Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся сельских школ

Работа №153969

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 8
1.1 Физическое воспитание детей школьного возраста на современном этапе.8
1.2 Направление на реализацию Федерального образовательного стандарта
по предмету «Физическая культура» 11
1.3 Формирование интереса к урокам физической культуры 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ 25
3.1 Содержание и формы физического воспитания 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 39
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. Время не стоит на месте, окружающий нас мир быстро меняется, цивилизация стремительно развивается и все больше мы понимаем роль физического воспитания человека в его собственной жизни и особенно в жизни ребенка. Большое значение физического состояния человека в современном мире связано с негативными последствиями сегодняшней цивилизации: курение, наркотические средства, алкоголь, изменения климатических условий, экология, гиподинамия, излучение от бытовых и компьютерных приборов окружающих нас повсеместно и т.п. Но даже, имеющая высокий образовательный уровень, большая часть людей, не умеет правильно поддерживать себя и своих детей в хорошем физическом состоянии. Причиной этому служит, не достаточная заинтересованность в физическом воспитании. Поэтому формировать интерес к физическому воспитанию необходимо с детства. Основным образовательным учреждением, формирующим интерес и грамотное развитие физического воспитания, является школа.
Именно поэтому, остроактуальным, переоценку и пересмотр сакраментальных взглядов на физическое просвещение детей, делает обязательным преодоление скудности общетеоретического и методического кругозора. Возникает необходимость в детализировании, научном подкреплении и усовершенствовании методики и теории физического воспитания, в исследовании фундамента физкультурного начального образования обучающихся, с учетом сегодняшнего социально-политического и экономического положении в стране [2,4] и мире в целом. Все это откладывает свой отпечаток и на школы сел, материальная и методическая основа которых страдает прежде всего. А по данным Минобрнауки России на 2017год, в России насчитывается около 53 тысяч общеобразовательных школ и около 30 тысяч из них - это сельские школы.
Учеными уже давно подтверждена своеобразность физического воспитания растущего сельского поколения[6, 17, 26]. Но, не смотря на это, исследование всех литературных исторических источников продемонстрировало сильную нехватку академических работ, методических разработок и практических решений в области сельского школьного физического воспитания на сегодняшний день.
Материальные обстоятельства воздействуют на эффективность физического воспитания в общеобразовательных учебных учреждениях сел, нередко ограничивая методические ресурсы учителей физической культуры [23, 45, 51]. Скудность материальной основы школ села, отсутствие современного оборудования приводит к однообразию учебного процесса. Это непосредственно ведет к снижению заинтересованности у обучающихся к систематическим занятиям физической культурой. Также, незначительное количество обучающихся в школах села, ограничивает проведению полнофункционального высокоспортивного отбора, а зачастую, и соревновательной практике вообще. Затруднения возникают и с формированием выездов на внешкольные соревнования и спортивно - массовые мероприятия: отдаленности сельских поселений от районных центров, метеорологические условия в момент транспортировки детей, альтернативные способы транспортировки учащихся и т.п. Во многих сельских школах, в связи с очень малым количеством учащихся, не в полной мере организована оздоровительная работа.
При констатировании негативных реалий необходимо отметить и особые преимущества школ села. Обычно, проблемы экологии в сельских регионах стоят менее актуально, по сравнению с городами России. Климатогеографические свойства удаленных от мегаполисов поселковых поселений Российской Федерации позволяют использовать по максимуму в физическом воспитании на селе естественные силы природы: осуществлять занятия на открытом воздухе [24, 25, 31, 32], преподавать плавания на базе естественного водоема [9, 14], полноценно осваивать программный материал по туризму и лыжам, легкой атлетике, и т. д. [1, 12]. Неполная наполняемость классов, ориентировочно, 15-20 учеников, а в малокомплектных школах сел, порой 1-2 ученика, дает возможность учителю физической культуры осуществить, в полной мере на практике, дифференцированный подход. Это облегчает проблему с методической стороны, повышая эффективность в каждом конкретном случае [21].
Сельская школа имеет положение творческо - образовательного центра, она естественно влияет на ценностные установки обучающихся, организует мотивацию к постоянному учению и формированию здоровой жизнедеятельности, повышает заинтересованность и целеустремленность учеников к совершенствованию собственной физической культуре, здоровью и спорту в целом. Наконец, социальное положение в сельской местности облегчает учителю работу с родителями. Делает ее более целостной, доступной и не формальной (при необходимости). Следовательно, невзирая на многие проблемы, нынешняя сельская школа владеет целым рядом превосходств, что определяет условия для будущего исследования и методических разработок.
Исследования показывают, что учет интересов обучающихся и индивидуальных потребностей, учет возраста и пола обучающихся, районных особенностей места жительства при компоновке программ обучения, во многом гарантирует успешность физкультурных и спортивных событий в системе физического воспитания обучающихся школ села [26, 30, 34].
