ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Психолого-педагогический анализ проблем обучения математике
учащихся 5-6 классов 5
1.2.Основные требования стандарта и программы по математике для 5-6 классов 8
1.3. Условия формирования и развития регулятивных УУД учащихся 12
1.4. Сравнительный анализ действующих учебников математики для 5-6
классов 16
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ» 24
2.1. Общее содержание и планирование темы «Умножение десятичных
дробей» 24
2.2. Рекомендации по организации учебного процесса на уроках
математики при обучении умножению десятичных дробей 29
2.3. Конспекты занятий с учетом рекомендаций пункта 2.2 34
2.4. Описание опытно-экспериментальной работы по апробации
рекомендаций параграфа 2.3 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Современное общество, стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий полностью преобразуют жизнь людей. Скорость обновления знаний настолько высока, что на протяжении всего времени человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
С развитием СМИ и сети Интернет школа перестает быть главным источником знаний и информации для учащегося. В чем тогда заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться, то есть учить себя,- та задача, решаемая современной школой.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к учащемуся к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию и развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся. Основная проблема в том, что для реализации этой цели школьному учителю необходимо перестроить систему отношений учитель- ученик, перейти от привычного авторитарного способа передачи знаний и контроля их усвоений к «партнерским» отношениям. Это возможно осуществить в случае индивидуальных занятий с одним учеником и сложно, когда учащихся около 30. Тем не менее, считаю, что сформированные регулятивные универсальные учебные действия учащихся будут способствовать повышению познавательной активности учащихся. В этом состоит гипотеза исследования.
Цель исследования - рекомендации по организации учебного процесса на уроках математики у учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы, способствующей развитию регулятивных УУД.
Объект исследования - процесс обучения математике в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - регулятивные УУД учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Задачи исследования:
1. Изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы по обучению детей 5-6 классов.
2. Выявить основные требования стандарта и программы по математике для 5-6 классов.
3. Раскрыть понятие УУД и регулятивных УУД в частности. Описать основные функции регулятивных УУД. Выявить условия формирования и развития регулятивных УУД у школьников.
4. Разработать систему аудиторных занятий и заданий для дополнительных и самостоятельных занятий для школьников 5-6 классов с учетом требований ФГОС ООО;
5. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке выдвинутой гипотезы.
При проведении данного исследования, находясь на педагогической практике в школе, я смогла убедиться в справедливости озвученной во введении проблемы - учителя не готовы отказаться от авторитарного способа в организации учебного процесса, считают учеников не способными оценить правильно свои потребности, способности, и не знают как им помочь. С целью поиска решения данной проблемы мною были изучены требования нового стандарта, суть УУД и регулятивных УУД в частности, условия их формирования и развития, психолого-педагогические особенности детей 5-6 классов, рассмотрены возможности применения различных технологий на уроках математики в 5 классе с целью формирования регулятивных УУД на примере темы «Умножение десятичных дробей», разработан ряд уроков с применением таких технологий. В данной работе приведены 4 конспекта из разработанных и проведенных во время прохождения педагогической практики, проведена оценка результативности применения.
Таким образом, можно сказать, что все поставленные задачи были решены, цель работы достигнута, гипотеза частично подтверждена.
1. Балашова А.И., К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
2. Горев П.М., Зыков И.С. Использование задач открытого типа на различных этапах урока математики // Концепт. 2014. №06 (июнь). [Электронный ресурс] / URL: http: // e-koncept.ru/2014/14137.htm (дата обращения: 20.03.16)
3. Деятельностный подход в обучении математике 5-6 классов
[Электронный ресурс] / URL: http://kazzam.ru/umot/deyatelenostnij- podhod-v-obuchenii-matematike-5-6-klassov/(дата обращения: 25.04.16)
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2005. - 384 с.
5. Зубарева, И. И. Математика. 5 класс [Текст] : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И.Зубарева, А. Г. Мордкович. - 14-е изд., исп. и доп. - М. : Мнемозина, 2013. - 270 с. : ил.
