Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся сельских школ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 7
1.1 Физическое воспитание детей школьного возраста на современном этапе.7
1.2 Проблемы физического воспитания младших школьников в сельских
регионах 10
1.3 Содержание и формы физического воспитания сельских школьников13
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 23
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛ....24
3.1 Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся
сельских школ 24
3.2 Результаты и обсуждение результатов исследования 40
ВЫВОДЫ 40
ЛИТЕРАТУРА 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 7
1.1 Физическое воспитание детей школьного возраста на современном этапе.7
1.2 Проблемы физического воспитания младших школьников в сельских
регионах 10
1.3 Содержание и формы физического воспитания сельских школьников13
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 23
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛ....24
3.1 Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся
сельских школ 24
3.2 Результаты и обсуждение результатов исследования 40
ВЫВОДЫ 40
ЛИТЕРАТУРА 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Актуальность. Необходимость преодоления ограниченности теоретического и методического кругозора делает актуальным пересмотр и переоценку традиционных взглядов на физическое воспитание детей. Возникла потребность в уточнении, научном обосновании и совершенствовании теории и методики физического воспитания, в разработке основ начального физкультурного образования детей с учетом новой социально-политической и экономической обстановки в стране ( 2,4, ) Это откладывает свой отпечаток и на сельские школы, материальная и методическая база которых страдает в первую очередь. Учеными доказана специфика физического воспитания подрастающего поколения на селе ( 6, 17. 26) Однако, анализ литературных источников продемонстрировал дефицит научных и методических разработок в этой области на современном этапе.
Материальные условия влияют на результативность физического воспитания в сельских учебных заведениях, зачастую ограничивая методические возможности преподавателей физической культуры ( 23, 45,51) Небольшое количество обучающихся в сельских школах препятствует проведению полноценного спортивного отбора, а порой и соревновательной деятельности вообще. Трудности возникают и с организацией выездов на соревнования из-за удаленности сельских населенных пунктов от районных центров. Во многих сельских школах не организована оздоровительная работа.
При констатации негативных явлений следует отметить определенные преимущества сельской школы. Как правило, экологические проблемы в сельской местности стоят менее остро по сравнению с городами России. Климато-географические особенности средней полосы Российской Федерации позволяют максимально использовать в физическом воспитании на селе природные факторы: организовывать занятия на открытом воздухе ( 24, 25,31,44), обучение плаванию на базе природного водоема ( 9,14)), полноценно реализовывать программный материал по лыжам, легкой атлетике, туризму и т. д. ( 1, 12)). Небольшая в среднем наполняемость классов, составляющая 15-20 человек, дает возможность осуществлять дифференцированный подход, облегчает эту задачу с методической точки зрения, повышая результативность в каждом конкретном случае ( 47 ).
Школа на селе имеет статус образовательно-творческого центра, при таком положении она непосредственно влияет на ценностные установки обучающихся, формирует мотивацию к учению и здоровому образу жизни. Наконец, социальная обстановка в сельской местности облегчает педагогу работу с родителями. Таким образом, несмотря на все недостатки, современная сельская школа имеет целый ряд преимуществ, что дает предпосылки для дальнейшего исследования и методических разработок.
Исследования показывают, что учет индивидуальных потребностей и интересов детей, региональных особенностей среды проживания при составлении учебных программ во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания обучающихся общеобразовательной школы (26,30,36).
Большинство работ в области школьного физкультурного образования посвящено исследованиям базовой части учебных программ ( 25,31). Наименее разработанной до настоящего времени остается вариативная часть учебных программ для сельских районов.
В этой связи назрела необходимость разработки содержания вариативной части комплексной программы физического воспитания младших школьников сельских районов с учетом их потребностно-мотивационной сферы. Последняя в свою очередь имеет много аспектов, влияющих на результативность процесса обучения и воспитания. Существует целый ряд исследований и методик по вопросам формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической куль туре ( 28,33). Проблемы взаимосвязи физического воспитания старших дошкольников и младших школьников, а также вопросы контроля и использования технических средств обучения, методов программирования приобретают в сельской школе свои характерные черты [8 ,7]. Преподавание физической культуры и организация физического воспитания в сельской школе является областью, требующей пристального рассмотрения и дальнейших научных и методических разработок.
