Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся сельских школ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 8
1.1 Физическое воспитание детей школьного возраста на современном этапе.8
1.2 Направление на реализацию Федерального образовательного стандарта
по предмету «Физическая культура» 11
1.3 Формирование интереса к урокам физической культуры 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ 25
3.1 Содержание и формы физического воспитания 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 8
1.1 Физическое воспитание детей школьного возраста на современном этапе.8
1.2 Направление на реализацию Федерального образовательного стандарта
по предмету «Физическая культура» 11
1.3 Формирование интереса к урокам физической культуры 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 23
ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ 25
3.1 Содержание и формы физического воспитания 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Время не стоит на месте, окружающий нас мир быстро меняется, цивилизация стремительно развивается и все больше мы понимаем роль физического воспитания человека в его собственной жизни и особенно в жизни ребенка. Большое значение физического состояния человека в современном мире связано с негативными последствиями сегодняшней цивилизации: курение, наркотические средства, алкоголь, изменения климатических условий, экология, гиподинамия, излучение от бытовых и компьютерных приборов окружающих нас повсеместно и т.п. Но даже, имеющая высокий образовательный уровень, большая часть людей, не умеет правильно поддерживать себя и своих детей в хорошем физическом состоянии. Причиной этому служит, не достаточная заинтересованность в физическом воспитании. Поэтому формировать интерес к физическому воспитанию необходимо с детства. Основным образовательным учреждением, формирующим интерес и грамотное развитие физического воспитания, является школа.
Именно поэтому, остроактуальным, переоценку и пересмотр сакраментальных взглядов на физическое просвещение детей, делает обязательным преодоление скудности общетеоретического и методического кругозора. Возникает необходимость в детализировании, научном подкреплении и усовершенствовании методики и теории физического воспитания, в исследовании фундамента физкультурного начального образования обучающихся, с учетом сегодняшнего социально-политического и экономического положении в стране [2,4] и мире в целом. Все это откладывает свой отпечаток и на школы сел, материальная и методическая основа которых страдает прежде всего. А по данным Минобрнауки России на 2017год, в России насчитывается около 53 тысяч общеобразовательных школ и около 30 тысяч из них - это сельские школы.
Учеными уже давно подтверждена своеобразность физического воспитания растущего сельского поколения[6, 17, 26]. Но, не смотря на это, исследование всех литературных исторических источников продемонстрировало сильную нехватку академических работ, методических разработок и практических решений в области сельского школьного физического воспитания на сегодняшний день.
Материальные обстоятельства воздействуют на эффективность физического воспитания в общеобразовательных учебных учреждениях сел, нередко ограничивая методические ресурсы учителей физической культуры [23, 45, 51]. Скудность материальной основы школ села, отсутствие современного оборудования приводит к однообразию учебного процесса. Это непосредственно ведет к снижению заинтересованности у обучающихся к систематическим занятиям физической культурой. Также, незначительное количество обучающихся в школах села, ограничивает проведению полнофункционального высокоспортивного отбора, а зачастую, и соревновательной практике вообще. Затруднения возникают и с формированием выездов на внешкольные соревнования и спортивно - массовые мероприятия: отдаленности сельских поселений от районных центров, метеорологические условия в момент транспортировки детей, альтернативные способы транспортировки учащихся и т.п. Во многих сельских школах, в связи с очень малым количеством учащихся, не в полной мере организована оздоровительная работа.
При констатировании негативных реалий необходимо отметить и особые преимущества школ села. Обычно, проблемы экологии в сельских регионах стоят менее актуально, по сравнению с городами России. Климатогеографические свойства удаленных от мегаполисов поселковых поселений Российской Федерации позволяют использовать по максимуму в физическом воспитании на селе естественные силы природы: осуществлять занятия на открытом воздухе [24, 25, 31, 32], преподавать плавания на базе естественного водоема [9, 14], полноценно осваивать программный материал по туризму и лыжам, легкой атлетике, и т. д. [1, 12]. Неполная наполняемость классов, ориентировочно, 15-20 учеников, а в малокомплектных школах сел, порой 1-2 ученика, дает возможность учителю физической культуры осуществить, в полной мере на практике, дифференцированный подход. Это облегчает проблему с методической стороны, повышая эффективность в каждом конкретном случае [21].