Немало работ, в сфере школьного обучения физической культуре, предназначено исследованию базовой доли учебных программ[25, 31].
Наименее разработанной, на сегодняшний момент, так и находится вариативная часть учебных программ для школ сельских районов.
В связи с этим, созрела потребность проектирования содержания вариативной главы школьной программы по предмету физическая культура младших учеников школ села, с учетом их индивидуально - мотивационной сферы. Данная потребность, тоже, носит целый ряд аспектов, действующих на эффективность процесса обучения и воспитания. Младшие школьники проявляют заинтересованность, на уроках физической культуры, к двигательной активности в целом. Они обожают побегать, поскакать, попрыгать, поиграть в различные игры, не думая о том, что это положительно влияет на их физиологическое и психическое развитие. Поэтому, имеется множество исследований и методик по теме организации мотивированно-ценностного отношения учеников младших классов к физической культуре [28, 33]. Вопросы взаимосвязи физического воспитания старшеклассников и учеников младших классов, а также вопросы эксплуатации технических средств обучения и контроля, методов программирования, принимают в школах сел свои особые черты [7, 8]. Поскольку, материально - техническая база для формирования физического воспитания в дошкольных организациях, зачастую еще более плачевна, чем в школах. Обучение физической культуре и организация физического воспитания в школе села, представляется областью, необходимой внимательного исследования и дальнейших общенаучных и методических разработок.
Структура физического воспитания на селе, не помогает полноценному развитию интереса день за днем заниматься физической культурой. Значительное число школьников не имеют специфических умений, знаний и навыков для формирования физкультурно - оздоровительной деятельности, в результате у них не присутствуют потребности и мотивация в здоровом стиле жизни. Особенно это относиться к ученикам старших классов. Поэтому, на сегодняшний день, является актуальной проблема переорганизации системы физического воспитания, учитывая индивидуальные потребности и интересы школьников, а особенно школьников села. [21, 19].
Объект исследования - образовательный процесс на уроках физической культуры.
Предмет исследования - средства для формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся сельских общеобразовательных школ.
Цель исследования - подтвердить совокупность средств формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся общеобразовательных сельских школ.
Реализация цели и исследование гипотезы осуществляется в решении следующих задач:
1. Проанализировать научно- методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить у обучающихся сельских школ общестимулирующие причины формирования интереса к занятиям физической культурой.
3. Разработать и внедрить экспериментальную методику формирования интереса обещающихся к занятиям физической культурой сельских школ.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что интерес к занятиям физической культурой обучающихся общеобразовательных сельских школ станет высоко результативным, если:
1. используется многосторонняя структура проверки процесса физического воспитания, исполняющая стимулирующую роль оценки;
2. аргументирующие обстоятельства системно соединены в методике формирования интереса обучающихся к занятиям физической культурой
3. в виде аргументированных обстоятельств применяется справедливая оценка, показатели физического состояния и вид физической подготовленности.
Методы исследования:
1. Метод изучения и анализа научно- методической литературы;
2. Метод педагогического наблюдения;
3. Метод математической статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Уже существующая система оценок успеваемости по физической культуре не формирует интерес обучающихся к занятиям физической культуры, в связи, с чем наиболее предпочтительными путями улучшения стимулирующей роли оценки по физической культуры являются:
* региональные, метеорологические обоснованные нормативы;
* система дифференцированных оценок комплекса тестов и испытаний, которое позволяет хорошо и точно оценить достижения детей в единой шкале измерений и получить подробное изображение профиля индивидуальной готовности;
* интегральная оценка, подробно оценивающая достижения в комплексе тестов.
2. Наравне с непредвзятыми данными физической подготовленности, высочайший интерес обучающихся различных возрастных групп и родителей обучающихся младших классов, повышают методики и отдельные показатели, описывающие функционирование определенных систем организма. Из преимущественно значимых можно подчеркнуть показатель PWCno и методику С.В. Хрущева, содержащею индексы: Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье.
3. Фиксируемые изменения индивидуальных профилей физической подготовки и параметры физического здоровья при своевременных занятиях физической деятельностью, объясняет продуктивное использование их в качестве мотивационных факторов при работе с родителями и детьми.
4. Реализация в учебном году экспериментальной методики способствовала не только увеличению индивидуального уровня физической подготовленности и его интегральную оценку, но и обусловило увеличение уровня физического здоровья на 29% у 4-х -классников и 23-26% у учащихся старшеклассников ЭГ. В контрольных группах была замечена стабильность и некоторые понижения этих показателей у старшеклассников.
