ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СПЛОЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 17-18 лет В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ
1.1 Понятие сплоченности и особенности его проявления 8
1.2 Возрастные особенности развития навыков игровой сплоченности у
обучающихся старшего школьного возраста 17
1.3 Характер игровой сплоченности обучающихся старшего школьного
возраста в баскетболе: характеристика, виды, тактики 26
1.4 Педагогические средства формирования навыков сплоченности в
баскетболе на уроке физической культуры 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА)
2.1 Методы исследования 44
2.2 Организация исследования 51
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 17-18 лет НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ «БАСКЕТБОЛ»
3.1. Разработка комплекса педагогических средств по формированию
групповой сплоченности обучающихся 17-18 лет 53
3.2. Экспериментальная проверка эффективности педагогического
эксперимента 56
3.3. Разработка практических рекомендаций 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность. В физическом воспитании обучающихся спортивные игры играют важную роль, поскольку они способствуют формированию не только необходимых умений и навыков, воспитанию физических качеств, но и как любое противоборство способствуют развитию навыков сплоченности.
Однако спортивные игры способствуют развитию мышления; способности строить игру анализируя происходящее. От этого игровое взаимодействие для учащихся, особенно для подростков становится более привлекательным и интересным. Учитывая задачи современного физического воспитания в формировании ценностного отношения к занятию физическими упражнениями развитие тактического мышления учащихся в ходе игры ведет к положительному результату и соответственно способствует заинтересованности к происходящему.
Баскетбол является динамичной игрой, происходящей в постоянно изменяющихся условиях. Эффективность игры зависит не только от уровня владения приемами игры, но и от развития тактического мышления. Однако успех игры складывается от того, как игроки реализуют свои знания и умения в ходе соперничества за мяч. Здесь важно не только применять сыгранные тактические комбинации, но и умение мыслить более широко в постоянно изменяющихся условиях.
Обучение спортивной игре предполагает не только овладение всей совокупностью технических действий, но и возможностью их применять и применять результативно, т.е. владеть приемами тактического сплоченности на площадке. Это способствует формированию интереса у школьников к игре в баскетбол, основанном на понимании и умении реализовывать освоенные технические навыки в ходе игры [15].
В связи с изменением побудительных мотивов со стороны учебно- познавательной деятельности школьников среднего возраста, на период которых приходится обучение игру в баскетбол, по формированию и развитию навыков сплоченности возрастает роль и значимость целенаправленного формирования умения. С точки зрения практики проблема представляется актуальной вследствие недостаточной разработанности методик формирования игрового сплоченности [19].
Уметь играть «по-взрослому» выступает важным мотивом в освоении и совершенствовании навыков игры в баскетбол, формирует интерес к игре, основанной на перспективе успеха, выполнении красивых и эффективных игровых приемов. Именно их применение позволяет школьнику совместно с членами команды наиболее остро и опасно ставить перед соперниками сложные задачи, сопровождаемые хитрыми, обманными и тонкими индивидуальными действиями, вызывающими бурные положительные эмоции и кураж. Но при этом, достижение такого требует подбора средств и методов, которые эффективно способствовали формированию навыков сплоченности у обучающихся в рамках школьного урока. Однако данный вопрос достаточно представлен в спортивной подготовке профессиональных баскетболистов, тогда как в школе учебные игры выглядят как игра совершенно разных людей, не имеющих не малейшего представления об их роли в ходе решения игровых задач [7, 15].
Важное значение на уроках физической культуры должно отводится групповой сплоченности. Сплоченность - интегральное явление, отражающие подлинное единство и целостность коллектива. В основе сплоченности лежит единство целей, мотивов, взглядов, ценностей членов коллектива, их готовность и умение бороться за достижение общих целей, отстаивать ценности. Со сплоченностью тесно связаны и такие групповые феномены, как единое коллективное настроение, коллективная воля, групповое мышление. Поэтому данное явление занимает особое место в физическом воспитании.
