ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 5
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ 12
1.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ 14
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 20
2.1 КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 20
2.2. СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 27
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Переход к информационному обществу вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека. Поэтому современный человек должен обладать обширными знаниями в области информатики, знать основы и перспективы развития новых информационных и коммуникационных технологий, иметь практические навыки по использованию современной вычислительной техники, систем связи и передачи информации, уметь оценивать информационные ресурсы для принятия профессиональных решений.
Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний обучающихся
Цель исследования: описать методические особенности формирования информационной компетенции обучающихся основной школы.
Объект исследования: процесс обучения информатике обучающихся основной школы.
Предмет исследования: формировании информационной компетенции обучающихся основной школы в курсе информатики .
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы компетентностного подхода обучения в современном школьном образовании для определения понятий «компетенция», «компетентность» и «информационная компетенция»;
2. выделить ключевые образовательные компетенции, формируемые у учащихся основной школы при изучении информатики и роль информационной компетенции в системе ключевых образовательных компетенций ;
3. описать способ конструирования компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) как средство формирования информационной компетенции;
4. разработать систему компетентностно-ориентированных заданий по информатике для формирования информационной компетенции учащихся при обучении информатике в основной школе;
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В процессе развития современного общества и экономики формируются принципиально новые требования к качеству образования, появляется необходимость разработки путей социализации личности, способной самостоятельно и ответственно принимать решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких путей признан компетентностный подход, в котором учащимся передаются только те знания и навыки, которые нужны для развития необходимых компетенций.
По результатам исследования было установлено, что компетентностный подход в обучении является актуальной тенденцией современного образования, позволяющий разрешить противоречия между программными требованиями, запросами современного общества и потребностями личности в результатах образования.
В ходе анализа нормативных документов, периодических и электронных изданий были уточнены понятия «компетенция», «компетентность» и «информационная компетенция». На основании анализа нормативных документов были выделены компоненты информационной компетенции.
Сформирована система компетентностно-ориентированных заданий по информатике основной школы, направленных на формирование информационной компетентности. Компетентностно-ориентированные задания как деятельностные задания, в выполнении которых обучающиеся активно участвуют, демонстрируют овладение различными видами деятельности, к которым относятся: учение (как основа для дальнейшего образования), совместное изучение и обсуждение, различные виды исследований (в том числе совместные), обмен опытом и другие.
1. Абрамова Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г. Региональная модель оценки индивидуальных достижений учащихся: опыт Челябинской области//Оценка качества образования. - 2007. - № 1., с. 68
2. Амренова, М. М. Компетентностно-ориентированные задания в системе новых образовательных технологий / М. М. Амренова // Профессиональное образование и общество. - 2014. - № 2 (10). - с. 164 - 166, с. 165
3. Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10-1. - С. 12-15.
4. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. - Магнитогорск, 2006, - 186 с.
5. Белоусова И.Д. Развитие информационной компетентности учителей с использованием обучающей программы «Хронограф-тренажер» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-4 (47). С. 146-151.
6. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.
7. Бурдон И.Ф., Михельсон А.Д. Словарь иностранных слов 1877 г
8. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Информационно- коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с
9. Витковский А. Интервью у координатора российских образовательных проектов И. Фрумина. Политика образования // «1 сентября». - 2007. - № 12.
10. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. - ЕФО, 1997.
11. Дорошенко, И. Ю. Методика обучения информационным технологиям в школьном курсе информатики / И. Ю. Дорошенко, В. Т. Тихонова, А. С. Погромская // ИНФО. - 2014. - №1 (250). - с. 63 - 67., с. 65
12. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. М., 2011. №1. С. 4-8.
13. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005., с. 49
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004, с. 11
15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/ 0505.htm.
16. Ионова О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. В. Новгород: [б. и.], 2007. 20 с.
17. Коровкина Н.Н. Информационная компетентность учащихся
общеобразовательной школы // Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок». URL:http://festival.ru/index.php?numb-artic=412191(дата обращения
21.12.2014).
18. Махотин, Д. А. Компетентностно-ориентированные задания как средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся / Д. А. Махотин // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 5. - с. 17 - 20., с. 18
19. Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111.
20. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. - Магнитогорск, 2009, - 205 с.
21. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 18. № 4. С. 30-32.
22. Островская, Е. Г. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по
учебным предметам Электронный ресурс, - http://school20. goroo-
orsha.by/index.php?catid=88:2012-05-13-08-14-40&id=1644:-3&Itemid= 355&option=com_content&view=article - статья в интернете
23. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. №2. С. 37-43.
24. Попович, И. Ю. Технология создания КОЗ / И. Ю. Попович // Начальная школа. - 2014. - № 1. - с. 47 - 54., c. 48
25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с., с. 119
26. Сабитова Л.Б. К вопросу о реализации компетентностного подхода в современном образовании//Труды Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан: Серия «Психолого-педагогические и методические науки». Выпуск 3/Под общей ред. К.Б. Сабитова, С.С. Салаватовой. - Уфа: Гилем, 2006., с. 48
27. Селевко Г.К. Компетентности и их квалификация//Народное образование. - 2004. - № 4., с. 39
28. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 томах. Том 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006., с. 21
29. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая
категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент.
URL:http://wWW.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.
30. Тришина С.В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL:http://www.eidos.ru/journal/2004/0622- 09.htm (дата обращения: 21.12.2014).
31. Хенер К.К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. М., 2004. № 12. С. 5-9.
32. Холстед М.Ю. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании / М.Ю. Холстед, Т. Орджи // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию: материалы семинара / под ред. А.В. Великановой. - Самара, 2001
33. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент
личностноориентированного образования // Народное образование. -2003. - № 2
34. Хуторской А.В. Методика личностноориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005 с. 152
35. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря.
URL:http: //www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm (дата обращения: 21.12.2014)
36. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования // Теория и практика последипломного образования: Сб. науч. статей / Под ред. проф. А.И.Жука. - Гродно: ГрГУ, 2003. - С.256-260
37. Чусавитина Г.Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // В сборнике: Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России 2011. С. 338-345.
38. Чусавитина, Г.Н. Формирование компетентности будущих учителей в области обеспечения информационной безопасности // Вестник МГОУ. Серия «Открытое образование». - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - 1 (20). С. 92-97.