5. Методика, базирующаяся на традиционной системе физического воспитания, в которую входит ежечетвертная тестирование показателей физической подготовки, физического здоровья и детальное обсуждение всех результатов тестирования с детьми и родителями, вызвало увеличение интереса к урокам физической культуры в ЭГ, тогда как в КГ интерес к урокам физической культуры за время эксперимента в четвёртом классе остался на прежнем уровне, а у других классов: 9 и 11 снизился.
6. Интерес учащихся к занятиям физической культурой в младших классах наиболее успешно формируется путем целенаправленной работы с родителями, планированием и контролем домашних заданий по физической культуре; в старших классах формированием ценностного смысла занятий физической культурой и значимостью их для физического здоровья личности.
В целом можно констатировать, что результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают эффективность предложенной экспериментальной методики.
Отметим, что наше исследование не решает полностью поставленную проблему. Поэтому дальнейшие разработки могут идти по следующим направлениям:
1) Повышение эффективности формирования потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями.
2) Создание условий, повышающих эффективность приобщения учащихся, родителей и педагогов к занятиям физической культурой.
3) Повышение объективности оценки по предмету «физическая культура».



1. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего возраста: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Омск, 1983. - 156с.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Учеб. пособие /Под. ред. Г.И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984. -176с.
3. Амбурцев С.Н., Матвеева Г.В. Интерес как решение противоречия между желаемым и необходимым в содержании школьного учебного процесса //Физическая культура и олимпийское движение Урала: Мат. IV Всеуральской науч.-практ. конф., Ч. 1. -Уфа. -1997. -С. 90-91.
4. Амбурцев С.Н., Матвеева Г.В. Исследование возрастной динамики интереса школьников к уроку физической культуры //Физическая культура и олимпийское движение Урала: Мат. IV Всеуральской науч.-практ. конф., Ч. 2. - Уфа. -1997. -С. 77-78.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990. -560с.
6. Столяренко А. М. Общая педагогика учеб. пособие / А. М. Столяренко. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 479 с.
7. Андриади И.П. Воспитание личности и особенности ее формирования в процессе занятий физической культурой и спортом. Метод, рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. -14с.
8. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -М.: Физкультура и спорт, 1978. -223с.
9. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. // Теория и практика физ. культуры. 1990. - № 9. -С. 10-14.
10. Бальсевич В.К. Феномен физической активности чело-века как социально-биологическая проблема //Вопросы философии. -1981, -№ 8. -С. 78-89.
11. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. -Киев, 1987. -223с.
12. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого, -М.: Физкультура и спорт, 1988. -208с.
13 Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). -М., 1992. -21с.
14. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 4. -С. 21-22.
15. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 4. -С. 2-8.
16. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического
воспитания детей и молодежи //Физическая Культура: образование,
воспитание, тренировка. -1996. -№ 1. -С. 23-25.
17. Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев В.Г. Концепция физического воспитания с 18 оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ //Физическая Культура: образование, воспитание, тренировка. -1996. -№ 10. -С. 2-7.
18. Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации //Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 10. -С. 2¬
7.
19. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Пелалогика. -1996. -№ 1. -С. 9-11.
20. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем, (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. -303с.
21. Бондаревская Е.Б. Ценностные основания личностью-ориентированного воспитания //Педагогика. -1995. -№ 4. -С. 29-36.
22. Бочкарев Ю.Г. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Физическая культура в школе. -1991. -№ 6. -С. 2-6.
23. Бурчик М.В., Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Индивидуально-типологические особенности двигательной подготовленности учащихся старших классов //Физическая культура индивида: Сб. науч. трудов. -М. -1994. -С. 114-121.
24. Бурчик М.В. Система оценки физических кондиций юношей 15-17 лет. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1995. -20с.
25. Быков B.C. К вопросу совершенствования системы физического воспитания в общеобразовательных школах //Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Сб. науч. трудов. -Челябинск: УралГАФК. -1997. -С. 121-124.
26. Быков B.C. Потребностно-мотивационный подход к фи зическому совершенствованию учащейся молодежи //Физическая Культура: воспитание, образование, тренировка. -1997. -№ 4.-С.38-40»
27. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестрой ки школьной системы физического воспитания //Теория и практика физической культуры. - 1990. -№ 10. -С. 2-9.
28. Вавилов Ю.Н, Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи //Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 4. -С. 54-56.
29. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. -М.: Просвещение, 1991. -64с.
30. Васильков Г.А., Горин Н.П. Физическая культура в оценке
старшеклассников //Физическая культура в школе. 1990. -№ 7. -С. 7-9.
31. Век X. Оценки и отметки: Пер. с нем. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -128с.
32. Виленский М.Я., Карповский Г.К. Мотивационно-цен-ностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования //Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 10. -С. 39¬42.
33. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки //Физическая культура в школе. -1990. -№ 12. -С. 2-5.
34. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. ~М.: Изд-во МГУ, -1990. -288с.
