Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданско-правовой позиции обучающихся 8 классов через изучение становления и развития нормативно-правовых актов России в школьном историческом курсе

Работа №154035

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2020
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные проблемы гражданско-правового воспитания обучающихся 9
1.1. Вопрос применения гражданско-правого воспитания в
образовательном учреждении 9
1.2. Роль агентов правовой социализации в формировании гражданско-
правовой позиции 14
1.3. Социологический опрос обучающихся как способ определения уровня
гражданско-правовой позиции 19
Глава 2. Практическая реализация гражданско-правового
обучения 23
2.1. Интегрированное обучение - основа для реализации правового
обучения 23
2.2. Нормативно-правовые акты как источники закрепления
гражданско-правовой позиции гражданина 31
2.3. Методическая разработка внеурочного мероприятия «Анализ роли
исторической личности боярыни Морозовой 35
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложения 44
Приложение 1. Анкета «Уровень гражданско-правовой позиции обучающихся 8-х классов» 44
Приложение 2. Результаты анкетирования обучающихся 45
Приложение 3. Сценарий внеурочного мероприятия «Анализ роли
исторической личности боярыни Морозовой»

Актуальность исследования. На современном этапе образования важнейшей целью выступает формирование личности, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи историческое и обществоведческое образование выступают мощнейшим ресурсом социально-экономического, политического, культурного и нравственного развития, как отдельного гражданина, так и общества в целом.
Общеобразовательное учреждение играет особую роль в процессе формирования правовой культуры школьника, так как является одним из основных институтов социализации личности, целенаправленно формирует полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.
Основной путь искоренения правовой неграмотности - это воспитание молодёжи, что главным образом происходит в школьные годы. Из этого вытекает одна из главных задач школьного педагога - лаконично, доступно заложить необходимые основы правовой грамоты. Эту задачу в первую очередь должен решить педагог-историк, и самое важное - уделять этому время не только на уроках обществознания, но на уроках истории, а также на дополнительных внеурочных мероприятиях и классных часах, в этом случае ответственность переходит на классного руководителя. Исторический опыт бесценен в решении проблем данных проблем. Он позволяет увидеть как позитивные, так и негативные моменты формирования и развития российской правовой системы в целом, и уголовного судопроизводства в частности. Это уникальная возможность провести параллель с современной действительностью.
Следует заметить, что усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни и имеют практическую направленность. Современные общеобразовательные учреждения зачастую упускают возможность формирования личности, обладающей достаточными правовыми знаниями. Поэтому молодому гражданину жизненно необходима эффективная профилактика в этой области. В ходе исследования были охвачены обучающиеся 8-х классов, ведь данный период возраста важен со стороны физиологических и психологических особенностей развития подростка. Начинается переходный период, который характерен всплеском новых эмоций, желание утвердить себя в группе через активные действия, в том числе негативные, которые могут привести к непониманию между сверстниками, а возможно к конфликтам и другим неблагоприятным последствиям. Учащиеся этого возраста в большей степени подвержены правовому нигилизму. Поэтому в данном возрасте особенно важно уделять внимание правовому воспитанию молодых людей, научить их правильно добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это, значит, мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что способствует формированию личности, способной к самостоятельной жизни в обществе. Выбранный возраст обучающихся объясняется и тем, что именно в программе обществознания для 8 классов отведено место изучению таких тем как: мораль, ее нормы и ценности, понятие гражданственности, патриотизма и нравственности, знакомство с преступлением и наказанием.
Данное исследование имеет практическую пользу как для обучающихся общеобразовательного учреждения, так и для меня, будущего учителя истории и права, на котором по большей части и лежит основная ответственность по формированию гражданско-правовой культуры школьников.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в обосновании и поиске средств повышения эффективности гражданско-правового воспитания обучающихся средней ступени общеобразовательного учреждения.
С учетом вышеизложенного была предложена тема выпускной квалифицированной работы: «Формирование гражданско-правовой позиции обучающихся 8 классов через изучение становления и развития нормативно-правовых актов России в школьном историческом курсе».
Цель данной работы - повышение уровня гражданско-правовой культуры обучающихся 8-х классов на основе изучения становления и развития нормативно-правовых актов России в школьном историческом курсе.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- наметить основные проблемы в гражданско-правовом воспитании обучающихся посредством социологического опроса;
- проанализировать методическую литературу на предмет интегрированного обучения и использования НПА;
- подготовить методический аспект к формированию повышения гражданско-правовой культуры в рамках изучения нормативно-правовых актов в школьном историческом курсе.
