Использование активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Активные методы обучения в учебном процессе 7
1.1 Понятие и сущность активных методов обучения 7
1.2 Классификация активных методов обучения и их характеристика
1.3 Развитие познавательной активности обучающихся на занятиях по экономическим дисциплинам с использованием активных методов обучения
Выводы по первой главе 26
2 Использование активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа
2.1 Методика проведения занятий с использованием активных методов обучения
2.2 Разработка занятий по разделу «Экономические ресурсы предприятия»
2.3 Проведение экспериментального исследования 46
2.4 Экономическое обоснование проекта 51
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Тестовые задания по теме «Экономические ресурсы предприятия»
Актуальность исследования. Проблема профессионального и личностного становления в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования становится все более актуальной в современной науке и практике. Возникает необходимость формирования профессиональной мотивации будущих специалистов с целью выработки у них способности преобразовывать свои знания и опыт таким образом, чтобы решать более успешно любые профессиональные задачи.
На сегодняшний день не существует единых технологий подготовки экономических кадров для любого времени и места. Требование внесения принципиальных корректировок в действующую систему обучения экономистов вызвало необходимость применения активных методов обучения как одного из элементов современных технологий подготовки экономических кадров. Таким образом, актуальность исследования обусловлена, прежде всего, сложившимися противоречиями между: востребованностью теоретического и практического знания в области экономики и слабой научной разработанностью этой проблемы; актуальностью педагогической задачи формирования профессионального экономического образования и неопределенностью позиции в отношении педагогических возможностей в данном направлении. Названные идеи и противоречия обусловили выбор темы исследования «Использование активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа».
Исследованиям в области активного обучения уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. В настоящее время данной проблеме посвящены исследования А.К. Быкова, С.К. Никулина, Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик и др.
Однако проблема применения активных методов обучения в преподавании экономических дисциплин в настоящее время только начинает полноценно рассматриваться в трудах педагогов и исследователей (В.С. Балабанова, Я.Г. Баяновской, А.А. Гарифуллиной, Е.В. Евпловой, О.Е. Кузовенко и др.).
Целью данной работы является разработка занятий с использованием активных методов обучения по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа.
Объект исследования - активные методы обучения на занятиях по экономическим дисциплинам в колледже.
Предметом работы является использование активных методов обучения на занятиях по дисциплине «Экономика организации» в колледже.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1) анализ педагогической и специальной литературы по теме;
2) разработать занятия с использованием активных методов по разделу «Экономические ресурсы предприятия» по дисциплине «Экономика организации» для обучающихся колледжа;
3) провести педагогический эксперимент;
4) выполнить экономическое обоснование проекта.
Гипотеза нашего исследования выглядит следующим образом: Если на занятиях по дисциплине «Экономика организации» при изучении темы «Экономические ресурсы предприятия» будут использоваться предложенные нами активные методы обучения, то занятия будут протекать более эффективно, а время, затраченное на изучение темы сократиться.
База исследования - АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж», специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы; наблюдение, анкетирование, тестирование.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных занятий по учебной дисциплине «Экономика организации» преподавателями колледжа при подготовке к занятиям с использованием активных методов обучения, а также студентам и практикантами в исследованиях в период педагогической практики.
Структура работы состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка, представленного 41 источником и приложения.
В данной дипломной работе рассматривался вопрос использования активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа. Данная работа актуальна, так как имеет место противоречение между востребованностью теоретического и практического знания в области экономики и слабой научной разработанностью этой проблемы; отсутствием единых технологий подготовки экономических кадров и требованием корректировок действующей системы обучения путем применения активных методов обучения как одного из элементов современных технологий подготовки экономических кадров.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.
Активный метод представляет собой форму взаимодействия педагога и обучающихся, в которой все участники учебного процесса взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Классификация методов активного обучения разнообразна. Каждая группа активных методов обучения предполагает специфическую организацию взаимодействия участников и обладает своими специфическими особенностями. Характеристика основных активных методов обучения обусловлена их спецификой и технологией использования. Несмотря на то, что по содержанию они значительно отличаются, основная их задача - включение учащегося в процесс активного обучения, взаимодействие на всех уровнях педагогического процесса, развитие познавательной деятельности и интереса к предмету.