Сельская школа имеет положение творческо - образовательного центра, она естественно влияет на ценностные установки обучающихся, организует мотивацию к постоянному учению и формированию здоровой жизнедеятельности, повышает заинтересованность и целеустремленность учеников к совершенствованию собственной физической культуре, здоровью и спорту в целом. Наконец, социальное положение в сельской местности облегчает учителю работу с родителями. Делает ее более целостной, доступной и не формальной (при необходимости). Следовательно, невзирая на многие проблемы, нынешняя сельская школа владеет целым рядом превосходств, что определяет условия для будущего исследования и методических разработок.
Исследования показывают, что учет интересов обучающихся и индивидуальных потребностей, учет возраста и пола обучающихся, районных особенностей места жительства при компоновке программ обучения, во многом гарантирует успешность физкультурных и спортивных событий в системе физического воспитания обучающихся школ села [26, 30, 34].
Немало работ, в сфере школьного обучения физической культуре, предназначено исследованию базовой доли учебных программ[25, 31].
Наименее разработанной, на сегодняшний момент, так и находится вариативная часть учебных программ для школ сельских районов.
В связи с этим, созрела потребность проектирования содержания вариативной главы школьной программы по предмету физическая культура младших учеников школ села, с учетом их индивидуально - мотивационной сферы. Данная потребность, тоже, носит целый ряд аспектов, действующих на эффективность процесса обучения и воспитания. Младшие школьники проявляют заинтересованность, на уроках физической культуры, к двигательной активности в целом. Они обожают побегать, поскакать, попрыгать, поиграть в различные игры, не думая о том, что это положительно влияет на их физиологическое и психическое развитие. Поэтому, имеется множество исследований и методик по теме организации мотивированно-ценностного отношения учеников младших классов к физической культуре [28, 33]. Вопросы взаимосвязи физического воспитания старшеклассников и учеников младших классов, а также вопросы эксплуатации технических средств обучения и контроля, методов программирования, принимают в школах сел свои особые черты [7, 8]. Поскольку, материально - техническая база для формирования физического воспитания в дошкольных организациях, зачастую еще более плачевна, чем в школах. Обучение физической культуре и организация физического воспитания в школе села, представляется областью, необходимой внимательного исследования и дальнейших общенаучных и методических разработок.
Структура физического воспитания на селе, не помогает полноценному развитию интереса день за днем заниматься физической культурой. Значительное число школьников не имеют специфических умений, знаний и навыков для формирования физкультурно - оздоровительной деятельности, в результате у них не присутствуют потребности и мотивация в здоровом стиле жизни. Особенно это относиться к ученикам старших классов. Поэтому, на сегодняшний день, является актуальной проблема переорганизации системы физического воспитания, учитывая индивидуальные потребности и интересы школьников, а особенно школьников села. [21, 19].
Объект исследования - образовательный процесс на уроках физической культуры.
Предмет исследования - средства для формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся сельских общеобразовательных школ.
Цель исследования - подтвердить совокупность средств формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся общеобразовательных сельских школ.
Реализация цели и исследование гипотезы осуществляется в решении следующих задач:
1. Проанализировать научно- методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить у обучающихся сельских школ общестимулирующие причины формирования интереса к занятиям физической культурой.
3. Разработать и внедрить экспериментальную методику формирования интереса обещающихся к занятиям физической культурой сельских школ.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что интерес к занятиям физической культурой обучающихся общеобразовательных сельских школ станет высоко результативным, если:
1. используется многосторонняя структура проверки процесса физического воспитания, исполняющая стимулирующую роль оценки;
2. аргументирующие обстоятельства системно соединены в методике формирования интереса обучающихся к занятиям физической культурой
3. в виде аргументированных обстоятельств применяется справедливая оценка, показатели физического состояния и вид физической подготовленности.
Методы исследования:
1. Метод изучения и анализа научно- методической литературы;
2. Метод педагогического наблюдения;
3. Метод математической статистики.
