Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МБДОУ №28 (Краснодарский Край, Усть-Лабинский район, ст. Воронежская) .
Выборка: 40 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. ЗНАЧИМОСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 15
1.3 РОЛЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 29
2.1.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 34
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ46
3.1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 46
3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Становится особенно важным обращать внимание на патриотическое воспитание молодого поколения. Необходимо уделять больше внимания формированию гражданской и национальной идентичности, уважению к истории и культуре своей страны. Ответственность за передачу патриотических ценностей лежит на плечах каждого из нас, и только таким образом мы сможем сохранить и укрепить духовное богатство нашей нации. у детей искажены представления о патриотизме, доброте и великодушии. В период нестабильности в обществе возникает потребность вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным ценностям, как семья, родство и любовь к Родине.
Проблема воспитания патриотизма становится особенно важной для детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период социальное развитие происходит не случайно, под воздействием внешних факторов, а систематически в рамках педагогического процесса. Поэтому особое значение приобретает правильный выбор условий и методов, способствующих эффективному воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста происходит за счет развития их потребности в участии во всех делах, которые способствуют благу общества и природы. Важными качествами, которые формируются в этом процессе, являются сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В документе "Стратегия развития системы воспитания в Российской Федерации до 2025 года» говорят, что основной целью Российской Федерации в области воспитания детей является формирование личности с высокой моралью, разделяющей традиционные духовные ценности России, обладающей современными знаниями и навыками, способной раскрыть свой потенциал в современном обществе, готовой к мирному сотрудничеству и защите Родины.
Дошкольные учебные учреждения играют ключевую роль в системе образования нашей страны, поскольку они помогают детям развивать первичные представления об окружающем мире, формируют их отношение к реальности и способствуют осознанию себя как граждан своей страны уже с самого раннего возраста.
В рамках ФГОС ДО подчеркивается важность активизации процесса воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. В соответствии с требованиями стандарта, в образовательной области «Познавательное развитие» (п. 2.6) предусмотрено выполнение определенных задач для формирования патриотических чувств у дошкольников, включая...формирование первичных представлений о себе, других людях, предметах окружающего мира, их свойствах и взаимосвязях (форма, цвет, размер, материал, звук, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствия и т. д.), о родном крае и Родине, о социокультурных ценностях народа, о национальных обычаях и праздниках, о Земле как общем доме для всех людей, об уникальности ее природы, разнообразии стран и народов мира.
Разнообразные формы и методы работы с детьми могут помочь в решении этих задач. Любовь к родному краю, дому, городу необходимо воспитывать через знакомство с ними. Наше предложение - использовать музейную педагогику для создания образовательного пространства. Приобщение детей к культурно-историческому наследию способствует формированию у них патриотизма и развитию духовности. Музейная педагогика может помочь в решении многих проблем воспитания культурной личности детей, укрепить их нравственные основы, сделать их более устойчивыми к негативным влияниям и научить правилам общения.
Проведенное исследование литературных источников выявило, что проблема развития патриотизма у детей дошкольного возраста не получила должного внимания в научной литературе. в новейших исследованиях в области психологии и педагогики акцент делается на формировании патриотизма у дошкольников путем изучения отдельных аспектов данной проблемы.
В работах Т.Н. Дороновой в работе С.Н. Николаевой явно прослеживается стремление к развитию патриотизма через экологическое воспитание. Исследователи Т.С. Комарова, В.И. Логинова, О.Л. Князева и М.Д. также обращают внимание на формирование патриотических чувств в своих исследованиях. МаханевЕ.В. Пчелинцева и ее коллеги акцентируют внимание на вовлечении детей в изучение культурного наследия своего народа.
Предложенное С.А. Козловым и Т.А. Куликовой решение состоит в использовании знаний о Родине-России для развития патриотических чувств у маленьких детей.
Многие писатели подчеркивают важность развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но не предлагают комплексной стратегии работы в этом направлении.
Объект исследования развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования образовательной деятельности в мини-музее дошкольного образовательного учреждения для развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с национальной культурой.
Целью мы занимаемся разработкой теоретических основ для использования образовательных методов, которые включают элементы национальной культуры с целью воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Мы также проводим практические исследования для проверки эффективности этих методов.
The purpose of the study is further specified by the following. задачах:
изучить вопрос патриотического воспитания старших дошкольников в качестве психолого-педагогической задачи;
изучить психолого-педагогические факторы, влияющие на патриотическое воспитание дошкольников.
