Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия формирования толерантности у обучающихся 10-11 классов

Работа №154165

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности в старшей школе 10
1.1 Основные подходы к понимаю толерантности в обществе 10
1.2 Педагогические условия эффективного формирования и воспитания
толерантности у обучающихся на занятиях по истории 20
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Проблема создания педагогических условий формирования толерантности школьников в образовательной среде (на примере элективного курса исторической направленности) 35
2.1. Задачи и методы исследования 35
2.2. Констатирующий этап исследования 36
2.3. Разработка элективного курса «Школа толерантности» (10 -11 класс) 44
2.4. Контрольное исследование процесса формирования толерантности 50
Вывод по второй главе 59
Заключение 62
Список источников и литературы 66
Приложение 1 73
Приложение 2 76
Приложение 3 78
Приложение 4 79

Современное развитие мира отличает плюрализация как внешних по отношению к человеку политических, экономических, социальных систем, так и внутреннего мира индивида, что усложняет психологическое и социальное существование личности, а это, соответственно, в целом формирует объективно и субъективно ситуацию нестабильного и неравновесного мира.
Радость от расширения горизонтов знания и вера в неизбежный прогресс сменяется осознанием того, что и горизонты незнания расширяются также, полученный ответ на один вопрос одновременно рождает десятки новых вопросов и растущий подспудный пессимизм по поводу возможностей современной науки: декларированный Э. Тоффлером в 1970-е годы «шок будущего» уже стал «шоком настоящего».
Если импульс мирового развития приобрел сегодня такое ускорение, что мировая система «Человечество» выходит на опасный уровень дестабилизации, резко актуализируется потребность в поддержании равновесия систем «Человечество - Окружающая природа», «Человек - Общество», «Человек - Человек», «Общество - Государство». Это актуализирует концепцию толерантности как модели выживания и сосуществования в мире «плюрализма» и «мульти культурности».
Актуализация проблем толерантного сознания и поведения, исторических корней и современных проявлений толерантности, позитивных и негативных аспектов толерантности характерна для всего спектра современного гуманитарного знания, в том числе - и педагогики.
Актуальность исследования определяется тем, что в современном мировом пространстве национальные проблемы выражаются в многочисленных межнациональных конфликтах, непринятии иного вероисповедания и т.д.
Ежедневно учащиеся старших классов выходят в интернет посредством смартфона или компьютера, просматривая ленты новостей, страницы социальных сетей они сталкиваются с ситуациями не толерантности в отношении национальностей, рас. Сегодня публикуется большое количество материала по данной теме, как в социальных сетях, так и в СМИ.
Данная тенденция связана с увеличением социальных рисков, ростом социальных конфликтов в поликультурном обществе. В средствах массовой информации транслируются насилие, жестокость, террористические акты, экстремистские выступления; обостряются межрелигиозные, межнациональные, идеологические конфликты.
В такой ситуации люди становятся более осторожными и недоверчивыми по отношению к друг другу, общий фон агрессивности и тревожности усугубляется. Страхи, агрессия, интолерантность взрослого населения, негативное влияние средств массовой информации — все это не может не сказаться на подрастающем поколении, что способствует проникновению проявлений нетерпимости в образовательные учреждения
Поэтому роль формирования толерантного отношения ложится на образовательное учреждение. Воспитание толерантности у обучающихся основной школы является важной задаче, закладывающей основы дальнейшего успешного обучения ребёнка и формирующей у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения с окружающими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Особенностью любого образовательного учреждения является то, что в нём коммуницируют (то есть взаимодействуют) обучающиеся разных национальностей, из семей, которые отличаются и по социальному статусу, и по материальным возможностям. Именно поэтому так важно воспитывать у школьников чувство уважения ко всем окружающим, формировать у них представление о том, что главное в жизни — это человек со всеми его слабыми и сильными качествами личности.
Особая потребность в толерантности в современную эпоху обусловливается теми процессами глобализации, которые превратили мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, часто противоположных норм и ценностей.
Остановимся на одном аспекте, связанном с присутствием в обществе терпимости и толерантности как элемента профилактики экстремизма и роли в этом процессе образования, учитывая специфику предмета данной деятельности.
