ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДСТВ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1. 1. Особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1. 2. Агрессивные проявления у детей старшего дошкольного возраста 11
1. 3. Сказкотерапия как метод коррекции агрессивных проявлений 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ СКАЗКОТЕРАПИИ НА КОРРЕКЦИЮ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2. 1. Организация исследования 26
2. 2. Результаты исследования 29
2. 3. Программа коррекции агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии 35
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Агрессия проявляется у каждого человека, так как является инстинктивной формой поведения, основная цель которого - самозащита и выживание в мире. Человек, в отличие от животного, приспосабливается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в общественно приемлемые способы реакции. Люди, не научившиеся контролировать свою агрессию, в дальнейшем испытывают сложность в общении. Когда агрессивное поведение становится противоправным, люди подвергаются уголовному наказанию.
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что именно в дошкольном возрасте психика ребенка является пластичной, что дает возможность создания благоприятной среды для формирования конструктивных норм поведения в обществе. Изучение агрессивности на данном этапе развития позволяет повлиять на данную черту характера в период ее становления, а также устранить различные агрессивные проявления, которые будут негативно влиять на жизнь самого ребенка и его окружающих.
Агрессивность напрямую влияет на работу педагогов и психологов. Происходит нарушение психологического комфорта в группе, создаются различные запросы психологу от родителей, педагогов и администрации, по причине возникновения дополнительных трудностей в работе с детьми. Разнообразные отклонения в поведении детей могут создавать серьезные конфликты между детьми, педагогами и родителями, что будет отрицательно влиять на учебный процесс в целом.
В современном мире происходит все больший рост детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Если не работать с агрессивными проявлениями дошкольников, они могут продолжаться и прогрессировать в старшем возрасте.
Цель исследования: коррекция агрессивных проявлений детей
старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи исследования:
• изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме;
• провести диагностическое исследование агрессивных проявлений детей старшего дошкольного возраста;
• разработать и реализовать программу коррекции агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии;
• провести повторное диагностическое исследование и сравнить полученные результаты.
Объект исследования: агрессивные проявления.
Предмет исследования: агрессивные проявления проявлений у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: коррекция методом сказкотерапии способствует снижению показателя агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: подготовительная группа детей к школе в муниципальной бюджетной общеобразовательной организации СШ № ХХ города Красноярска в составе 30 человек, педагоги организации в составе 4 человек.
Теоретические методы исследования:
анализ научной и психолого-педагогической литературы.
Эмпирические методы исследования:
• опрос;
• проективный метод;
• количественной и качественной обработки данных.
Диагностические методики:
• опросник «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова;
• проективная методика «Тест руки» Э. Вагнера;
• анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко;
• рисуночный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.
Повышенная агрессивность является значительной проблемой в современном обществе. Особое внимание должно уделяться детским проявлениям агрессивности, особенно в дошкольном возрасте, на этапе становления данной черты характера, когда она еще легко поддается коррекции.
Агрессивный ребенок становится проблемой для воспитателей и родителей. Может приносить ущерб себе как осознанно, так и не подозревая об этом. Такая черта характера как агрессивность, которая формируется в детстве, сохраняется и на протяжении всей дальнейшей жизни человека.
Агрессивное поведение можно определить как разрушительное поведение, направленное на одушевленные или неодушевленные объекты, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Значительное влияние на агрессивность оказывает стиль воспитания в семье. Взаимоотношения с людьми становятся сложнее, появляется ряд трудностей в общении и понимании других людей. Часто агрессивные проявления становятся средством привлечения внимания и достижения цели у ребенка.
Исследования таких авторов, как Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, И. Вачков и др. подтверждают эффективность сказкотерапии с целью снижения агрессивных проявлений в поведении детей.
При работе со сказкой, используется множество различных методов для ее демонстрации и интерпретирования (театр, рисунок, аппликация, лепка, игра и т.д.), что позволяет ребенку избавиться от негативных чувств и эмоций и снизить свой уровень агрессивности.
Сказкотерапия позволяет развить ребенку нравственные качества, и личность в целом. Это помогает ему учиться, понимать и находить решение сложных ситуаций в своей жизни. Кроме того, чтение сказок влияет на развитие моральных ценностей и помогает избавиться от различных поведенческих проблем.
Диагностика агрессивных проявлений в поведении детей является наиболее эффективной при комплексном применении различных методов. В данном исследовании применялись проективные методики, анкета и опрос.
После проведения диагностики была определена экспериментальная группа детей, которым свойственны следующие особенности агрессивного поведения:
• дети не воспринимают собственные агрессивные действия, как таковые;
• неудачи вызывают у детей сильное раздражение, желание найти виноватых;
• агрессия позволяет добиться желаемого результата.
Исходя из полученных данных, была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, основанная на методе сказкотерапии, которая была направленна на снижение уровня агрессивности детей в данной группе.
В завершении данного исследования была проведена повторная диагностика, для определения эффективности программы и влияния ее на уровень агрессивности в группе детей старшего дошкольного возраста. Диагностика показала, что показатели агрессивности детей экспериментальной группы стали ниже, чем были до проведения программы.
В целом, подводя итоги исследования, правомерно утверждать, что коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста была успешна и результативна. Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность предложенной и реализованной коррекционной программы. Продолжение исследования возможно как в аспекте взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми.
1. Баженова Ю.А., Безносова О.А. Особенности проявления и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и разработки. 2018. №1. С. 47-49.
2. Басс А.Г. Агрессия: Учебное пособие. М.: Институт
практической психологии, 2014. 254 с.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Ярославль, 1998. 249 с.
4. Бреслав Г.Н. Эмоциональные особенности формирования
личности: норма и отклонения. М.: 2011. 224 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: 2001. 352 с.
6. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психол. сказку. М.: Ось-89, 2001. 144 с.
7. Виневская А.В., Буршит И.Е. Использование сказкотерапии в работе с родителями // Педагогические науки. 2016. №8. С. 25-28.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. А.В. Петровского. М. 2011. 249 с.
9. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: Речь, 2004. 304 с.
10. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Издательский дом «Питер», 2014. 464 с.
11. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 386 с.
12. Долгова А.Г. «Агрессия в младшем школьном возрасте». М.: Издательство «Генезис», 2009. 211 с.
13. Заостровцева М.Н. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013. 112 с.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998. 176 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003. 144 с....32