Именно поэтому, остроактуальным, переоценку и пересмотр сакраментальных взглядов на физическое просвещение детей, делает обязательным преодоление скудности общетеоретического и методического кругозора. Возникает необходимость в детализировании, научном подкреплении и усовершенствовании методики и теории физического воспитания, в исследовании фундамента физкультурного начального образования обучающихся, с учетом сегодняшнего социально-политического и экономического положении в стране [2,4] и мире в целом. Все это откладывает свой отпечаток и на школы сел, материальная и методическая основа которых страдает прежде всего. А по данным Минобрнауки России на 2017год, в России насчитывается около 53 тысяч общеобразовательных школ и около 30 тысяч из них - это сельские школы.
Учеными уже давно подтверждена своеобразность физического воспитания растущего сельского поколения[6, 17, 26]. Но, не смотря на это, исследование всех литературных исторических источников продемонстрировало сильную нехватку академических работ, методических разработок и практических решений в области сельского школьного физического воспитания на сегодняшний день.
Материальные обстоятельства воздействуют на эффективность физического воспитания в общеобразовательных учебных учреждениях сел, нередко ограничивая методические ресурсы учителей физической культуры [23, 45, 51]. Скудность материальной основы школ села, отсутствие современного оборудования приводит к однообразию учебного процесса. Это непосредственно ведет к снижению заинтересованности у обучающихся к систематическим занятиям физической культурой. Также, незначительное количество обучающихся в школах села, ограничивает проведению полнофункционального высокоспортивного отбора, а зачастую, и соревновательной практике вообще. Затруднения возникают и с формированием выездов на внешкольные соревнования и спортивно - массовые мероприятия: отдаленности сельских поселений от районных центров, метеорологические условия в момент транспортировки детей, альтернативные способы транспортировки учащихся и т.п. Во многих сельских школах, в связи с очень малым количеством учащихся, не в полной мере организована оздоровительная работа.
При констатировании негативных реалий необходимо отметить и особые преимущества школ села. Обычно, проблемы экологии в сельских регионах стоят менее актуально, по сравнению с городами России. Климатогеографические свойства удаленных от мегаполисов поселковых поселений Российской Федерации позволяют использовать по максимуму в физическом воспитании на селе естественные силы природы: осуществлять занятия на открытом воздухе [24, 25, 31, 32], преподавать плавания на базе естественного водоема [9, 14], полноценно осваивать программный материал по туризму и лыжам, легкой атлетике, и т. д. [1, 12]. Неполная наполняемость классов, ориентировочно, 15-20 учеников, а в малокомплектных школах сел, порой 1-2 ученика, дает возможность учителю физической культуры осуществить, в полной мере на практике, дифференцированный подход. Это облегчает проблему с методической стороны, повышая эффективность в каждом конкретном случае [21].
Сельская школа имеет положение творческо - образовательного центра, она естественно влияет на ценностные установки обучающихся, организует мотивацию к постоянному учению и формированию здоровой жизнедеятельности, повышает заинтересованность и целеустремленность учеников к совершенствованию собственной физической культуре, здоровью и спорту в целом. Наконец, социальное положение в сельской местности облегчает учителю работу с родителями. Делает ее более целостной, доступной и не формальной (при необходимости). Следовательно, невзирая на многие проблемы, нынешняя сельская школа владеет целым рядом превосходств, что определяет условия для будущего исследования и методических разработок.
Исследования показывают, что учет интересов обучающихся и индивидуальных потребностей, учет возраста и пола обучающихся, районных особенностей места жительства при компоновке программ обучения, во многом гарантирует успешность физкультурных и спортивных событий в системе физического воспитания обучающихся школ села [26, 30, 34].
Немало работ, в сфере школьного обучения физической культуре, предназначено исследованию базовой доли учебных программ[25, 31].
Наименее разработанной, на сегодняшний момент, так и находится вариативная часть учебных программ для школ сельских районов.