К сожалению, на уроках физической культуры достаточно сложно отдельно выстраивать процесс формирования навыков сплоченности и, как правило, этот процесс происходит в ходе игры. И дети, не владея, в достаточной степени техническими приемами игры, тактическими комбинациями, теряются на площадке. Однако привлекательность уроков по баскетболу возрастет, если в процессе обучения обратить внимание на развитие навыков сплоченности у обучающихся.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена необходимостью повышения интереса к занятиям по физической культуре, в частности, к обучению игре в баскетбол на основании развития у учащихся навыков сплоченности в командной игре.
Цель: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности применения комплекса педагогических средств по формированию навыков игровой сплоченности обучающихся 17-18 лет на уроках физической культуры при обучении игре в баскетбол.
Объект исследования - образовательный процесс по физической культуре в школе.
Предмет исследования - комплекс педагогических средств по формированию навыков сплоченности обучающихся 17-18 лет на уроке в ходе обучения игре в баскетбол .
Гипотеза исследования: формирование групповой сплоченности обучающихся 17-18 лет на уроках физической культуры в ходе обучения игре в баскетбол будет результативным, если учитель будет:
- использовать на уроках технико-тактические упражнения для формирования сплоченности обучающихся 17-18 лет;
- учитывать результаты констатирующего эксперимента и, в соответствие с этим, в предлагаемых заданиях по баскетболу расставлять по парам, тройкам, четверкам обучающихся с разными статусами;
- контролировать и корректировать взаимоотношения между обучающимися.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу и изучить практический опыт по проблеме игровой сплоченности в баскетболе как в виде спорта.
2. Разработать комплекс педагогических средств по формированию навыков сплоченности обучающихся 17-18 лет на уроке физической культуры в ходе обучения игре в баскетбол.
3. Выявить эффективность и влияние разработанного комплекса по формированию навыков сплоченности обучающихся 17-18 лет.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, эмпирическое исследование, статистический анализ данных.
Исследование выполнялось в три этапа:
I этап (май 2020 - сентябрь 2020 г.г.) - теоретический - проведен теоретический анализ научно-методической литературы, сформулированы цели, задачи и методы исследования. Изучалась разработанность вопросов обучения игре в баскетбол на уроке физической культуры, определены задачи и цели исследования. Определялись контрольная и экспериментальная группа;
II этап (октябрь 2020 - февраль 2021 г.г.) - экспериментальный - осуществлялось накопление и обобщение теоретических материалов по вопросам средств и методов обучения игре в баскетбол на уроках физической культуры, направленных на формирование навыков сплоченности, проводилась экспериментальная часть исследования: проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление исходного уровня сплоченности старшеклассников контрольной и экспериментальной групп, и формирующий эксперимент, на котором применялся комплекс педагогических средств обучения игре «Баскетбол», направленный на повышение сплоченности обучающихся 17-18 лет;
III этап (март 2021 - май 2021 г.г.) - аналитический - на основе проведенного эксперимента по формированию сплоченности в игре «Баскетбол» на уроках физической культуры формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации. Проводилось графическое оформление выпускной квалификационной работы.
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературных источников;
- Педагогический эксперимент;
- Педагогическое тестирование;
- Метод математической статистики.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. В результате анализа научно-методической литературы был изучен практический опыт по проблеме игровой сплоченности в баскетболе как в виде спорта. Сплоченность - это важнейшая характеристика коллектива. Показателями сплоченности коллектива являются - ценностно-ориентационное единство и адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности. Навыки сплоченности у обучающихся развиваются по мере их взросления, расширения контактов, совершенствования мотивов поведения. Сыгранность спортивной команды достигается благодаря взаимному приспособлению (адаптации) как психофизиологических, так и личностных особенностей участников, формирующихся в условиях тренировочных занятий и соревнований, а также и в условиях проведения свободного времени и досуга.
