Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Цветоведение – наука о цвете и колористике…………………………5
1.1 Общее понятие о цвете, основные понятия и законы цветоведения ……..5
1.2 Закономерности и проблемы восприятия цвета младшими школьниками….7
Выводы по 1 главе…………12
Глава 2. Методические аспекты изучения цветоведения на уроках изо в начальной школе…13
2.1 Анализ современных программно-методических материалов по изобразительному искусству (модуль «Живопись»: основы цветоведения)…………13
2.2. Обобщение опыта работы педагогов-практиков по изучению цветоведения (модуль «Живопись»: основы цветоведения)………………….18
2.3 Разработка конспектов уроков и методических рекомендаций по теме: «Цвет. Основы цветоведения»….31
Выводы по 2 главе………………………………41
Заключение………………………………………………………………………42
Список литературы………………………………………………44
Приложение А……………………………………………………………………48
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.
При нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как В.С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.
Цель данной работы – изучить основы цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования – процесс изучения основ цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Предмет исследования – цветоведение как средство формирования умения воспринимать произведения изобразительного искусства.
Задачи исследования:
– изучить общее понятие о цвете, основные понятия и законы цветоведения;
– рассмотреть закономерности и проблемы восприятия цвета младшими школьниками;
– провести анализ современных программно-методических материалов по изобразительному искусству;
– обобщить опыт работы педагогов-практиков по изучению цветоведения;
– разработать конспекты уроков и методических рекомендаций по теме: «Цвет. Основы цветоведения».
Методы исследования:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– обобщение педагогического опыта.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Занятия по цветоведению благотворно влияют на жизнь и здоровье школьника, поэтому к нему настойчиво обращаются за помощью. Искусство помогает ученикам приобрести психическую устойчивость и активность. Знакомство с произведениями искусства позволяет детям научиться получать приятные впечатления и преобразовывать негативные эмоции в позитивные. Учащиеся занятий имеют возможность познакомиться с творчеством, и в дальнейшем продолжить заниматься самостоятельно художественной деятельностью.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно отметить, что восприятия цвета – способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.
Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.
Наука о цвете возникла очень давно. Шаг за шагом человек овладевал тайнами цвета. Изучение основ цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «Изобразительное искусство», имеет огромное значение для воспитания школьников.
Цвет – это своеобразный «язык» визуально пластической экспрессии. Он положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка, что способствует благоприятному формированию универсальных учебных действий. В дальнейшем школьник сумеет использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности. На уроках по цветоведению каждому учащемуся предоставляется возможным почувствовать себя художником, научиться выражать свои мысли, чувства, переживания с помощью цвета. Цвет воздействует на глубинные психофизиологические механизмы эмоциональности детей.
Таким образом – эмоциональное развитие школьников способствует и формирует самостоятельный подход в применении художественных умений, знаний и навыков в цветоведении для выполнения поставленных в дальнейшем учебных и художественных задач.
В ФГОС представлены планируемые результаты изучения изобразительному искусству (по цветоведению в 1-4 кл.): научиться различать основные и составные теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.
Младшие школьники усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут применять как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках технологии.
Обобщая опыт педагогов, мы пришли к выводу, что уделяя особое внимание цветовому восприятию младших школьников отмечается, что дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов. В детских рисунках присутствует особая выразительность. Таким образом, работа направлена на поддержание постоянного интереса ребенка к художественной деятельности.
Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в тоже время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.
Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ. Помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение.
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 2002.– 181с.
2. Алёхин А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа : [учеб. пособие]. М.: Просвещение, 2011.– 231 с.
3. Алёхин А. Д. Когда начинается художник: [книга для учащихся].М.: Просвещение, 2013.– 165 с.
4. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителей. - М., 1984.– 177 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. –392 с.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Психология. (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова) .-М.:»Прогресс»,1978-180 с.
7. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук». – Ярославль, «Академия развития» 1999 г.
8. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие - М.; Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.
9. Вартанов А.В. Цветовое семантическое пространство; автореф. дисс. докт. псих. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.– 15 с.
10. Виноградова Н.В. Развитие художественно-образного восприятия учащихся ДШИ в живописи натюрморта // Искусство и образование. – 2009. – №1. – С.115-121
11. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 2004.– 320 с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2006.– 573 с.
14. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
15. Ершова А. П. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками: [книга для учителя]. М.: Просвещение, 2012.– 241 с.
16. Живопись / Пер. с англ.; Оформл. А. Кузнецова. - М.: «Астрель», АСТ, 2001.
17. Журнал педагог [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/632620 (дата обращения 18.11.2023)
18. Зайцев. А. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 2006.– 158 с.
19. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей, 2012.–262 с.
20. Измайлов И.А. Восприятие цвета./ Автореф. дисс. конд. псих. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005.– 21 с.
21. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учеб. под ред Неменского Б.М. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
22. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. - М. : издатель Аронов, 2001. - 136 с.
23. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М. 1995.
24. Кузин B. C. Методика преподавания изобразительного искусства в младшем школьном возрасте: [пособие для учителей]. М.: Просвещение, 2009.– 276 с.
25. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М., 1984.
26. Литвинова О.В. Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014.– № 6.– С.26-28.
27. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: Просвещение, 2005.– 177 с.
28. Марченко Е.О единых закономерностях восприятия произведений разных видов искусства // Искусство в школе. – 2018. – № 2. – С. 4-7.
29. Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. Сред. И высш. Пед. учеб. завед., - М. 2001.
30. Миронова Л. Цветоведение. Минск : Выш. шк., 2014.– 154 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. - М. 2001.
32. Неменский Б.М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1–8 кл. М.: Просвещение, 2022.– 204 с.
33. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... Учебное издание . Библиотека художника. пер. с англ. У. Сапциной - М.: Астрель: АСТ, 2007.
34. Планируемые результаты начального общего образования/[Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой . - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.- 120с.
35. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Изо. В 2 ч. Ч.2. -4-е изд., перераб.: Просвещение, 2022.
36. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. - Издательство: Издательство Михайлова В.А., 2020. – 196 с.
37. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 2011.– 217 с.
38. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: [3-е изд., доп. И перераб.] М.: Агар, 2010.– 188 с.
39. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: [учебное пособие для студ. пед. вузов]. М.: Издательский центр «Академия», 2013. –368 с.
40. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы : рабочая программа / Н. М. Сокольникова. — М. : Дрофа ;Астрель, 2017 — 117 с.