ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Роман М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлёвы»: контекст исследований и замысел автора 6
1.1. Художественное своеобразие романа в оценке критики и научного литературоведения 6
1.2. Тема «семейного союза» в творчестве М.Е. Салтыкова - Щедрина.. ..13
Глава II. Организация изучения романа М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлёвы» и повести Л.С. Петрушевской «Время ночь» на факультативных занятиях 21
2.1. Проблема освоения романа «Господа Головлевы» в современной школе 21
2.2. Факультатив как эффективная форма изучения романа и повести (10 класс) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1 Сертификат об участии в Международной научно-практической конференции «I Воропановские чтения» 13-14 ноября 2020 года
№2 Сертификат об участии в конференции ко Дню славянской письменности и культуры 21 мая 2021 года
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей. Однако в современном мире острой проблемой является конфликт между родителями и детьми, одной из основных причин которого считается утрата родителями главенствующей роли в воспитании детей. Наблюдается распад и обесценивание таких устоявшихся явлений, как семья и семейные ценности. Обращаясь к произведениям классической литературы, мы можем заметить, что данная проблема является «вечной». Писатели отечественной литература XIX - XX веков обращается к данной теме, в частности М.Е. Салтыков - Щедрин в романе «Господа Головлевы» и Л.С. Петрушевская в повести «Время ночь».
Роман «Господа Головлевы» рассматривался такими исследователями, как Д.П. Николаев, А. С. Бушмин, Е. И. Покусаев и многими другими, однако аспекты исследований не были обращены к выше обозначенной проблеме, что представляет собой огромное упущение при понимании романа. Спустя более ста лет после создания романа М.Е. Салтыковым - Щедриным сохраняет, продолжает и развивает традицию проблемы «семейного союза» современная российская писательница, сценарист и драматург Л.С. Петрушевская в своей повести «Время ночь». Исследователи отмечали, что в текстах Л.С. Петрушевской развиваются традиции А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, однако не обозначена её связь по тематике и проблематике с романом «Господа Головлевы». Авторы вышеперечисленных произведений ярко показали, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Роман М.Е. Салтыкова - Щедрина и повесть «Время ночь» Л.С. Петрушевской находятся вне поля зрения школьной программы, и такая важная тема, как семья и её узы, не рассматривается с читателями - школьниками. Всё вышесказанное определяет актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является тема «союза семейного» в романе М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлёвы» и повести Л.С. Петрушевской «Время ночь».
Предмет исследования: внеурочная организация постижения темы «семейного союза» в данных произведениях.
Цель исследования: теоретически обосновать продуктивность работы с романом М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы» и повестью Л.С. Петрушевской «Время ночь» и предложить методику их освоения старшеклассниками.
Проблематика исследования: поиск эффективной формы изучения старшеклассниками романа М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Определить художественное своеобразие романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова - Щедрина на основе отечественной критики и научного литературоведения;
2) Выявить художественную реализацию темы «семейного союза» в творчестве М.Е. Салтыкова - Щедрина;
3) Обозначить проблему освоения романа М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы» в современной школе и определить пути её решения;
4) Разработать цикл факультативных занятий по теме: ««Семейный союз» в произведениях М.Е. Салтыкова - Щедрина и Л.С. Петрушевской».
В данной работе были использованы такие методы исследования, как:
-биографический;
-описательный;
-элементы структурного анализа;
-сравнительно - сопоставительный;
-метод педагогического моделирования.
Теоретическая база исследования:
Труды литературоведов: А.С. Бушмина, М.С. Горячкиной, О.В. Евдокимовой, С.И. Ермоленко, В. Ф. Козьмина, И. П. Щеблыкина и др.
Работы ученых - методистов: О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, В.А. Сластенина, Е.П. Жуковской, В.В. Назаренко, В.Я. Коровиной, Б.А. Ланина, Г.С. Меркина и др.
Практическая значимость работы: 5 факультативных занятий по теме: ««Семейный союз» в произведениях М.Е. Салтыкова - Щедрина и Л.С. Петрушевской» могут быть использованы на факультативах в общеобразовательных школах и на уроках в профильных классах.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В ходе исследования мы определили подходы советских и постсоветских литературоведов к роману М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлёвы».
Отечественные литературоведы в большей степени ориентировались на изучение истории создания романа, социально - историческую обусловленность замысла, проблему распада дворянского класса в контекстах актуального для М.Е. Салтыкова - Щедрина времени, значение романа в творческой эволюции писателя и его связь с «Благонамеренными речами», хроникальный характер повествования, психологическую и социально - политическую идейную направленность.
В постсоветский период намечены новые пути изучения романа, которые состояли в прочтении романа через призму евангельского текста (притча о блудном сыне), интересе к психологизму и поэтике романа, исследовании вопроса о жанровой специфике романа и символическом начале в нём.
Обратим внимание на то, что «семейный союз» не выделялся и не акцентировался исследователями романа М.Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлёвы».