изучить влияние народной культуры на формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста;
изучить уровень развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
осуществить образовательную программу по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов народной культуры;
осуществить анализ полученных данных из опытов и экспериментов.
Гипотеза для эффективного формирования патриотических чувств старших дошкольников в мини-музее ДОО необходимо использовать образовательную деятельность и соблюдать определенные педагогические условия.
в мини-музее будет проводиться образовательная деятельность, направленная на воспитание патриотизма через знакомство с историей малой Родины, что будет отражено в тематике экспозиций.
содержание и организация работы в мини-музее, направленном на развитие патриотических чувств у старших дошкольников, будут определены. всех сфер образования и разнообразных видов занятий для детей;
в рамках обучающей программы, семьи учащихся будут активно участвовать в мероприятиях, проводимых в мини-музее.
Средства: Для достижения поставленных целей были задействованы следующие ресурсы: методы:
1. Теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, касающейся вопросов, рассматриваемых в рамках данного исследования.
2. Практические методы исследования включают в себя осуществление опытной работы, педагогическое наблюдение, проведение бесед, анкетирование и анализ данных как количественный, так и качественный.
Практическая значимость исследование представляет собой разработку проекта по организации образовательной работы в небольшом формате.-музей для старших дошкольников создан с целью воспитания патриотизма и может быть востребован педагогами дошкольных учебных заведений для обогащения своей педагогической практики.
База исследования:Исследование было проведено в МБДОУ №28 ст.Воронежской с уклоном в развитие физических навыков у детей. Участвовали 40 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура работыСтруктура работы включает в себя вступление, две основные части с параграфами, где рассматриваются ключевые задачи, выводы, список использованной литературы и дополнительные материалы.
Детский возраст считается оптимальным для формирования представлений о своей родине в контексте патриотического воспитания, поскольку в этом периоде дети проявляют особую любознательность и стремление к познанию мира. Этот феномен был отмечен такими учёными, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
Процесс формирования представлений о родном крае у детей в возрасте 5-6 лет в контексте национального воспитания был изучен в трудах нескольких авторов, включая Л.И. Божович, Д.Б. Годовикову, Т.И. Зубкову, М.И. Лисину, Т.А. Серебрякову, Т.И. Шамова, Г.И. Щукину. Педагогические условия, способствующие формированию представлений о родном крае у детей 5-6 лет в рамках патриотического воспитания, были исследованы в работах Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина.
Изучив особенности воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что в настоящее время это одна из ключевых задач каждого дошкольного учреждения. В этом возрасте дети начинают проявлять новые интересы, что указывает на необходимость специальной работы по формированию патриотических чувств у них.
Основные цели патриотического воспитания дошкольников включают в себя: сформировать у детей понимание своей Родины и места, где они живут; развить интерес к окружающему миру и способность эмоционально реагировать на общественные события; вовлечь детей в практическую деятельность на основе полученных знаний.
Мы считаем, что формирование представлений о родном крае у детей в возрасте 5-6 лет в контексте патриотического воспитания будет успешным при выполнении следующих педагогических условий: проведение практико-ориентированного проекта " Мой родной Краснодарский край", который поможет расширить представления детей о своем родном крае, его культуре, традициях и достопримечательностях; вовлечение родителей в совместную проектную деятельность с детьми по изучению родного Краснодарского края; обогащение предметно-пространственной среды группы материалами и атрибутами для проведения патриотических проектов.
Для проведения эксперимента по изучению проблемы исследования, мы анализировали уровень знаний детей в возрасте 5-6 лет и их родителей о родном крае в контексте патриотического воспитания. Оказалось, что дошкольные учебные заведения не уделяют достаточного внимания данной теме. Из 20 детей в экспериментальной группе, 6 (30%) имели низкий уровень знаний, в то время как в контрольной группе этот показатель составил 4 детей (20%). Родители проявляли высокий уровень компетентности в вопросах патриотического воспитания, однако не выказывали особого интереса к народной культуре при обучении своих детей.
Была разработана программа формирования представлений о родном Краснодарском крае с использованием информационного практико-ориентированного проекта " Мой родной Краснодарский край" для детей 5-6 лет с целью патриотического воспитания. Реализация данного проекта заняла 2,5 месяца.