В связи с этим, созрела потребность проектирования содержания вариативной главы школьной программы по предмету физическая культура младших учеников школ села, с учетом их индивидуально - мотивационной сферы. Данная потребность, тоже, носит целый ряд аспектов, действующих на эффективность процесса обучения и воспитания. Младшие школьники проявляют заинтересованность, на уроках физической культуры, к двигательной активности в целом. Они обожают побегать, поскакать, попрыгать, поиграть в различные игры, не думая о том, что это положительно влияет на их физиологическое и психическое развитие. Поэтому, имеется множество исследований и методик по теме организации мотивированно-ценностного отношения учеников младших классов к физической культуре [28, 33]. Вопросы взаимосвязи физического воспитания старшеклассников и учеников младших классов, а также вопросы эксплуатации технических средств обучения и контроля, методов программирования, принимают в школах сел свои особые черты [7, 8]. Поскольку, материально - техническая база для формирования физического воспитания в дошкольных организациях, зачастую еще более плачевна, чем в школах. Обучение физической культуре и организация физического воспитания в школе села, представляется областью, необходимой внимательного исследования и дальнейших общенаучных и методических разработок.
Структура физического воспитания на селе, не помогает полноценному развитию интереса день за днем заниматься физической культурой. Значительное число школьников не имеют специфических умений, знаний и навыков для формирования физкультурно - оздоровительной деятельности, в результате у них не присутствуют потребности и мотивация в здоровом стиле жизни. Особенно это относиться к ученикам старших классов. Поэтому, на сегодняшний день, является актуальной проблема переорганизации системы физического воспитания, учитывая индивидуальные потребности и интересы школьников, а особенно школьников села. [21, 19].
Объект исследования - образовательный процесс на уроках физической культуры.
Предмет исследования - средства для формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся сельских общеобразовательных школ.
Цель исследования - подтвердить совокупность средств формирования интереса к занятиям физической культурой обучающихся общеобразовательных сельских школ.
Реализация цели и исследование гипотезы осуществляется в решении следующих задач:
1. Проанализировать научно- методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить у обучающихся сельских школ общестимулирующие причины формирования интереса к занятиям физической культурой.
3. Разработать и внедрить экспериментальную методику формирования интереса обещающихся к занятиям физической культурой сельских школ.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что интерес к занятиям физической культурой обучающихся общеобразовательных сельских школ станет высоко результативным, если:
1. используется многосторонняя структура проверки процесса физического воспитания, исполняющая стимулирующую роль оценки;
2. аргументирующие обстоятельства системно соединены в методике формирования интереса обучающихся к занятиям физической культурой
3. в виде аргументированных обстоятельств применяется справедливая оценка, показатели физического состояния и вид физической подготовленности.
Методы исследования:
1. Метод изучения и анализа научно- методической литературы;
2. Метод педагогического наблюдения;
3. Метод математической статистики.
1. Уже существующая система оценок успеваемости по физической культуре не формирует интерес обучающихся к занятиям физической культуры, в связи, с чем наиболее предпочтительными путями улучшения стимулирующей роли оценки по физической культуры являются:
* региональные, метеорологические обоснованные нормативы;
* система дифференцированных оценок комплекса тестов и испытаний, которое позволяет хорошо и точно оценить достижения детей в единой шкале измерений и получить подробное изображение профиля индивидуальной готовности;
* интегральная оценка, подробно оценивающая достижения в комплексе тестов.
2. Наравне с непредвзятыми данными физической подготовленности, высочайший интерес обучающихся различных возрастных групп и родителей обучающихся младших классов, повышают методики и отдельные показатели, описывающие функционирование определенных систем организма. Из преимущественно значимых можно подчеркнуть показатель PWCno и методику С.В. Хрущева, содержащею индексы: Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье.
3. Фиксируемые изменения индивидуальных профилей физической подготовки и параметры физического здоровья при своевременных занятиях физической деятельностью, объясняет продуктивное использование их в качестве мотивационных факторов при работе с родителями и детьми.
4. Реализация в учебном году экспериментальной методики способствовала не только увеличению индивидуального уровня физической подготовленности и его интегральную оценку, но и обусловило увеличение уровня физического здоровья на 29% у 4-х -классников и 23-26% у учащихся старшеклассников ЭГ. В контрольных группах была замечена стабильность и некоторые понижения этих показателей у старшеклассников.