Для сегодняшней молодежи характерен максимализм в суждениях и, как следствие, в действиях. Государственная семейная политика, определяющая, что ребенок - это субъект права, а не его объект, способствовала развитию у детей и подростков не только собственного мнения и уверенности в себе, но и потере авторитетов, эгоизму и прочим сопутствующим проявлениям, что, при отсутствии надлежащего воспитания и на фоне распространенности показа насилия в СМИ, киноиндустрии, Интернете приводит к появлению и проявлению нетерпимости по отношению к другим лицам, особенно если они в чем-то отличаются от своего окружения.
Поэтому вопросы толерантности детей и подростков становятся на уровень государственных, так как их нерешенность приводит в дальнейшем к формированию уже конкретной жизненной позиции, а в некоторых ситуациях и к проявлению экстремизма в действиях.
Проблемы современного образования строятся на возрождении духовности, нравственных ценностей, развитии гуманистического мировоззрения, сотрудничества, толерантности и включении обучающихся в этнокультурный контекст. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» одним из главных принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства.
Поэтому перед системой современного образования стоит задача возрождения культурного потенциала каждого этноса с использованием системы образования через развитие межэтнической толерантности, ориентацию содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе образовательной деятельности.
В настоящее время актуальность проблемы толерантности в обществе повышается, количество исследований по данным вопросам увеличивается, а психологи, педагоги, политики, социологи, в свою очередь, ищут пути решения важной социальной проблемы
Особое место в формировании толерантной личности занимают уроки истории. Основой толерантного взаимодействия является диалог, так как диалогическое общение устанавливает взаимоотношения между его участниками и представляет собой определенную модель поведения индивида в жизненном пространстве.
Задачей педагога становится обучение школьника эффективным умениям и навыкам сотрудничества. Средством достижения указанной задачи выступают педагогические дискуссионные технологии, позволяющие средствами историко - обществоведческого образования формировать у учеников ряд качеств толерантности.
В советской педагогической науке господствовало представление о том, что основной формой организации учебно-воспитательной работы по истории в школе является урок, о чем свидетельствуют работы Б.Н. Вернадского, А.А. Вагина, С.В. Иванова, В.Г. Карцова, П.С. Лейбенгруба. Важность их работ состоит в разработке классификации типов уроков истории с учетом ведущего метода, характера учебной деятельности, дидактических целей.
В трудах данных авторов, так же, как и в трудах Г.И. Годера, П.В. Горы, необходимость использования элементов ролевого моделирования и беседы на уроке связывается с позитивным влиянием на формирование исторического мышления и эмпатических навыков, и умений у школьников.
В последнее десятилетие отечественные ученые активно разрабатывают проблемы межэтнической толерантности и поликультурного образования. Среди этих работ особо нужно выделить работы А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, Р.Р. Валитовой, Б.С. Гершунского, В.М. Золотухина, А.В. Мудрика, В.С. Собкина и др. В этих исследованиях рассматриваются различные аспекты этничности, этнического самосознания, особенности формирования этнической толерантности в общеобразовательной школе.
Исторически формирование толерантной личности и толерантных паттернов поведения обусловлено событиями, последовавшими за распадом СССР и системы его сателлитов, что привело к обострению вирусов вражды и националистических тенденций. Массовая миграция населения, складывание новых социальных групп в структуре российского общества инициировали появление негативных стереотипов в массовом сознании населения. Их структурирование спровоцировало создание некого понятийного аппарата для обозначения происходящей поляризации социума по линии «они - мы», причем границы референтной группы нередко проходили по национальному, культурному, религиозному признаку.
