Реферат
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава I Теория коммуникации в общегуманитарном и лингвистическом 10
аспекте
1.1. Понятие коммуникации 10
1.2. Понятие коммуникативного процесса 13
1.3. Понятия коммуникативного пространства и речевой ситуации 17
1.4. Концепция речевых жанров и ее проблематика 18
1.5. Т ипология речевых жанров 23
Глава II Структура коммуникации в общеобразовательных учреждениях 27
2.1. Коммуникативное пространство социального педагога 30
2.2. Речевая ситуация «социальный педагог - ученик девиантного 33
поведения»
2.2.1. Пространство «кабинет социального педагога» 33
2.2.2. Пространство «школа» 35
2.2.3. Пространство «совет профилактики» 36
2.3. Речевая ситуация «социальный педагог - одаренный ученик» 39
2.3.1. Пространство «кабинет социального педагога» 39
2.3.2 Пространство «школа» 40
2.4. Речевая ситуация «социальный педагог - родители» 41
2.4.1. Пространство «кабинет социального педагога» 41
2.4.2. Пространство «школа» 43
2.4.3. Пространство «совет профилактики» 44
Глава III Коммуникативные роли и речевые жанры 48
3.1. Понятие коммуникативной роли 48
3.2. Коммуникативные роли социального педагога и его партнеров по 48 общению
3.3. Информативные жанры. Рассказ-пластинка 52
3.4. Оценочные жанры 54
3.4.1. Комплимент 54
3.4.2. Похвала 55
3.4.3. Выговор 57
3.5. Этикетные жанры. Извинение 58
3.6. Императивные жанры 60
3.6.1. Совет 60
3.6.2. Просьба 61
Заключение 63
Список литературы 67
«План-конспект урока по развитию речи «Вежливые слова. Этикетные 74 слова»
Современные отечественные и зарубежные лингвисты все чаще обращают внимание на функциональный аспект языка, на то, как пользуются языком люди в границах социума, как реализуется речевая способность человека.
При этом учитываются все факторы, которые могут влиять на использование языка, - от различных характеристик самих говорящих: возраст, пол, уровень образования и культуры, вид профессии и т. п., до особенностей конкретного речевого акта [Беликов,Крысин,2001.С.7].Не менее интересными являются работы, посвященные анализу и описанию речевых жанров либо жанровым группам - их семантике, функционированию, способам взаимодействия [Дементьев,1999.С.21].
В рамках коммуникативной лингвистики и теории коммуникации с учетом активного развития социальных (в частности профессиональных) коммуникаций в поликультурной среде актуализируются вопросы изучения содержания, структуры, специфики использования различных речевых элементов. Так, в процессе профессиональной коммуникации в образовательном учреждении используется целый спектр речевых жанров. Например, собеседование с учеником, нарушившим дисциплину, может происходить с использованием этикетных, информативных, императивных и оценочных целеполаганий.
С учетом сказанного объектом исследования данной выпускной квалификационной работы становится одна из коммуникативных сфер - педагогическая сфера коммуникации, а ее предметом - коммуникация социального педагога в границах типичных речевых ситуаций и речевых жанров школьного общения. В частности, автор диссертации сосредотачивается на ситуациях взаимодействие социального педагога с учениками и их родителями.
Актуальность данной работы обусловлена вниманием современной коммуникативной лингвистики к функционированию жанров в устной разговорной среде, к проблемам речевого воздействия и его инструментов языковой и речевой природы.
Таким образом, цель данной работы - выявление структуры и содержания речевой коммуникации (в частности, типичных речевых ситуаций и жанров) социального педагога в среде образовательного учреждения. Сформулированная цель связана с решением следующих задач:
1. выявить коммуникативные пространства, типичные для
речевой деятельности социального педагога в школе;
2. выявить типичные речевые ситуации, ведущим субъектом которых является социальный педагог;
3. определить речевые жанры, которые обеспечивают общение в рамках подобных речевых ситуаций, и их содержание;
4. выявить особенности функционирования жанров в коммуникативной среде школы.
Материалом для анализа послужили диалоги, собранные автором методом включенного наблюдения с сентября 2017 года по ноябрь 2019года; картотека включает более 50 текстов; имеется в виду работа автора в качестве социального педагога в МБОУ СШ №156г. Красноярска.
Методы исследования имеют общенаучную и собственно лингвистическую основу. Кроме уже упомянутого метода включенного наблюдения, решить поставленные задачи помогают методы сравнения, систематизации и описания, метод контекстуального анализа; главным же рабочим инструментом является методика пофакторного жанрового анализа [Шмелева, 1992.С. 9].
Новизна работы связана с предметом и материалом исследования и обусловлена введением в научное обращение диалогов «воспитательного» содержания, выстроенных в соответствии с регламентом современного образовательного процесса.
