Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся сельских школ

Работа №153970

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 7
1.1 Физическое воспитание детей школьного возраста на современном этапе.7
1.2 Проблемы физического воспитания младших школьников в сельских
регионах 10
1.3 Содержание и формы физического воспитания сельских школьников13
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 23
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛ....24
3.1 Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся
сельских школ 24
3.2 Результаты и обсуждение результатов исследования 40
ВЫВОДЫ 40
ЛИТЕРАТУРА 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Актуальность. Необходимость преодоления ограниченности теоретического и методического кругозора делает актуальным пересмотр и переоценку традиционных взглядов на физическое воспитание детей. Возникла потребность в уточнении, научном обосновании и совершенствовании теории и методики физического воспитания, в разработке основ начального физкультурного образования детей с учетом новой социально-политической и экономической обстановки в стране ( 2,4, ) Это откладывает свой отпечаток и на сельские школы, материальная и методическая база которых страдает в первую очередь. Учеными доказана специфика физического воспитания подрастающего поколения на селе ( 6, 17. 26) Однако, анализ литературных источников продемонстрировал дефицит научных и методических разработок в этой области на современном этапе.
Материальные условия влияют на результативность физического воспитания в сельских учебных заведениях, зачастую ограничивая методические возможности преподавателей физической культуры ( 23, 45,51) Небольшое количество обучающихся в сельских школах препятствует проведению полноценного спортивного отбора, а порой и соревновательной деятельности вообще. Трудности возникают и с организацией выездов на соревнования из-за удаленности сельских населенных пунктов от районных центров. Во многих сельских школах не организована оздоровительная работа.
При констатации негативных явлений следует отметить определенные преимущества сельской школы. Как правило, экологические проблемы в сельской местности стоят менее остро по сравнению с городами России. Климато-географические особенности средней полосы Российской Федерации позволяют максимально использовать в физическом воспитании на селе природные факторы: организовывать занятия на открытом воздухе ( 24, 25,31,44), обучение плаванию на базе природного водоема ( 9,14)), полноценно реализовывать программный материал по лыжам, легкой атлетике, туризму и т. д. ( 1, 12)). Небольшая в среднем наполняемость классов, составляющая 15-20 человек, дает возможность осуществлять дифференцированный подход, облегчает эту задачу с методической точки зрения, повышая результативность в каждом конкретном случае ( 47 ).
Школа на селе имеет статус образовательно-творческого центра, при таком положении она непосредственно влияет на ценностные установки обучающихся, формирует мотивацию к учению и здоровому образу жизни. Наконец, социальная обстановка в сельской местности облегчает педагогу работу с родителями. Таким образом, несмотря на все недостатки, современная сельская школа имеет целый ряд преимуществ, что дает предпосылки для дальнейшего исследования и методических разработок.
Исследования показывают, что учет индивидуальных потребностей и интересов детей, региональных особенностей среды проживания при составлении учебных программ во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания обучающихся общеобразовательной школы (26,30,36).
Большинство работ в области школьного физкультурного образования посвящено исследованиям базовой части учебных программ ( 25,31). Наименее разработанной до настоящего времени остается вариативная часть учебных программ для сельских районов.
В этой связи назрела необходимость разработки содержания вариативной части комплексной программы физического воспитания младших школьников сельских районов с учетом их потребностно-мотивационной сферы. Последняя в свою очередь имеет много аспектов, влияющих на результативность процесса обучения и воспитания. Существует целый ряд исследований и методик по вопросам формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической куль туре ( 28,33). Проблемы взаимосвязи физического воспитания старших дошкольников и младших школьников, а также вопросы контроля и использования технических средств обучения, методов программирования приобретают в сельской школе свои характерные черты [8 ,7]. Преподавание физической культуры и организация физического воспитания в сельской школе является областью, требующей пристального рассмотрения и дальнейших научных и методических разработок.
