образовании [Текст] /
С.И. Вершинин. - М.: Центр новых технологий, 2017. - 39 с.
41. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономист, 2013. - 528 с.
42. Ганаева, Е.А. Маркетинг дополнительного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Ганаева. - М.: Издательство МГОУ,
2014. - 118 с.
43. Геворкян, Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации [Текст] / Е.Н. Геворкян. - М.: Маркет ДС, 2012. - 112 с.
44. Глоссарий (к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pandia.ru/text/79/221/72760. php
45. Голодок, Д.А. Особенности и функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования [Текст] / Д.А. Голодок // Инновационная наука. - 2016. - № 11-2. - С. 163- 166.
46. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании [Текст] / М.А. Гончарова. - М.: КноРус, 2018. - 481 c.
47. Горский, В.А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей [Текст] / В.А. Горский, А.Я. Журкина // Дополнительное образование. - 2017. - № 2. - С. 6 - 11.
48. Григораш, В.В. Образовательный маркетинг - новая функция управления учебным заведением [Текст] / В.В. Григораш // Все для администратора школы. - 2014. - № 4. - С. 7- 30.
49. Губина, О.Н. Современные низкозатратные интернет-технологии продвижения образовательных услуг [Текст] / О.Н. Губина // Сервис plus -
2015. - №1 (33). - С.26-29.
50. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. В. Гузеев. - 4 - е изд., спр. и доп. - М. : Народное образование, 2009. - 268 с.
51. Гусаров, В.И. Государственно-общественное образование [Текст] / В.И. Гусаров. - Самара: Изд-во НТЦ, 2016. - 420 с.
52. Гусарова, Е.Н. Современные педагогические технологии [Текст] / Е.Н. Гусарова. - М.: АПК и ПРО, 2014. - 223 с.
53. Данилов, Н.В. Природа образовательной услуги [Текст] / Н.В. Данилов // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - №7. - С.18-23.
54. Долятовский, В.А. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг [Текст] / В.А. Долятовский, О.А. Мазур. - Ростов-на-Дону: РГЭУНИЭУП, 2016. - С. 21-26.
55. Дополнительное образование В 2 ч. Ч. 1. сборник нормативных документов (2009-2012) [Текст] / В. А. Березина. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 106 с.
56. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие / под ред. О. Е. Куркина. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 256 с.
57. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития [Текст]: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 135 с.
58. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. Б. Евладова. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 352 с.
59. Ермолович, М.М. Менеджмент системы образования. Курс лекций [Текст] / М.М. Ермолович. - Минск: БГУ, 2018. - 61 с.
60. Ефимов, К. PR в системе дополнительного образования [Текст] / К. Ефимов // Дополнительное образование. - 2015. - №5. - С. 8-11.
61. Завалько, Н.А. Проблемы маркетинга образования в аспекте продвижения образовательных услуг [Текст] / Н.А. Завалько // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2016. - №3. - С. 119-123.
62. Затепякин, О.А. Экономическая природа образовательного
продукта [Текст] / О.А. Затепякин // Экономика эффективность организации производства: еборник мат-лов VIII Междунар. науч.-техн. конф. - Брянск: Брянская государственная инженерно-технологическая академия, 2018. -
С.328-330.
63. Захарова, И.В. Маркетинг образовательных услуг [Текст] / И.В. Захарова. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 170 с.
64. Захарова, И.В. Образовательные услуги в России: проблемы качества и сбыта [Текст] / И.В. Захарова // Стратегия качества в промышленности и образовании. Материалы III Международной конференции 1-8.06 2017 г. - Варна, Болгария. - Том 2. - 2017. - С.140-142.
65. Захарова, И.В. Тенденции рынка образовательных услуг Росси [Текст] / И.В. Захарова // Современные проблемы науки, образования и производства. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции 19.04.2018 / Университет Российской академии образования, Нижегородский филиал. - Нижний Новгород, 2018. - С.72-76.
66. Захарова, И.В. Экономические механизмы управления качеством в образовании [Текст] / И.В. Захарова // Стратегия качества в промышленности и образовании. Материалы IV Международной конференции. - Т.1. - 2018. - Варна, Болгария. - С.221-224.
67. Интеграция общего и дополнительного образования [Текст]: практическое пособие / Под. ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Зоютаревой, С.А.Паладьева. - М.: АРКТИ, 2016. - 296 с.
68. Ипатов, Ю.М. Состояние рынка образовательных услуг в современной России (экономический аспект) [Текст] / Ю.М. Ипатов // Человек и образование. - 2010. - №4. - С. 39-43.
