Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цветоведение на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Работа №154029

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы53
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Цветоведение – наука о цвете и колористике…………………………5
1.1 Общее понятие о цвете, основные понятия и законы цветоведения ……..5
1.2 Закономерности и проблемы восприятия цвета младшими школьниками….7
Выводы по 1 главе…………12
Глава 2. Методические аспекты изучения цветоведения на уроках изо в начальной школе…13
2.1 Анализ современных программно-методических материалов по изобразительному искусству (модуль «Живопись»: основы цветоведения)…………13
2.2. Обобщение опыта работы педагогов-практиков по изучению цветоведения (модуль «Живопись»: основы цветоведения)………………….18
2.3 Разработка конспектов уроков и методических рекомендаций по теме: «Цвет. Основы цветоведения»….31
Выводы по 2 главе………………………………41
Заключение………………………………………………………………………42
Список литературы………………………………………………44
Приложение А……………………………………………………………………48

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.
При нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как В.С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.
Цель данной работы – изучить основы цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования – процесс изучения основ цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Предмет исследования – цветоведение как средство формирования умения воспринимать произведения изобразительного искусства.
Задачи исследования:
– изучить общее понятие о цвете, основные понятия и законы цветоведения;
– рассмотреть закономерности и проблемы восприятия цвета младшими школьниками;
– провести анализ современных программно-методических материалов по изобразительному искусству;
– обобщить опыт работы педагогов-практиков по изучению цветоведения;
– разработать конспекты уроков и методических рекомендаций по теме: «Цвет. Основы цветоведения».
Методы исследования:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– обобщение педагогического опыта.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Занятия по цветоведению благотворно влияют на жизнь и здоровье школьника, поэтому к нему настойчиво обращаются за помощью. Искусство помогает ученикам приобрести психическую устойчивость и активность. Знакомство с произведениями искусства позволяет детям научиться получать приятные впечатления и преобразовывать негативные эмоции в позитивные. Учащиеся занятий имеют возможность познакомиться с творчеством, и в дальнейшем продолжить заниматься самостоятельно художественной деятельностью.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно отметить, что восприятия цвета – способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.
Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.
Наука о цвете возникла очень давно. Шаг за шагом человек овладевал тайнами цвета. Изучение основ цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «Изобразительное искусство», имеет огромное значение для воспитания школьников.
Цвет – это своеобразный «язык» визуально пластической экспрессии. Он положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка, что способствует благоприятному формированию универсальных учебных действий. В дальнейшем школьник сумеет использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности. На уроках по цветоведению каждому учащемуся предоставляется возможным почувствовать себя художником, научиться выражать свои мысли, чувства, переживания с помощью цвета. Цвет воздействует на глубинные психофизиологические механизмы эмоциональности детей.
Таким образом – эмоциональное развитие школьников способствует и формирует самостоятельный подход в применении художественных умений, знаний и навыков в цветоведении для выполнения поставленных в дальнейшем учебных и художественных задач.
В ФГОС представлены планируемые результаты изучения изобразительному искусству (по цветоведению в 1-4 кл.): научиться различать основные и составные теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.
Младшие школьники усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут применять как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках технологии.
Обобщая опыт педагогов, мы пришли к выводу, что уделяя особое внимание цветовому восприятию младших школьников отмечается, что дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов. В детских рисунках присутствует особая выразительность. Таким образом, работа направлена на поддержание постоянного интереса ребенка к художественной деятельности.
Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в тоже время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.
Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ. Помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение.



1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 2002.– 181с.
2. Алёхин А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа : [учеб. пособие]. М.: Просвещение, 2011.– 231 с.
3. Алёхин А. Д. Когда начинается художник: [книга для учащихся].М.: Просвещение, 2013.– 165 с.
4. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителей. - М., 1984.– 177 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. –392 с.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Психология. (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова) .-М.:»Прогресс»,1978-180 с.
7. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук». – Ярославль, «Академия развития» 1999 г.
8. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие - М.; Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.
9. Вартанов А.В. Цветовое семантическое пространство; автореф. дисс. докт. псих. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.– 15 с.
10. Виноградова Н.В. Развитие художественно-образного восприятия учащихся ДШИ в живописи натюрморта // Искусство и образование. – 2009. – №1. – С.115-121
11. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 2004.– 320 с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2006.– 573 с.
14. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
15. Ершова А. П. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками: [книга для учителя]. М.: Просвещение, 2012.– 241 с.
16. Живопись / Пер. с англ.; Оформл. А. Кузнецова. - М.: «Астрель», АСТ, 2001.
17. Журнал педагог [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/632620 (дата обращения 18.11.2023)
18. Зайцев. А. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 2006.– 158 с.
19. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей, 2012.–262 с.
20. Измайлов И.А. Восприятие цвета./ Автореф. дисс. конд. псих. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005.– 21 с.
21. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учеб. под ред Неменского Б.М. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
22. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. - М. : издатель Аронов, 2001. - 136 с.
23. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М. 1995.
24. Кузин B. C. Методика преподавания изобразительного искусства в младшем школьном возрасте: [пособие для учителей]. М.: Просвещение, 2009.– 276 с.
25. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М., 1984.
26. Литвинова О.В. Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014.– № 6.– С.26-28.
27. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: Просвещение, 2005.– 177 с.
28. Марченко Е.О единых закономерностях восприятия произведений разных видов искусства // Искусство в школе. – 2018. – № 2. – С. 4-7.
29. Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. Сред. И высш. Пед. учеб. завед., - М. 2001.
30. Миронова Л. Цветоведение. Минск : Выш. шк., 2014.– 154 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. - М. 2001.
32. Неменский Б.М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1–8 кл. М.: Просвещение, 2022.– 204 с.
33. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... Учебное издание . Библиотека художника. пер. с англ. У. Сапциной - М.: Астрель: АСТ, 2007.
34. Планируемые результаты начального общего образования/[Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой . - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.- 120с.
35. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Изо. В 2 ч. Ч.2. -4-е изд., перераб.: Просвещение, 2022.
36. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. - Издательство: Издательство Михайлова В.А., 2020. – 196 с.
37. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 2011.– 217 с.
38. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: [3-е изд., доп. И перераб.] М.: Агар, 2010.– 188 с.
39. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: [учебное пособие для студ. пед. вузов]. М.: Издательский центр «Академия», 2013. –368 с.
40. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы : рабочая программа / Н. М. Сокольникова. — М. : Дрофа ;Астрель, 2017 — 117 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