Сложившаяся система физического воспитания не способствует формированию потребности в регулярных занятиях физической культурой. Многие школьники не имеют сформированных навыков здоровой жизнедеятельности, вследствие чего у них отсутствуют мотивация и потребности в здоровом образе жизни. Поэтому в настоящее время является актуальной задача реформирования системы физического воспитания с учетом индивидуальных потребностей обучающихся(47,50).
Цель исследования - обоснование комплекса педагогических условий формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся сельских общеобразовательных школ.
Достижение цели и проверка гипотезы реализуется в решении следующих задач.
1. Изучить степень разработанности проблемы формирования интереса к занятиям физической культурой сельских школьников в теории и практике.
2. Выявить стимулирующие факторы формирования интереса у сельских школьников к занятиям физической культурой.
3. Исследовать эффективность применения интегральной оценки и профилей физической подготовленности, методик оценки уровня физического здоровья в формировании интереса к занятиям физической культурой.
4. Обосновать методику формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся сельских школ.
Гипотеза исследования Формирование интереса обучающихся сельских общеобразовательных школ к занятиям физической культурой будет эффективным, если:
1) применяется объективная система контроля процесса физического воспитания, выполняющая стимулирующую роль оценки;
2) в качестве мотивирующих факторов применяется интегральная оценка, профиль физической подготовленности и показатели физического здоровья;
3) мотивирующие факторы системно объединены в методике формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся.
Объект исследования - физическое воспитание обучающихся сельских общеобразовательных школ.
Предмет исследования- процесс формирования интереса обучающихся сельских общеобразовательных школ к занятиям физической культурой Практическая значимость - работы заключается в применении дифференцированных и интегральных оценок физической подготовленности как эффективных, индивидуально-ориентированных методов контроля в физическом воспитании школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Существующая система оценок успеваемости по физической культуре не формирует интерес обучающихся к занятиям физической культурой, в связи с чем наиболее перспективными путями повышения стимулирующей роли оценки по физической культуре являются:
• региональные, метеорологические, обоснованные нормативы;
• система дифференцированных оценок комплекса тестов и испытаний, позволяющая более точно оценить достижения обучающегося в единой шкале измерений и получить наглядное изображение профиля индивидуальной подготовленности;
• интегральная оценка, объективно оценивающая достижения в комплексе тестов.
2. Наряду с объективными показателями физической подготовленности повышенный интерес обучающихся разных возрастных групп и родителей обучающихся младших классов вызывают методики и отдельные показатели, характеризующие деятельность отдельных систем организма. Среди наиболее значимых можно выделить показатель PWCno и методику С.В. Хрущева, включающую индексы: Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье.
3. Регистрируемая вариативность индивидуальных профилей физической подготовленности и показателей физического здоровья при регулярных занятиях физической культурой обуславливает эффективное использование их в качестве мотивирующих факторов при работе с родителями и обучающимися.
4. Реализация в учебном году экспериментальной методики позволила не только повысить индивидуальный уровень физической подготовленности и его интегральную оценку на 50-60 баллов в среднем по классам, не только обеспечила рост среднего значения академической оценки на 0,3 балла, по и обусловила повышение уровня физического здоровья у 29% третьеклассников и 23-26% обучающихся старших классов экспериментальных групп. В контрольных группах наблюдалась стабильность и некоторое снижение этих показателей в старших классах.
5. Методика, базирующаяся на традиционной системе физического воспитания и включающая в себя еже четвертное тестирование показателей физической подготовленности, физического здоровья и детальное обсуждение результатов тестирования с учащимися и родителями, вызвана повышение интереса к занятиям физической культурой в экспериментальных группах у 29, 37 и 45% обучающихся 3-го, 9-го и 11-го класса соответственно, тогда как в контрольных группах интерес к занятиям физической культурой за время эксперимента в 3-м классе остался на прежнем уровне, а в 9-м и 11 -м классах снизился на 16 и 15% соответственно.