6. Зубарева, И. И. Математика. 5-6 классы [Текст]: метод. пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 4-е изд. , испр. - М. : Мнемозина, 2014. - 120 с. : ил.
7. Зубарева, И. И. Математика. 6 класс [Текст] : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 13-е изд., исп. и доп. - М. : Мнемозина, 2013. - 264 с. : ил.
8. Зубарева, И. И. Рабочая программа изучения курса математики 5-6
классов при работе по учебникам «Математика, 5 класс», «Математика, 6 класс» авторов А. Г. Мордковича (УМК «Практика
Развивающего Обучения)
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г.
Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил.
10. Квитко Е.С. Методика обучения математике в 5-6 классах, ориентированная на формирование универсальных учебных действий: автореф. канд. пед. наук. М., 2014. - 24 с.
11. Квитко, Е. С. Возможности математики в формировании универсальных учебных действий в 5-6 классах с использованием ИКТ / Е. С. Квитко // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2013. - № 2(26). - 128 с. - С. 108-115.
12. Квитко, Е. С. Методические приёмы обучения математике в 5-6 классах, направленные на формирование универсальных учебных действий / Е. С. Квитко // Перспективы науки. - 2014. - № 3. - С. 19-23.
13. Квитко, Е. С. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6 классах с использованием ИКТ / Е. С. Квитко // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2013. - № 1(25). - С. 127-133.
14. Копотева Г.А.,Логинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. - 99 с.
15. Лысенко Н.Н. Статья на тему: Регулятивные универсальные учебные
действия. [Электронный ресурс] / URL:
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/02/05/regulyativnye- universalnye-uchebnye-deystviya(дата обращения: 18.02.16)
16. Математика 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков [и др.]. - 31-е изд., стер.
- М. : Мнемозина, 2013. - 280 с. : ил.
17. Математика. 5 класс: рабочая программа по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда / авт. - сост. О.С. Кузнецова, Л.Н. Абознова, Г.А. Федорова. Волгоград: Учитель, 2012.
- 111 с.
18. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков [и др.]. - 30-е изд.,стер. - М. : Мнемозина, 2013. - 288 с.: ил.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - 15-е изд., стереотип. - М. : изд. центр "Академия", 2015. - 656 с.
20. Подходова Н.С., Кожокарь О.А., Фефилова Е.Ф. Реализация ФГОС ООО: новые решения в обучении математике. СПб; Архангельск: КИРА, 2014. - 255 с.
21. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст] : проект / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков [и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 67 с. - (Стандарты второго поколения).
22. Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю [Текст] / В. А. Сухомлинский. Киев : Рад. шк. , 1984. - 254 с. - (Педагогическая библиотека).
23. Тема: Умножение двух десятичных дробей (5 класс) [ Электронный ресурс] / URL: http://dmee.ru/docs/100/index-5939.html(дата обращения: 17.03.16)
24. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 280 с.
25. Урок-мастерская "Умножение десятичных дробей", 5-й класс :: Статьи
Фестиваля «Открытый урок» [Электронный ресурс] / URL:
http://festival.1september.ru/articles/502938/(дата обращения: 15.03.16)
26. Урок-мастерская "Умножение десятичных дробей", 5-й класс
[Электронный ресурс] / URL: http://do.znate.ru/docs/index-30109.html(дата обращения: 15.03.16)
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (5-9 классы). 17.12.2010, №1897. классов
[Электронный ресурс] / URL: http: //минобрнауки.рф / документы / 938 (дата обращения: 20.02.16)
28. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с. : ил.
29. Формирование универсальных учебных действий учащихся в
условиях введения и реализации ФГОС ООО. [Электронный ресурс] / URL: http: //gimn62.zaoproxy.ru/sites/default/files/attach-
files/formirovanie_uud_na_urokah.pdf (дата обращения: 25.03.16)
30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.