Методическое обеспечение занятий по разделу «Безопасность дорожного движения» для обучающихся профессиональных образовательных учреждений
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Процесс формирования профессиональной готовности автомехаников по общепрофессиональному циклу дисциплин 8
1.1 Анализ образовательного стандарта СПО «Автомеханик» 8
1.2 Условия формирования профессиональной готовности автомехаников 13
1.3 Содержание обучения по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда» 20
Выводы по 1 главе 24
2 Методика формирования готовности студентов по дисциплине «Охрана труда» средствами дистанционного обучения 26
2.1 Понятие, виды и структура электронных образовательных ресурсов 26
2.2 Презентация как вспомогательное средство обучения 35
2.3 Методические особенности обучения решению практико¬ориентированных задач и их разработка для курса «Охрана труда» .. 41
2.4 Расчет себестоимости проекта 46
Выводы по 2 главе 50
3 Мониторинг формирования профессиональной готовности студентов по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда» 53
3.1 Программа экспериментального исследования 53
3.2 Разработка контрольно-измерительных материалов 55
3.3 Результаты экспериментального исследования 57
Выводы по 3 главе 60
3АКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Презентация «Организация работы по охране труда на предприятии» 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Практико-ориентированные задачи по дисциплине «Охрана труда» 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Тест для контроля остаточных знаний по охране труда, полученных студентами по ранее изученным дисциплинам 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Тест для оценки сформированных знаний студентов по дисциплине «Охрана труда» 88
1 Процесс формирования профессиональной готовности автомехаников по общепрофессиональному циклу дисциплин 8
1.1 Анализ образовательного стандарта СПО «Автомеханик» 8
1.2 Условия формирования профессиональной готовности автомехаников 13
1.3 Содержание обучения по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда» 20
Выводы по 1 главе 24
2 Методика формирования готовности студентов по дисциплине «Охрана труда» средствами дистанционного обучения 26
2.1 Понятие, виды и структура электронных образовательных ресурсов 26
2.2 Презентация как вспомогательное средство обучения 35
2.3 Методические особенности обучения решению практико¬ориентированных задач и их разработка для курса «Охрана труда» .. 41
2.4 Расчет себестоимости проекта 46
Выводы по 2 главе 50
3 Мониторинг формирования профессиональной готовности студентов по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда» 53
3.1 Программа экспериментального исследования 53
3.2 Разработка контрольно-измерительных материалов 55
3.3 Результаты экспериментального исследования 57
Выводы по 3 главе 60
3АКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Презентация «Организация работы по охране труда на предприятии» 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Практико-ориентированные задачи по дисциплине «Охрана труда» 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Тест для контроля остаточных знаний по охране труда, полученных студентами по ранее изученным дисциплинам 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Тест для оценки сформированных знаний студентов по дисциплине «Охрана труда» 88
Введение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования поставило перед образовательными организациями серьезнейшие задачи подготовки специалиста, который не только сможет по окончанию учебного заведения правильно ориентироваться в окружающей жизни, но и соответствовать уровню профессиональной подготовки и после окончания обучения сможет соответствовать текущим реалиям на рынке труда.
Для подготовки такого специалиста ФГОС требует от образовательных учреждений ежегодной актуализации программы подготовки, в соответствии с особенностями развития региона, науки, экономики, технологий и социальной сферы, и с учетом запросов работодателей.
Современная ситуация в области профессионального образования характеризуется интенсивными поисками путей обновления его содержания, следствием чего является дальнейшая модернизация образовательных стандартов, применение новых форм организаций образовательного процесса, ориентированных на личностное становление специалиста.
Интенсификация развития среднего образования сегодня опирается на компетентностный подход, предусматривающий как формирование компетенций профессиональной деятельности, так и реализацию личностных качеств обучающегося. Главным результатом образования при этом становится способность и готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности в различных ситуациях.
Профессиональная готовность выпускника - одно из основных условий его быстрой адаптации к самостоятельной деятельности, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации [39].
Однако на практике, в учреждениях СПО не всегда созданы все условия, обеспечивающие формирование профессиональной готовности студентов.
Как неотъемлемая часть подготовки любых специалистов, в особенности специалистов технических, является общепрофессиональная дисциплина «Охрана труда», которая наряду с другими обеспечивает формирование профессиональной готовности будущих автомехаников.
Необходимость электронных дистанционных средств обучения уже изложена во ФГОС, однако выбор их состава, количества и содержания, а также оценка их влияния на формирование профессиональной готовности выпускника целиком и полностью зависят от преподавателя. Но, несмотря на то, что существуют требованиями о внедрении компьютерных технологий в учебный процесс колледжа, до сих пор недостаточно разработаны средства дистанционного обучения по курсу «Охрана труда».
