Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94482

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие нравственного воспитания в теории педагогики 7
1.2. Современные подходы к исследованию нравственного воспитания детей дошкольного возраста 22
1.3. Возможности метода этической беседы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 30
Выводы по первой главе 39
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Характеристика методик, исследующих формирование нравственных
представлений у детей дошкольного возраста 41
2.2. Изучение сформированности нравственных представлений у старших
дошкольников 44
2.3. Применение метода этической беседы в методической работе
воспитателя 54
2.4. Сравнительная характеристика результатов проведенного
исследования 61
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71


Актуальность темы исследования. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), программы дошкольного образования делают упор на становлении личности ребенка и организацию работы педагога с учетом индивидуальных особенностей. Одним из важнейших направлений дошкольного образования является нравственное воспитание. Его основой считается нравственность.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это деятельность воспитателя, целью которой является формирование у ребенка нравственных чувств, представлений об этике, привития норм и правил поведения, которые, в свою очередь, определяют их отношение к себе, к окружающим, природе, обществу.
К процессу нравственного развития дошкольников относят происходящие положительные качественные изменения в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей. Проводя анализ поступков, совершенных детьми в рамках детского сада и на улицах города, можно сделать вывод, что их главная цель, удовлетворение собственных потребностей, желаний, интересов, не учитывая при этом устремления других, или даже не подозревая о них. Научиться жить среди людей - этому должен научиться ребенок в детском саду.
В работах многих ученых была озвучена проблема процесса становления личности нравственно-развитой. Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, Т.А. Маркова установили, что наиболее благоприятным и сензитивным периодом для данного процесса является период дошкольного возраста.
В период старшего дошкольного возраста, нравственные привычки и навыки ребенка подлежат развитию на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. В это время важно организовать процесс воспитания, таким образом, чтоб у ребенка сформировалось осознанное поведение, основанное на нормах морали, на конкретных примерах дать разъяснение, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Таким образом, возникает необходимость организовать процесс нравственного просвещения воспитанников детского сада, сформировать у них основы нравственности и норм морали.
Формируя определенное нравственное качество, которое в дальнейшем будет характеризовать отношение дошкольника к обществу, к людям и самому себе, предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение детей. Для того чтоб данный процесс был успешным, важно использовать различные формы и методы нравственного воспитания, которые определяются общими методами дошкольного воспитания.
Этическую беседу можно отнести к одному из наиболее эффективных и важных методов формирования нравственных качеств. Ее цель - сформированная личность детей. В процессе применения данного метода происходит формирование важнейших качеств: чувство ответственности, доброта, честность, правдивость, дружба.
Исходя из этого, отмечается явное противоречие между богатым, накопленным теоретическим и практическим материалом нравственного воспитания и ситуацией, характеризующей недостаточное развитие и усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Этическая беседа как метод нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования этических бесед в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - этическая беседа как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Контингент исследования - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретический материал по проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности нравственных представлений, практических навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс этических бесед по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили работы по проблеме становления базиса нравственности личности следующих ученых: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, П.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова; материалы по изучению отдельных компонентов гуманных взаимоотношений Л. А. Пеньевской, А.М. Виноградовой; работы по проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников, авторами которых являются Л.П. Князева, Л.В. Коломийченко, Т.Б. Бабаева, Л.А. Стрелкова; исследования по проблеме использования этических бесед Л.П.Князевой, Е.В. Субботского.
Методы исследования: анализ теоретических источников, наблюдение, игра, беседа, эксперимент.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 31» г. Артемовский Свердловской области.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы этических бесед для использования воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями дошкольных образовательных учреждений с целью формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из двух глав, заключения, библиографического списка (53 источников).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нравственное развитие человека базируется на следующих терминах: мораль и нравственность. Эти термины рассматриваются как форма сознания, обеспечивающая, соблюдение индивидом норм, существующих в социуме, правил и принципов поведения.
Нравственные качества в человеке не врожденные, они приобретаются и закрепляются в сознании с детства путем нравственного воспитания.
Формирование нравственных качеств основывается на собственном опыте дошкольника и направлено на практику его взаимоотношений с окружающими его взрослыми и сверстниками, и происходит это в старшем дошкольном возрасте. Именно активное умственное развитие в старшем дошкольном возрасте способствует формированию основных нравственных качеств.
Известно, что у ребенка в дошкольном периоде восприимчивость к социальному воздействию находится на высоком уровне. Дети этого возраста уже проявляют самостоятельность, происходит процесс обогащения их социального опыта, появляются сложности в отношениях с окружающими. Это позволяет ему самостоятельно произвести самооценку и оценку своих действий, а так же оценить те черты, которые больше всего важны для окружающих, и от которых в большей степени зависит положение ребенка в группе. Так в повседневной жизни детского сада появляются новые возможности углубить и объяснить этические представления у детей.
Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания в детском саду является этическая беседа. В процессе беседы воспитатель опирается на жизненный опыт дошкольников. Этическая беседа обязательно должна соответствовать возрастным особенностям детей и нести в себе конкретную ситуацию для обсуждения. Также в беседе необходимо присутствие ситуации выбора и наличие связи с последующей деятельностью детей.
B проведенном исследовании на констатирующем этапе, был зафиксирован большой процент низкого уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На основе этого результата был разработан план занятий с элементами применения метода этических бесед. Работа велась планомерно и последовательно. В ходе работы были успешно решены ранее поставленные задачи. Расширялись и корректировались знания детей о положительных и отрицательных качествах людей, нравственности; дети узнали новые понятия и научились использовать их в повседневной жизни, анализировать себя и свое поведение.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.



1. Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход: учебное пособие для ВУЗов / Т. П. Авдулова. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е. А. Алябьева. - М.: Просвещение, 2003. - 128 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 286 с.
4. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. - 2004. - № 3. - С. 102-109.
5. Бениаминова, М. В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / М. В. Бениаминова. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
6. Березина, В.Г. Воспитание чудом [Текст] / В. Г. Березина // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс. - 2001. - №6. - С.54-63.
7. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / Л. Р.Болотина, Т. С.Комарова, С. П. Баранов. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.
8. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / Р. С.Буре. - М.: Мозаика Синтез, 2011. - 63 с.
9. Васильева-Гангнус, Л. П Азбука вежливости [Текст] / Л. П. Васильева-Гангнус. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.
10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др. // Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Деловая книга, 1984. - С. 65.
11. Володина, В. Н., Ланцова, Т. И. Современные подходы к
нравственному воспитанию ребенка-дошкольника. Современное
образование: актуальные вопросы, достижения, инновации [Текст] / В. Н. Володина, Т. И. Ланцова. - Пенза: Наука и просвещение, 2018. - С. 142-146.
12. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Академия, 2007. - 316 с.
13. Горбачева, В. А. Формирование поведения детей в детском саду [Текст] / В. А. Горбачева. - М.: АПН РСФСР, 1957. - 160 с.
14. Гузенко, О. А., Дьяченко В.Ю., Бобрышева И.В.
Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников [Текст] / О. А. Гузенко, В. Ю. Дьяченко, И. В. Бобрышева // Грани познания. - 2012. - №3. - С. 35-38.
15. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акциндент, 1995. - 290 с.
16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
17. Дьяченко,Л. П., Косова Л. В. Организация социально¬личностного развития детей в ДОУ [Текст] / Л. П. Дьяченко, Л. В. Косова // Управление ДОУ. - 2009. - №8. - С. 43.
18. Евдокишина, О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Евдокишина // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №2. - С. 205-207.
19. Каверина, Е. М. Мир игры - один из составляющих элементов воспитания ребенка [Текст] / Е. М. Каверина, М. А. Лапина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №21. - С. 109-112.
20. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М.: ИКЦ, 2005. - С. 69.
21. Козлова, С. А. Дошкольная психология [Текст] / С. А. Козлова: Учеб, пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 2001. - С. 336.
22. Колокольцева, М. А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников. [Текст] / М. А. Колокольцева. - Москва, 2019. - 130 с.
23. Дошкольное образование России в документах и материалах: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно - методических материалов [Текст] / Под ред.-сост. Р. Б. Стеркина. - М., 2001. - 242 с.
24. Космачева, М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Космачева // Молодой ученый. - 2017. - №35. - С. 91-93.
25. Куликовская, И. Э. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника [Текст] / И. Э. Куликовская // Современные научные исследования. - 2011. - № 2. - С. 15.
26. Лесняк, В. И. Нравственное воспитание: проблемы и пути их решения [Текст] / В. И. Лесняк // Педагогика и жизнь. - 2006. - № 5. - С. 110-114.
27. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст] / Б. Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 1992. - С.102.
28. Логинова, В. И., Саморукова, М. А. Дошкольная педагогика. [Текст] / В.И. Логинова. - М.: Академия, 1988. - С.56
29. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Логинова, М. А. Саморукова. -- М.: Академия, 2013. - 284 с.
30. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида [Текст] / Б. Ф. Лобов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Академия, 1976. - С. 25.
31. Метенова, Н. М. Родительское собрание в детском саду [Текст] / Н. М. Метенова. - Ярославль, 2000. - 70 с.
32. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет [Текст] / И.Ф.Мулько. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
33. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина.
- М.: Академия, 1999. - С. 154.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов [Текст] / В.С. Мухина // 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
35. Немов, Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. [Текст]. - М.: Просвещение, 1994. - С. 113.
36. Новикова С.А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников [Текст] / С.А. Новикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. - № 3. - С. 139-142.
37. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. - М.: МГУ, 1987. - С. 43.
38. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника [Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
39. Пантина, Н. С. Становление интеллекта в дошкольном детстве [Текст] / Н.С. Пантина. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996.
- 200 с.
40. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Петерина. - М.: Академия, 1986. - С. 23.
41. Петрова, В.И., Стульник, Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7
лет. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 80 с.
42. Портянкина, А. Н. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения [Текст] / А. Н. Портянкина // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 1. - С. 11-16.
43. Прохорова, О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и нравственного воспитания [Текст] / О. Прохорова // Воспитание школьников. - 2006. - №3. - С. 2-7.
44. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности [Текст] / Л. И. Рувинский // Монография. - M.: Издательство Московского университета, 1981. - 185 с.
45. Смирнова, Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 8. - С. 73-76.
46. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебное пособие [Текст] / Е. О. Смирнова. - СПб: Питер, 2009. - 304 с.
47. Турченко, В. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики [Текст] / В.И. Турченко. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 230 с.
48. Условия и способы развития игры у дошкольников [Электронный ресурс]. - URL: / http:// www.maam.ru/ detskijsad /uslovija-i-sposoby-razvitija- syuzhetno (дата обращения: 09.09.2021).
49. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст]. - М.: Просвещение, 2012. - 205 с.
50. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. - М.:
Гардарики, 1999. - 520 с.
51. Шалова, С. Ю. Игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками [Текст] / С. Ю. Шалова // Детский сад. - 2014 . - №5 . - С. 74-85.
52. Шарапова, С. А. Основные направления развития и обогащения игр детей старшего дошкольного возраста под влиянием игровой позиции воспитателя [Текст] / С. А. Шарапова // Фундаментальные и прикладные исследования. - 2013. - № 9. - С. 120-125.
53. Штольц, Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? [Текст] / Х. Штольц, Р. Рудольф. - М.: Просвещение, 1986. - С. 253.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