Использование активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Активные методы обучения в учебном процессе 7
1.1 Понятие и сущность активных методов обучения 7
1.2 Классификация активных методов обучения и их характеристика
1.3 Развитие познавательной активности обучающихся на занятиях по экономическим дисциплинам с использованием активных методов обучения
Выводы по первой главе 26
2 Использование активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа
2.1 Методика проведения занятий с использованием активных методов обучения
2.2 Разработка занятий по разделу «Экономические ресурсы предприятия»
2.3 Проведение экспериментального исследования 46
2.4 Экономическое обоснование проекта 51
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Тестовые задания по теме «Экономические ресурсы предприятия»
1 Активные методы обучения в учебном процессе 7
1.1 Понятие и сущность активных методов обучения 7
1.2 Классификация активных методов обучения и их характеристика
1.3 Развитие познавательной активности обучающихся на занятиях по экономическим дисциплинам с использованием активных методов обучения
Выводы по первой главе 26
2 Использование активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа
2.1 Методика проведения занятий с использованием активных методов обучения
2.2 Разработка занятий по разделу «Экономические ресурсы предприятия»
2.3 Проведение экспериментального исследования 46
2.4 Экономическое обоснование проекта 51
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Тестовые задания по теме «Экономические ресурсы предприятия»
Актуальность исследования. Проблема профессионального и личностного становления в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования становится все более актуальной в современной науке и практике. Возникает необходимость формирования профессиональной мотивации будущих специалистов с целью выработки у них способности преобразовывать свои знания и опыт таким образом, чтобы решать более успешно любые профессиональные задачи.
На сегодняшний день не существует единых технологий подготовки экономических кадров для любого времени и места. Требование внесения принципиальных корректировок в действующую систему обучения экономистов вызвало необходимость применения активных методов обучения как одного из элементов современных технологий подготовки экономических кадров. Таким образом, актуальность исследования обусловлена, прежде всего, сложившимися противоречиями между: востребованностью теоретического и практического знания в области экономики и слабой научной разработанностью этой проблемы; актуальностью педагогической задачи формирования профессионального экономического образования и неопределенностью позиции в отношении педагогических возможностей в данном направлении. Названные идеи и противоречия обусловили выбор темы исследования «Использование активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа».
Исследованиям в области активного обучения уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. В настоящее время данной проблеме посвящены исследования А.К. Быкова, С.К. Никулина, Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик и др.
Однако проблема применения активных методов обучения в преподавании экономических дисциплин в настоящее время только начинает полноценно рассматриваться в трудах педагогов и исследователей (В.С. Балабанова, Я.Г. Баяновской, А.А. Гарифуллиной, Е.В. Евпловой, О.Е. Кузовенко и др.).
Целью данной работы является разработка занятий с использованием активных методов обучения по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа.
Объект исследования - активные методы обучения на занятиях по экономическим дисциплинам в колледже.
Предметом работы является использование активных методов обучения на занятиях по дисциплине «Экономика организации» в колледже.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1) анализ педагогической и специальной литературы по теме;
2) разработать занятия с использованием активных методов по разделу «Экономические ресурсы предприятия» по дисциплине «Экономика организации» для обучающихся колледжа;
3) провести педагогический эксперимент;
4) выполнить экономическое обоснование проекта.
Гипотеза нашего исследования выглядит следующим образом: Если на занятиях по дисциплине «Экономика организации» при изучении темы «Экономические ресурсы предприятия» будут использоваться предложенные нами активные методы обучения, то занятия будут протекать более эффективно, а время, затраченное на изучение темы сократиться.
База исследования - АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж», специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы; наблюдение, анкетирование, тестирование.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных занятий по учебной дисциплине «Экономика организации» преподавателями колледжа при подготовке к занятиям с использованием активных методов обучения, а также студентам и практикантами в исследованиях в период педагогической практики.
Структура работы состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка, представленного 41 источником и приложения.
На сегодняшний день не существует единых технологий подготовки экономических кадров для любого времени и места. Требование внесения принципиальных корректировок в действующую систему обучения экономистов вызвало необходимость применения активных методов обучения как одного из элементов современных технологий подготовки экономических кадров. Таким образом, актуальность исследования обусловлена, прежде всего, сложившимися противоречиями между: востребованностью теоретического и практического знания в области экономики и слабой научной разработанностью этой проблемы; актуальностью педагогической задачи формирования профессионального экономического образования и неопределенностью позиции в отношении педагогических возможностей в данном направлении. Названные идеи и противоречия обусловили выбор темы исследования «Использование активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа».
Исследованиям в области активного обучения уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. В настоящее время данной проблеме посвящены исследования А.К. Быкова, С.К. Никулина, Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик и др.
Однако проблема применения активных методов обучения в преподавании экономических дисциплин в настоящее время только начинает полноценно рассматриваться в трудах педагогов и исследователей (В.С. Балабанова, Я.Г. Баяновской, А.А. Гарифуллиной, Е.В. Евпловой, О.Е. Кузовенко и др.).
Целью данной работы является разработка занятий с использованием активных методов обучения по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа.