Сложившаяся система физического воспитания не способствует формированию потребности в регулярных занятиях физической культурой. Многие школьники не имеют сформированных навыков здоровой жизнедеятельности, вследствие чего у них отсутствуют мотивация и потребности в здоровом образе жизни. Поэтому в настоящее время является актуальной задача реформирования системы физического воспитания с учетом индивидуальных потребностей обучающихся(47,50).
Цель исследования - обоснование комплекса педагогических условий формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся сельских общеобразовательных школ.
Достижение цели и проверка гипотезы реализуется в решении следующих задач.
1. Изучить степень разработанности проблемы формирования интереса к занятиям физической культурой сельских школьников в теории и практике.
2. Выявить стимулирующие факторы формирования интереса у сельских школьников к занятиям физической культурой.
3. Исследовать эффективность применения интегральной оценки и профилей физической подготовленности, методик оценки уровня физического здоровья в формировании интереса к занятиям физической культурой.
4. Обосновать методику формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся сельских школ.
Гипотеза исследования Формирование интереса обучающихся сельских общеобразовательных школ к занятиям физической культурой будет эффективным, если:
1) применяется объективная система контроля процесса физического воспитания, выполняющая стимулирующую роль оценки;
2) в качестве мотивирующих факторов применяется интегральная оценка, профиль физической подготовленности и показатели физического здоровья;
3) мотивирующие факторы системно объединены в методике формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся.
Объект исследования - физическое воспитание обучающихся сельских общеобразовательных школ.
Предмет исследования- процесс формирования интереса обучающихся сельских общеобразовательных школ к занятиям физической культурой Практическая значимость - работы заключается в применении дифференцированных и интегральных оценок физической подготовленности как эффективных, индивидуально-ориентированных методов контроля в физическом воспитании школьников.
Материальные условия влияют на результативность физического воспитания в сельских учебных заведениях, зачастую ограничивая методические возможности преподавателей физической культуры ( 23, 45,51) Небольшое количество обучающихся в сельских школах препятствует проведению полноценного спортивного отбора, а порой и соревновательной деятельности вообще. Трудности возникают и с организацией выездов на соревнования из-за удаленности сельских населенных пунктов от районных центров. Во многих сельских школах не организована оздоровительная работа.
При констатации негативных явлений следует отметить определенные преимущества сельской школы. Как правило, экологические проблемы в сельской местности стоят менее остро по сравнению с городами России. Климато-географические особенности средней полосы Российской Федерации позволяют максимально использовать в физическом воспитании на селе природные факторы: организовывать занятия на открытом воздухе ( 24, 25,31,44), обучение плаванию на базе природного водоема ( 9,14)), полноценно реализовывать программный материал по лыжам, легкой атлетике, туризму и т. д. ( 1, 12)). Небольшая в среднем наполняемость классов, составляющая 15-20 человек, дает возможность осуществлять дифференцированный подход, облегчает эту задачу с методической точки зрения, повышая результативность в каждом конкретном случае ( 47 ).
Школа на селе имеет статус образовательно-творческого центра, при таком положении она непосредственно влияет на ценностные установки обучающихся, формирует мотивацию к учению и здоровому образу жизни. Наконец, социальная обстановка в сельской местности облегчает педагогу работу с родителями. Таким образом, несмотря на все недостатки, современная сельская школа имеет целый ряд преимуществ, что дает предпосылки для дальнейшего исследования и методических разработок.
Исследования показывают, что учет индивидуальных потребностей и интересов детей, региональных особенностей среды проживания при составлении учебных программ во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания обучающихся общеобразовательной школы (26,30,36).
Большинство работ в области школьного физкультурного образования посвящено исследованиям базовой части учебных программ ( 25,31). Наименее разработанной до настоящего времени остается вариативная часть учебных программ для сельских районов.
