Методическое обеспечение лабораторно-практических занятий по разделу «Ходовая часть автомобиля» для обучающихся колледжа
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Методические основы проведения лабораторно - практических занятий
1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа» 7
1.2. Требования, предъявляемые к преподавателю спецдисциплин
1.3. Требования к оснащению кабинета для проведения лабораторно-практических работ
1.4. Специфика планирования, подготовки и проведения лабораторно-практических занятий в профессиональном училище
2. Организация и проведение лабораторно-практических занятий по разделу «Ходовая часть автомобиля» дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
2.1. Методические рекомендации по проведению занятий по дисциплине «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
2.2 Планирование и организация лабораторно - практического занятия по разделу «Ходовая часть автомобиля»
2.3. Педагогическое исследование 48
2.4. Экономический расчет 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ - Дидактический материал по разделу «Ходовая часть автомобиля ВАЗ-2110»
1. Методические основы проведения лабораторно - практических занятий
1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа» 7
1.2. Требования, предъявляемые к преподавателю спецдисциплин
1.3. Требования к оснащению кабинета для проведения лабораторно-практических работ
1.4. Специфика планирования, подготовки и проведения лабораторно-практических занятий в профессиональном училище
2. Организация и проведение лабораторно-практических занятий по разделу «Ходовая часть автомобиля» дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
2.1. Методические рекомендации по проведению занятий по дисциплине «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
2.2 Планирование и организация лабораторно - практического занятия по разделу «Ходовая часть автомобиля»
2.3. Педагогическое исследование 48
2.4. Экономический расчет 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ - Дидактический материал по разделу «Ходовая часть автомобиля ВАЗ-2110»
Современный этап социально-экономического развития России требует соответствующего изменения общеобразовательной подготовки молодежи, одной из важных сторон этой подготовки является профессиональное обучение. Введение ее в систему национального образования способствует решению основной задачи образования, изложенной в проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации, а именно: «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях общества и развития новых наукоемких технологий».
Решение этой задачи возможно только при наличии соответствующих специалистов высокой квалификации.
Современный педагог колледжа должен обладать достаточно обширными знаниями, в том числе и по техническим дисциплинам, искать пути повышения эффективности учебного процесса, уметь ориентироваться в быстроменяющейся трудовой и экономической обстановке, использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и уметь оформлять их с учетом требований дизайна.
Один из путей повышения компетентности будущего педагога - разработка, подбор материала, оформление наглядных и методических пособий, способствующих повышению эффективности учебного процесса.
Актуальность исследования определяется потребностью дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» в разработке методического обеспечения, включающего в себя разработку лабораторно-практических работ по разделу «Ходовая часть автомобиля». Противоречие между требованиями ФГОС к созданию условий реализации основных профессиональных образовательных
программ и недостаточно разработанным методическим обеспечением учебного процесса определило проблему и цель исследования.
Проблема исследования состоит в необходимости разработки методического обеспечения для проведения учебных занятий в колледже по разделу «Ходовая часть автомобиля» дисциплины «Устройство и техническое обслуживание автомобилей», которое обеспечит высокое качество профессиональной подготовки специалистов.
Цель исследования - разработать методическое обеспечение лабораторно-практических занятий по разделу «Ходовая часть автомобиля» дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», для обучающихся колледжа.
В качестве объекта исследования выступает процесс изучения обучающимися дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», предмет исследования - методическое обеспечение лабораторно-практических занятий по разделу «Ходовая часть автомобиля» на примере ВАЗ-2110.
Задачи исследования:
1. Анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Разработать методическое обеспечение лабораторно-практических занятий по разделу «Ходовая часть автомобиля» на примере ВАЗ-2110.3.
3. Провести педагогическое исследование.
4. Выполнить экономический расчет.
Гипотеза исследования: эффективность и качество обучения студентов профессиональных учебных заведений по разделу «Ходовая часть автомобиля» дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» повысится, если в процессе обучения будет использоваться разработанное методическое обеспечение лабораторно-практических работ.
