ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Формирование представления безопасности в сети Интернет школьников 5
1.1 Информатика и основы сетевых технологий в 6-7 классах 5
1.1.1. Предмет информатики 5
1.1.2. Угрозы в сети Интернет 5
1.2 Факультатив как одна из форм внеурочной работы по учебным
предметам 19
1.2.1. Общая характеристика внеурочной работы 19
1.2.2. Общая характеристика факультативных занятий 24
Глава 2. Разработка курса безопасной работы в сети Интернет 31
2.1. Разработка факультативного курса 31
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложения
Новые целевые установки в системе образования основываются на приоритете индивидуализации и дифференциации обучения, что проявляется в различных направлениях построения системы многоуровневого образования, реализации продуктивных форм обучения, разработку новых подходов к формированию содержания образования.
В этих условиях совершенствование содержания методической подготовки изучения информатики приобретает большую актуальность. Существенную роль, при изучении информатики, для формирования научного мировоззрения школьников преобладают новые информационно-коммуникационные средства.
В структуре информационно-коммуникативных технологий Интернет является одним из главных элементов. Исходя из этого, навыки безопасной работы в сети необходимы учащимся.
Как известно, подростки являются наиболее уязвимыми для влияния, поэтому вопрос об обучении детей Интернет безопасности является одной из главных задач родителей и учителей. В связи с тем, что большинство родителей, в силу своей занятости или не информированности в достаточной степени, не могут донести до своих детей подробную информацию о киберугрозах и защите в сети Интернет, эта задача перетекает в компетентность школы.
В школьном курсе информатики основой при изучении сетевых технологий становится знакомство со Всемирной паутиной, изучение устройства и функционирования сети Интернет. Несколько часов отводится на изучение антивирусных программ. Но про то, какие угрозы могут подстерегать в сети, их разнообразие и то, как их избежать дети могут узнать только на классных часах по этой теме, если таковые проводятся.
Решением такой задачи может стать введение факультативного курса «Основы безопасной работы в сети Интернет», который будет выступать как дополнение к изучению курса основной школьной программы. Факультативный курс поможет углубить знания школьника в интересном для него направлении.
В связи с этим цель данной работы: разработать факультативный курс по основам безопасной работы в сети Интернет.
Объектом исследования мы определили процесс обучения информатике и основам сетевых технологий школьников 6-7 классов.
Разработанный факультативный курс будет нацелен на расширение недостаточного образования в области информатики. Обучение может предлагаться в нестандартной форме, что мобилизует внимание и творческие способности учащихся.
В связи с этим, предмет исследования - факультативный курс как средство обучения сетевым технологиям.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1. Изучить особенности обучения информатике и основам сетевых технологий школьников 6-7 классов;
2. Рассмотреть возможности факультативных курсов;
3. Разработать факультативный курс по основам безопасной работы в сети Интернет;
4. Подготовить методические рекомендации по использованию курса.
На сегодняшний день сеть Интернет может быть как полезным средством для обучения или общения с друзьями, так и содержать скрытые угрозы, мы поставили задачу проанализировать школьную программу информатики 6-7 классов, для того, что бы доказать необходимость более глубокого изучения школьниками безопасности сети Интернет. Мы анализировали учебники по информатике 6, 7 классов автора Босовой Людмилы Леонидовны.
В ходе анализа мы выяснили, что в шестом классе дети изучают компьютерные и информационные модели, а знакомство со Всемирной паутиной начинают только в седьмом классе, где узнают понятие информационной системы.
На основе анализа части школьной программы мы определили, что необходимо разработать факультативный курс по безопасной работе в сети, так как формирование навыков информационной безопасности и культуры должно проводиться не только на уроках информатики, но и во внеурочной деятельности. Мы выяснили, что 13-15 лет - это самый подходящий возраст для изучения безопасности Интернета, так как в этом возрасте дети уже являются уверенными пользователями сети.
Следующая задача, необходимая для достижения цели, это рассмотрение факультативов, как одну из форм внеурочной работы по учебным предметам.
Мы выяснили, что внеурочная деятельность по учебным предметам строится системно на основе единства обучения, воспитания и развития школьников. А основная задача факультативных занятий, учитывая интересы и склонности учащихся, - расширить и углубить усвоение ими программного материала.
На основе этого мы разработали факультативный курс, в ходе которого дети изучают теоретические аспекты безопасной работы в сети, выполняют практические, творческие работы.
Разработав курс мы подготовили методические рекомендации, информирующие о теоретических и практических аспектах его проведения на примере двух разделов. Разработанные рекомендации могут быть использованы преподавателями при организации работы факультативного курса. Написав рекомендации мы выполнили последнюю поставленную нами задачу.
1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. - М.: Флинта, 2008. - 240 с.
2. Бауэр, Ф.Л., Гооз, Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. 4.1 / Ф.Л. Бауэр. - М.: Мир, 1990. - 336 с; 4.2. - М.: Мир, 2009. - 423 с.
3. Бешенков С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии.//Информатика и образование. - 2000. - №7. - С.7-9.
4. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-208 с
5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса - М.: БИНОМ, 2013. — 224с.
6. Википедияhttps: //ru.wikipedia.org/wiki
7. Джеймс Ленс. - Фишинг. Техника компьютерных преступлений. Год издания: 2008 Издательство: НТ Пресс , 320 с.
8. Зелман М. Измерение грамотности в информационных и коммуникационных технологиях // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2007, N1, С. 48-53.
9. Запрудский Н.И., Современные школьные технологии: пособие для учителей. Минск: Белорусский Дом печати, 2004. — 288 с.
10. Казаренков, В.И. Педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам: Учебное пособие.- М.: МГПУ, 1998.-127с.
11. Кузнецов А.А. Новый Базисный учебный план-основа реализации профильного обучения в старшем звене средней школы/ А.А. Кузнецов Л.О. Филатова М.: АПКиПРО. 2011.- 35с.
12. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ “Сфера”, 2001. - 464с.
13. Мусский И.А. 100 ВЕЛИКИХ АФЕР, Серия: 100 великих, Издательство, ЗАО 2012,- 480.
14. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [электронный ресурс] - режим доступа:http://xn--
80abucj iibhv9a.xn--p 1 ai/
15. Руденков А. А. Основы сетевых технологий: учебник / А. А. Руденков. - Екатиренбург: Академия, 2011. - 377 с
16. Сафронова Н. В. Теория и методика обучения информатике / Н. В. Сафронова. - Москва: «Высшая школа», 2013. - 186 с.
17. Современные информационные технологии в школьном образовании [электронный ресурс] // Шуйский государственный педагогический университет. - 2014. - Режим доступа:
http: //sgpu2004. narod.ru/infotek/infotek2. htm
18. http://fil.yourmagic.org/2012/02/Elective-in-Chemistry3.html