Художественная реализация темы «семейного союза» в творчестве М.Е. Салтыкова - Щедрина берёт свои корни с 1863 года в очерках: «Семейное счастье» (1863), «По части женского вопроса» (1873), «Еще переписка» (1874), «Отец и сын» (1875), «Непочтительный Коронат» (1875). В данных произведениях исследовался прежде всего «семейный союз», который позднее воплощается в романе «Господа Головлёвы», тем самым определяя М.Е. Салтыкова - Щедрина не только как писателя социально - политического, но и писателя семейного, нравственного звучания.
В ходе анализа УМК по литературе (Коровиной В.Я., Журавлева З.П., Коровина В.И., Збарского И.С.; Ланина Б.А. и Устиновой Л.Ю.; Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А.) было установлено отсутствие изучения романа «Господа Головлёвы» в школьной программе, которое связано со сложностью восприятия школьниками данного произведения. Однако, учителя - словесники
(Кривонос В.Ш.; Шуравлёв А.М.; Журавлёва О.Я.; Юнусова Г.) обращают внимание на данный роман, что указывает на интерес к нему, на его важность и значимость для чтения с учениками. Преимущественно внимание уделяется трансформации архетипических образов, разбору конкретных эпизодов, деталей и образов; изображению пустословия, пустомыслия, лжи и притворства в романе; интерпретациии евангельского мотива возвращения блудного сына (на примере детей, возвращающихся в Головлёво) и пробуждения совести;
комментированному выборочному чтению глав по порядку. Лишь в двух публикациях уделено внимание именно образу семьи и проблеме её художественного воплощения.
Для решения данной проблемы мы обратились к особой форме организации образовательного процесса, а именно, к факультативным занятиям, которые обеспечивают активизацию социальных и интеллектуальных интересов учащихся. Нами разработан цикл 5 факультативных занятий для школьников 10 класса по теме: ««Семейный союз» в произведениях М.Е. Салтыкова - Щедрина и Л.С. Петрушевской», который нацелен на актуализацию внимания старшеклассников к статусу семьи, её общественно - социальной ценности и выявление особенностей художественного воплощения образа «семейного союза» в романе XIX века (М.Е. Салтыков - Щедрин «Господа Головлёвы») и в повести XX века (Л.С. Петрушевская «Время ночь»). Данный цикл может быть использован на факультативах в общеобразовательных школах и на уроках в профильных классах.
1. Аношкина В.Н., Л.Д. Громова, В.Б. Катаева: учебник для студентов вузов.
История русской литературы XIX века. 70—90-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001. - 800 с. URL:https://11klasov.com/8073-istorija-russkoj-literatury-xix-veka-
70-90-e-gody-anoshkina-vn.html(дата обращения: 02.10.2020)
2. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г.: Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. В 2 ч. / ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. Ч.2. - 288 с. URL:https://multiurok.ru/files/metodika-prepodavaniia-literatury-tom-2-marantsman.html(дата обращения: 15.02.2021)
3. Бушмин А.С.: Сатира Салтыкова-Щедрина. Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Москва: Изд-во АН СССР, 1959. - 644 с.
4. Бушмин А.С.: Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина.- Л.: Наука, 1987. - 365 с.
5. Горячкина М. С., Лаврецкий А.: Салтыков-Щедрин // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956.Т. IX. Литература 70—80-х годов. Ч. 1. — 1956, - С. 159 - 274.
6. Евдокимова О.В.: К восприятию романа М. Е. Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы» (заметки) // Русская литература, 2003. URL:http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/articles/evdokimova-gospoda-golovlevy.htm(дата обращения: 02.10.2020)
7. Ермоленко С.И.: «Головлево - это сама смерть...» (образ «дворянского
гнезда» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») статья вторая. //Филологический класс, 2003. №10. С. 77-86. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/golovlevo-eto-sama-smert-obraz-dvoryanskogo-gnezda-v-romane-m-e-saltykova-schedrina-gospoda-golovlevy-statya-vtoraya/viewer (дата
обращения: 10.10.2020)
8. Ермоленко С. И., Радыгина Е. Г.: Своеобразие психологизма М. Е. Салтыкова-Щедрина // Филологический класс, 1999, № 4.- С.82 - 86.
9. Жуковская Е.П.: Дидактические аспекты организации факультативов. URL:http://festival.1september.ru/articles/594252/ (дата обращения: 26.03.2021)
10. Журавлёва О.Я.: статья «Начнём с чтения» // Журнал «Литература»
2009. №23. URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200802307 (дата обращения:
31.03.2021)
11. Козьмин В.Ф.: Социальный психологизм в романе «Господа Головлевы» // Литература в школе. 1976. № 1. С.63 - 69 .
12. Колесников А.А.: Переосмысление архетипа «блудного сына» в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Писатель, творчество: современное восприятие. Курск, 1999. С. 38 - 52.