Тем не менее советская историография вопроса представлена в трудах следующих авторов: А. Г. Асмолова, А. М. Байбакова, С. К. Бондыревой, Р. Р. Валитовой, И. Б. Гриншпун, А. А. Гусейнова, Л. М. Дробижевой, Д. В. Зиновьева, В. М. Золотухина, В. П. Комарова, П. Ф. Комогорова, Н. В. Кругловой, И. В. Круговой, В. А. Лекторского, А. В. Логинова, Е. В. Магомедовой, М. С. Мацковского, В. Г. Маралова, В. А. Ситарова, П.А.Сергоманова, О. Б. Скрябиной, Г. У. Солдатовой, П. В. Степанова, В. Таланова, В.А. Тишкова, М.Б. Хомякова, Л.А. Шайгеровой, В. В. Шалина, Е. В. Швачко, А. Н. Шмакова, И.В. Павлова, Д.М. Шабунина, Т.Н. Петровой и др
Осмыслением содержания поликультурного образования занимались такие исследователи, как А.Г. Асмолов, Г.Д. Дмитриев, П.В. Степанов, В.В. Шалин, а разработкой методических рекомендаций и пособий для осуществления педагогической деятельности: Б.Э. Риэрдон, В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, Т.В. Болотин.
Изучение толерантности, равно как и способов ее формирования в условиях образовательного учреждения становилось объектом исследований большого количества исследователе.
1. Исследование толерантности с точки зрения психологии - Петровский А. В., Ярошевский М. Г., Бондырева С. К., Колесов Д. В., Крушельницкая О. И. и др.
2. Исследование толерантности с точки зрения философии - Лекторский В. А., Фёдоров В. Ф. и др.
3. Методические аспекты формирования толерантности - Артюхова И. С., Подивилова О. Н., Степанов П. В. И др.
Объект исследования - процесс формирования толерантной личности в условиях старшей школы на уроках истории.
Предмет исследования - условия формирования толерантности у обучающихся 10-11 классов на уроках истории.
Цель исследования - изучение основных условий формирования толерантности у обучающихся 10-11 классов на уроках истории.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- изучить основные теоретические подходы к понятию «толерантность» в научной литературе;
- проанализировать педагогические условия эффективного формирования и воспитания толерантности у обучающихся на уроках истории;
- провести исследование по выявлению уровня сформированности толерантности у обучающихся;
- определить условия формирования толерантности у обучающихся 10-11 классов на уроках истории;
- разработать элективный курс «Школа толерантности».
Методологическую основу исследования составляют подходы к формированию толерантной личности в условиях образовательного учреждения:
- личностно-ориентированный (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова);
- этнокомпетентностный (Т.В. Поштарева, В.И. Гуров);
- институциональный (Л.В. Строганова, Е.М. Аджиева).
При написании данной исследовательской работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных: теоретический анализ педагогически х источников, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, индукция, дедукция и др.
2. Эмпирические методы для создания, сбора и организации эмпирического материала: наблюдение, опрос, изучение школьной документации и продуктов деятельности обучаемых, тестирование, педагогический эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате рассмотрения вопросов, мы приходим к следующим выводам, что в научно-методической литературе даются различные трактовки понятию «толерантность». Одни исследователи рассматривают её как свойство личности, адаптационную способность организма. Другие авторы считают толерантность условием успешной социализации личности. Третьи характеризуют толерантность как ценностное отношение человека к людям.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что понятие «толерантность» - явление сложное и многогранное. Каждое из приведённых определений отражает отдельные его стороны. Но при разной степени глубины понимания все же некое инвариантное смысловое ядро присутствует в этом понятии всегда - «признание», «принятие», «понимание», «уважение».
Исходя из анализа имеющихся определений, в контексте данного исследования принято следующее определение: «толерантность» - это ценностное качество личности, основывающееся на уважении различий между людьми, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культур, а также готовности к диалогу с ними.
Модель формирования толерантной личности в условиях образовательного учреждения реализуется посредством гуманитарно-образовательной функции, отвечающей за приобщение личности к культуре через регионализацию и поликультурность образовательной среды, адаптационной функции, отвечающей за интеграцию подрастающей личности в мировую и национальную культуру.
Модель включает три основных компонента: материальный (облик школы, символика), социальный (событийно-информационное окружение), духовный (преобладание толерантных взаимоотношений).
Все компоненты модели, что раскрывают структуру процесса реализации модели формирования толерантности обучающихся — это цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия, этапы, они взаимосвязаны между собой, несут конкретную смысловую нагрузку и могут функционировать только в условиях взаимосвязанной системы.
