Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Организация методической работы как составная часть управления
дошкольной образовательной организацией 7
1.2. Сущностные характеристики самообразования педагога в
контексте его профессионально-личностного становления 28
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО 39
2.1. Организации и исследования 39
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 48
2.3. Методическая работа по организации самообразования педагогов
ДОО 62
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
В настоящее время проблема самообразования педагогов дошкольных учреждений приобретает особую значимость. Это связано с изменением нормативно-правового поля, в частности, с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Модернизация системы дошкольного образования направлена на обновление содержания, принципов построения образовательного процесса, вариативность программ, методов и форм работы с детьми. Все это требует от педагогов пересмотра своих профессиональных взглядов и позиций, отказа от шаблонов прошлого педагогического опыта и стереотипов, стимулирует к освоению новых знаний, современных технологий и внедрению инновационных педагогических идей в практику дошкольного образования. Различные аспекты самообразования давно и широко изучаются целым рядом наук - философией, психологией, социологией и др. Как самостоятельное направление в педагогике проблема готовности педагогов к самообразованию выделилась в исследованиях примерно в 70-х г. XX века. Этой теме посвящены работы В.И.Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.К. Громцевой, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, А.Ю. Козыревой, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, А.Э. Симановского, С.Д. Смирнова, Ю.Б. Татанова, Г.Д. Чистяковой, Н.М. Яковлевой и др. Исследователями рассматривается самообразование не только как деятельность, но и как сугубо личностный процесс. Авторы подчеркивают, что успешность самообразования возможна только в том случае, если этот процесс осознается личностью, у педагога сформирована готовность к самообразовательной деятельности в виде самообразовательной компетентности, потенция к развитию стимулируются методической службой образовательной организации.
Анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, практики организации методического сопровождения процесса самообразования педагога ДОО позволил выявить следующие противоречия:
• между признанием самообразования как эффективного пути и формы повышения профессиональной квалификации и недостаточно эффективным решением задач методического сопровождения этого процесса в ДОО;
• между динамичными изменениями в содержании требований о необходимости непрерывного саморазвития педагога и низкой мотивацией в профессиональном совершенствовании;
• между потребностью педагога в непрерывном самообразовании и отсутствием эффективной модели методического сопровождения, реализующей условия саморазвития педагога.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы целевые, содержательные и технологические
компоненты методической работы, направленной на повышение результативности самообразования педагогов, которое мотивировало бы педагога на углубление теоретических и практических знаний; повысило желание и готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель методической работы по организации самообразования педагогов ДОО.
Объект исследования: управление дошкольной образовательной организацией.
Предмет исследования: методическая работа по организации
самообразования педагогов ДОО.
Гипотеза исследования: методическая работа по организации
самообразованием педагогов будет результативной, если разработана модель методической работы, отражающая цель, принципы, этапы, содержание, формы, ожидаемые результаты этого процесса.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить теоретико-методологические основания организации методической работы в области самообразования педагогов детского сада.
2. Выявить сущностные характеристики самообразования педагога в контексте его профессионально-личностного становления.
3. Подобрать методики для изучения актуального состояния самообразования педагогов и провести эмпирическое исследование самообразования педагогов детского сада.
4. Разработать модель методической работы в ДОО в области самообразования педагогов.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
2. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование, самоанализ педагогов, метод экспертной оценки.
3. Математические методы: количественное и структурное
исследование.
Научная новизна исследования заключается в:
• исследовании ресурсов организация методической работы в дошкольном образовании в современных социально-экономических условиях модернизации образования, активизирующих осознанный выбор форм и источников самообразования;
• разработке авторской модели организации методической работы педагога и доказательстве её эффективности для успешного управления самообразованием педагогов ДОО.
Результаты исследования апробированы в публикациях:
1. Самообразование педагогов дошкольных образовательных учреждений: направления и опросы организации / Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия: сборник статей /отв.ред. О.В. Груздева; редкол.; Краснояр. гос.пед.ун-тет. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - 344 с.