В этой связи назрела необходимость разработки содержания вариативной части комплексной программы физического воспитания младших школьников сельских районов с учетом их потребностно-мотивационной сферы. Последняя в свою очередь имеет много аспектов, влияющих на результативность процесса обучения и воспитания. Существует целый ряд исследований и методик по вопросам формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической куль туре ( 28,33). Проблемы взаимосвязи физического воспитания старших дошкольников и младших школьников, а также вопросы контроля и использования технических средств обучения, методов программирования приобретают в сельской школе свои характерные черты [8 ,7]. Преподавание физической культуры и организация физического воспитания в сельской школе является областью, требующей пристального рассмотрения и дальнейших научных и методических разработок.
Сложившаяся система физического воспитания не способствует формированию потребности в регулярных занятиях физической культурой. Многие школьники не имеют сформированных навыков здоровой жизнедеятельности, вследствие чего у них отсутствуют мотивация и потребности в здоровом образе жизни. Поэтому в настоящее время является актуальной задача реформирования системы физического воспитания с учетом индивидуальных потребностей обучающихся(47,50).
Цель исследования - обоснование комплекса педагогических условий формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся сельских общеобразовательных школ.
Достижение цели и проверка гипотезы реализуется в решении следующих задач.
1. Изучить степень разработанности проблемы формирования интереса к занятиям физической культурой сельских школьников в теории и практике.
2. Выявить стимулирующие факторы формирования интереса у сельских школьников к занятиям физической культурой.
3. Исследовать эффективность применения интегральной оценки и профилей физической подготовленности, методик оценки уровня физического здоровья в формировании интереса к занятиям физической культурой.
4. Обосновать методику формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся сельских школ.
Гипотеза исследования Формирование интереса обучающихся сельских общеобразовательных школ к занятиям физической культурой будет эффективным, если:
1) применяется объективная система контроля процесса физического воспитания, выполняющая стимулирующую роль оценки;
2) в качестве мотивирующих факторов применяется интегральная оценка, профиль физической подготовленности и показатели физического здоровья;
3) мотивирующие факторы системно объединены в методике формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся.
Объект исследования - физическое воспитание обучающихся сельских общеобразовательных школ.
Предмет исследования- процесс формирования интереса обучающихся сельских общеобразовательных школ к занятиям физической культурой Практическая значимость - работы заключается в применении дифференцированных и интегральных оценок физической подготовленности как эффективных, индивидуально-ориентированных методов контроля в физическом воспитании школьников.
1. Существующая система оценок успеваемости по физической культуре не формирует интерес обучающихся к занятиям физической культурой, в связи с чем наиболее перспективными путями повышения стимулирующей роли оценки по физической культуре являются:
• региональные, метеорологические, обоснованные нормативы;
• система дифференцированных оценок комплекса тестов и испытаний, позволяющая более точно оценить достижения обучающегося в единой шкале измерений и получить наглядное изображение профиля индивидуальной подготовленности;
• интегральная оценка, объективно оценивающая достижения в комплексе тестов.
2. Наряду с объективными показателями физической подготовленности повышенный интерес обучающихся разных возрастных групп и родителей обучающихся младших классов вызывают методики и отдельные показатели, характеризующие деятельность отдельных систем организма. Среди наиболее значимых можно выделить показатель PWCno и методику С.В. Хрущева, включающую индексы: Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье.
3. Регистрируемая вариативность индивидуальных профилей физической подготовленности и показателей физического здоровья при регулярных занятиях физической культурой обуславливает эффективное использование их в качестве мотивирующих факторов при работе с родителями и обучающимися.
4. Реализация в учебном году экспериментальной методики позволила не только повысить индивидуальный уровень физической подготовленности и его интегральную оценку на 50-60 баллов в среднем по классам, не только обеспечила рост среднего значения академической оценки на 0,3 балла, по и обусловила повышение уровня физического здоровья у 29% третьеклассников и 23-26% обучающихся старших классов экспериментальных групп. В контрольных группах наблюдалась стабильность и некоторое снижение этих показателей в старших классах.
5. Методика, базирующаяся на традиционной системе физического воспитания и включающая в себя еже четвертное тестирование показателей физической подготовленности, физического здоровья и детальное обсуждение результатов тестирования с учащимися и родителями, вызвана повышение интереса к занятиям физической культурой в экспериментальных группах у 29, 37 и 45% обучающихся 3-го, 9-го и 11-го класса соответственно, тогда как в контрольных группах интерес к занятиям физической культурой за время эксперимента в 3-м классе остался на прежнем уровне, а в 9-м и 11 -м классах снизился на 16 и 15% соответственно.
