Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Работа №153953

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ 20
1.1. Понятие «универсальные учебные действия»
и их виды в психолого-педагогической литературе 20
1.2. Психолого-педагогические и методические условия формирования
универсальных учебных действий 20
1.3. Логические познавательные приемы как базисная основа
формирования универсальных учебных действий 49
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 68
2.1. Организация и методики исследования 68
2.2. Состояние проблемы формирования познавательных приемов
мышления в действующих учебниках биологии 77
2.3. Методические условия формирования и развития познавательных
умений учащихся при обучении биологии 87
ВЫВОДЫ 105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия (УУД) создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком психологическом значении обсуждаемый нами термин «универсальные учебные действия» можно определить, как совокупность способов действия учащихся и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих им способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Исходя из этого функции универсальных учебных действий включают:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно - воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, в которые входят учебные мотивы, учебные цели и задачи, а также учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия, под которыми понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Определение новых ориентиров образования, развитие личности ребенка в процессе обучения потребует от учителя - предметника переосмысления и перестройки учебно - воспитательного процесса по предмету, центром которого должен стать ребенок с его потенциальными возможностями, как субъект и активный участник этого процесса. Основное направление такого воздействия - обеспечение полноценного развития учащихся. Решение этой задачи связано с формированием личности ребенка, в основе которого лежит развитие мыслительной деятельности. Учитель должен добиваться того, чтобы мысль учащихся была точной, последовательной и доказательной, чтобы дети умели проверять наблюдаемые факты и объяснять их на основе теоретических знаний, полученных на уроках, умели устанавливать причинную связь между изучаемыми фактами и явлениями.
Проблема формирования универсальных учебных действий начала активно обсуждаться несколько лет назад, но ее масштабы все ширятся. Для успешного обучения обучающимся в школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования все познавательные универсальные учебные действия рассматриваются как результат формирования логических мыслительных действий.
Логическими универсальными действиями являются такие как анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
В определении функционального значения универсальных логических действий мы придерживаемся той точки зрения, которая рассматривает все логические действия как модельные и базовые, лежащие в основе системы всех познавательных действий.
Существенный вклад в решение изучаемого на страницах магистерской диссертации вопроса формирования и развития мыслительной деятельности и связанных с ней познавательных умений учащихся внесли исследования психологов (Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.М. Кабанова - Меллер, Н.А. Менчинская, Л.Ф. Обухова, Н.А. Подгорецкая, Н.Ф. Талызина и др.), педагогов (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, В.Ф. Паламарчук, М.Н. Скаткин и др.), методистов - биологов (В.С. Анисимова, Е.Т. Бровкина, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, И.С. Дашкевич, Л.И. Дурягина, М.Т. Миленина, Л.Н. Сухорукова и др.). В своих работах авторы пытаются определить сущность понятия «мыслительная деятельность”, «познавательная деятельность», делают выводы о взаимосвязи процессов обучения и развития личности ребенка, об изменении аналитико¬синтетического состава мыслительной деятельности в процессе обучения, о необходимости систематического упражнения учащихся в самостоятельных умственных операциях. Однако, несмотря на все достижения, в недостаточной мере исследованы вопросы методики преподавания конкретных предметов, не изучена технология формирования мышления ребенка, которая включает, среди прочих, и средства обучения, и выбор методов и приемов усвоения учащимися знаний и многое другое.
На основании анализа научной психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием, состоящим в изменении парадигмы образования, предъявляемой обществом на современном этапе ее развития, новыми усовершенствованными программами по предметам, федеральным государственным образовательным стандартом и реальным уровнем развития мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения, что связано с недостатками постановки методики преподавания учебных дисциплин.
Названные противоречия указывают на актуальность проблемы исследования и послужили основанием для выбора темы магистерской диссертации: «Формирование и развитие познавательных умений учащихся в процессе естественнонаучного образования учащихся».
Объект исследования: процесс формирования и развития познавательных умений при обучении биологии в пятых классах.
Предмет исследования: методические условия формирования и развития познавательных логических умений при изучении биологии в 5 классах.
Гипотеза исследования: повышение уровня мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения биологии будет успешным, если определены оптимальные условия формирования познавательных логических приемов мышления, что в конечном итоге повышает качество биологических знаний.
Цель исследования: выявить оптимальные методические условия формирования и развития познавательных логических умений осуществления мыслительной деятельности в процессе изучения биологии в 5 классе.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования познавательных приемов мышления учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Определить состояние проблемы в практике работы школы на современном этапе ее развития на основе анализа учебно-методической литературы, применяемой в работе учителей биологии пятого класса.
3. Разработать и экспериментально проверить методику формирования познавательных логических приемов мышления на уроках биологии.