Объектом исследования выступает формирование гражданско-правовой позиции обучающихся 8-х классов через изучение становления и развития нормативно-правовых актов России в школьном историческом курсе.
Предметом исследования является содержательная и методическая стороны изучения становления и развития нормативно-правовых актов России в школьном историческом курсе.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме изучения нормативно-правовых актов в школьном историческом курсе, педагогическое наблюдение, социологический опрос обучающихся 8 классов.
Степень изученности. С педагогической стороны в программу воспитания гражданственности, весомый вклад внесли A.C. Макаренко и В.А. Сухомлинский. В дальнейшем Г.П. Давыдова, И.П. Иванова, Я.Л. Коломинский, Э.Б. Мельникова, Л.И. Новикова, обосновали структуру и место правового воспитания в общей системе воспитания. О главных условиях и процессе осознания молодежью гражданских прав и обязанностей писали И. Л. Булыгина, Т.А. Шингирей. Следует отметить работы Г.А. Геллера, И.И. Карпеца, Г.В. Кошкарева, Т.Н. Мальковской, С.А. Морозовой о повышении эффективности правового
воспитания учащихся путем объединения усилий учителей, родителей, правоохранительных органов и сознательных граждан.
Историографический обзор показал нам взаимосвязь правового образования и формирования гражданско-правовой культуры общества. Было выявлено наличие определенного количества работ, которые написаны на стыке педагогики и юриспруденции. В 50-60-е годы XX столетия формулируется такое понятие как «правопедагогическая деятельность», её объектом выступал человек, являвшийся носителем социального правосознания и правовой культуры. Сферой научных интересов правовой педагогики отныне стали являться: реализация на практике правового образования, вооружение разных социальных групп общества, в том числе школьников правовыми знаниями и главными навыками правовой коммуникации. Значимые исследования были проведены такими авторами как: А.Д.Бойков, Н.А.Бур, М.М. Галимов, В.В.Головченко, С.Н.Головин, Г.П.Давыдов, В.И.Каминская, Д.А.Керимова, и др. В рамках этого вопроса были определены основные подходы к формированию концепции юридического всеобучения и его социальных функций, раскрыты его сущность и предпосылки. Стоит отметить, что эти данные произведены в условиях формирования правового государства, также исследованы проблемы правовой социализации личности и наконец, намечены пути совершенствования системы правового воспитания и обучения.
Отметим, что системные исследования правовой культуры общества начинают появляться лишь в 60-70-е годы XX в. Они раскрывают методологию изучения этого понятия, его сущность, структуру, функции. А.П.Семитко показал вопросы развития правовой культуры как правового прогресса, а А.Г.Кузнов доказывает важность права как явления культуры [3,с.328]. Теоретические основы правового воспитания в 80-е годы XX в. были представлены в трудах В.В.Головченко. Он привёл обоснование общих критериев и показателей эффективности правового воспитания. К ним автор относит уровни правовых знаний, правовую убежденность, социально-правовую активность субъектов общества и их поведение.
Немаловажное значение имеет деятельность Российского Фонда правовых реформ (РФПР) и проекта «Правовое образование в школе» в конце 90-х гг. XX столетия. В 1997-1999-х гг. был выпущен и оснащен соответствующими программами, книгами, учебниками, аудио и видеофильмами комплексный правовой курс «Основы правовых знаний» для обучающихся 7, 8,9,10,11 классов.
Весомый вклад в становление российской системы обучения праву был сделан А.Ф.Никитиным, А.Н.Иоффе, Т.В,Болотиной, ОВ.Кишенковой, Е.С.Корольковой, В.О.Мушинским, Л.Н.Боголюбовым, А.Ю.Лазебниковой и др. именно в рамках интеграции правовых и других обществоведческих курсов. Также усилиями таких специалистов в области права: С.А.Морозовой, А.В.Ильина, А.В.Воронцова и др. - активизировалось изучение вопросов истории права в школе [3,с.337]. Анализ вышесказанного даёт основания считать, что к настоящему времени сложены различные научные школы правового обучения и воспитания школьников, нуждающиеся в системном анализе.
Хронологические рамки обусловлены возрастом обучающихся, который был выбран для данного исследования. Они затрагивают процесс развития нормативно-правовых актов Российской империи с XVII по XVIII. Представленные границы исследования объясняется тем что, согласно требованиям историко-культурного стандарта и ФГОС основного общего образования в школе предусмотрена линейная система преподавания истории, а это значит, что обучающиеся 8-х классов изучают период XVII-XVIII веков.
Практическая ценность исследования определяется возможностью применения разработанной системы при гражданско-правовом воспитании обучающихся 8-х классов в соответствии с требованиями ФГОС. Полученные разработки могут применяться в образовательных учреждениях при проведении тематических уроков, внеурочных мероприятий, классных часов.