Результаты нашего исследования показали, что проведение формирующей работы с детьми 5-6 лет в экспериментальной группе привело к значительному увеличению уровня их представлений о родном крае в контексте патриотического воспитания. Уровень детей с низким уровнем сформированности представлений снизился на 30%, а уровень среднего уровня остался неизменным. Уровень с высокой степенью сформированности увеличился на 30%. Проектная работа позволила детям почувствовать гордость за свою страну и свой регион, заинтересоваться изучением своего края, района, села и посетить его достопримечательности. В то же время, в контрольной группе уровень представлений детей о родном крае в плане патриотического воспитания остался практически неизменным.
Таким образом, наша цель была достигнута, все поставленные задачи были успешно решены, и наша исходная гипотеза была подтверждена.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 (в редакции от 30 марта 2020 года) "Об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период с 2016 по 2020 год»".»
2. Екатерина Алексеева. Аспекты психологических аспектов детей в дошкольном возрасте. Издательство "Юрайт", 2020 год. Объем - 196 страниц.
3. Книга "Роль ребенка в обществе и культуре взрослых" под редакцией А. Г. Асмолова и Н. А. Пастернака была опубликована издательством Юрайт в 2019 году и содержит 150 страниц.
4. Книга "Психология младенчества и детского возраста" автора Белкиной В. Н., изданная в 2020 году в Москве, содержит 171 страницу.
5. Исследование Т. В. Беспаловой посвящено рассмотрению патриотизма как способа социокультурной идентификации в условиях конфликтов в переходном обществе России. Книга была издана в Санкт-Петербурге издательством "Речь" в 2014 году и содержит 318 страниц.
6. Книга "Дошкольная педагогика" автора Л. Р. Болотина была издана в Москве издательством Юрайт в 2020 году и содержит 219 страниц.
7. Учебное пособие "Теоретические основы дошкольного образования" авторства Л. Р. Болотиной, Т. С. Комаровой и С. П. Баранова, во втором издании, переработанном и дополненном, издано в Москве издательством "Юрайт" в 2018 году и содержит 218 страниц.
8. Учебное пособие "Педагогика досуга" авторства Н. И. Бочаровой и О. Г. Тихоновой предназначено для академического бакалавриата и посвящено организации досуга детей в семье. Издание второе, исправленное и дополненное, выпущено издательством "Юрайт" в 2019 году и состоит из 218 страниц.
9. Инна Игоревна Бурлакова исследует путь от теоретических концепций к практическим методам патриотического воспитания в своей статье "Патриотическое воспитание: от теории к практике", опубликованной в научно-методическом журнале заместителя директора школы по воспитательной работе в 2015 году.
10. Л. В. Ворошнина представила практическое пособие "Развитие речи и коммуникации детей дошкольного возраста в 2 частях", которое предназначено для студентов академического бакалавриата. В данном издании представлены материалы для работы с младшими и средними группами детей. Второе издание книги было переработано и дополнено в 2019 году и состоит из 396 страниц.
11. Второе издание практического пособия "Теория и методика развития речи у детей в 2 частях" авторства Л. В. Ворошниной предназначено для старших и подготовительных групп дошкольных учреждений. Издано издательством "Юрайт" в 2019 году, общий объем книги составляет 302 страницы.
12. Мария Габова в своей книге "Дошкольная педагогика: развитие пространственного мышления и графических умений" (издательство "Юрайт", 2020 год) подробно рассматривает важность развития данных навыков у детей дошкольного возраста. Объем книги составляет 152 страницы.
13. Учебное пособие "Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений" авторства Габовой М. А. представляет собой переработанное и дополненное второе издание, изданное в 2017 году издательством "Юрайт" объемом в 151 страницу.
14. Литературное произведение "Дошкольная педагогика" авторства Галигузовой Л. Н. было издано в Москве издательством "Юрайт" в 2020 году и содержит 254 страницы.
15. Учебное пособие "Дошкольная педагогика" авторства Л.Н. Галигузовой и С.Ю. Мещеряковой-Замогильной предназначено для студентов академического бакалавриата. Издано издательством "Юрайт" в 2016 году и содержит 284 страницы.
16. Анна Ганичева. Семейное воспитание и педагогика для детей младшего и дошкольного возраста. Издание Юрайт, 2020 год. Объем книги - 292 страницы.