13. Кривонос В.Ш.: статья «О символической образности в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»// Журнал «Литература» 2001. №13. URL:https://lit. 1sept.ru/article.php?ID=200101304(дата обращения: 24.03.2021)
14. Макарова Е.М.: Жизненные источники образа Иудушки Головлева // Звезда. № 9. 1960. С.187 - 192.
15. Макашин С.А.: Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889
Биография. М.: Худож. лит., 1989. - 527 с.
16. Назаренко, В. В. Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность. 30.03.2015 URL: https://pedportal.net/po-zadache/obschepedagogicheskie-tehnologii-nachalnye/formy-vneurochnoy-deyatelnosti-shkolnikov-fakultativy-kruzhki-proektnaya-deyatelnost-508495(дата обращения: 01.04.2021)
17. Панаева А.Г. (Головачева): Воспоминания. М.: Худож. лит.,1972. -
506 с. URL: https://imwerden.de/pdf/panaeva-
golovacheva vospominaniya 1972 ocr.pdf(дата обращения: 02.11.2020)
18. Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова - Щедрина. М.: Гослитиздат, 1963. - 470 с.
19. Покусаев Е. И. Шедевр социальной сатиры (о романе М.Е.
Салтыкова - Щедрина «Господа Головлевы». М.: Худож. лит., 1975. - 119 с. URL: https://filfucker.ru/pervoistochniki/e-pokusaev-shedevr-sotsialnoy-satiri-o-romane-m-e-saltikova-schedrina-gospoda-до1оу1еу1#:~:1ех1=В%20Иудушке%2С%20в%20его%20характере,с%20ним%20грязным%2С%20циничным%20делом(дата обращения: 17.10.2020 )
20. Салтыков-Щедрин М.Е.: В воспоминаниях современников, в 20 т., Т.18 / Письмо Некрасову Н.А. 23 октября / 4 ноября 1875. Ницца. М., 1975. URL: https://rvb.ru/saltykov-shchedrin/01text/vol 18 2/01text/1035.htm(дата обращения: 02.10.2020)
21. Салтыков-Щедрин М. Е. Е. И. Утину 2 января 1881. Петербург // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. : в 20 т. М. : Худож. лит., 1976. Т. 19. Кн. 1. URL:http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/pisma/pismo-705.htm(дата обращения: 04.12.2020)
22. Салтыков - Щедрин М.Е.: статья «Современные призраки» (1863).
URL: http:// saltykov-schedrin. lit-info.ru/ saltykov-schedrin/articles/saltykov-
schedrin/sovremennye-prizraki.htm(дата обращения: 04.12.2020)
23. Свительский В. А. Особенности авторской оценки и жанровая структура романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Русская литература 1870-1880 годов. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1981. - С. 41-56.
24. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; Под ред. Сластенина В.А.. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
25. Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем: В 28 т. М.; Л.: Наука, 1966. T. 11. - 723 с.
26. УМК Коровиной В.Я 2015-2016.
URL: https://sch158s.mskobr.ru/files/programma po literature 6¬
10 kl v ya korovina 11 kl v p zhuravlev.pdf(дата обращения: 07.01.2021)
27. УМК Коровиной В.Я., Журавлева З.П., Коровина В.И., Збарского
И.С. и др. Профильный уровень. 2009 URL:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/20/rabochaya-programma-po-literature-10-klass-profilnyy-uroven(дата обращения: 07.01.2021)
28. УМК Ланина Б.А. и Устиновой Л.Ю. 2017. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/11/04/rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa-po-uchebniku-b(дата обращения: 07.01.2021)
29. УМК Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. Профильный
уровень. 2010. URL:
https://kopilkaurokov.ru/literatura/planirovanie/rabochaia programma po literature 10
klass profilnyi uroven (дата обращения: 08.01.2021)
30. УМК Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. 2016. URL: https:// samaraschool 13.ru/wp-content/uploads/2018/doc/рп литературе 10-11 кл .pdf(дата обращения: 08.01.2020)
31. Фортунатов Н. М.: История русской литературы XIX века : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2008. - 670 с.
32. Чайка В.М.: Основы дидактики. К.:Академвидав, 2011.- 240с.
33. Шуралёв А.М.: статья «Правда освещающая совесть. Уроки по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» в 10-м классе»// Журнал «Литература» 2003. №7. URL:https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200300706(дата обращения: 29.03.2021)
34. Щеблыкин И. П.: История русской литературы (XI - XIX вв.) : учебник для нефилол. фак-тов вузов. М. : Высш. шк., 1985. - 511 с.
35. Эпштейн Д.А. Роль факультативов в профориентации учащихся средних общеобразовательных школ. В кн.: Факультативные занятия в средней школе: Сборник статей / Под ред. М.П.Кашина, Д.А.Эпштейна. М.: Педагогика, 1979. - С. 144-148.
36. Юнусова Г.: статья «Блеснувшая искорка. Роль эпизода рождения второго Володеньки в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»»// Журнал «литература» 2001. №19 URL:https://lit. 1sept.ru/ article.php?ID=200101904(дата обращения: 24.03.2021)