35. Виноградов Г.А., Окуньков Ю.В., Лащинский В.Н. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре //Теория и практика физической культуры. -1994. -№7. -С. 22-23.
36. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. М., -1976. -279с.
37. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для пед. ин.-
тов /Под ред. А.В. Петровского. -М. : Просвещение, 1973. -2 68с. Во
исполнении закона об образовании //Физическая культура в школе. -1993. -№ 6. -С. 2-4.
38. Войлоков A.M. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физкультуры и путей воспитания интереса к ним: Автореф, дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. ™Л., 1972. -22с.
39. Волков Л. с. Система управления развитием физичес ких способностей детей школьного возраста в процессе заня тия физической культурой и спортом: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. -Киев, 1988. -38с. f
40. Временный Государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Физическая культура. Проект //Физическая культура в школе. - 1993. -№ б. -С. 4-7.
41. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, -1991. -480с.
42. Годик М.А. Сравнительный анализ эффективности различных систем физического воспитания в школе //Тео-* рия и практика физической культуры. -1990. -№ 9. -С. 15-17.
43. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис. на соиск. учен, степ, д-ра пед. наук. -М., 1979. -331с.
44. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьников. -Челябинск: Юйс.- Урал. кн. изд-во, -1980. -151с.
45. Гуськов СИ. Цели и задачи физического воспитания в школах разных стран. -Ц00НТИ. -ФиС. -1989. -№9. -С.38-42.
46. Гуськов СИ. Физическое воспитание в школах США //Физическая культура в школе. -1995. -№ 4. -С. 71-75.
47. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Кроха И. В. Развитие моторики и морфофункциональные показатели у де-11 ей '7-10 лет различных конституциональных типов //Физическая Культура; воспитание, образование, * 1.:--.1. -1997, -№ 3, -С. 46-47,
48. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.: Педагогика, 1960. -299с.
49. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования //Педагогика. -1996. -№ 1. -С. 18-20.
50. Детская спортивная медицина /Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева. - Руководство для врачей. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1991. -560с.
51. Дькон К., Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //Теория и практика физической культуры. - 1993. -№ 3. -С.4 6-4 8
52. Дида Н.А., Быков B.C. Потребностно-мотивационный подход к физическому воспитанию учащейся молодежи //Физическая культура и олимпийское движение Урала: Мат. IV Все-уральской науч.-практ. конф., Ч. 1. -Уфа. -1997. -С.34-36.
53. Долгов В.А., Лысенко В.В. К оценке физического состояния учащихся средних школ //Физическая Культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. -№ 4. -С. 17-18.
54. Доулинг Ф. Формирование здорового образа жизни на занятиях по физическому воспитанию в средних школах Великобритании. ЦООНТИ. -ФиС -1991. -№ 2. -С. 37-41.
55. Дуркин П. К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом //Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 11. -С. 45-47.
56. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание. -Тула: Изд-во Тульского гос. пед. ун-та, 1996.-131с.
57. Панов Г. А. Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания студентов учеб. пособие / Г. А. Панов. - Москва : РУДН, 2012. - 190 с. 41
58. Петрова О. О. Педагогика учеб. пособие / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. - Саратов : Научная книга, 2012. - 191 с.
59. Писарева Т. А. Общие основы педагогики учеб. пособие / Т. А. Писарева.
- [Саратов] : Научная книга, 2012. - 127 с.
60. Пименов А.Г. Педагогика современной школы учебное пособие/ А.Г. Пименов - Томбов: АН Консалт, 2014.- 44 с
61. Пономарева М. А. Общая психология и педагогика ответы на экзаменац. вопросы / М. А. Пономарева, М. В. Сидорова. - Минск : Тетралит, 2013. - 144 с.
62. Попов Е. Б. Основы педагогики учеб. пособие для слушателей магистратуры / Е. Б. Попов. - Оренбург : Оренбург. ин-т (филиал) Московского гос. юрид. ун-та им. О.Е. Кутафина, 2015. - 112 с.
63. Пуйман С. А. Педагогика современной школы ответы на экзаменационные вопросы / С. А. Пуйман. - Минск : ТетраСистемс, 2011. - 223 с.
64. Резепов И. Ш. Психология и педагогика ответы на вопросы : учеб. пособие / И. Ш. Резепов. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 105 с.
65. Санникова А. И. Эволюция цели и содержания семейного воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями в отечественной педагогике ХХ века электрон. учеб. пособие / А. И. Санникова, О. Н. Тверская ; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь : ПГГПУ, 2011. - 44 с.
66. Семенов Л. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта учеб. пособие / Л. А. Семенов. - Москва: Советский спорт, 2011. - 199 с.
67. Смирнова Н. Г. Педагогика учеб.-метод. пособие для студентов вузов / Н. Г. Смирнова; Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - 2-е изд., доп. - Кемерово : КемГУКИ, 2010. - 124 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