6. Интерес обучающихся к занятиям физической культурой в младших классах наиболее успешно формируется путем целенаправленной работы с родителями, планированием и контролем домашних заданий по физической культуре; в старших классах формированием ценностного смысла занятий физической культурой и значимостью их для физического здоровья личности.
В целом можно констатировать, что результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают эффективность предложенной экспериментальной методики.
Отметим, что наше исследование не решает полностью поставленную проблему. Поэтому дальнейшие разработки могут идти по следующим направлениям:
1) Повышение эффективности формирования потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями.
2) Создание условий, повышающих эффективность приобщения обучающихся, родителей и педагогов к занятиям физической культурой.
3) Повышение объективности оценки по предмету «физическая культура».
• региональные, метеорологические, обоснованные нормативы;
• система дифференцированных оценок комплекса тестов и испытаний, позволяющая более точно оценить достижения обучающегося в единой шкале измерений и получить наглядное изображение профиля индивидуальной подготовленности;
• интегральная оценка, объективно оценивающая достижения в комплексе тестов.
2. Наряду с объективными показателями физической подготовленности повышенный интерес обучающихся разных возрастных групп и родителей обучающихся младших классов вызывают методики и отдельные показатели, характеризующие деятельность отдельных систем организма. Среди наиболее значимых можно выделить показатель PWCno и методику С.В. Хрущева, включающую индексы: Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье.
3. Регистрируемая вариативность индивидуальных профилей физической подготовленности и показателей физического здоровья при регулярных занятиях физической культурой обуславливает эффективное использование их в качестве мотивирующих факторов при работе с родителями и обучающимися.
4. Реализация в учебном году экспериментальной методики позволила не только повысить индивидуальный уровень физической подготовленности и его интегральную оценку на 50-60 баллов в среднем по классам, не только обеспечила рост среднего значения академической оценки на 0,3 балла, по и обусловила повышение уровня физического здоровья у 29% третьеклассников и 23-26% обучающихся старших классов экспериментальных групп. В контрольных группах наблюдалась стабильность и некоторое снижение этих показателей в старших классах.
5. Методика, базирующаяся на традиционной системе физического воспитания и включающая в себя еже четвертное тестирование показателей физической подготовленности, физического здоровья и детальное обсуждение результатов тестирования с учащимися и родителями, вызвана повышение интереса к занятиям физической культурой в экспериментальных группах у 29, 37 и 45% обучающихся 3-го, 9-го и 11-го класса соответственно, тогда как в контрольных группах интерес к занятиям физической культурой за время эксперимента в 3-м классе остался на прежнем уровне, а в 9-м и 11 -м классах снизился на 16 и 15% соответственно.
6. Интерес обучающихся к занятиям физической культурой в младших классах наиболее успешно формируется путем целенаправленной работы с родителями, планированием и контролем домашних заданий по физической культуре; в старших классах формированием ценностного смысла занятий физической культурой и значимостью их для физического здоровья личности.
В целом можно констатировать, что результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают эффективность предложенной экспериментальной методики.
Отметим, что наше исследование не решает полностью поставленную проблему. Поэтому дальнейшие разработки могут идти по следующим направлениям:
1) Повышение эффективности формирования потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями.
2) Создание условий, повышающих эффективность приобщения обучающихся, родителей и педагогов к занятиям физической культурой.
3) Повышение объективности оценки по предмету «физическая культура».
Подобные работы
- Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся сельских школ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Обоснование оптимального соотношения методов упражнения в процессе формирования интереса к урокам физической культуры у учащихся 5-6 классов (Тольяттинский государственный университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Влияние различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5 – 6 классов к урокам физической культуры
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ КАК 3-Й ЧАС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ КАК 3-Й ЧАС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧЕНИКОВ ВТОРОГО КЛАССА ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - Формирование мотивации к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста в сельской малокомплектной школе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Содержание уроков физической культуры, с преимущественным использованием средств волейбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022