5. Методика, базирующаяся на традиционной системе физического воспитания, в которую входит ежечетвертная тестирование показателей физической подготовки, физического здоровья и детальное обсуждение всех результатов тестирования с детьми и родителями, вызвало увеличение интереса к урокам физической культуры в ЭГ, тогда как в КГ интерес к урокам физической культуры за время эксперимента в четвёртом классе остался на прежнем уровне, а у других классов: 9 и 11 снизился.
6. Интерес учащихся к занятиям физической культурой в младших классах наиболее успешно формируется путем целенаправленной работы с родителями, планированием и контролем домашних заданий по физической культуре; в старших классах формированием ценностного смысла занятий физической культурой и значимостью их для физического здоровья личности.
В целом можно констатировать, что результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают эффективность предложенной экспериментальной методики.
Отметим, что наше исследование не решает полностью поставленную проблему. Поэтому дальнейшие разработки могут идти по следующим направлениям:
1) Повышение эффективности формирования потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями.
2) Создание условий, повышающих эффективность приобщения учащихся, родителей и педагогов к занятиям физической культурой.
3) Повышение объективности оценки по предмету «физическая культура».
* региональные, метеорологические обоснованные нормативы;
* система дифференцированных оценок комплекса тестов и испытаний, которое позволяет хорошо и точно оценить достижения детей в единой шкале измерений и получить подробное изображение профиля индивидуальной готовности;
* интегральная оценка, подробно оценивающая достижения в комплексе тестов.
2. Наравне с непредвзятыми данными физической подготовленности, высочайший интерес обучающихся различных возрастных групп и родителей обучающихся младших классов, повышают методики и отдельные показатели, описывающие функционирование определенных систем организма. Из преимущественно значимых можно подчеркнуть показатель PWCno и методику С.В. Хрущева, содержащею индексы: Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье.
3. Фиксируемые изменения индивидуальных профилей физической подготовки и параметры физического здоровья при своевременных занятиях физической деятельностью, объясняет продуктивное использование их в качестве мотивационных факторов при работе с родителями и детьми.
4. Реализация в учебном году экспериментальной методики способствовала не только увеличению индивидуального уровня физической подготовленности и его интегральную оценку, но и обусловило увеличение уровня физического здоровья на 29% у 4-х -классников и 23-26% у учащихся старшеклассников ЭГ. В контрольных группах была замечена стабильность и некоторые понижения этих показателей у старшеклассников.
5. Методика, базирующаяся на традиционной системе физического воспитания, в которую входит ежечетвертная тестирование показателей физической подготовки, физического здоровья и детальное обсуждение всех результатов тестирования с детьми и родителями, вызвало увеличение интереса к урокам физической культуры в ЭГ, тогда как в КГ интерес к урокам физической культуры за время эксперимента в четвёртом классе остался на прежнем уровне, а у других классов: 9 и 11 снизился.
6. Интерес учащихся к занятиям физической культурой в младших классах наиболее успешно формируется путем целенаправленной работы с родителями, планированием и контролем домашних заданий по физической культуре; в старших классах формированием ценностного смысла занятий физической культурой и значимостью их для физического здоровья личности.
В целом можно констатировать, что результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают эффективность предложенной экспериментальной методики.
Отметим, что наше исследование не решает полностью поставленную проблему. Поэтому дальнейшие разработки могут идти по следующим направлениям:
1) Повышение эффективности формирования потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями.
2) Создание условий, повышающих эффективность приобщения учащихся, родителей и педагогов к занятиям физической культурой.
3) Повышение объективности оценки по предмету «физическая культура».
Подобные работы
- Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся сельских школ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Обоснование оптимального соотношения методов упражнения в процессе формирования интереса к урокам физической культуры у учащихся 5-6 классов (Тольяттинский государственный университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Влияние различных методов упражнения на формирование интереса школьников 5 – 6 классов к урокам физической культуры
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ КАК 3-Й ЧАС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ КАК 3-Й ЧАС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧЕНИКОВ ВТОРОГО КЛАССА ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - Формирование мотивации к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста в сельской малокомплектной школе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Содержание уроков физической культуры, с преимущественным использованием средств волейбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022



