Факультатив как форма организации внеучебной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЖ
1.1. Научно-методические данные по теме исследования 8
1.2. Структура и содержание образовательной области «Основы
безопасности жизнедеятельности» 12
1.3. Цели и задачи внеклассной работы по предмету ОБЖ 16
1.4. Современные формы организации внеклассных мероприятий по
курсу основ безопасности жизнедеятельности в школе 21
ГЛАВА II. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Разработка комплекса мероприятий внеклассной работы по ОБЖ 39
2.3. Анализ разработки комплекса мероприятий внеклассной работы по ОБЖ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ВЫВОД 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЖ
1.1. Научно-методические данные по теме исследования 8
1.2. Структура и содержание образовательной области «Основы
безопасности жизнедеятельности» 12
1.3. Цели и задачи внеклассной работы по предмету ОБЖ 16
1.4. Современные формы организации внеклассных мероприятий по
курсу основ безопасности жизнедеятельности в школе 21
ГЛАВА II. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Разработка комплекса мероприятий внеклассной работы по ОБЖ 39
2.3. Анализ разработки комплекса мероприятий внеклассной работы по ОБЖ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ВЫВОД 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать - определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. Многие спорят, нужен или нет предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях? Ответ на этот вопрос содержится в высказываниях средствам массовой информации детей и подростков, которые сумели в чрезвычайных ситуациях сохранить свою жизнь и/или жизнь рядом находящихся своевременно оказать необходимую помощь оказавшимся в беде. А звучит он обычно так: «Этому меня научили в школе на уроках ОБЖ». Такая оценка многого стоит.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 1 для достижения целей обороны страны особое внимание уделяется решению задач по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе.
В настоящее время начальная военная подготовка в общеобразовательных организациях (далее - НВП) предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (далее соответственно - ФГОС СОО) 2.
Так, согласно ФГОС СОО учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" является обязательным для уровня среднего общего образования.
В свою очередь, пунктом 9.16 ФГОС СОО устанавливаются требования к предметным результатам освоения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень), которые должны отражать, в том числе сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира, знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны, знание действий при сигналах гражданской обороны.
Кроме того, в силу пунктов 5 и 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 3, подготовка граждан по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола в том числе в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних двух лет обучения и в учебных пунктах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В настоящее время для достижения целей обороны страны особое внимание уделяется решению задач по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе, согласно которому представлено 2 варианта федеральной рабочей программы учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Концепцией преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека ЯцекПалкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать».
Внеурочная деятельность обучающихся - это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Внеклассные занятия формируют и развивают личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать, заложенное в человеке природой, но и корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но развивать в нём потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил. Каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь: добытое лично - добыто на всю жизнь.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» даёт возможность реализовать внеурочную деятельность по всем направлениям.
Мероприятия, направленные на реализацию внеурочной деятельности:
• спортивно-оздоровительное - реализуется через проведение «Дней здоровья», спортивных соревнований;
• духовно-нравственное - реализуется через беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, др.;
• социальное - участие обучающихся в социальных акциях;
• общеинтеллектуальное - реализуется через познавательные беседы, предметные олимпиады;
• общекультурное - реализуется через походы с краеведческой направленностью, посещение музеев, экскурсии.
Внеурочная, внеклассная работа по «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.
При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, МВД, военнослужащими МО РФ, медицинскими работниками.
Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения и др.
Важным фактором успешного выполнения этих задач является учёт психолого-педагогических особенностей обучения на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста даёт возможность правильно определить содержание и форму внеклассной работы.
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность даёт обучающемся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Цель исследования: повышение уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности на факультативе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по предмету основы безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: факультатив как форма организации внеучебной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности.
С учетом разработанной проблемы в теории и практике педагогического образования, цели, объекта и предмета исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу факультатива по основам безопасности жизнедеятельности.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенной программы работы факультатива.
Методы исследование:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
Гипотеза: предполагается, что применение разработанной программы факультатива позволит наиболее эффективному усвоению материала по основам безопасности жизнедеятельности у обучающихся.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. Многие спорят, нужен или нет предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях? Ответ на этот вопрос содержится в высказываниях средствам массовой информации детей и подростков, которые сумели в чрезвычайных ситуациях сохранить свою жизнь и/или жизнь рядом находящихся своевременно оказать необходимую помощь оказавшимся в беде. А звучит он обычно так: «Этому меня научили в школе на уроках ОБЖ». Такая оценка многого стоит.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 1 для достижения целей обороны страны особое внимание уделяется решению задач по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе.
В настоящее время начальная военная подготовка в общеобразовательных организациях (далее - НВП) предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (далее соответственно - ФГОС СОО) 2.
Так, согласно ФГОС СОО учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" является обязательным для уровня среднего общего образования.
В свою очередь, пунктом 9.16 ФГОС СОО устанавливаются требования к предметным результатам освоения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень), которые должны отражать, в том числе сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира, знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны, знание действий при сигналах гражданской обороны.
Кроме того, в силу пунктов 5 и 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 3, подготовка граждан по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола в том числе в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних двух лет обучения и в учебных пунктах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В настоящее время для достижения целей обороны страны особое внимание уделяется решению задач по военно-патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе, согласно которому представлено 2 варианта федеральной рабочей программы учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Концепцией преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека ЯцекПалкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать».
Внеурочная деятельность обучающихся - это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Внеклассные занятия формируют и развивают личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать, заложенное в человеке природой, но и корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но развивать в нём потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил. Каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь: добытое лично - добыто на всю жизнь.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» даёт возможность реализовать внеурочную деятельность по всем направлениям.
Мероприятия, направленные на реализацию внеурочной деятельности:
• спортивно-оздоровительное - реализуется через проведение «Дней здоровья», спортивных соревнований;
• духовно-нравственное - реализуется через беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, др.;
• социальное - участие обучающихся в социальных акциях;
• общеинтеллектуальное - реализуется через познавательные беседы, предметные олимпиады;
• общекультурное - реализуется через походы с краеведческой направленностью, посещение музеев, экскурсии.
Внеурочная, внеклассная работа по «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.
При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, МВД, военнослужащими МО РФ, медицинскими работниками.
Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения и др.
Важным фактором успешного выполнения этих задач является учёт психолого-педагогических особенностей обучения на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста даёт возможность правильно определить содержание и форму внеклассной работы.
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность даёт обучающемся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Цель исследования: повышение уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности на факультативе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по предмету основы безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: факультатив как форма организации внеучебной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности.
С учетом разработанной проблемы в теории и практике педагогического образования, цели, объекта и предмета исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу факультатива по основам безопасности жизнедеятельности.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенной программы работы факультатива.
Методы исследование:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
Гипотеза: предполагается, что применение разработанной программы факультатива позволит наиболее эффективному усвоению материала по основам безопасности жизнедеятельности у обучающихся.
Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Формирование такого типа сознания базируется на системе знаний о риске, и, в свою очередь, представляет собой некий плацдарм для активных, обдуманных и целенаправленных действий. Таким образом, важнейшая задача в области преподавания «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит в том, чтобы направить разум обучающихся на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы и таким образом обуздать стихийные процессы.
Полученные экспериментальные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу, о том, что внеурочная деятельность обучающихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует повышению мотивационной активности обучающихся к изучению предмета ОБЖ и повышает общий уровень культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Полученные экспериментальные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу, о том, что внеурочная деятельность обучающихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует повышению мотивационной активности обучающихся к изучению предмета ОБЖ и повышает общий уровень культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.