69. Каверина, Е.А. Организация рекламной деятельности вуза [Текст]: учебное пособие / Е.А. Каверина. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. - 184 с.
70. Как продвигать образовательные услуги? [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/4640-prodvigat-
obrazovatelnye-uslugi
71. Калышенко, В.Н. Основы маркетинга услуг [Текст]: учеб.
пособие / В.Н. Калышенко. - Самара: Изд. СГЭА, 2015. - 92 с.
72. Калюжнова, Н.Я. Маркетинг: общий курс [Текст] / Н.Я.
Калюжнова. - М.: Омега-Л, 2016. - 476 с.
73. Каменский, А. М. Программа развития образовательного
учреждения: новые подходы к составлению и реализации. [Текст] / А.М. Каменский // Завуч. - 2016. - № 6. - С. 73.
74. Капитонова, Т.А. Менеджмент в образовании [Текст] / Т.А. Капитонова, С.В. Лебедева. - Саратов: УЦ «Новые технологии в образовании», 2017. - 124 с.
75. Ковалева, Н.В. Спрос и предложение на рынке дополнительного профессионального образования [Текст] / Н.В. Ковалева, Д.Р. Бородина, Л.Э. Ковалева // Дополнительное профессиональное образование в стране и в мире. - 2013. - №6(6). - С.42-48.
76. Козырьков, Р.В. К вопросу о специфике экономических отношений на рынке образовательных услуг [Текст] / Р.В. Козырьков // Проблемы современной экономики. - 2011. - №2. - С.23-25.
77. Король, А.Н. Образовательные услуги военного вуза: сущность, классификация, особенности [Текст] / А.Н. Король, Г.В. Ампилогов // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 159-166.
78. Коротков, Э.М. Управление качеством образования [Текст]: учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков - М.: Академический Проект: Мир, 2016. - 320 с.
79. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]/ Ф. Котлер, Г. Армстронг - М.: Экзамен, 2003. -- 1200 с.
80. Кошкарева, Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации: монография [Текст] / Н.В. Кошкарева. - Красноярск: Изд-во Сиб. гос. технолог. ун-та, 2016. - 120 с.
81. Ксенофонтова, О.Л. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект [Текст] / О.Л. Ксенофонтова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2016. - № 2. - С. 45-49.
82. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст] / О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.
83. Куркин Е. Б. Управление образованием в условиях рынка [Текст]: учеб. пособие / Е. Б. Куркина. - 3 - е изд., испр. и доп. - М. : Новая школа, 2007. - 153 с.
84. Ларионова, Д.С. Специфика PR-технологий в образовательной сфере [Текст] / Д.С. Ларионова. - М.: Наука, 2015. - 98 с.
85. Лашкова, Е.Г. Организация и проведение коммуникационных кампаний [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. -М.: Академия, 2014. - 272 с.
86. Лебедев, Ю.Д. Дополнительное образование [Текст]: учеб. пособие / Ю.Д. Лебедев. 3 - е изд., испр. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 204 с.
87. Лебедева, С.С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства [Текст] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 96 с.
88. Левчук, О.В. Особенности продвижения образовательных услуг [Электронный ресурс] / О.В. Левчук. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/08/osobennosti-prodvizheniya- obrazovatelnykh-uslug
89. Лукашенко, М. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг [Текст] / М. Лукашенко // Высшее образование в России. - 2012. - № 9. - С.25-28.
90. Макарова, Л. П. Программа развития: опыт работы
инновационного образовательного учреждения [Текст] / Л.П. Макарова, Е. Г. Гордияш - Волгоград: Учитель, 2018. - 266 с.
91. Малеин, В.М. Экономическая природа образовательной услуги как доверительного блага [Текст] / В.М. Малеин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 2. - С. 67-72.
92. Малиновская, О.П. Перспективы платных образовательных услуг [Текст] / О.П. Малиновская // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 39-43.
93. Малыхина, Л.Б. Концепция развития дополнительного образования детей [Текст] / Л.Б. Малыхина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С.7-15.
94. Мальцева, Т.И. Система управления персоналом
образовательного учреждения [Текст] / Т.И. Мальцева// Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2016. - С. 43-44.
95. Мамонтов, С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система [Текст] / С.А. Мамонтов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 2. - С. 12-15.
96. Маркетинг образовательных услуг [Текст]: учебное пособие / Н.А. Пашкус, В.Ю. Пашкус, М.П. Соловейкина, Л.В. Чебыкина / Под ред. Н.А. Пашкус. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2017. - 112 с.