17. Учебник "Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения" авторов Гогоберидзе А. Г. и Солнцевой О. В. был издан в 2019 году в Санкт-Петербурге издательством "Питер" и содержит 464 страницы.
18. Книга "Психология детей дошкольного возраста" авторства О. О. Гониной была издана в 2020 году издательством "Юрайт" и содержит 426 страниц.
19. Ольга Гонина написала учебник и практикум по психологии дошкольного возраста для студентов академического бакалавриата. Второе издание книги было исправлено и дополнено, оно вышло в 2019 году издательством "Юрайт" и состоит из 425 страниц.
20. Исследование Григоряна Э. Г. посвящено анализу психолого-педагогических характеристик внимания у детей дошкольного возраста. Опубликовано в издательстве "Сфера" в 2020 году. Объем работы составляет 112 страниц.
21. Л. Н. Дергач в своей статье "Современные стратегии патриотического воспитания дошкольников" рассматривает актуальные подходы к данной теме в журнале "Дошкольная педагогика" за 2013 год.
22. Учебное пособие "Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения" под редакцией Гогоберидзе А. Г. и Солнцевой О. В. издано в Санкт-Петербурге издательством "Питер" в 2017 году и состоит из 480 страниц.
23. Учебное пособие для вузов "Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла" под редакцией О. М. Газиной и В. И. Яшиной представляет собой материалы для изучения основ дошкольного образования. Второе издание было исправлено и дополнено в 2018 году и содержит 111 страниц.
24. Елена Дубровская. Основы дошкольной педагогики: эстетическое воспитание и развитие. Издательство "Юрайт", 2020 год. Объем - 180 страниц.
25. Н. С. Ежкова. Основы дошкольной педагогики. Издательство "Юрайт", 2020 год. Объем - 184 страницы.
26. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования "Организация досуговой деятельности в детском саду" под редакцией М. Б. Зацепиной было переиздано в 2017 году издательством "Юрайт". В новом издании внесены исправления и дополнения, общий объем книги составляет 149 страниц.
27. Е. И. Иванова и ее работа "Народная педагогика духовно-нравственного воспитания" была опубликована в журнале "ОБЖ" в 2012 году под номером 12 на страницах с 27 по 30.
28. Изотова Е. И. "Психология детей дошкольного возраста" представлена в двух частях. Первая часть вышла в свет в 2020 году и содержит 223 страницы. Издано в Москве издательством "Юрайт".
29. Изотова Е. И. Разделение психологии детей дошкольного возраста на две части. Вторая часть. Издательство: Юрайт, 2020. Объем: 241 страница.
30. Учебное пособие "Путь к любви к Родине: советы для педагогов и учителей" (сборник программ, конспектов занятий и методических рекомендаций) подготовлено коллективом авторов в издательстве АРКТИ в 2013 году. В нем представлены практические рекомендации по формированию патриотических чувств у детей.
31. Программа "Приобщение детей к корням русской народной культуры" авторства О. Л. Князевой, изданная в 2016 году в Санкт-Петербурге издательством "Детство-Пресс", обладает объемом в 304 страницы.
32. Учебник "Теория и методика экологического воспитания дошкольников" авторства Е. Ф. Козиной представляет собой обновленное издание, выпущенное издательством "Юрайт" в 2018 году. В книге содержится 454 страницы и предназначена для студентов среднего профессионального образования.
33. Книга "Теоретические основы дошкольного образования и образовательные программы для детей дошкольного возраста" авторства Козловой С. А. и Флегонтовой Н. П. представляет собой учебник и практикум для студентов среднего профессионального образования. Издана в 2017 году издательством "Юрайт" в объеме 202 страниц.
34. Учебник "Дошкольная педагогика" авторства С.А. Козловой был издан издательством Academia в 2017 году и содержит 288 страниц.
35. Книга Л. В. Кокуевой "Развитие чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста" была издана в Ярославле в 2014 году и содержит 228 страниц.
36. Татьяна Сергеевна Комарова написала книгу "Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей", которая была издана в Москве издательством "Юрайт" в 2020 году. В книге содержится 97 страниц.
37. Учебное пособие О. В. Крежевских "Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения: для студентов академического бакалавриата" является обновленным изданием, выпущенным в 2016 году издательством "Юрайт". Книга содержит 165 страниц и предназначена для студентов бакалавриата.
