Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическое основание формирования коммуникативных умений обучающихся в процессе обучения алгебре 7
1.1. Коммуникативные умения как новый образовательный результат 7
1.2. Формирование коммуникативных умений как педагогическая
проблема 18
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных умений
обучающихся в процессе обучения алгебре 25
Глава 2. Методические аспекты формирования коммуникативных умений обучающихся 7-9 классов в процессе обучения алгебре 36
2.1. Формирование коммуникативных умений на уроках « открытие
новых знаний» 36
2.2. Формирование коммуникативных умений на уроках
«общеметодологической направленности» 53
2.3. Организация и результаты эксперимента 69
Заключение 82
Библиографический список 85
Приложения
Актуальность темы исследования. Современная российская система образования подвержена в настоящий момент активному реформированию, целью которого является разработка новых педагогических моделей, отвечающих требованиям социального заказа общества. С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориентирован на главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника. ФГОС гласит, что «выпускник должен доброжелательно относиться к окружающим, должен уметь слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, высказывать свое мнение»[49].
Коммуникативные универсальные учебные действия (далее УУД) являются одним из видов, и отвечают за способность обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность, применять правила общения в определенных учебных и внеучебных ситуациях, а также за организацию самостоятельной речевой деятельности как в устной, так и в письменной форме.
Коммуникативные способности, навыки, опыт конструктивного взаимодействия являются необходимой основой для дальнейшего интеллектуального роста обучающегося в условиях современной школы. В это же время школьный возраст считается наиболее благоприятным для овладения ими в силу особой чуткости общения.
Актуальность исследования продиктована тем, что перемены, которые происходят в современном активно развивающемся обществе, требуют внедрения определенных изменений в образовательном пространстве, формулировки и определения других целей образования, с учетом государственных, социальных и личностных потребностей и интересов.
Современные выдвигаемые требования общества и государства к выпускникам школ заключаются в умении выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей страны. В настоящий момент, в динамично развивающемся обществе объемы информации увеличиваются в арифметической, а иногда и геометрической прогрессии.
Современный выпускник должен не только усвоить определенный объем знаний, но и овладеть универсальными учебными действиями, дающие обучающемуся возможность самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, в том числе и умение учиться. Овладение универсальными учебными действиями как обобщёнными действиями раскрывают обучающимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности.
Основываясь на основные положения концепции Л.С. Выготского, можно сделать вывод о том, что приоритетной задачей воспитательной работы школы является формирование коммуникативных умений обучающихся, т.к. эффективность и качество процесса общения в большей степени зависит и определяется уровнем сформированности коммуникативных умений и навыков субъектов общения.
Степень разработанности проблемы. С точки зрения философского аспекта теоретические основы формирования коммуникативных умений личности рассматривают в своих трудах И.А. Ильясов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Соковнин, и др., в психолого-педагогическом аспекте данная проблему освещают А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.С. Выготский, А.Б. Добрович, И.А. Зимняя, Е.Г. Злобина, М.С. Каган, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Панферов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, Е.В. Руденский, Н.И. Шевандрин, В.В. Усов и др. Данная группа ученых выявили суть коммуникативных умений, предложили способы их формирования. Тем не менее, все они не касаются вопроса формирования коммуникативных умений обучающихся.
В отечественной литературе исследованием вопросов по формированию коммуникативных умений обучающихся осветили в своих работах такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Р.С. Немов и др. В своих работах они рассматривают структуру коммуникативных умений, критерии для того, чтобы оценить их сформированность. Однако в источниках перечисленных авторов не уделяется должного внимания особенностям, которые связаны с организацией процесса, направленного на формирование коммуникативных умений.
Таким образом, можно обозначить существующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью в формированию коммуникативных умений и недостаточным вниманием к данной проблеме в образовательных программах;
- на научно-методическом уровне - между возможностью повышения уровня коммуникативной компетентности у обучающихся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущему выпускнику, и отсутствием в достаточной степени разработанных методик, ориентированных на развитие данного потенциала.
