ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Тревожность как предмет психологического исследования 6
1.2. Психологическая характеристика школьной тревожности как
эмоционального состояния младших школьников 15
1.3. Средства коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... 34
2.1. Выявление уровня школьной тревожности детей младшего
школьного возраста 34
2.2. Описание работы по коррекции школьной тревожности
посредством игротерапии 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по коррекции
школьной тревожности детей младшего школьного возраста средствами
игротерапии 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Проблема увеличения тревожности у детей младшего школьного возраста остается актуальной в настоящее время. За последние годы тревожность стала глубинной и личностной, что привело к изменению ее форм проявления. Ранее рост тревожности увеличивался у детей в подростковом возрасте, из-за взаимоотношений со сверстниками, но сейчас это происходит уже в младшем школьном возрасте. Исследования в этой области делают акцент на возникновении тревожности в связи со столкновением ребенка с тяжелыми требованиями обучения, нарушением детско-родительских отношений и другими причинами.
Внутри тревожности младшего школьника выделяется т.н. школьная тревожность, определяемая как специфический вид тревожности,
характерный для определенного класса ситуаций - это ситуации, связанные со школой, - учитель, уроки, выступление на занятии и пр.
Постоянное пребывание ребенка в тревожном состоянии негативно сказывается на качестве обучения и психологическом здоровье ребенка, в связи, с чем актуальность приобретает проблема коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Методы коррекции тревожности различны, но мы остановим свое внимание на игротерапии: игра является деятельностью, свободной от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, а потому может способствовать снижению школьной тревожности.
Итак, актуальность исследования проблемы коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста посредством игротерапии обусловлена, во-первых, увеличением тревожности младших школьников, во-вторых, негативным воздействием школьной тревожности на психологическое состояние и успешность обучения ребенка, в -третьих, большими возможностями игры в работе с психоэмоциональными состояниями детей.
Объект исследования: школьная тревожность детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция школьной тревожности детей младшего школьного возраста посредством игротерапии.
Цель: изучение коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста посредством игротерапии.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
1. Характеристика тревожности как предмета психологического исследования;
2. Психологическая характеристика школьной тревожности как
эмоциональному состоянию младших школьников;
3. Изучение средствкоррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста;
4. Выявление уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
5. Разработка и апробация программы коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста посредством игротерапии.
6. Анализ уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста после проведения занятий и сравнение результатов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что школьные ситуации, требующие демонстрации собственных возможностей, знаний, достижений, оцениваются младшими школьниками как тревожные и создают неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста;
2. Психодиагностические методики:
• Тест школьной тревожности Филлипса
• Шкала тревожности (А.М. Прихожан).
Методологическими основаниями исследования выступили труды по изучению тревожности З. Фрейда, А. Адлера, К. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни, А.М. Прихожан, А.И. Захарова, Б.А. Вяткина, Л.И. Божович, В.Н. Мясищева, В.С. Мерлина и др.
Теоретическая новизна проведенного исследования заключается в систематизации знаний по проблеме коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании психологами в системе образования разработанной программы по коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста.....
Понятие тревожности активно исследуется в психологии, оценивается как важная теоретико-практическая проблема, требующая внимания различных психологических школ и направлений. Анализ литературы показал, что чаще всего тревожность в психологических исследованиях рассматривается как черта личности (личностная тревожность) и как состояние (ситуативная тревожность).
Также мы пришли к выводу о том, что тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, что касается признаков, причин возникновения. Тревожных младших школьников отличают повышенная чувствительность к социальным сравнениям, переживание неуспеха даже при отсутствии достаточных оснований для этого, ориентация на внешнюю оценку и т.д. В младшем школьном возрасте появляется и особый вид тревожности - школьная тревожность, понимаемая как специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы. Причинами и факторами возникновения тревожности у младших школьников могут выступать: нарушения в детско-родительских отношениях, учебные факторы (учебная нагрузка, отношения с педагогами, сверстниками и т.д.), а также личностные психологические черты.
Последствия тревожности для младших школьников преимущественно отрицательны (нарушается продуктивности их учебной деятельности, возникают болезни, нарушения психологического здоровья и т.д.), что актуализирует проблему коррекции тревожности детей данного возраста. Среди основных средств коррекции тревожности младших школьников мы выделили: метод последовательной десенсибилизации, метод
«отреагирования» страха, игротерапию, сказкотерапию.
Особое внимание мы остановили на игротерапии, определяемой как метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры.
В рамках опытно-экспериментальной работы нами была проверена поставленная нами гипотеза: школьные ситуации, требующие демонстрации собственных возможностей, знаний, достижений, оцениваются младшими школьниками как тревожные и создают неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. На первом этапе работы было проведено диагностическое обследование 27 учащихся начальной школы с целью выявления уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста. Для этого мы использовали методику уровня школьной тревожности Филлипса и методику «Шкала тревожности» (А.М. Прихожан).Диагностика показала, что в группе младших школьников около половины учащихся второго класса имеют средний и высокий уровень школьной тревожности, что предопределяет необходимость формирующей работы.
Нами была разработана и апробирована программа коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста посредством игротерапии. Целью программы стало снижение школьной тревожности у учащихся начальной школы. В структуре программы - 10 занятий, среди которых есть занятия: ориентированные на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, прояснение ожиданий участников; направленные на разрядку школьной тревожности; представляющие собой подведение результатов работы.
Результаты вторичного обследования таковы, что во втором классе увеличилось количество младших школьников с низким уровнем тревожности и, а количество младших школьников с высоким уровнем тревожности уменьшилось- т.е. уровень тревожности в данном классе снизился.
Итак, диагностика показала, что уровень школьной тревожности младших школьников, принявших в ней участие, снизился, они стали меньше проявлять тревожность в отношении школьных ситуаций, а, следовательно, реализованная программа по снижению школьной тревожности младших школьников посредством игротерапии оказалась эффективной.
Выдвинутая гипотеза о том, что школьные ситуации, требующие демонстрации собственных возможностей, знаний, достижений, оцениваются младшими школьниками как тревожные и создают неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, подтвердилась.
1. Алимова Н.А. Игротерапия как средство адаптации младших школьников при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-4. С. 8-15.
2. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5 № 3 (16). С. 86-89.
3. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: дис.... канд. псих.наук. Новосибирск, 2000.
4. Артюхова Т.Ю., Басалаева Н.В. Тревожность современных подростков // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4-1. С. 15-19.
5. Белов В.Г., Коротенкова Р.Г., Гурьева М.А. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. № 10.
6. Беляева Е.В., Борзенкова И.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 1 (4). С. 85-88.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий
лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
8. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 56-60.
9. Гусова А.Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5 № 3 (16). С. 252-254.
10. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогическая
коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов- психологов: научно-методические рекомендации. Челябинск: АТОКСО,
2010. 100 с.
11. Дубровина И.В. Практическая психология образования.СПб.: Питер, 2004. 592 с.
12. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 56-61.
13. Ермакова И.В. Личностная и школьная тревожность детей 10-11 лет как детерминанта уровня кортикостероидов // Новые исследования. 2014. № 4 (41). С. 18-31.
14. Ермакова И.В. Эмоциональное состояние первоклассников и глюкокортикоидная функция надпочечников//Школа здоровья. 2002. № 1. С. 49-55.
15. Зеленеева Н.Ф. Страхи и тревоги младшего школьника // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2014. № 1. С. 78-82....51