По мнению рядя исследователей, формирование толерантности - одна из важнейших задач современного образования. Соответственно, эта задача должна быть реализована в образовательном процессе с помощью соответствующих педагогических методик, находя отражение как в виде специализированных учебных дисциплин или их модулей, так и во в не образовательных формах: кружках, круглых столах, конференциях, темах научных работ и проектов и пр.
Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо.
С целью изучения проблемы восприятия и оценки обучающимися толерантности организована опытно-экспериментальная работа в три этапа: констатирующий этап исследования, формирующий этап исследования, контрольный этап исследования.
В исследовании приняли участие 40 учащихся 10-11 классов, 20 (контрольная группа) - которая не посещала элективный курса, 20 учащихся (экспериментальная группа) - группа, которая посетила все занятия элективного курса.
Диагностическая программ исследования представлена: экспресс-опросником «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), новым опросником толерантности - интолерантности к неопределенности (НОТИН) в адаптации Т. В. Корниловой.
В результате констатирующего этапа исследования, целью которого была диагностика исходного уровня сформированности толерантности у учащихся 10¬11 классов, по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» в контрольной и экспериментальной группах получен преимущественно средний уровень. Это говорит о том, что для детей со средним уровень толерантности сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
По результатам опросника толерантности-интолерантности к неопределенности (НОТИН) по шкалам (ТН, ИТН, МИТН) в контрольной и экспериментальной группах получен преимущественно средний уровень.
В виду полученных результатов актуальным представляется разработка и внедрение программы элективного курса исторической направленности «Школа толерантности».
Для повышения диагностических результатов нами разработана программ элективного курса исторической направленности «Школа толерантности» для учащихся 10-11 классов.
Учащиеся были разделены на две группы, в контрольной и экспериментальной по 20 человек. Контрольная группа не посещала занятия элективного курса, в то время как учащиеся экспериментальной группы посетили все занятия.
Целью формирующего этапа исследования была разработка и реализация программы элективного курса исторической направленности «Школа толерантности» для учащихся 10-11 классов, рассчитанная на 36 часов.
В приложении 4 представлена рабочая программ элективного курса исторической направленности «Школа толерантности» для учащихся 10 -11 классов, рассчитанная на 36 часов.
В рамках повышения диагностических результатов были реализованы занятия исторической направленности по формированию толерантности, а именно: проведение теоретических занятий, реализация метода проектов, проведение заключительных занятий с выступлениями по проектам .
В результате контрольного этапа исследования, целью которого была диагностика уровня сформированности толерантности у учащихся 10-11 классов в результате внедрения программы элективного курса «Школа толерантности», по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» в контрольной и экспериментальной группах выявлен преимущественно средний уровень. Но не смотря, на это, общие результаты в экспериментальной группе сильно улучшились, так как не был выявлен низкий уровень, детей с высоким уровнем стало на четыре больше.
По результатам опросника толерантности-интолерантности к неопределенности (НОТИН) по шкалам (ТН, ИТН, МИТН) в контрольной и экспериментальной группах получен преимущественно средний уровень. Однако в динамике, средний результат экспериментальной группе в среднем улучшился на 7 баллов, также отметить, что только по шкале ИТН был выявлен низкий уровень, по двум другим испытуемых с низким уровнем нет.
В виду полученных результатов можем сделать вывод о том, что программа элективного курса исторической направленности «Школа толерантности», для учащихся 10-11 классов может считаться эффективной. Таким образом, цель исследования достигнуты, а гипотеза доказана.



1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант-Плюс.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012 г. - № 303. - с изм. и допол. в ред. от 02.07.2021.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413(с изм. и допол. в ред. от 08.01.2021) // Российская газета. - 2012 г. - № 139.
4. Концепция развития поликультурного образования в РФ. - URL:
http://pnu.edu.ru/ media/filer_public/1b/a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-
9f5c2a8c922b/concept.pdf.
5. Декларация принципов толерантности // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 2(6). - С. 132-134.
6. Хартия Европейского Союза об основных правах // https://eulaw.ru/treaties/charter/.