Формирование навыков игрового взаимодействия у обучающихся 17-18 лет в ходе обучение игре в баскетбол опирается на сочетании следующих умений: гностические умения, коммуникативные умения, конструктивные умения, аналитические умения, прогностические умения. Их совокупность позволяет сформировать навыки игровой сплоченности у школьников при обучении игре в баскетбол.
2. Разработан комплекс педагогических средств по формированию навыков сплоченности обучающихся 17-18 лет на уроке в ходе обучения игре в баскетбол. Комплекс педагогических средств направлен на формирование навыков групповой сплоченности обучающихся 17-18 лет. Важно добиться того, чтобы в классе стало меньше непредпочитаемых обучающихся благодаря обучению игре в баскетбол. Один урок физической культуры включал в себя применение 2-3 упражнений и в конце двустороннюю игру. Упражнения чередовать из урока в урок и комбинировать между собой. Комплекс состоит из 8 технико-тактических упражнений.
3. Выявлена эффективность и влияние разработанного комплекса по формированию навыков групповой сплоченности обучающихся 17-18 лет.
Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствует преимущественно о среднем и низком уровне сплоченности у обучающихся 17-18 лет. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 5 месяцев. Анализ результатов анкетирования «Методика определения индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора» после эксперимента показал, что в КГ высокий уровень групповой сплоченности вырос на 4%, средний уровень групповой сплоченности вырос на 8%, низкий уровень снизился на 12%. В ЭГ высокий уровень групповой сплоченности вырос на 40%, средний уровень групповой сплоченности снизился на 12%, низкий уровень снизился на 28% меньше.
Количественный анализ по шкале приемлемости показал, что после эксперимента коэффициент в ЭГ получился ближе к единице, в контрольной группе результат остался прежним - ближе к 0. Отсюда следует, что сплоченность в ЭГ стала выше среднего.
В результате наблюдения по трем категориям были получены следующие результаты. В КГ по личной информации средняя групповая оценка выросла на 0,1 балла, в ЭГ - на 1 балл. По групповой информации в КГ средняя оценка выросла на 0,1 балла, в ЭГ -на 1,3 балла. По коммуникативной информации в КГ средняя оценка возросла - на 0,2 балла, в ЭГ - на 1 балл выше исходных данных.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе мы отметили следующее: повысился процент групповой сплоченности. Стало больше предпочитаемых ребят и лидеров. Отверженных в экспериментальном классе - нет. Данные выводы говорят о том, что разработанный и внедренный комплекс педагогических средств показал эффективное влияние на формирование навыков групповой сплоченности у обучающихся 17-18 лет на уроках физической культуры в ходе обучения игре в баскетбол. Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Амплеева В.В. Психология общения в спорте: учебно-методическое пособие. Тольятти: ПВГУС, 2018.132 с.
2. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. Киев : Здоров’я, 2016. 126 с.
3. Бабушкин Г.Д. Рефлексия и интуиция в структуре соревновательной деятельности спортсмена: материалы междунар. науч. конф. психол. физич. культ. и спорта «Рудиковские чтения». М.: ПГСА, 2018. С. 143-147.
4. Бейлс Р. Теория и исследование малых групп. Москва. 1965 г.
5. Р. С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности. - "Вопросы психологии", 1977 г.
6. Варданян. К, Лалаян А. Очерки по психологии баскетбола.
Издательство Физкультура и спорт. Москва. 1964 г.
7. Голованова Е.В. Психология человеческого взаимопонимания/Е.В.
Голованова. Киев: Политиздат Украины, 2016. 187с.
8. Гомельский А. Будни баскетбола. Физкультура и спорт. Москва. 1964г.
9. Девяткина Е.Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости: дис.... канд. пед. Наук. Омск, 2018. 130 с.
10. Демиденко М.В. Психология рефлексии. Самара, 2018. 112 с.
11. Донцов А. И. Методические проблемы исследования групповой сплочённости. - "Социологические исследования", 1975 г. №6.