Объект исследования - активные методы обучения на занятиях по экономическим дисциплинам в колледже.
Предметом работы является использование активных методов обучения на занятиях по дисциплине «Экономика организации» в колледже.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1) анализ педагогической и специальной литературы по теме;
2) разработать занятия с использованием активных методов по разделу «Экономические ресурсы предприятия» по дисциплине «Экономика организации» для обучающихся колледжа;
3) провести педагогический эксперимент;
4) выполнить экономическое обоснование проекта.
Гипотеза нашего исследования выглядит следующим образом: Если на занятиях по дисциплине «Экономика организации» при изучении темы «Экономические ресурсы предприятия» будут использоваться предложенные нами активные методы обучения, то занятия будут протекать более эффективно, а время, затраченное на изучение темы сократиться.
База исследования - АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж», специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы; наблюдение, анкетирование, тестирование.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных занятий по учебной дисциплине «Экономика организации» преподавателями колледжа при подготовке к занятиям с использованием активных методов обучения, а также студентам и практикантами в исследованиях в период педагогической практики.
Структура работы состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка, представленного 41 источником и приложения.
В данной дипломной работе рассматривался вопрос использования активных методов обучения на занятиях по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа. Данная работа актуальна, так как имеет место противоречение между востребованностью теоретического и практического знания в области экономики и слабой научной разработанностью этой проблемы; отсутствием единых технологий подготовки экономических кадров и требованием корректировок действующей системы обучения путем применения активных методов обучения как одного из элементов современных технологий подготовки экономических кадров.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.
Активный метод представляет собой форму взаимодействия педагога и обучающихся, в которой все участники учебного процесса взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Классификация методов активного обучения разнообразна. Каждая группа активных методов обучения предполагает специфическую организацию взаимодействия участников и обладает своими специфическими особенностями. Характеристика основных активных методов обучения обусловлена их спецификой и технологией использования. Несмотря на то, что по содержанию они значительно отличаются, основная их задача - включение учащегося в процесс активного обучения, взаимодействие на всех уровнях педагогического процесса, развитие познавательной деятельности и интереса к предмету.
С целью проверки гипотезы исследования нами разработаны учебные занятия с использованием разнообразных активных методов обучения по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа. Разработка занятий включает в себя деловые игры по темам «Основные средства» и «Анализ производства и реализации продукции», тематическую дискуссию на тему «Анализ состояния и эффективного использования основных средств», проект проблемного семинара на тему «Анализ затрат на производство», блиц-игру на тему «Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия)», игровую ситуацию на тему «Оборотные средства предприятия».
Расчеты экономическое обоснование проекта показали, что общая стоимость работы составляет 14290, 6 рублей.
Эксперимент проводился в АНПОО «Бийский технолого¬экономический колледж» со студентами по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Подводя итоги проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы, что использование активных методов обучения способствует повышению успеваемости, сокращаются за¬траты времени на изучение материала, повышается интерес к изучаемой дисциплине.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования подтверждена, задачи выполнены.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.
Активный метод представляет собой форму взаимодействия педагога и обучающихся, в которой все участники учебного процесса взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Классификация методов активного обучения разнообразна. Каждая группа активных методов обучения предполагает специфическую организацию взаимодействия участников и обладает своими специфическими особенностями. Характеристика основных активных методов обучения обусловлена их спецификой и технологией использования. Несмотря на то, что по содержанию они значительно отличаются, основная их задача - включение учащегося в процесс активного обучения, взаимодействие на всех уровнях педагогического процесса, развитие познавательной деятельности и интереса к предмету.
С целью проверки гипотезы исследования нами разработаны учебные занятия с использованием разнообразных активных методов обучения по разделу «Экономические ресурсы предприятия» дисциплины «Экономика организации» для обучающихся колледжа. Разработка занятий включает в себя деловые игры по темам «Основные средства» и «Анализ производства и реализации продукции», тематическую дискуссию на тему «Анализ состояния и эффективного использования основных средств», проект проблемного семинара на тему «Анализ затрат на производство», блиц-игру на тему «Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия)», игровую ситуацию на тему «Оборотные средства предприятия».
Расчеты экономическое обоснование проекта показали, что общая стоимость работы составляет 14290, 6 рублей.
Эксперимент проводился в АНПОО «Бийский технолого¬экономический колледж» со студентами по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Подводя итоги проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы, что использование активных методов обучения способствует повышению успеваемости, сокращаются за¬траты времени на изучение материала, повышается интерес к изучаемой дисциплине.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования подтверждена, задачи выполнены.
Подобные работы
- Использование информационных технологий на занятиях по разделу «Бухгалтерский учет» в колледже
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Инновационные педагогические технологии в учебном процессе по дисциплине «Экономика организации» по разделу «Бизнес-планирование» для обучающихся колледжа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Методическое обеспечение практических занятий по дисциплине «Экономика организации» по разделу «Труд и заработная плата» для обучающихся колледжа
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ТРЕНИНГОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ТРУДА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Современные средства обучения, используемые для преподавания экономических дисциплин в СПО
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Современные средства контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Деловая игра по дисциплине "Расследование и экспертиза пожаров"
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012