7. Измозик, В.С. История России. 11 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. С. Измозик, С. Н. Рудник ; под общ. ред. Р. Ш. Ганелина. - Москва : Вентана-Граф, 2009. - 383 с.
8. «История России. 10 класс. В 3 ч.» / М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2020. 2
9. «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс» / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А. Искендерова.- М.: Просвещение, 2020.
Научная литература
10. Алексашкина Л.Н. Школьные курсы отечественной истории: уроки толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2000. - №3.
11. Алексашкина Л.Н. Школьные курсы отечественной истории: уроки толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - №10.
12. Апанасенко О.М. Приемы формирования поликультурных ценностей у обучающихся на уроках истории // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - №1. - С. 88 - 94.
13. Артюхова, И. С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 41-44.
14. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
15. Байбородова, Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1(34). - С. 90-94.
16. Бакулина, С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам : учебное пособие / С. Д. Бакулина. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта : Наука, 2016. - 111 с.
17. Бакулина, С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам : учебное пособие / С. Д. Бакулина. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта : Наука, 2016. - 111 с.
18. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 120 с.
19. Башун О.В., Прошина И.И. Формирование межнациональной толерантности в современной школе // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2017. - №1 (29). - С. 86 - 90.
20. Безюлева, Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М. : Вербум-М, 2003. -168 с.
21. Бобинова, С. В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа. - 2004. - № 8. - С. 76-78.
22. Богданова В.Н. Уроки Холокоста - путь к толерантности // Школьные технологии. - 2017. - №2. - С. 77 - 80.
23. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей / Вопросы психологии. - 1971. - № 1 - С. 80-89.
24. Бондырева, С. К., Колесов, Д. В. Толерантность: введение в проблему. М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 240 с.
25. Булавина М.А., Заикина И.В. Правовое содержание понятия "толерантность" // Инновации и инвестиции. - 2015. - №11. - 246 - 249.
26. Вислова А. Д. Формирование толерантной личности - стратегическая задача педагогики / Социально-гуманитарные знания. - Москва, 2008. - № 4. - С. 152-162.
27. Волобуев, О.В. История. Всеобщая история. 11 класс [Текст] : базовый и углублённый уровни : учебник / О. В. Волобуев, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. - 4-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2017. - 223 с.
28. Грекова Г. И., Киселева Э. М., Челнокова Л. М. Направления деятельности образовательного учреждения по формированию толерантности школьников. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 132 с.
29. Грива О. А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. - метод. Ст. - 2 - е изд. - М., 2003.
30. Ембулаев В. А. Формирование толерантности в процессе преподавания истории // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2010. - №7. - С. 104 - 111.
31. Журавлева, О.Н. История России. 10 класс : базовый уровень и углублённый уровни : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / О. Н. Журавлёва, Т. И. Пашкова, Д. В. Кузин ; под общ. ред. Р. Ш. Ганелина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Вентана-Граф, 2014. - 381с.
32. Иоффе, А. Н. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 4. - С. 22-27.
33. Исаев А. А. Роль воспитания и образования в противодействии экстремизму и терроризму // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, - 2014. - № 10 (48): в 3-х ч. Ч. II. - C. 85-90.
34. Капустина, Н. Г. Формирование толерантности в образовательной среде // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.- С. 79-81.
35. Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществознания // Преподавание обществознания и истории в школе. - 2002. - №8.
36. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. - 2013. - № 7.
37. Кокоришвили Т.И. Воспитание толерантности у подростков // Вестник науки. - 2019. - Т. 1. - № 9(18). - С. 63-66.
38. Крушельницкая, О. И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2009. -№ 2. - С. 68-73.
39. Леви-Брюль Люсьен. Первобытный менталитет / перевод с французского Е. Калыцикова. - СПб.: Европейский Дом, 2002. - 400 с.
40. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 47-54.
41. Мамбетова Р.Т. Проблема формирования толерантного сознания в условиях школы // Педагогика и психология образования. - 2009. - №2.
42. Мезенцев Е.А. Проблема границ толерантности // МНИЖ. - 2015. - №8-5 (39).
43. Меньшикова Н.С. Феномен «Толерантность»: сущностная
характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикультурализма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - №3 (67). - С. 15 - 18.