38. Лесняк, В.И. Проблемы и способы решения патриотического воспитания [Текст] / В.И. Лесняк // Педагогика. – 2014. – № 5. – С. 52–60.
39. Книга "Дошкольная педагогика" авторства Н. В. Микляевой была издана в 2020 году в Москве издательством "Юрайт" и состоит из 412 страниц.
40. Учебное пособие "Дошкольная педагогика: Теория воспитания" под авторством Н.В. Микляевой было издано в 2018 году издательством Academia и содержит 640 страниц.
41. Развитие национальной культуры и формирование нравственнопатриотических чувств у детей дошкольного возраста в моей стране: сборник практических рекомендаций" - учебное пособие под редакцией В. И. Натаровой и коллектива, изданное в Воронеже в 2015 году, общим объемом 205 страниц.
42. Планирование занятий и разработка конспектов для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: книга под редакцией А. Я. Ветохиной и других авторов, изданная в Санкт-Петербурге издательством "Детство-Пресс" в 2014 году, общим объемом 190 страниц.
43. Программа патриотического воспитания граждан России на период с 2016 по 2020 год: анализ издания "Вестник образования России".
44. Руководство по патриотическому воспитанию детей в возрасте 6-7 лет под редакцией Н. Г. Комратова и Л. Ф. Грибова. Издательство "Сфера", 2014 год. Объем - 208 страниц.
45. Учебное пособие "Психология детей дошкольного возраста в 2 частях" под редакцией Е. И. Изотовой и коллективом авторов представляет собой комплексный курс с теоретическим материалом и практическими заданиями для студентов средних профессиональных учебных заведений. Издано издательством "Юрайт" в 2019 году, общий объем - 222 страницы.
46. Учебник "Теория и методика музыкального воспитания" авторства О. П. Радыновой и Л. Н. Комиссаровой, под редакцией О. П. Радыновой, представляет собой материал для студентов среднего профессионального образования. Издание включает в себя 293 страницы и было выпущено издательством "Юрайт" в 2019 году в третьем, исправленном и дополненном издании.
47. С чего начинается Родина?: практические методики патриотического воспитания в детских учреждениях [Текст] // под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – Москва : Издательство Творческий центр Сфера, 2014. – 192 страницы.
48. Екатерина Смирнова. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания в книге "Дошкольная педагогика". Издательство: Юрайт, 2020. Объем: 122 страницы.
49. Учебное пособие "Психология детей младшего школьного возраста: самопознание в процессе обучения" авторства Е. А. Сорокоумовой представлено во втором издании, переработанном и дополненном. Издание выпущено издательством "Юрайт" в 2019 году и содержит 216 страниц.
50. Книга "Педагогика" авторства Л. Д. Столяренко была издана в 2013 году в городе Ростове-на-Дону издательством "Феникс" и содержит 448 страниц.
51. Книга "Специальная дошкольная педагогика" авторства Е.А. Стребелевой была издана в 2017 году и содержит 576 страниц. Издательство - Academia, Москва.
52. Учебное пособие "Методика обучения и воспитания в дошкольном образовании" авторства О. В. Тихомировой представлено во втором издании, которое было переработано и дополнено в 2018 году издательством "Юрайт". Объем книги составляет 155 страниц.
53. Педагогика дошкольного возраста в учебнике Турченко В.И.: издание Флинта, 2016 год. Объем - 256 страниц.
54. Фуряева Т. В. "Сравнительная педагогика в дошкольном образовании" - издание 2020 года, объемом 336 страниц, издательство "Юрайт".
55. Учебник "Психология развития и возрастная психология" под редакцией О. В. Хухлаевой, авторы О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков и Г. В. Базаева, издан издательством Юрайт в 2019 году и содержит 367 страниц.
56. История педагогики: развитие педагогики дошкольного детства в России от конца XIX до начала XX века, написанная Чмелевой Е. В., вышла в свет в 2020 году и содержит 195 страниц.
57. Учебник и практикум "Психология развития и возрастная психология" И. В. Шаповаленко представлен в третьем переработанном и дополненном издании, выпущенном издательством "Юрайт" в 2019 году. Объем книги составляет 575 страниц.
58. Учебное пособие "Теоретические и практические аспекты взаимодействия педагога с родителями (лицами, их заменяющими)" представлено в издательстве "Юрайт" в 2019 году. Авторы - С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; редактор - С. Н. Юревич.