Теоретико-методологические основы исследования:
Методологической основой исследования являются положения философской науки о сущности процесса познания объективной реальности, о взаимосвязи чувственного и логического в познании; теории поэтапного формирования умственных действий; теории развития биологических понятий; классификации методов и форм организации учебной деятельности.
Теоретическая база исследования:
- теории методов и методических приемов обучения Н.М. Верзилина, И.Я. Лернера, Б.Е. Райкова, М.Н. Скаткина и др.;
- теория формирования и развития биологических понятий Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, Н.А. Рыкова, К.П. Ягодовского и др.;
- анализ современных средств обучения биологии Д.И. Трайтака, Н.А. Пугал, С.А. Розенштейна и др;
- исследования взаимосвязи приемов логического мышления и методов обучения биологии Т.В. Голиковой, И.С. Дашкевич, Л.И. Дурягиной, М.Т. Милениной и др.
Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических, эмпирических и статистических методов исследования. Ведущими теоретическими методами явились: анализ литературы по проблеме исследования. Эмпирическими методами исследования выступали: наблюдение, эксперимент. Статистические методы:
количественная обработка и качественный анализ результатов эксперимента.
Экспериментальная база исследования: подростки 11-12 летнего возраста, учащиеся 5-го класса образовательной организаций МОБУ «Усть-Ярульская сош» Ирбейского района Красноярского края.
Этапы опытно-экспериментальной работы.
На первом этапе (2015-2016 гг.) проводился подбор и анализ состояния проблемы исследования в психолого-педагогической, научно¬педагогической и методической литературе. На данном этапе была сформулирована тема исследования, обоснована актуальность исследования, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, разработана методика исследования.
На втором этапе (2015-2017 гг.) изучение состояние проблемы в соответствии с темой исследования, разработка методических условий формирования и развития познавательных умений при изучении школьного биологического содержания в 5 классе, осуществление пилотного и формирующего эксперимента в образовательном учреждении.
На третьем этапе (2017 г.) обработка, обобщение и оформление результатов эксперимента, написание текста диссертации, его корректировка.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты исследования были представлены на педагогическом совете педагогов МОБУ «Усть-Ярульская сош» Ирбейского района Красноярского края (27.10.2017 г.) по теме «Познавательные логические приемы как основа формирования УУД учащихся по биологии», на совещании заместителей директоров по УМР муниципальных общеобразовательных учреждений Ирбейского района Красноярского края, проводимом на базе МКУ ММЦ Ирбейского района (08.11.2017 г.) по теме «Апробация результатов работы по формированию и развитию УУД при изучении биологии в 5-7 классах по программе Н.И. Сонина «Сфера жизни». Результаты исследования используются при организации и проведении учебных занятий с учащимися 5 классов, обучающихся в МОБУ «Усть-Ярульская сош» Ирбейского района Красноярского края.
Научная новизна исследования: выявлены оптимальные методические условия формирования познавательных логических приемов мышления во взаимосвязи с методами обучения биологии; на основе выявления условий формирования познавательных приемов разработана методика проведения уроков биологии в 5 классе, способствующая повышению уровня биологических знаний учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в рекомендации учителю путей решения проблемы повышения качества знаний учащихся по биологии через формирование и развитие их познавательных УУД; показаны способы определения уровня их сформированности с помощью специально разработанных заданий; разработана методика формирования и развития познавательных приемов мышления, овладение которой позволит учителю решать вопросы развития мыслительной деятельности на уроках биологии; разработаны конкретные учебно-методические материалы по организации современных уроков.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


• Активное освоение окружающей действительности, в процессе которого обучающиеся приобретают знания, познают закономерности существования окружающего мира, учатся взаимодействовать с ним и целенаправленно воздействовать на него реализуется через познавательную деятельность, в основе которой лежат логические действия как модельные и базовые, как основа системы формирования и развития всех познавательных действий.
• Анализ авторских школьных учебников биологии как основного компонента учебно-методической литературы, применяемого в работе учителей биологии пятого класса и рекомендованных ФГОС к использованию показывает, что они (учебники) определенным образом способствуют решению проблемы развития мышления школьников при обучении биологии в 5 классе. Однако резервы для совершенствования ее решения не исчерпаны.
• Проведенное опытно-экспериментальное обучение позволяет определить методические условия формирования и развития познавательных приемов анализа, сравнения, умения делать выводы, при которых необходимо учитывать преимущественное использование практических методов обучения, организацию учебной деятельности учащихся в парах с натуральным биологическим материалом, натуральные средства наглядности сочетать с изобразительными, а также организовать фронтальную учебную деятельность в сочетании с работой в парах.