6. Интерес обучающихся к занятиям физической культурой в младших классах наиболее успешно формируется путем целенаправленной работы с родителями, планированием и контролем домашних заданий по физической культуре; в старших классах формированием ценностного смысла занятий физической культурой и значимостью их для физического здоровья личности.
В целом можно констатировать, что результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают эффективность предложенной экспериментальной методики.
Отметим, что наше исследование не решает полностью поставленную проблему. Поэтому дальнейшие разработки могут идти по следующим направлениям:
1) Повышение эффективности формирования потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями.
2) Создание условий, повышающих эффективность приобщения обучающихся, родителей и педагогов к занятиям физической культурой.
3) Повышение объективности оценки по предмету «физическая культура».



1 Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего возраста: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Омск, 1983. -156с.
2 Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Учеб. пособие /Под. ред. Г.И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984. -176с.
3 Амбурцев С.Н., Матвеева Г.В. Интерес как решение противоречия между желаемым и необходимым в содержании школьного учебного процесса //Физическая культура и олимпийское движение Урала: Мат. IV Всеуральской науч.-практ. конф., Ч. 1. -Уфа. -1997. -С. 90-91.
4 Амбурцев С.Н., Матвеева Г.В. Исследование возрастной динамики интереса школьников к уроку физической культуры //Физическая культура и олимпийское движение Урала: Мат. IV Всеуральской науч.-практ. конф., Ч. 2. -Уфа. -1997. -С. 77-78.
5 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990. -560с.
6 Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения //Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. -М. -1960. -С. 3-29.
7 Андриади И.П. Воспитание личности и особенности ее формирования в процессе занятий физической культурой и спортом. Метод, рекомендации. -М.: ГЦОЛИФК, 1988. -14с.
8 Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -М.: Физкультура и спорт, 1978. -223с.
9 Ляшев О.А. Ориентир перестройки физического воспи тания в общеобразовательной школе //Теория и практика физи ческой культуры. -1993. - № 6. -С. 10-14.
10 Бальсевич В.К. Феномен физической активности чело-века как социально-биологическая проблема //Вопросы философии. -1981, -№ 8. -С. 78-89.
11 Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. -Киев, 1987. -223с.
12 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого, -М.: Физкультура и спорт, 1988. -208с.
13 Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). -М., 1992. -21с.
14 Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 4. -С. 21-22.
15 Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической
• культуры. -1995. -№ 4. -С. 2-8.
16 Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая Культура: образование, воспитание, тренировка. -1996. -№ 1. -С. 23-25.
17 Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев В.Г. Концепция физического воспитания с 18 оздоровительной направленностью обучающихся начальных классов общеобразовательных школ //Физическая Культура: образование, воспитание, тренировка. -1996. -№ 10. -С. 2-7.
18 Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации //Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 10. -С. 2-7.
19 Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Пелалогика. -1996. -№ 1. -С. 9-11.
20 Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем, (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспече-ния технических обучающих систем). - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. -303с.
21 Бондаревская Е.Б. Ценностные основания личностью-ориентированного воспитания //Педагогика. -1995. -№ 4. -С. 29-36.
22 Бочкарев Ю.Г. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Физическая культура в школе. -1991. -№ 6. -С. 2-6.
23 Бурчик М.В., Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Индивидуально-типологические особенности двигательной подготовленности обучающихся старших классов //Физическая культура индивида: Сб. науч. трудов. -М. -1994. -С. 114-121.
24 Бурчик М.В. Система оценки физических кондиций юношей 15-17 лет. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1995. -20с.
25 . Быков B.C. К вопросу совершенствования системы фи¬
зического воспитания в общеобразовательных школах //Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Сб. науч. трудов. -Челябинск:
УралГАФК. -1997. -С. 121-124.
26 Быков B.C. Потребностно-мотивационный подход к фи зическому совершенствованию учащейся молодежи //Физическая Культура: воспитание, образование, тренировка. -1997. -№ 4.-С.38-40»
27 Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестрой ки школьной системы физического воспитания //Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 10. -С. 2-9.