С целью проверки гипотезы исследования нами разработаны учебные занятия с использованием разнообразных активных методов обучения по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа. Разработка занятий включает в себя деловые игры по темам «Основные средства» и «Анализ производства и реализации продукции», тематическую дискуссию на тему «Анализ состояния и эффективного использования основных средств», проект проблемного семинара на тему «Анализ затрат на производство», блиц-игру на тему «Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия)», игровую ситуацию на тему «Оборотные средства предприятия».
Расчеты экономическое обоснование проекта показали, что общая стоимость работы составляет 14290, 6 рублей.
Эксперимент проводился в АНПОО «Бийский технолого¬экономический колледж» со студентами по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Подводя итоги проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы, что использование активных методов обучения способствует повышению успеваемости, сокращаются за¬траты времени на изучение материала, повышается интерес к изучаемой дисциплине.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования подтверждена, задачи выполнены.
1 Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.В.Зарукина, Н.А.Логинова, М.М.Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2014. - 59 с. - Библиогр.: с. 7-8. - ISBN 978¬5-9978-0051-2.
2 Балабанов, В.С. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы лекторского мастерства [Текст] / В.С. Балабанов, В.Н. Кириллов, Р.Т. Юлдашев. - М., 2013.- 401 с. - Библиогр.: с. 208-215. - ISBN 978-5¬394-01688-2.
3 Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 372 c. - ISBN 978-5-394-01688-2.
4 Баяновская, Я.Г. Активные методы обучения в преподавании эко-номики в общеобразовательных школах [Текст] / Я.Г. Баяновская, Н.С. Лепкова, Г.В. Кузина // Инновационная наука. - 2015. - №12. - С. 63-66. - ISSN 2410-6070/
5 Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. - М.: Мысль, 2013. - 318 с. - Библиогр.: с. 42-52. - ISBN 5-7155-0099-0.
6 Бровкина, Н.Д. Интерактивные методы обучения в преподавании финансово-контрольных дисциплин [Текст] / Н.Д. Бровкина. - М.: Академия, 2010.-167 с. - Библиогр.: с. 101-109. - ISBN 5-7695-0815-9.
7 Бастракова, Н.С. Методы активного обучения [Текст]: учебное пособие / Н. С. Бастракова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та,
2014. - 265 с. - Библиогр.: с. 34-38. - ISBN 978-5-8050-0555-9.
8 Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. -№ 6. - С. 24¬33. - Библиогр.: с. 26.
9 Гарифуллина, А.А. Эвристические методы в экономике [Текст] / А.А. Гарифуллина // Актуальные вопросы экономических на- ук: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2014. - С. 98 - 100. - ISBN 978-5¬87308-134-3.
10 Герасимов, Б.Н. Интенсивные образовательные технологии: Методология управления педагогическими инновациями [Текст]. Монография / Б.Н. Герасимов. - Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2012. - 480 с. - Библиогр.: с. 112-114. - ISBN 978-5-902922-11-7.
11 Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Академический проект, 2015. - 231 с. - Библиогр.: с.62-66. - ISBN 978-5-9916-1477-1.
12 Деловые игры в экономике: учебное пособие [Электронный ресурс] / И.Н. Горелова, Н.С. Морозова. - Омск, 2016.- 74 с. - Режим доступа: https://infopedia.su/2x48f1 .html 23 апреля 2018 10:45:24
13 Евплова, Е.В. Как развить коммуникативные навыки у студентов? [Текст] / Е.В. Евплова. - Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2014. - № 1. - С 41-45. - ISBN 978-5-906763-95-2.
14 Евплова, Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? [Текст] / Е.В. Евплова // Экономика образования. - 2012. - № 2. - С. 99-105. - ISSN 2072-9634.
15 Землинская, Е.Н. Экономическое образование в школьной про-грамме [Текст] / Е.Н. Землинская. - М.: Народное образование. - 2012. - № 10. - С.220-228.
16 Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.iro.yar.ru/resource/distant/music/sekret/tihova/tih_gl2.html. - Загл. с экрана.
17 Каморджанова, Н. А. Кейсы - игры, формирующие умения и навыки будущих экономистов [Электронный ресурс] / Н.А. Каморджанова,
И.В. Карташова. - Режим gостуnа:http://www.piter-press.ru/ 30 марта 2018 12:20:45
18 Корлюгова, Ю.Н. Деловые игры по экономике. Пособие для учителя [Текст] / Ю.Н. Корлюгова, М.Л. Ларионов. - М.: ВИТА, 2013. - Библиогр.: с. 94. - ISBN 5-88241-041.