Практическая ценность проделанных наблюдений заключается в преимуществе использовать материал данной работы для подготовки спецкурса по жанроведению, а также для дисциплин коммуникативной и социолингвистической направленности; в разного рода практических программах и методических разработках по совершенствованию навыков профессионального общения, в частности, для работников школьных учреждений.
Цель и задачи диссертационной работы определили структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Апробация данной магистерской диссертации подтверждается публикацией статьи «Речевые жанры в аспекте современного мира» в журнале студенческий вестник: электрон. научн. журн. 2019. № 47(97). URL: https://studvestnik.ru/journal/stud/herald/97 (дата обращения:
16.12.2019).
В данной работе исследованы речевые ситуации, коммуникативные роли, речевые жанры, входящие в репертуар школьного социального педагога и его партнеров по коммуникации. Наблюдения и анализ произведен на лингвистическом материале, собранном автором магистерской диссертации методом включенного наблюдения в пространстве муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №156»г. Красноярска
Исследование перечисленных выше параметров позволило достигнуть цели данной работы - выявления структуры и содержания речевой коммуникации (в частности, типичных речевых ситуаций и жанров) с участием социального педагога в среде образовательного учреждения.
Полученные результаты сводятся к следующему.
Анализ теоретической базы исследования доказывает, что теория речевых жанров в настоящем виде находится на стадии становления и имеет большое число неразрешенных вопросов и неустоявшихся определений, начиная от дефиниции самого речевого жанра и заканчивая принципами типологии речевых высказываний.
Существенной проблемой, кроме того, является проблема методическая; а именно: какую модель высказывания принять за основную, придать ей статус универсальной и использовать при анализе конкретного языкового и речевого материала.
Выделим в этом проблемном ряду и проблему функционирования речевого высказывания: многие авторы, в частности, отмечают трансформации привычных жанровых моделей при их использовании в новой среде коммуникации: интернет-среда (виртуальное общение), социальные сети и их массовая практика общения свидетельствуют об этом.
Существующая ситуация в актуальной речевой среде - фактически ежедневное появление новых жанровых вариантов и новых обстоятельств их использования - делает лингвистическое жанроведение одним из самых востребованных направлений современной лингвистической мысли, четко ориентированным на практику языковой «жизни» человека, социальной группы и общества в целом.
Что касается собственно исследовательской части работы, то в ее границах выявлены два коммуникативных режима, которые использует социальный педагог: официальный и неофициальный. Абсолютное большинство ситуаций носит официальный характер. Исключение составляет общение в пространстве «школа».
Структуру коммуникации социального педагога, как выяснилось, определяют три коммуникативных пространства: «кабинет социального педагога», «школа» и «совет профилактики». Каждое из них включает три типичных речевых ситуации: «социальный педагог - родитель», «социальный педагог - ученик девиантного поведения», «социальный педагог - одаренный ученик».
Большинство речевых ситуаций, составляющих
коммуникативное пространство «социального педагога», являются каноническими. Общение имеет чаще всего официальный характер.
Параметры школьной коммуникации социального педагога определяют пространства «школа», «кабинет социального педагога» и «совет профилактики», которые являются запланированными локусами для некоторых речевых ситуаций.
Их временные координаты разнообразны (утро, день, вечер). Продолжительность коммуникации, как правило, произвольна и непредсказуема, однако, в пространстве «совет профилактики» четко регламентирована и составляет по времени. Совет профилактики проходит один раз в месяц, в МБОУ СШ № 156 - последний четверг месяца. Начинается Совет профилактики обычно в 16.30, и на каждую семью отводится время от тридцати минут до сорока пяти минут. Если в регламент не укладываются, то по согласию всех собравшихся время увеличивается или заседание переносится на другой день....
1. Алпатов В.М. Проблема речевых жанров в работах М.М. Бахтина // Жанры речи. Саратов: «Колледж».- 2002. - №3. -318 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. - 376с.
3. Аристотель. Поэтика // Сочинения. В 4т. - Т.3. - М.: 1981.
4. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики - 1982. М.: Наука, 1984. С. 5-23.
5. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992. С. 52-56.
6. Байкулова А.Н. общее и специфичное в речевом общении разных семей // Вопросыстилистики. Вып. 28. Саратов, 1999. С. 250-295.
7. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. С. 250-296.
8. Большой энциклопедический словарь. В 2-х т. Гл. ред. А.М.
Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. - 863 с. Т.2. - 768 с.
9. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика.- М.: РГГУ, 2001. - 439 с.
10. Бргакова Д. О связности устных коммуникантах //Синтаксис текста. М.: Наука,1979. С. 248-261.
11. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 99-111.
12. Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии: новый подход к изучению межкультурной коммуникации // Жанры речи: Сборник научных статей. - Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып.2. С. 112-132.
13. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.
- С. 416.
14. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. С. 171-172.
15. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1990. - 240 с....79