Методологическую основу составили: исследования в области: организации учебной деятельности (И.Ф. Харламов, С.Н. Батракова, Краевский, В.В., А.В. Хуторской), методики преподавания специальных дисциплин в колледже (Г.И. Кругликов, Ф.И. Ламака, Л.Г.Семушина,), педагогические исследования, направленные на повышение эффективности процесса обучения (С.В.Абрамова, Г.К. Селевко, Н.В.Чекалева); системный анализ педагогических явлений (Загвязинский В.И.).
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы для преподавания данной дисциплины в профессиональных учебных заведениях
Базой исследования выбран АНПОО Бийский технолого-экономический колледж.
Структура работы - работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Решение этой задачи возможно только при наличии соответствующих специалистов высокой квалификации.
Современный педагог колледжа должен обладать достаточно обширными знаниями, в том числе и по техническим дисциплинам, искать пути повышения эффективности учебного процесса, уметь ориентироваться в быстроменяющейся трудовой и экономической обстановке, использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и уметь оформлять их с учетом требований дизайна.
Один из путей повышения компетентности будущего педагога - разработка, подбор материала, оформление наглядных и методических пособий, способствующих повышению эффективности учебного процесса.
Актуальность исследования определяется потребностью дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» в разработке методического обеспечения, включающего в себя разработку лабораторно-практических работ по разделу «Ходовая часть автомобиля». Противоречие между требованиями ФГОС к созданию условий реализации основных профессиональных образовательных
программ и недостаточно разработанным методическим обеспечением учебного процесса определило проблему и цель исследования.
Проблема исследования состоит в необходимости разработки методического обеспечения для проведения учебных занятий в колледже по разделу «Ходовая часть автомобиля» дисциплины «Устройство и техническое обслуживание автомобилей», которое обеспечит высокое качество профессиональной подготовки специалистов.
Цель исследования - разработать методическое обеспечение лабораторно-практических занятий по разделу «Ходовая часть автомобиля» дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», для обучающихся колледжа.
В качестве объекта исследования выступает процесс изучения обучающимися дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», предмет исследования - методическое обеспечение лабораторно-практических занятий по разделу «Ходовая часть автомобиля» на примере ВАЗ-2110.
Задачи исследования:
1. Анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Разработать методическое обеспечение лабораторно-практических занятий по разделу «Ходовая часть автомобиля» на примере ВАЗ-2110.3.
3. Провести педагогическое исследование.
4. Выполнить экономический расчет.
Гипотеза исследования: эффективность и качество обучения студентов профессиональных учебных заведений по разделу «Ходовая часть автомобиля» дисциплины «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» повысится, если в процессе обучения будет использоваться разработанное методическое обеспечение лабораторно-практических работ.
Методологическую основу составили: исследования в области: организации учебной деятельности (И.Ф. Харламов, С.Н. Батракова, Краевский, В.В., А.В. Хуторской), методики преподавания специальных дисциплин в колледже (Г.И. Кругликов, Ф.И. Ламака, Л.Г.Семушина,), педагогические исследования, направленные на повышение эффективности процесса обучения (С.В.Абрамова, Г.К. Селевко, Н.В.Чекалева); системный анализ педагогических явлений (Загвязинский В.И.).
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы для преподавания данной дисциплины в профессиональных учебных заведениях
Базой исследования выбран АНПОО Бийский технолого-экономический колледж.
Структура работы - работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Подготовка преподавателя к учебному занятию охватывает огромное количество элементов педагогического мастерства. Это сложный процесс, требующий от педагога огромного количества знаний и умений, хороших личностных и профессиональных качеств, умения удерживать внимание студентов, и анализировать ситуации. Педагог в процессе проведения занятий учится общаться с аудиторией, а студенты учатся воспринимать знания. Это обоюдовыгодный процесс, обе стороны которого в период общения постоянно самосовершенствуются.
Для наиболее продуктивного и сознательного диалога, в процессе обучения, преподаватель должен использовать опыт накопленный поколениями, и оптимизировать его для применения при проведении конкретного занятия. Формы и методы обучения - это база, от которых необходимо отталкиваться при проектировании своего занятия. Правильный выбор формы обучения - это залог успешного проведения занятия. Выбор и обоснование применения определенной формы обучения зависит от темы занятия, его сложности, опыта преподавателя, и способностей учащихся. Этот выбор повлияет как на знания студентов, так и на эффективность всего обучения в целом.