Объем и структура дипломной работы обусловлены целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность, поставлены цель и задачи, определены объект и предмет, представлены методы исследования, степень изученности, проведён историографический обзор, составлены хронологические рамки и обозначена практическая ценность работы. Первая глава состоит из 3-х разделов, первый посвящён вопросу применения гражданско-правового воспитания в образовательных учреждениях среднего звена, во втором разделе выделен такой важный аспект, как роль агентов социализации в формировании гражданско- правовой позиции обучающихся. Далее в третьем разделе рассмотрена важность использования социологического опроса в изучении обучающихся, составлен и внедрён социологический опрос обучающихся 8 класса на предмет их правовой компетенции и знания исторических событий школьного курса. Вторая глава, состоит также из 3-х разделов, в первом проведён анализ методической литературы на предмет интегрированного обучения и способов его реализации , во втором разделе рассмотрена важность использования нормативно-правовых актов в обучении, также глава имеет практическую направленность, в 3 разделе главы представлена методическая разработка внеурочного мероприятия «Анализ роли исторической личности боярыни Морозовой». Рассмотрены её возможности влияния на правовое воспитание и формирование гражданско-правовой позиции обучающихся. В заключении подведены основные итоги исследования, приведены прогнозы реализации данной разработка на практике. В приложения вынесены такие аспекты как: анкетный опрос для обучающихся 8-х классов, результаты проведённого социологического опроса, также представлен сценарий внеурочного мероприятия «Анализ роли исторической личности боярыни Морозовой». Список использованной литературы составлен на основе источников и литературы, понадобившейся в ходе написания выпускной квалифицированной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном обществе существуют очевидные проблемы и пробелы в процессе по формированию гражданско-правовой культуры. В первую очередь, это касается правовой безграмотности населения, весьма сложного процесса правотворчества, часто встречаемой противоречивости нормативно-правовых актов друг другу и реальной действительности; а также отсутствия понимания таких понятий как, правовое государство и гражданское общество, а это прямой путь к правовому нигилизму - полному отрицанию нравственных принципов и правовых ценностей. Поиск путей решения этих проблем приводит к необходимости создания целенаправленной политики государства, направленной на повышение уровня гражданско-правовой позиции общества через процессы правотворчества, представителей органов власти, с помощью средств массовой информации, правильно разработанной рекламы, художественной литературы, а также кинематографа и искусства. Основными задачами, которые должны решаться в процессе формирования гражданско-правовой культуры будут являться: формирование у гражданина позитивного отношения к праву и закону, знание своих прав и обязанностей перед государством и обществом в целом.
Данное исследование в первую очередь показало нам, что есть проблемы в гражданско-правовом обучении современных школьников, которые нужно преодолевать. Были рассмотрены возможные истоки данных проблем, итак мы пришли к выводу, что значительное место занимает уровень правовой социализации первичных агентов этого процесса. Именно воздействие агентов первичной социализации, таких как семья, ближайшее окружение и школа закладывают фундамент правового воспитания.
С помощью социологического опроса нами были намечены основные пробелы в этой сфере. Как показали результаты анкеты, уровень правовой грамотности достаточно находится на уровне ниже среднего, относительно возраста обучающихся. Более того, сами обучающееся отметили, что их уровень правовой грамотности достаточно низкий. Можно предположить, что данный 38
факт объясняется отсутствием эффективной гражданско-правовой подготовки в рамках школьного образования, а также в семье - основных первичных источниках социализации в целом. И если сейчас не предпринять никаких мер по улучшению знаний, дальше мы получим необразованного в сфере правовой культуры гражданина государства, называющего себя правовым.
Следовательно, в ходе исследования были разработаны основные рекомендации по улучшению гражданско-правового воспитания в школе. Одной из них явилась методическая разработка внеурочного мероприятия «Анализ роли исторической личности боярыни Морозовой». Данная разработка непосредственна направленна на изучение исторических документов, нормативно-правовых актов того исторического периода. Для эффективного усвоения правовых навыков в разработке внеурочного мероприятия был использован интегрированный подход к обучению, который в связи с данной тематикой направлен на успешную реализацию гражданско-правового воспитания. Творческий подход, нетрадиционные методы работы, возможность проявить свои отдельные качества, предоставленная каждому ученику, всё это будет способствовать крепкому усвоению правовых знаний.