28 Вавилов Ю.Н, Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи //Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 4. -С. 54-56.
29 Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. -М.: Просвещение, 1991. -64с.
30 Васильков Г.А., Горин Н.П. Физическая культура в оценке старшеклассников //Физическая культура в школе. 1990. -№ 7. -С. 7-9.
31 Век X. Оценки и отметки: Пер. с нем. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -128с.
32 Виленский М.Я., Карповский Г.К. Мотивационно-цен-ностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования //Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 10. -С. 39-42.
33 Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки //Физическая культура в школе. -1990. -№ 12. -С. 2-5.
34 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. ~М.: Изд-во МГУ, -1990. -288с.
35 Виноградов Г.А., Окуньков Ю.В., Лащинский В.Н. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре //Теория и практика физической культуры. -1994. -№7. -С. 22-23.
36 Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. М., -1976. -279с.
37 Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для пед. ин.-тов /Под ред. А.В. Петровского. -М. : Просвещение, 1973. -2 68с.
Во исполнении закона об образовании //Физическая культура в школе. -1993. -№ 6. -С. 2-4.
38 Войлоков A.M. Исследование отношения обучающихся старших классов к урокам физкультуры и путей воспитания интереса к ним: Автореф, дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. ™Л., 1972. -22с.
39 Волков Л. с. Система управления развитием физичес ких способностей детей школьного возраста в процессе заня тия физической культурой и спортом: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. -Киев, 1988. -38с. f 41. Воробьев В.Ф. Соотношение компонентов энергообепечения мышечной работы различной интенсивности у мальчиков 10-11 лет: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1990. -24с.
40 Временный Государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Физическая культура. Проект //Физическая культура в школе. - 1993. -№ б. -С. 4-7.
41 Выгодский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, -1991. -480с.
42 Годик М.А. Сравнительный анализ эффективности различных систем физического воспитания в школе //Тео-* рия и практика физической культуры. -
1990. -№ 9. -С. 15-17.
43 Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис. на соиск. учен, степ, д-ра пед. наук. -М., 1979. -331с.
44 Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьников. -Челябинск: Юйс.- Урал. кн. изд-во, -1980. -151с.
45 Гуськов СИ. Цели и задачи физического воспитания в школах разных стран. - Ц00НТИ. -ФиС. -1989. -№9. -С.38-42.
46 Гуськов СИ. Физическое воспитание в школах США //Физическая культура в школе. -1995. -№ 4. -С. 71-75.
47 Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Кроха И. В. Развитие моторики и морфофункциональные показатели у де-il ей '7-10 лет различных конституциональных типов //Физическая Культура; воспитание, образование, *
1. :--.1. -1997, -№ 3, -С. 46-47,
48 Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.: Педагогика, 1960. - 299с.
49 Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования //Педагогика. -1996. -№ 1. -С. 18-20.
50 Детская спортивная медицина /Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева. - Руководство для врачей. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1991. -560с.
51 ДЬкон К., Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //Теория и практика физической культуры. - 1993. -№ 3. -С.4 6-4 8
52 Дида Н.А., Быков B.C. Потребностно-мотивационный подход к физическому воспитанию учащейся молодежи //Физическая культура и олимпийское движение Урала: Мат. IV Все-уральской науч.-практ. конф., Ч. 1. -Уфа. -1997. - С.34-36.
53 Долгов В.А., Лысенко В.В. К оценке физического состояния обучающихся средних школ //Физическая Культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. -№ 4. -С. 17-18.
54 Доулинг Ф. Формирование здорового образа жизни на занятиях по физическому воспитанию в средних школах Великобритании. ЦООНТИ. -ФиС -
1991. -№ 2. -С. 37-41.
55 Дуркин П. К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом //Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 11. -С. 45-47.
56 Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание. -Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та, 1996.-131с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