1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий: учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд., перераб. и расш. М.: Центр тестирования, 2005. 156 с.
2. Анастасова Л.П. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу общей биологии: метод. пособие. М.: Высш. шк.,
1986. 70 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
4. Биология. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.носителе / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 160 с.
5. Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации мышления // Вопросы психологии. 1962. № 4. С. 74-82.
6. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 348 с.
7. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: на материале учебного предмета биологии (методическое исследование). Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1981. 172 с.
8. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983. 384 с.
9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Проблемы развития психики. Т. 3. / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 367 с.
11. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1935. 137 с.
12. Галкина Е.А., Бережная О.В. Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии: учеб. пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. 200 с.
13. Голикова Т.В. Логические приемы в составе методов обучения биологии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998. 150 с.
14. Голикова Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 68 с.
15. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988. 72 с.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 98 с.
17. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 424 с.
18. Дмитриев Г.Д. История теоретических исследований содержания образования в США // Педагогика. 2006. № 7. С. 93-105.
19. Дурягина Л.И. Методика формирования приемов умственной деятельности учащихся в процессе обучения зоологии 7 класса средней школы: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1985. 175 с.
20. Ермолаева Б.А. Учить учиться. М.: Мол. гвардия, 1988. 92 с.
21. Ефимов А.В., Редько А.З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 279 с.
22.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика,
1987. 160 с.
23.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
24. Зверев И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
25. Зубкова Н.И. Организация учебно-познавательной деятельности
учащихся при обучении биологии (6 класс): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2003. 153 с.
26. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной
деятельности и умственное развитие учащихся. АПН СССР, ин-т психологии. М.: Просвещение, 1968. 287 с.
27. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 4-е изд. М.: Просвещение, 2013. 152 с.
28. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
29. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск: Народная асвета, 1972. 136 с.
30. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1979. 304 с.
32. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Советская педагогика. 1996. № 2. С. 7-11.
33. Миленина М.Т. Значение формирования учебных приемов в усвоении ботанических знаний: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1975.
34. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высших пед. заведений: в 3 кн. Кн. I. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. 576 с.
35. Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое
исследование) / под ред. Л.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. 440 с.
36. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии / А.Н. Мягкова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др. М.: Просвещение,
1988. 192 с.
37. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987. 206 с.
38. Пасечник В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке // Биология в школе. 1990. № 6. С. 22¬27.
39. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник / В.В. Пасечник. 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа 2017.- 141-c.
40. Перминова Л.М. Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков как условие повышения качества общего образования. СПб., 2006. 248 с.
41. Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. 2-е изд.; стереотип. - М.: Дрофа, 2013. 158 с.
42. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студентов педколледжей. М.: ВЛАДОС, 2001.
43. Познавательные процесс и способности в обучении: учеб. пособие для студ. ин-ов / под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
44. Пономарева И.Н., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2003. 272 с.
45. Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред.И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2015. 128 с.
46. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
47. Решетников В.И. Формирование приемов мышления школьников. Владимир, 1973. 184 с.
48. Рождественский Н.С., Ягодовская В.К. Развитие логического мышления на уроках русского языка / в сб.: Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе. М., 1959. С. 5-65.
49. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: кн. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. 144 с.
50. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Горленко Н.М., Чмиль И.Б. Инновационные процессы в естественнонаучном образовании: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. - 356 с.
51. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл. учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. М.: Дрофа, 2012. 158 с.
52. Сухорукова Л.Н. Формирование приемов учебной деятельности в процессе обучения общей биологии: дис. ... канд. пед. наук. М., 1982. 169 с.
53. Сушкова Е.Ю. Мышление и его особенности у школьников. “Биология в школе”, 1988, № 2. с. 19 - 22.
54. Талызина Н.Ф. К проблеме формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 4. С. 133-135.
55. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. 96 с.
56. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского университета, 1984. 344 с.
57. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
58. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления учащихся. Ярославль, 1993. Ч. 1. 53 с.
59. Трайтак Д.И. Проблема методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. М.: Мнемозина, 2002. 304 с.
60. Трайтак Д.И. О некоторых видах печатных дидактических материалов биологического содержания. / В сб.: Проблемы дидактических средств обучения биологи в школе. Под ред. Д.И. Трайтака. М.: Просвещение, 1979. с. 5 - 12.
61. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
62. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 96 с.
63. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. 80 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL:
http: //standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=263 (дата обращения
20.10.2017)
65. Формирование у школьников приемов умственной деятельности как один из путей успешного обучения. Владимир, 1974. 44 с.
66. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. 160 с.
67. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология / ред.-сост. А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. М.: Шк. культ. политики, 1997. 656 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