Здесь следует заметить, что межпредметные связи один из верных инструментов обучения школьников, это возможность осветить какую-либо тему с разных сторон. Именно поэтому важен интегрированный подход к образованию, особенно касаемо формирования правовой культуры. В представленной разработке внеурочного мероприятия межпредметная связь представлена такими предметами как: история, обществознание и литература. Действие этих 3-х предметов в совокупности приносит положительные результаты в развитии уровня гражданско-правовой позиции, что было доказано в исследовании. А также это дополнительная возможность повысить качество знаний по каждому, отдельному взятому предмету данной межпредметной связи.
Игровая форма проведения как нельзя лучше сочетается с применением интегрированного подхода к обучению правовым ценностям, особенно 8 классе, когда специфика возраста, требует тщательного подхода. Обучающиеся в ходе ролевой игры впитывают информацию и применяют её в практическом исполнении. Это ещё раз доказывает успешность данного внеурочного мероприятия.
Подводя общий итог исследования, хотелось бы подчеркнуть, что владение правовой культурой является необходимым в современном обществе, так как это знание устраняет наличие отсталых взглядов, является тенденцией к пресечению отклоняющегося поведения людей, минимизирует случаи произвола и насилия над человеком [16, с.105]. Закрепленные юридически в законодательстве
правовые основы, должны являться для граждан предпосылками соблюдения законности и правопорядка, ведь без этого невозможно существование гражданского общества и правового государства.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: (с изменениями от 21.07. 2014). - М.: Проспект. -2019. - 32 с.
2. Соборное уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961.
3. Абдуллаева, М. Д. Проблемы реализации правового воспитания в школе / М. Д. Абдуллаева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 326-327.
4. Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Дис. . канд.юрид.наук. М.: 1982.-234 с.
5. Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику К.А. Соловьева, А.П. Шевырева «История России. 1801-1914». 9 класс. Издательство «Русское слово». М: 2018. - с. 104.
6. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 715 с.
7. Басик Н.Ю.Изучение темы «Участие гражданина в политической жизни. ПИОШ. 2012г. №6
8. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб.: Издательство "Лань", 1999. 640 с.; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2015. 640 с.
9. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности: Дис.канд. юрид. наук. Спб.:1993.- 199 с.
10. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 530-531.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: собр. соч.: в 6 т. М., 2013. 328 с.
12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. - 24 с.
13. Еремина И.С. Гражданское воспитание в России. История и современность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 3. С. 44-48.
14.Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007.152 с
15. Жидяева, Е.С. Особенности формирования правосознания учащейся
молодежи в современном российском обществе / Е.С. Жидяева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015.- № 3. Ч.1. - С. 69 - 73
16. Кацубо С.П. Изучаем право: пособие для воспитателей, классных
руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ.- М., 2002.
17. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2004. 205 с.
18. Киселев А.Ф., Попов В.П. Методическое пособие к учебникам «История России». 6-9 класс. Издательство «Дрофа», М: 2018. - с.113
19. Колачева И.В. К вопросу о формах и методах правового воспитания школьников // Журнал NovaUm.Ru. 2016. №14. С.210-215.
20. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 2012. - № 5. - С. 3 - 23.
21. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 2012. - 754 с.
22. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. 2002. №6 . С. 6-11.
23. Мордовцев Д. А. Великий раскол. - М.: Современник, 1994.
24. Панова O.A. Формирование правовой компетентности педагогов современной школы. Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 2002.-21 с.
25. Попов, М.Ю. Правовая социализация и ее место в структуре социализации личности / М.Ю. Попов //Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 15. - С. 45 - 52.
26. Семенов В.Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект: Дис.канд. юрид. наук: 12.00.01.Ставрополь.2001.-195 с.
27. Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений. - Обществознание в школе, №7, 2000.
28. Трубицына, Е. В. Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности / Е. В. Трубицина // Право в школе. - 2009. - № 1. - С. 42-46.
29. Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочное и внеурочное время. Духовно-нравственные ценности в современном образовании: взгляд учителя / под общ. ред. Т. М. Туруновой. -М. : ГОУ Окружной методический центр Северо-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, 2011. - 160 с.
30. Ярославцева М.Ю. Системный подход к организации работы с текстовой информацией на уроках истории. Преподавание истории и обществознания в школе, №6, 2016.
31. Интегрированные и бинарные уроки [Электронный ресурс] //
Интегрированные и бинарные уроки. URL:
https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki-chto- obshchieghoiv-chiom-raznitsa.html(Дата обращения: 25.01.2020).
32. Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества образования [Электронный ресурс] // Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества образования. URL: https://infourok.ru/doklad_mezhpredmetnye_svyazi_kak_odno_iz_napravleniy_p o vysheniya_kachestva_obrazovaniya-302807.htm (Дата обращения 10.02.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