19 Корнейчук, Б.В. Микроэкономика. Деловые игры [Текст] / Б.В. Корнейчук. - СПб.: Питер, 2011. - 160с. - Библиогр.: с.25-34. - ISBN 5-94723-546-6
20 Криворучко, Н.А. Формы учебных занятий, развивающие у студен-тов профессионально-познавательную активность [Текст] / Н.А. Криворучко // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 10. - С. 15-21. - ISSN 1990-679Х.
21 Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / Т.В. Кудрявцев. - М.: Знание, 2014. - 85 с. - Библиогр.: с.66.
22 Кузовенко, О.Е. Компетентностно-ориентированная экономическая подготовка будущих педагогов в образовательном процессе ву- за [Текст] / О. Кузовенко // Наша новая школа - путь к культуре граждан и развитию общества: науч.-попул. изд.: в 6 т. / под общ. ред. А.Ф. Аменда. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - Т. 3: Подготовка и повышение квалификации педагогов. - С. 223-311. - ISBN 978-5-85716-871-4.
23 Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст]: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 474 с. - Библиогр.: с. 309. - ISBN 5-222-07126-Х
24 Кулешова, И.В. Деловые игры для педагогических советов и методобъединений [Текст] /И. В. Кулешова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2011. - № 5. - С. 65¬71. - Библиогр.: с. 65-69.
25 Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения [Текст]: Учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 248 c. - Библиогр.: с. 107. - ISBN 978-5-534-02216-2.
26 Лукьянова, Р. Формирование системы практических умений и навыков учащихся на уроках экономики [Текст] / Р. Лукьянова // Народное образование. - 2013. - № 10. - С. 157.
27 Мерков, А.Б. Распознавание образов: Введение в методы статистического обучения [Текст]/ А.Б. Мерков. - М.: УРСС, 2011. - 256 c. - Биб- лиогр.: с.148-4149. - ISBN
28 Наследие педагогов-ученых прошлого: Г.И. Щукина (1908- 1994)
[Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles 28 марта 2018 13:11:45
29 Напалкова, Н. В. Деловая игра как активный метод обучения / Н.В. Напалкова // Интеграция образования. - 2012. - № 2. - С.12-19.
30 Нетрадиционные виды лекции, особенности их организации и про-ведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://studopedia.ru/2_83923_netraditsionnie-vidi-lektsii-osobennosti- ihorganizatsii-i-provedeniya.html. 03 мая 2018 14:15:18
31 Никулин, С.К. Содержание научно-технического творчества учащихся и методы обучения (системный подход) [Текст] / С.К. Никулин, Г.А. Полтавец. - М.: МАИ, 2014. - 680 c. - Библиогр.: с.39-49. - ISBN 5-7035¬1492-4 (в обл.)
32 Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб. пособие/ Т.И. Ермакова, Е.Г. Ивашкин; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.Алексеева. - Нижний Новгород. - 2013. - 158 с. - Биб¬лиогр.: с. 102-11. - ISBN 978 -5-502-00316-2.
33 Рахлис, Т.П. Педагогические условия повышения эффективности экономического образования студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе [Текст] / Т.П. Рахлис. - Магнитогорск: Изд-во МПГУ, 2017. - 302 с. - Библиогр.: с. 28-36. ISBN
34 Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с. - Библиогр.: с.202-206.
35 Смирнов, Т.М. Методические рекомендации по подготовке и про-ведению деловых игр [Текст] / Т.М. Смирнов. - М.: ИМХО, 2014. - 92 с. - Библиогр.: с.22-28. - ISBN 5-9861200-2-7 : 58.00.
36 Трайнев, В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии [Текст]: учеб.пособие / В.А. Трайнев. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 303 с. - Библиогр.: с.97. - ISBN 5-691-01448-X
37 Федорова, Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем [Текст] / Л.И. Федорова. - М.: Форус,
2015. - 176 с. - Библиогр.: с. 71-99.
38 Циулина, М.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / М.В. Циулина. - Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016. - 227 с. - Библиогр.: с.49-50; 97-100. - ISBN 978-5-906908-02-5
39 Чуев, И. Н. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 416 c. - ISBN 5-7856-0079-Х.
40 Шмелева, Н.В. Активные методы обучения [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Шмелева [и др.]. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 128 c. - Библиогр.: с. 86. - ISBN 978-5-9776-0226-6
41 Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М.: Книга по Требованию, 2013. - 228 с. Библиогр.: с. 120-136. - ISBN 978-5-458-36048-7