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между:
- требованиями образовательного стандарта «Автомеханик» и не-достаточной подготовленностью учреждений СПО к их обеспечению по формированию профессиональной готовности студентов;
- требованиями образования о внедрении компьютерных технологий в учебный процесс колледжа и недостаточно разработанными средствами дистанционного обучения по курсу «Охрана труда».
Наличие приведенных противоречий позволило сформулировать проблему - какие должны быть разработаны электронные образовательные ресурсы, чтобы они могли обеспечить эффективное дистанционное обучение и формирование профессиональной готовности автомехаников по дисциплине «Охрана труда»?
Цель исследования - определить методику формирования готовности студентов по дисциплине «Охрана труда» средствами разработанных электронных средств обучения автомехаников в системе среднего профессионального образования.
Объект исследования - процесс формирования профессиональной готовности автомехаников по общепрофессиональному циклу дисциплин.
Предмет исследования - методика формирования готовности студентов по дисциплине «Охрана труда» средствами дистанционного обучения.
Гипотеза исследования - формирование профессиональной готовности автомехаников в системе среднего профессионального образования по дисциплине «Охрана труда» будет более эффективным, если:
- разработаны электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие успешное и эффективное дистанционное обучение;
- обоснованы условия использования средств дистанционного обучения;
- обеспечено использование разработанных электронных образовательных ресурсов по курсу «Охрана труда».
В соответствии с целью и гипотезой намечены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать процесс формирования профессиональной готовности автомехаников по общепрофессиональному циклу дисциплин.
2) Разработать методику формирования готовности студентов по дисциплине «Охрана труда» средствами дистанционного обучения.
3) Экспериментально проверить эффективность формирования профессиональной готовности автомехаников при использовании дистанционных средств обучения.
Методологической основой исследования явились: общие вопросы профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.И. и др.); закономерности, принципы, формы и методы профессионального образования, вопросы профессиональной квалификации, компетенции и компетентности (С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, И.Л. Зимняя и др.); задачное обучение (Н.А. Алексеев, Г.А. Балл и др.); психолого-педагогические проблемы образования с позиций личностно-ориентированного подхода (А.В. Хуторский, И.С. Якиманская и др.); дистанционное обучение (В.В. Гура, В.В. Канаво, Г.А. Тимофеева,и др.); разработка электронных образовательных ресурсов (Н.В. Софронова, И.В. Роберт, и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение современного состояния проблемы, экспериментальное исследование, тестирование.
Экспериментальная база исследования - АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж» Алтайского края.
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанные электронные средства обучения по дисциплине «Охрана труда» являются оригинальными и позволяют их использование в дистанционной подготовке обучающихся.
Практическая значимость исследования - результаты исследования могут быть внедрены в учебный процесс дисциплины «Охрана труда», что позволит реализовать требования ФГОС по формированию профессиональной готовности автомехаников в системе среднего профессионального образования.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, спи¬сок использованной литературы, 4 приложения.
Для подготовки такого специалиста ФГОС требует от образовательных учреждений ежегодной актуализации программы подготовки, в соответствии с особенностями развития региона, науки, экономики, технологий и социальной сферы, и с учетом запросов работодателей.
Современная ситуация в области профессионального образования характеризуется интенсивными поисками путей обновления его содержания, следствием чего является дальнейшая модернизация образовательных стандартов, применение новых форм организаций образовательного процесса, ориентированных на личностное становление специалиста.
Интенсификация развития среднего образования сегодня опирается на компетентностный подход, предусматривающий как формирование компетенций профессиональной деятельности, так и реализацию личностных качеств обучающегося. Главным результатом образования при этом становится способность и готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности в различных ситуациях.
Профессиональная готовность выпускника - одно из основных условий его быстрой адаптации к самостоятельной деятельности, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации [39].
Однако на практике, в учреждениях СПО не всегда созданы все условия, обеспечивающие формирование профессиональной готовности студентов.
Как неотъемлемая часть подготовки любых специалистов, в особенности специалистов технических, является общепрофессиональная дисциплина «Охрана труда», которая наряду с другими обеспечивает формирование профессиональной готовности будущих автомехаников.
Необходимость электронных дистанционных средств обучения уже изложена во ФГОС, однако выбор их состава, количества и содержания, а также оценка их влияния на формирование профессиональной готовности выпускника целиком и полностью зависят от преподавателя. Но, несмотря на то, что существуют требованиями о внедрении компьютерных технологий в учебный процесс колледжа, до сих пор недостаточно разработаны средства дистанционного обучения по курсу «Охрана труда».