2. Готовность к самообразованию педагогов дошкольного образования // Вестник дошкольного образования. 2020. №37 (63). URL: https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/63.pdf.
Эмпирическая база исследования: МБДОУ ХХХ г.Ужур..
Практическая значимость исследования: выявление уровня
сформированности у педагогов готовности к самообразованию и создание модели методической работы в области организации условий для развития самообразования педагогов.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Текст диссертации содержит 5 рисунков, 5 таблиц, 11 приложений.
Качество образовательного процесса (и, следовательно, процесса интеллектуального развития детей) зависит от педагогических кадров, совершенствования их деятельности, которое происходит в их методической работе. Методическая работа - часть системы непрерывного образования педагогов, освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей. Она ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении; занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога и его творческой деятельности.
Обобщив результаты диагностической работы, можем отметить, что высокий уровень готовности педагогов ДОО к самообразованию диагностирован у 33% респондентов экспериментальной и 28% контрольной группы. Средний уровень диагностирован у 44% педагогов экспериментальной и контрольной группы. Низкий уровень готовности педагогов ДОО к самообразованию диагностирован у 2 % респондентов экспериментальной и 28% контрольной группы.
Таким образом, видим, что почти половина педагогов обладает приемлемым (средним) уровнем готовности к самообразованию. Также в группах присутствуют и показатели, свидетельствующие о наличии низкого уровня готовности педагогов ДОО к самообразованию. Это является недостаточным для успешной реализации профессиональной деятельности педагогов и их самообразования, и требует применения дополнительных мер и проведения специально организованной работы, направленной на повышение эффективности методической работы по организации самообразования педагогов ДОО.
В этой связи нами была разработана модель методической работы по организации самообразования педагогических кадров ДОО. Модель методической работы по организации самообразования педагогов ДОО представлена целевым, диагностическим, содержательным, технологическим и контрольно-результативным компонентом. Содержание целевого компонента подразумевает постановку целей и задач разрабатываемой модели методической работы, а также принципов ее реализации. Диагностический компонент методической работы подразумевает сбор и анализ информации об особенностях профессионального развития каждого педагога и его готовности к осуществлению самообразовательной деятельности.
Содержательный компонент методической работы по организации самообразования педагогов ДОО предполагает непосредственное проведение мероприятий, направленных на повышение уровня самообразования педагогов. Технологический компонент методической работы заключается в подборе форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов в логике компетентностного подхода, а также способов развития качеств личности педагога, необходимых ему для самообразования и творческой самореализации в профессиональной деятельности. Контрольнорезультативный компонент методической работы подразумевает выявление эффективности и результативности проведенной практической работы в контексте организации методической работы по самообразованию педагогического коллектива. Подтверждение эффективности применяемой модели.
Успех функционирования предложенной модели методической работы зависит от консолидации администрации и педагогов, от их желания и готовности к совместной работе. В целом такая взаимосвязанная и систематическая работа повышает общий профессиональный уровень педагогов, раскрывает их творческий потенциал, что является важным условием повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета Федеральный выпуск 2013. № 6241.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
4. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. - Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. 160 с.
5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 с.
6. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая
функция. М.: АСТ, 2013. 68 с.
7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2014. № 10. С. 23-31.
8. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. М.: АТС, 2013. 393 с.
9. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во. 2014. 176 с.
10. Воронина Г.Л. Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы развития / Материалы окружного научно - практического семинара г. Новый Уренгой 26-30 ноября 2002г. Часть 1,2. Салехард: ЯНОИПКРО, 2013.
11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр, 2014. 96 с.
12. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозайка-Синтез, 2011.
13. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя с педагогами / Л.М.Волобуева // Творческий Центр Сфера. Москва 2005. с.67.
14. Деркунская В.А., Поведенок Н.П., Тимофеева Н.Н. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы // Управление ДОУ. 2012. № 5. с. 24.
15. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учебнометодическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013. 89 с....25