Эти противоречия определяют проблему исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: «Как формировать коммуникативные умения обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения алгебре»
Объект исследования: процесс обучения алгебре в 7 - 9 классах.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений обучающихся 7-9 классов в процессе обучения алгебре.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения алгебре 7-9 классов применить специально разработанную методику, то это будет способствовать формированию коммуникативных умений обучающихся.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по формированию коммуникативных умений обучающихся 7-9 классов в процессе обучения курса алгебры.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогической литературы охарактеризовать коммуникативные умения как новые образовательные результаты.
2. Исследовать подходы к решению проблемы формирования коммуникативных умений обучающихся, представление научно - педагогической литературы.
3. Выделить педагогические условия, обеспечивающие формирование коммуникативных умений обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения курсу алгебры.
4. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений обучающихся 7 - 9 классов на уроках «открытие новых знаний».
5. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений обучающихся 7 - 9 классов на уроках «общеметодологической направленности».
6. Экспериментально проверить эффективность разработанных методических рекомендаций.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, заключения и приложений
Мы изучили групповую работу как форму организации учебной деятельности обучающихся и сделали вывод, что групповая форма работы помогает развивать коммуникативные умения.
Коммуникативные умения - это способность устанавливать контакты с другими людьми, умение слушать, умение взаимодействовать с окружающими людьми, умение отстаивать своё мнение и свою точку зрения. На уроке использование этой формы работы способствует развитию речевых навыков школьников.
У обучающихся развивается самостоятельность, работоспособность. Также у них повышается чувство ответственности за работу, которую обучающиеся делают в группе вместе.
Наиболее оптимальным периодом для формирования коммуникативных умений, активного обучения социальному поведению, искусству общения детей друг с другом, усвоение речевых умений является школьный возраст. Этот возраст благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу чуткости общения.
Задачей учителя является постепенная работа по формированию коммуникативных умений.
Условиями формирования коммуникативных умений в процессе групповой работы на уроке школе являются:
- освоение правил работы в группе, поскольку они помогают обучающихся учиться общаться и взаимодействовать друг с другом;
- учёт межличностных отношений обучающихся, так как успех работы напрямую зависит от доброжелательного отношения между обучающимися;
- организация сотрудничества, потому что обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между обучающимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
На начальном этапе входящая диагностика показала, что обучающиеся, имеющих высокий уровень развития коммуникативных умений, был низкий процент. После введения групповых форм работы по формированию коммуникативных умений в уроки по различным предметам количество обучающихся с высоким уровнем коммуникативных умений стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем развития коммуникативных умений.
Обработка результатов исследования дала нам возможность определить общие критерии уровня сформированности коммуникативных умений в процессе групповой деятельности:
- способность и готовность к общению;
- способность отбирать языковые средства в конкретной ситуации;
- способность создавать собственные связные высказывания;
- готовность к ролевому взаимодействию и взаимопониманию.
Достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений обучающихся способствуют составленные конспекты уроков с подобранными заданиями, которые предполагают работу в группах.
Групповая работа заняла достойное место на всех уроках в школе.
Задача учителя - научить детей работать вместе, сообща.
Результаты работы в группе, выше результатов индивидуальной работы, поскольку члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за общий итог. Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. Важно отметить, что групповая поддержка вызывает чувство защищённости и тревожные обучающиеся преодолевают страх.
Так как уроки с использованием групповых форм работы были разработаны с учетом педагогических условий формирования коммуникативных умений, то считаем, что гипотеза педагогического эксперимента подтверждена.
1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения // Русский язык. 2006. №3. С. 11-15.
2. Антонова Е.С., Боброва, С.В. Методика преподавания. М.: Академия, 2010. 448 с.
3. Андре Конт-Спонвиль - Философский словарь. [Электронный ресурс]: [сайт]. https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/546146-andre-kont- sponvil-filosofskiy-slovar.html
4. Асмолов А.Г. Современная школа: развивающая и развивающаяся // Школа. 2012. № 11. С. 42-46.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 151 с.
6. Бадмаева Л.С. Диалогическое взаимодействие, как фактор формирования коммуникативного УУД. Санкт- Петербург, 2016
7. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 69-73.