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между:
- требованиями образовательного стандарта «Автомеханик» и не-достаточной подготовленностью учреждений СПО к их обеспечению по формированию профессиональной готовности студентов;
- требованиями образования о внедрении компьютерных технологий в учебный процесс колледжа и недостаточно разработанными средствами дистанционного обучения по курсу «Охрана труда».
Наличие приведенных противоречий позволило сформулировать проблему - какие должны быть разработаны электронные образовательные ресурсы, чтобы они могли обеспечить эффективное дистанционное обучение и формирование профессиональной готовности автомехаников по дисциплине «Охрана труда»?
Цель исследования - определить методику формирования готовности студентов по дисциплине «Охрана труда» средствами разработанных электронных средств обучения автомехаников в системе среднего профессионального образования.
Объект исследования - процесс формирования профессиональной готовности автомехаников по общепрофессиональному циклу дисциплин.
Предмет исследования - методика формирования готовности студентов по дисциплине «Охрана труда» средствами дистанционного обучения.
Гипотеза исследования - формирование профессиональной готовности автомехаников в системе среднего профессионального образования по дисциплине «Охрана труда» будет более эффективным, если:
- разработаны электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие успешное и эффективное дистанционное обучение;
- обоснованы условия использования средств дистанционного обучения;
- обеспечено использование разработанных электронных образовательных ресурсов по курсу «Охрана труда».
В соответствии с целью и гипотезой намечены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать процесс формирования профессиональной готовности автомехаников по общепрофессиональному циклу дисциплин.
2) Разработать методику формирования готовности студентов по дисциплине «Охрана труда» средствами дистанционного обучения.
3) Экспериментально проверить эффективность формирования профессиональной готовности автомехаников при использовании дистанционных средств обучения.
Методологической основой исследования явились: общие вопросы профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.И. и др.); закономерности, принципы, формы и методы профессионального образования, вопросы профессиональной квалификации, компетенции и компетентности (С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, И.Л. Зимняя и др.); задачное обучение (Н.А. Алексеев, Г.А. Балл и др.); психолого-педагогические проблемы образования с позиций личностно-ориентированного подхода (А.В. Хуторский, И.С. Якиманская и др.); дистанционное обучение (В.В. Гура, В.В. Канаво, Г.А. Тимофеева,и др.); разработка электронных образовательных ресурсов (Н.В. Софронова, И.В. Роберт, и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение современного состояния проблемы, экспериментальное исследование, тестирование.
Экспериментальная база исследования - АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж» Алтайского края.
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанные электронные средства обучения по дисциплине «Охрана труда» являются оригинальными и позволяют их использование в дистанционной подготовке обучающихся.
Практическая значимость исследования - результаты исследования могут быть внедрены в учебный процесс дисциплины «Охрана труда», что позволит реализовать требования ФГОС по формированию профессиональной готовности автомехаников в системе среднего профессионального образования.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, спи¬сок использованной литературы, 4 приложения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы. Данные полученные в результате исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выполнен анализ образовательного стандарта СПО по специальности 23.01.03 «Автомеханик» и установлены требования к результатам освоения дисциплины «Охрана труда». Выполнен анализ рабочей программы учебной дисциплины «Охрана труда», по специальности «Автомеханик» и установлено её содержание.
Выявлено значение термина «профессиональная готовность» и установлены компоненты профессиональной готовности. Выявлено, что формирование профессиональной готовности связано (в том числе) с освоением теоретических знаний и установлены условия формирования готовности к профессиональной деятельности будущих автомехаников.
Определена структура электронных средств обучения по дисциплине «Охрана труда», в которую вошли: виртуальная обучающая среда MOODLE; демонстрационные программные средства (компьютерные презентации); электронные учебники (лекции и практико-ориентированные задачи); программные средства для контроля и измерения уровня знаний (тесты); информационные ресурсы Интернет (веб-сайты учебных заведений; ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных).
Выявлены основные этапы создания эффективной презентации, как дидактического средства, разработаны слайдовые презентации по всем темам рабочей программы дисциплины, которые имеют четкий сценарий и могут быть использованы в дистанционном обучении, с размещением в виртуальной обучающей среде MOODLE, а также тексты рассказов для их сопровождения. Установлено определение понятия «практико-ориентированная задача» и проанализированы отличительные особенности разработки практико-ориентированных задач.
