Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Работа №153923

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ 6
1.1. Становление взаимоотношений детей дошкольного возраста в
онтогенезе 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие взаимоотношений ребенка
дошкольного возраста 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ
НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 27
2.2. Формирующий эксперимент. Мероприятия с родителями по
формированию стиля родительского отношения 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника - жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, здоровья ребенка, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Очень часто воспитанием детей занимаются бабушки и дедушки.
В зависимости от того, как относятся родители к своему ребенку, как учат преодолевать трудности, насколько дают самостоятельность, ценят и создают условия для развития способности зависит дальнейшее социальное и эмоциональное развитие ребенка. Характер контактов со сверстниками и другими людьми зависит от характера общения с родителями. В сущности, взрослые уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. По мнению Э. Берн, с первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником. В дошкольном возрасте в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности [38].
Под родительским отношением понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще [38, с. 45].
Задача взрослых - помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций. Для этого необходимо адекватное родительское отношение, которое позволит воспитать ребенка
самостоятельной личностью.
Изучением вопросов родительства, стилей родительского отношения занимались психологи Р.В. Овчарова [34], Г.Г. Филиппова[46], А. Спиваковская [44], А.А. Бодалев, В.В. Столин [40].
Цель исследования: изучить влияние родительского отношения на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния родительского отношения на особенности взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
2. Провести экспериментальное исследование с целью определения влияния родительского отношения на особенности взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
3. Разработать и апробировать программу мероприятий для дошкольников и их родителей по коррекции родительского отношения к детям.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей для формирования адекватного родительского отношения, которое влияет на взаимоотношения дошкольников со сверстниками.
Объект исследования: особенности взаимоотношений детей
старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования: влияние стилей родительского отношения на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Гипотеза исследования: трудности, возникающие во
взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками определяются стилем родительского отношения в семье. Трудности испытывает та категория детей, в отношениях к которым у родителей преобладает предметное начало над личностным.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении описывается проблематика исследования. В первой главе изучаются проблемы влияния социально-психологических факторов на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками. Во второй главе описывается констатирующий, формирующий эксперименты и даются рекомендации для родителей и педагогов с целью формирования адекватного родительского отношения.
В заключении подводятся общие итоги выпускной квалификационной работы, излагаются основные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании была сделана попытка осмысления и теоретического обоснования влияния родительского отношения в семье на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. В научной литературе доказано влияние различных социальных факторов (семейная микросреда и взаимодействие со сверстниками) на развитие взаимоотношений детей. Исходя из этого, мы выдвинули предположение о том, что трудности, возникающие во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками определяются стилем родительского
44
отношения в семье. Трудности испытывает та категория детей, в отношениях к которым у родителей преобладает предметное начало над личностным.
С целью подтверждения нашего предположения, на базе МАДОУ №1, г. Сосновоборска в старшей группе были проведены констатирующий, формирующий эксперименты.
Анализ результатов констатирующего эксперимента, показал низкий уровень развития общения и взаимоотношений детей, которых очень опекают или относятся как к «маленькому неудачнику». Дети, имеющие низкий уровень общения являются изолированными в группе.
В связи с этим, нами была разработана программа формирующего эксперимента, в которую вошли 5 мероприятий по повышению психолого­педагогической компетентности родителей и изменению их родительских установок. Это презентации, практические занятия, мероприятия по самообразованию. Также проведено совместное детско-взрослое мероприятие, где семьи показали свою дружбу, сплоченность, умение взаимодействовать.
Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил прямую зависимость уровня общения от родительского отношения. У детей, родители которых изменили свое отношение к детям (кооперация) повысился уровень общения (от низкого до среднего).
Тем не менее, есть и такие дети, чей уровень развития коммуникативных умений повысился, но родительское отношение не изменилось. Это доказывает, что развитие коммуникативных умений зависит не только от родительского отношения, но и от других факторов, не исследуемых в данной работе.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что родительское отношение к ребенку влияет на развитие его общения.
Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтверждается.
В работе были даны рекомендации педагогам и родителям по формированию адекватного родительского отношения.


1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015. 496 c.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Владос, 2003. 275С.
3. Алексеева Л.С., Потник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения РФ, 1995. 40 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 363 с.
5. Андреева М. 100 секретов воспитания детей. С.-Пб.: ООО «Издательство» Тригон", 2007. 384 с.
6. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2000. 263 с.
7. Берман Р. Баловать нельзя контролировать: Как воспитать счастливого ребенка. М.: Альпина Паблишер, 2014.
8. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М.: 2002. 96 с.
9. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 672 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Спб, Питер, 2008. 272с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
12. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008.
13. Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф. Информация для родителей. О психологии воспитания детей. М.: Содействие, 2009. 56 с.
14. Груздева О.В. Детская практическая психология Красноярск, 2004. 276с.
15. Гударева О.В., Смирнова Е.О. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей // Психологическая наука и образование. 2002. № 3, с. 24-34...49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