Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этические беседы как метод формирования нравственных представлений у дошкольников

Работа №154170

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы39
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено тестирование дошкольников по нескольким методикам.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ.....3
1. Характеристика методик, исследующих формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста………….....5
2. Результаты диагностик, изучающих формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста……………10
3. Возможности этической беседы как метода формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста…………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...... 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 33
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………. 35


Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания дошкольников всегда была значительной в педагогике. Еще большую актуальность она получила в современном мире. В связи с социально-экономическими преобразованиями в стране наблюдается преобладание вещественных ценностей над нравственными. В обществе доминирует эгоистичное поведение: люди проявляют безразличие к другим людям, отсутствует понимание и толерантность.
Начинать формирование нравственных представлений необходимо с детства. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом освоения нравственных норм, принципов и идеалов. Это обусловлено активными изменениями, происходящими в познавательном, эмоционально-волевом и умственном развитии дошкольников.
Дошкольный возраст – это время формирования основ нравственного самосознания, а также период обретения ребенком первых нравственных представлений. Именно в этом возрасте и под влиянием норм и требований общества закладывается нравственный фундамент – нравственные представления, качества и чувства, определяющие отношение ребенка к поступкам других людей и регулирующие собственное поведение.
Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих классиков русской и зарубежной педагогики: Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского и др., а также вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи: Е. А. Алябьева, О. С. Богданова, Р. С. Буре, И. А. Каиров, С. А. Козлова и др.
Многие современные ученые и педагоги отмечали большое влияние,
которое принадлежит этической беседе для становления личности ребенка. Этические беседы оказывают значимое влияние в формировании нравственных представлений дошкольников. Это объясняется их нравственной направленностью: в них раскрываются такие нравственные представления как дружба, доброта, честность и смелость, формируются представления о человеке, семье, дружбе.
Благодаря восприятию и пониманию этических бесед, конкретно, анализу поступков человека, литературных героев, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Это позволяет педагогам оказывать воспитательное влияние на детей.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: этические беседы как средство формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: обосновать возможности этических бесед, как метода формирования нравственных представлений у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать методики изучения сформированности нравственных представлений детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать результаты диагностик, изучающих сформированность нравственных представлений дошкольников.
3. Раскрыть возможности этической беседы как метода формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследовательской работы мы определили критерии сформированности нравственных представлений у младших дошкольников. Таковыми являются:
• знания дошкольников о нравственных нормах;
• нравственные чувства и переживания, нравственные отношения, проявление эмоциональных реакций по поводу нравственных и безнравственных поступков,
• нравственные привычки и поступки, реальное выполнение нравственных норм (стремление к оказанию действенной помощи, способность к установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, положительная направленность в поведении)
В ходе работы над проблемой исследования по формированию нравственных представлений дошкольников нами были подобраны методики изучения уровня сформированности нравственных представлений. Было определено, что тестирование в данном случает будет наиболее эффективным методом диагностики, поэтому нами были выбраны методика «Закончи историю» (Р.Р. Калининой), методика «Сюжетные картинки (Г.А. Урунтаевой, Ю. Афонькиной) и методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немова).
Диагностическое исследование уровня развития нравственных представлений детей дошкольного среди случайной выборки дошкольников в количестве 20 человек лишь 4 детей имеют высокий уровень сформированности нравственных представлений. Дети правильно называют нравственную норму, обосновывают свой выбор. Эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д. Во взаимодействии дети проявляют доброту, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность
Большинство детей – 11 человек (55% от выборки) имеют средний уровень сформированности нравственных представлений. Эти дети называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. Эмоциональные реакции адекватны ситуации, но выражены слабо. Во взаимодействии дети не всегда проявляют положительные нравственные качества.
5 старших дошкольников (25% от выборки) показали низкий уровень сформированности нравственных представлений. Дети либо неправильно не оценивают поступки людей, либо не дают оценку вообще. Эмоциональные реакции неадекватные. Во взаимодействии дети не проявляют положительные нравственные качества.
Далее нами было определено, что действенным методом формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста будут этические беседы. В ходе исследования мы определили возможности этических бесед в формировании нравственных представлений дошкольников и выявили, что этические беседы формируют моральные представления, оценки, развивают положительное отношение к нравственным поступкам героев литературных произведений, нравственным явлениям окружающей действительности и нормам поведения. Беседы вызывают у детей стремление следовать положительному примеру или нормам морали, и тем самым влияют на формирование нравственных представлений и мотивов, на закрепление нужных норм поведения. Это обуславливает известную нравственную самостоятельность детей.
Таким образом, в ходе исследования задачи решены, цель достигнута.



1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
2. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : методическое пособие / Р. С. Буре. – М. : Мозаика Синтез, 2011. – 63 с.
3. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2004. № 4. – С. 33–35.
4. Володина, В. Н. Современные подходы к нравственному воспитанию ребенка–дошкольника. Современное образование : актуальные вопросы, достижения, инновации / В. Н. Володина, Т. И. Ланцова. – Пенза : Наука и просвещение, 2018. – 274 с.
5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – М. : Детство-Пресс, 2016. – 243 с.
6. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. – М. : Просвещение, 2015. – 290 с.
7. Князева, Л. П. Этические беседы в детском саду / Л. П. Князева. – Пермь, 2000. – 196 с.
8. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире /
С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9 – С.32-35.
9. Колокольцева, М. А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников / М. А. Колокольцева. – М., 2019. – 130 c.
10. Куликовская, И. Э. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника / И. Э. Куликовская // Современные научные исследования. – 2011. – № 2. – С. 15-17.
11. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / под ред. Е. А. Аршавского. – М., 2013. – 160 с.
12. Марьенко, И. С. Основы процесса нравственного воспитания дошкольников / И. С. Марьенко. – М. : Просвещение, 2000. – 189 с.
13. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. – М. : Академия, 2014. – 200 с.
14. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание дошкольника / В. Г. Нечаева. –М. : Педагогика, 2014. – 192 с.
15. Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М. : Издательство Мозаика-Синтез, 2015. – 73 с.
16. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Сост. Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с.
17. Смирнова, Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников /
Е. О. Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 27-31.
18. Немов, Р. С. Психология. Книга 1 : Основы общей психологии / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2004. – 148 с.
19. Рахимов, А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов. – СПб., 2008. – 169 с.
20. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М. Г. Яновская. – СПб., 2003. – 413 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