Определены методические особенности обучения решению практико-ориентированных задач в курсе «Охрана труда»: учитывать интересы обучающихся и опираться на имеющийся у них жизненный опыт; формулировка задачи должна быть привлекательна и по форме, и по содержанию, тогда можно добиться полного включения в работу над задачей; при работе над решением задачи необходимо значительное количество времени отводить на детальное описание условий и обстановки задачи. Разработан комплекс практико-ориентированных задач по дисциплине «Охрана труда».
Разработаны тестовые задания для входного и контрольного тестирования по дисциплине «Охрана труда», которые использованы в экспериментальном исследовании для оценки формирования профессиональной готовности студентов по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда».
Рассчитана общая себестоимость разработки проекта и изготовления комплекса электронных средств обучения, которая составила 11353,64 руб¬лей. Основная статья расходов - затраты на оплату интеллектуального труда по разработке проекта.
Проведено экспериментальное исследование, в котором выявлялся уровень сформированности одного из компонентов профессиональной готовности автомехаников по дисциплине «Охрана труда» - когнитивный.
Результаты экспериментального исследования подтвердили наше пред-положение о том, что разработка и реализация электронных средств обучения по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда», в организациях среднего профессионального образования является фактором повышения эффективности формирования предметной подготовки студентов и способствует более продуктивному формированию профессиональной готовности специалиста среднего уровня квалификации.
Выполнен анализ образовательного стандарта СПО по специальности 23.01.03 «Автомеханик» и установлены требования к результатам освоения дисциплины «Охрана труда». Выполнен анализ рабочей программы учебной дисциплины «Охрана труда», по специальности «Автомеханик» и установлено её содержание.
Выявлено значение термина «профессиональная готовность» и установлены компоненты профессиональной готовности. Выявлено, что формирование профессиональной готовности связано (в том числе) с освоением теоретических знаний и установлены условия формирования готовности к профессиональной деятельности будущих автомехаников.
Определена структура электронных средств обучения по дисциплине «Охрана труда», в которую вошли: виртуальная обучающая среда MOODLE; демонстрационные программные средства (компьютерные презентации); электронные учебники (лекции и практико-ориентированные задачи); программные средства для контроля и измерения уровня знаний (тесты); информационные ресурсы Интернет (веб-сайты учебных заведений; ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных).
Выявлены основные этапы создания эффективной презентации, как дидактического средства, разработаны слайдовые презентации по всем темам рабочей программы дисциплины, которые имеют четкий сценарий и могут быть использованы в дистанционном обучении, с размещением в виртуальной обучающей среде MOODLE, а также тексты рассказов для их сопровождения. Установлено определение понятия «практико-ориентированная задача» и проанализированы отличительные особенности разработки практико-ориентированных задач.
Определены методические особенности обучения решению практико-ориентированных задач в курсе «Охрана труда»: учитывать интересы обучающихся и опираться на имеющийся у них жизненный опыт; формулировка задачи должна быть привлекательна и по форме, и по содержанию, тогда можно добиться полного включения в работу над задачей; при работе над решением задачи необходимо значительное количество времени отводить на детальное описание условий и обстановки задачи. Разработан комплекс практико-ориентированных задач по дисциплине «Охрана труда».
Разработаны тестовые задания для входного и контрольного тестирования по дисциплине «Охрана труда», которые использованы в экспериментальном исследовании для оценки формирования профессиональной готовности студентов по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда».
Рассчитана общая себестоимость разработки проекта и изготовления комплекса электронных средств обучения, которая составила 11353,64 руб¬лей. Основная статья расходов - затраты на оплату интеллектуального труда по разработке проекта.
Проведено экспериментальное исследование, в котором выявлялся уровень сформированности одного из компонентов профессиональной готовности автомехаников по дисциплине «Охрана труда» - когнитивный.
Результаты экспериментального исследования подтвердили наше пред-положение о том, что разработка и реализация электронных средств обучения по общепрофессиональной дисциплине «Охрана труда», в организациях среднего профессионального образования является фактором повышения эффективности формирования предметной подготовки студентов и способствует более продуктивному формированию профессиональной готовности специалиста среднего уровня квалификации.
Подобные работы
- Методическое обеспечение занятий по разделу «Безопасность дорожного движения» для обучающихся профессиональных образовательных учреждений
Бакалаврская работа, технологические процессы ТО, ремонта и диагностики автомобилей. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО РАБОТНИКА В СФЕРЕ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Методы обучения правилам дорожного движения
и основам безопасности дорожного движения в условиях автошколы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ВНЕДРЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БелГУ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СБЫТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА
ПРИМЕРЕ ООО «ЭКОДОМСТРОЙ»
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