Деятельность преподавателя в среднем специальном учебном заведении - это особенная ниша педагогического мастерства: возраст учащихся, и специфика специальностей здесь играют не последнюю роль. При проектировании занятий всегда следует учитывать этот момент. Так же необходимо развивать чувство профессионализма, так как эти учебные заведения - это первый шаг в самостоятельной жизни учащихся. Эта та ступень их образования, которая формирует в студентах характер, дает им цели и ориентировки в жизни, закладывает основы их будущего профессионализма и желания достигать поставленных целей.
При планировании занятия необходимо учитывать потребности студента как личности. Давать ему житейский опыт, развивать стремления к знаниям, к самосовершенствованию, учить не останавливаться на достигнутом, лояльно относиться к людям, с которыми работаешь, работать в коллективе, и умело управлять теми, кто он него зависит.
Подготовка к проведению занятий учитывает много аспектов: необходимо учесть темы, которые студент уже изучил, реализовать межпредметные связи, строить новые темы на базе уже имеющихся знаний студента, учесть все особенности восприятия студентом новых знаний, уметь реализовать все основные педагогические и дидактические цели и задачи, учесть социологическую составляющую процесса обучения и многое другое. На базе анализа этих аспектов конструируется занятие.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута. Разработано методическое обеспечение для лабораторно-практического занятия по теме «Ходовая часть автомобиля», дидактический материал к данной теме. Проведен педагогический эксперимент, который позволил сделать следующие выводы: использование методического обеспечения,
способствует повышению успеваемости, сокращаются затраты времени на изучение материала, повышается интерес к изучаемой дисциплине, пополняется материально-техническая и методическая база учебного заведения.
Результаты работы могут быть полезны педагогам профессионального обучения, а также мастерам производственного обучения при подготовке к занятиям.
Для наиболее продуктивного и сознательного диалога, в процессе обучения, преподаватель должен использовать опыт накопленный поколениями, и оптимизировать его для применения при проведении конкретного занятия. Формы и методы обучения - это база, от которых необходимо отталкиваться при проектировании своего занятия. Правильный выбор формы обучения - это залог успешного проведения занятия. Выбор и обоснование применения определенной формы обучения зависит от темы занятия, его сложности, опыта преподавателя, и способностей учащихся. Этот выбор повлияет как на знания студентов, так и на эффективность всего обучения в целом.
Деятельность преподавателя в среднем специальном учебном заведении - это особенная ниша педагогического мастерства: возраст учащихся, и специфика специальностей здесь играют не последнюю роль. При проектировании занятий всегда следует учитывать этот момент. Так же необходимо развивать чувство профессионализма, так как эти учебные заведения - это первый шаг в самостоятельной жизни учащихся. Эта та ступень их образования, которая формирует в студентах характер, дает им цели и ориентировки в жизни, закладывает основы их будущего профессионализма и желания достигать поставленных целей.
При планировании занятия необходимо учитывать потребности студента как личности. Давать ему житейский опыт, развивать стремления к знаниям, к самосовершенствованию, учить не останавливаться на достигнутом, лояльно относиться к людям, с которыми работаешь, работать в коллективе, и умело управлять теми, кто он него зависит.
Подготовка к проведению занятий учитывает много аспектов: необходимо учесть темы, которые студент уже изучил, реализовать межпредметные связи, строить новые темы на базе уже имеющихся знаний студента, учесть все особенности восприятия студентом новых знаний, уметь реализовать все основные педагогические и дидактические цели и задачи, учесть социологическую составляющую процесса обучения и многое другое. На базе анализа этих аспектов конструируется занятие.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута. Разработано методическое обеспечение для лабораторно-практического занятия по теме «Ходовая часть автомобиля», дидактический материал к данной теме. Проведен педагогический эксперимент, который позволил сделать следующие выводы: использование методического обеспечения,
способствует повышению успеваемости, сокращаются затраты времени на изучение материала, повышается интерес к изучаемой дисциплине, пополняется материально-техническая и методическая база учебного заведения.
Результаты работы могут быть полезны педагогам профессионального обучения, а также мастерам производственного обучения при подготовке к занятиям.