8. Барсукова В.В. Общие основы педагогики и теории обучения. Конспекты лекций. Белгород: Принтмастер, 2009. 100 с.
9. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 22-24.
10. Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL:http://psychology.academic.ru
11. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://festival.1september.ru/articles/563542
12. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. №1. 2006. С. 14-15.
13. Бершадский М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Педагогический поиск, 2010. 165 с.
14. Бройде М. Обучение в упражнениях и играх. М.: Академия, 2012. 304 с.
15. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. [Электронный ресурс]: [сайт]. [2007]. URL:http: //www. eidos. ru/j ournal.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 2006. 193 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. 536 с.
18. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности
школьников. М.: Высшая школа, 2008. 79 с.
19. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М.: Аспект Пресс, 2005. 345 с.
20. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей школьников. М.: Пресс, 2008. 374 с.
21. Зимняя И.А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи. М.: Просвещение, 2004. 543 с.
22. Канакина В.П. Методика преподавания. М.: Просвещение, 2014. 159 с.
23. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся // Школа. 2009. № 12. С.9-11.
24. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С.11-12.
25. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. 2009. №3. С. 12-15.
26. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 2009. 144 с.
27. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. - М: «Высшая школа»,2003
28. Львов М.Р. Методика преподавания. М.: Академия, 2014. 431 с.
29. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Педагогика, 2010. 154 с
30. Майкл Холл, Боб Боденхамер. 51 метапрограмма НЛП. Основные понятия, 2007
31. Мячина Н.Г. Использование новых технологий на уроке в школе.
[Электронный ресурс]: [сайт]. [2008]. URL:
http://festival.1september.ru/2005 2006/index.php?numb artic=312207.
32. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL:http://www.rae.ru/forum2011/137/1070
33. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Школа. 2010. № 10. С.26-33.
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] : [сайт]. https: //www. litmir. me/br/?b= 123940&p=1
35. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: АРКТИ, 2005. 28 с.
36. Петерсон Л.Г. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения в образовательной системе. М.: Дрофа, 2010. 46 с.
37. Политова Н.И. Развитие речи учащихся. М.: Норма, 2005. 204 с.
38. Полякова А.В. Практические аспекты преподавания. М.: Просвещение, 2008. 80 с.
39. Путиловская Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении. М.: Наука, 2004. 125 с.
40. Репникова С. В. Проектная деятельность как средство формирования УУД в школе первого уровня в рамках ФГОС
41. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2013. 223 с.
42. Разработка модели программы развития универсальных учебных
действий. [Электронный ресурс]: [сайт]. [2008].
URL:http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126.
43. Р. Бендлер. Краткий глоссарий НЛП
44. Родина Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 175-176. — URL https://moluch.ru/archive/176/46002/(дата обращения: 01.06.2018).
45. Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 2010.
47. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http: //www. zankov. ru/practice/stuff/article= 1866
48. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. наук, Рос. Акад.; [под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова]. М.:
Просвещение, 2014. 79 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010.
50. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022. — URL https://moluch.ru/archive/103/23955/(дата обращения: 01.06.2018).
51. Х.Й. Лийметс. Как школьники учатся учиться. М. Рига:
Эксперимент, 2010. 224 с.
52. Шатило Э. Н., Горелова И. В. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5-9 классов посредством устных упражнений. [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3742/(дата обращения: 31.05.2018
53. Шустова, Л. А. Методы и способы подготовки школьников к общению // Вопросы психологии. 2011. № 4. с. 12-18.
54. [Электронный ресурс]: [сайт]. http://pedsovet. su/metodika/6323 urok otkrytiya novyh znaniy
55. [Электронный ресурс]: [сайт]. https://infourok.ru/ kursy/
coursePP?doc dwn = 539615
56. [Электронный ресурс]: [сайт]. http:// nauchkor.ru/ uploads/documents/ 5a402f567966e104c6a3e617.pdf
57. [Электронный ресурс]: [сайт].http://zna4enie.ru/ opredelenie/formirovanie-opredelenie.html
58. Я. Мак-Дермот. Краткий глоссарий НЛП