12. Донцов А. И. О социально-психологической природе сплоченности коллектива. - "Советская педагогика", 1975, №6.
13. Донцов А. И. Принципы социально-психологического анализа групповой сплоченности. - В книге: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Москва. 1977 г.
14. Донцов А. И. Проблемы групповой сплочённости. Издательство МГУ 1979г.
15. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Издательство Ленинградского университета. 1985 г.
16. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264с.
17. Зайцева М.Ю. Формирование у подростков умения сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий: монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2016. 203 с.
18. Иванченко Т.Д. Педагогическая оценка коллективной игровой деятельности волейболистов. М.: ГЦОЛИФК, 2018. 44 с.
19. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. Москва. Просвещение 1983 г.
20. Коломейцев Е. П. Взаимоотношения в спортивной команде. Москва. 1984 г.
21. Малахов О.И. Формирование опыта межличностного сплоченности как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. №2. Т.17. С. 108-110.
22. Марищук В. Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. Москва. Физкультура и спорт. 1983г.
23. Морозов В.А. Взаимодействие: понятие, виды и свойства // Креативная экономика. 2017. Т.9. № 10. С. 1309-1318.
24. Найминова Э. И. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 188с.
25. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. М.: «Физкультура и спорт», 2016. 248 с.
26. Некрасов В. П., Худадов Н. А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. Москва. Физкультура и спорт. 1985 г.
27. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей/ Н.Н. Обозов. СПб .: ЛНПП «Облик», 2016. 212с.
28. Педагогические умения как факторы эффективности обучения технико-тактическим действиям баскетбола детей младшего школьного возраста в ДЮСШ // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы Х Междунар. науч.- практ. конф., посвящ. проблемам физического воспитания учащихся / под ред. Б.Ф. Прокудина. Коломна : МГОСГИ, 2018. С. 284-288.
29. Портнов Ю.М. Баскетбол. Учебник для ВУЗов-М.: Астра-семь, 2018. 188 с.
30. Пуни А. Ц. Вопросы психологии спорта. Ленинград. 1975 г.
31. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. Москва. Физкультура и спорт. 1969 г.
32. Салахов Р.Э. Проявление рефлексии в спортивно-игровом противоборстве // Материалы 3-й межрегиональной науч. прак. конф. «Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола». Омск: СибГУФК, 2016. С. 99-104.
33. Сивицкий В.Г. Имитационные рефлексивные игры для тактической подготовки: Материалы междунар. науч. конф. психол. физич. культ. и спорта «Рудиковские чтения». М. 2018. С. 363-365.
34. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. М.: изд. Центр Академия, 2016. 248 с.
35. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. М.: Фис, 2018. 144 с.
36. Теория и методика физического воспитания. Учеб. для вузов физ.культуры. Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд.2-е испр . И доп. (в 2-х.). М.: Физкультура и спорт, 2018. 530 с.
37. Физическая культура в основной школе. Учебная программа для учащихся 1-11 класс. В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2016. 116 с.
38. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. Москва. Физкультура и спорт. 1980 г.
39. Ханин Ю. Л.Мифы и реальность психологии спорта. Перевод с английского. Москва. Физкультура и спорт 1980 г.
http://dodiplom.ru/ready/112887
https://vsesdal.com/order/2654383/formirovanie-gruppovoy-splochennosti-v-sportivnykh-igrakh
http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/12296/2/Ziganshina.pdfhttps://infourok.ru/diplomnaya-rabota-na-temu-formirovanie-navykov- vzaimodejstviya-pri-obuchenii-igre-v-basketbol-na-urokah-fizicheskoj-kultury- 4114722.html
https://nauchniestati.ru/bank/primery/diplomnaya-rabota-na-temu-formirovanie- navykov-vzaimodejstviya-pri-obuchenii-igre-v-basketbol-na-urokah-fizicheskoj- kultury-imwp