44. Нугуманова З.А. Уроки истории и обществознания в формировании толерантности школьников // Инновационная наука. - 2016. - №8-2.
45. Нугуманова З.А. Формирование толерантности на уроках истории // Символ науки. - 2016. - №7-1.
46. Павленко, Н. И.История России с древнейших времен до конца XIX века.10 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, Л. М. Ляшенко ; под ред.А. Ф. Киселева, Н. И. Павленко. - 5-е изд., стереотип. - М. :Дрофа, 2012. - 335 с.
47. Пайгунова Ю.В. Развитие толерантности в онтогенезе личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Том 2. - Вып. 1(5). - С. 20-26.
48. Первушкина, А. И. Методы формирования толерантности на уроках
истории / А. И. Первушкина // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 10 января 2016 года / Ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. - Самара: Общество с ограниченной
ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2016. - С. 19-21.
49. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология. Словарь. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
50. Петухова Т.Н. Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность» // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 20.
51. Почебут Л.Г., Безносов Д.С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 8 - 19.
52. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. - 2005. - №3. - С. 35-42.
53. Радугин А.А. Толерантность как духовно-нравственное основание реализации принципа свободы совести в современном обществе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2014. - Вып. 2. - С. 42-48.
54. Самохин И. С., Соколова Н. Л., Сергеева М. Г. Формирование толерантности у учащихся начальной школы в условиях российского инклюзивного образования // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 401-414.
55. Сахаров А.Н.История России с древнейших времён до концаХУП века. Ч. 1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров. - 10-е изд. - М.: ООО«Русское слово - учебник», 2012. - 336 с.
56. Сидорова А. Д. Научно-исторические аспекты понятия толерантность в отечественной и зарубежной литературе // МНКО. - 2011. - №4-1. - С. 73 - 76.
57. Сидорова Н.К. Методические аспекты преподавания истории в условиях реализации ФГОС // Вестник науки и образования. - 2021. - №8-2 (111). - С. 86 - 89.
58. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Шайгерова Л.А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 2 (6). - С. 60 - 79.
59. Соломина Л.А. Педагогические условия эффективного формирования толерантности у школьников // МНКО. - 2017. - №6 (67). - С. 290 - 293.
60. Степанов, П. В. Феномен толерантности // Классный руководитель. 2004. № 3. С. 5-14.
61. Степанов, П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования. - Москва, 2002. - 25 с.
62. Строганова Л. В. Классные часы, беседы для школьников и подростков (воспитание толерантности). - Москва: педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
63. Тимошков И.Н. Проблема формирования межэтнической толерантности у школьников в процессе обучения истории // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №6-1. - С. 197 - 200.
64. Толмачева Е.С. Психологические аспекты развития толерантной личности школьника // Педагогическое образование в России. - 2016. - №1.
65. Уолцер М.О. О терпимости / в пер. И. Мюрнберг. - М.: Идея - Пресс, Дом интеллектуальной книги (ДИК), 2000. - 160 с.
66. Фатиев Н.И. Понимание толерантности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2009. - №2 (Психология). - С. 67 - 74.
67. Федоров, В. Ф. Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности // Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 37-40.
68. Хазеева Л.Х. Формирование культурологической компетенции на уроках истории и обществознания // Педагогическая наука и практика. - 2014. - №2 (4). - С. 77 - 82.
69. Царева Е.В., Гуревичева Ю.А. Развитие толерантности подростков и старшеклассников на уроках и во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-3. - С. 368 - 371.
70. Чеботарева Л.А. Память о Холокосте — путь к толерантности. Конспект уроков в 9,11 классах по истории России XX века: учебный модуль // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - №4. - С. 40 - 45.
71. Чимитова И.З. Об основных подходах к определению понятия «Толерантность» // Вестник БГУ. - 2017. - №5. - С. 146 - 149.
72. Шалин В.В. Поликультурное образование - современная проблема школы // Педагогика. - 1999. - №4. - С. 3-10.
73. Шевырев С. П. Историческое образование в поликультурном обществе // Вопросы образования. - 2005. - №2. - С. 164 - 172.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