Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе по боксу 8
1.1. Сущность, содержание и структура понятия «культура
здоровьесбережения» 8
1.2. Особенности тренировочного процесса по боксу в системе
дополнительного образования 15
1.3. Место культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе юных
боксеров 10-11 лет 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здоровьесбережения у юных боксеров 10-11 лет в системе дополнительного образования 31
2.1. Изучение уровней сформированности культуры здоровьесбережения у
юных боксеров 10-11 лет в системе дополнительного образования 31
2.2. Обоснование и апробация программы формирования культуры
здоровьесбережения у юных боксеров 10-11 лет в системе дополнительного образования 37
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию культуры
здоровьесбережения у юных боксеров 10-11 лет в системе дополнительного образования 47
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Практические рекомендации 61
Список использованных источников 62
Актуальность. На современном этапе проблема формирования и сохранения здоровья детей стали особенно актуальной. Крепкое здоровье является основополагающим фактором, который влияет на всестороннее развитие личности ребенка, в частности на физическое развитие. На сегодняшний день в детям доступно большое разнообразие видов спорта, которыми можно заниматься с малых лет, но особое место занимает бокс. Он представляет собой школу воспитания воли, эмоций и навыков нравственного поведения. Тренировочный процесс по боксу у детей предусматривает разностороннюю физическую подготовку, целью которой является также поддержание и укрепление здоровья.
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в дополнительном образовании имеют принципиальное значение для формирования культуры здоровья детей и подростков. Только тогда, когда в спортивной школе будет создана такая среда (климат здоровья, культура доверия, личностного созидания), возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Кроме того, подготовка и воспитание спортсмена-боксера - это многогранный процесс, который невозможен без высококвалифицированных знаний и практических умений педагога-тренера. На современном этапе разработка новых методов тренировки, изыскание более эффективных средств повышения работоспособности является основой повышения спортивного мастерства.
Подростковый возраст в спортивной среде опасен тем, что именно в этом возрасте чаще всего допускается основная ошибка, заключающаяся в причинении ущерба здоровью, которая отрезает путь в большой спорт многим юным спортсменам.
Основное противоречие нашего исследования состоит в том, что, с одной стороны, учитывая приоритетность работы государства в направлении сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, улучшается физкультурно-оздоровительная работа со школьниками, в том числе и в системе дополнительного образования, а с другой - наблюдается резкое снижение уровня двигательной активности и состояния здоровья обучающихся.
Выделенное противоречие определило проблему нашего исследования: можно ли эффективно формировать культуру здоровьесбережения у юных боксеров 10-11 лет в системе дополнительного образования?
В соответствии с выделенным противоречием и поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования».
Исходя из изученного материала по представленной теме можно сформировать объект, цель, гипотезу и задачи данного исследования.
Объект исследования: тренировочный процесс по боксу в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс формирования культуры здоровьесбережения на тренировках по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить программу формирования культуры здоровьесбережения на тренировках по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: программа формирования культуры здоровьесбережения на тренировках по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования будет эффективной, если в ней:
- учтены особенности формирования культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе по боксу у детей 10-11 лет;
- изучены теоретические основы и подходы к процессу формирования культуры здоровьесбережения у детей 10-11 лет и применены в тренировочном процессе по боксу;
- разработана программа тренировок со здорвьесберегающими принципами, в которой реализуются следующие компоненты: начальная подготовка, основная подготовка, совершенствование навыков, поддержание и развитие здорового образа жизни подведение итогов.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать сущностное содержание понятия «культура здоровьесбережения» в научных исследованиях.
2. Раскрыть особенности тренировочного процесса по боксу для школьников 10-11 лет в системе дополнительного образования.
3. Определить и описать уровни сформированности культуры здоровьесбережения у юных боксеров 10-11 лет.
4. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность программы формирования культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования.
5. Дать сравнительный анализ результатов реализации программы формирования культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования и разработать методические рекомендации.
Методы педагогического исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2022 г.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных компонентов программы, направленных на формирование культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования.
Второй этап исследования (сентябрь 2022 г. - середина марта 2023 г.) был освящен реализации программы опытно-экспериментальной работы. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2023 г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе боксерского клуба «Спарта», находящегося в Свердловском районе города Красноярска. В исследовании было задействовано 15 юных боксеров.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована сущность понятия «культура здоровьесбережения»; разработана программа формирования культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования; описаны уровни сформированности культуры здоровьесбережения у детей 10-11 лет, занимающихся боксом в системе
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации программы формирования культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования; во внедрении разработанной программы формирования культуры здоровьесбережения в тренировочный процесс по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе боксерского клуба «Спарта», находящегося в Свердловском районе города Красноярска.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике IX Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXIV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» (19 мая 2023 г., г. Красноярск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (45 источников), 65 страниц.
На современном этапе проблема формирования и сохранения здоровья детей стали особенно актуальной. Крепкое здоровье является основополагающим фактором, который влияет на всестороннее развитие личности ребенка, в частности на физическое развитие. Тренировочный процесс по боксу у детей предусматривает разностороннюю физическую подготовку, целью которой является также поддержание и укрепление здоровья. Кроме того Укрепление здоровья - это дело государственной значимости. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Исходя из анализа научно-методической, педагогической, спортивной и нормативной литературы, мы пришли к выводу, что формирование культуры здоровьесбрежения в тренировочном процессе по боксу у детей 10¬11 лет в системе дополнительного образования изучено не до конца, особенно касаемо аспекта здоровьесбережения. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на опыт отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования культуры здоровьсбережения на тренировках у юных боксеров 10-11 лет, разработали и внедрили здоровьесберегающие компоненты в программу, включающую в себя:
- комплекс упражнений, направленный, в первую очередь, на минимизацию получения травм, ушибов, растяжений;
- тщательный подход к молодым спортсменам возраста 10-11 лет, недопущение переутомляемости;
- промежуточный и периодический медицинский осмотр.
Для ее реализации необходимо взять за основу тренировочный процесс и привнести в него все необходимые здоровьесберегающие компоненты.
Благодаря этому мы смогли добиться существенных результатов, как в области физических нагрузок, так и в области формирования культуры здоровьесбережения.
Цель нашего исследования заключалась в разработке, обосновании и опытно-экспериментальным путем проверка программы формирования культуры здоровьесбережения в тренировочном процессе по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования.
Анализ множества теоретических источников по специфике формирования культуры здоровьесбережения у спортсменов 10-11 лет позволил более подробно изучить основные понятия и различные мнения экспертов, нужные нам для исследования. Основной базой формирования культуры здоровьесбережения у молодых боксеров является спортивная секция. Параллельно с этим поддержание культуры здоровьесбережения происходит как дома, так и в школе.
При диагностике уровней сформированности культуры здоровьесбережения у спортсменов 10-11 лет нами были выделены их критерии (знаниевый, ценностный и деятельностный); определены три уровня его проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования культуры здоровьесбережения в тренировочной программе у детей .
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования культуры здоровьесбрежения в тренировочном процессе по боксу у детей 10-11 лет в системе дополнительного образования. Проведенная опытно-экспериментальная работа и последующий анализ деятельности по формированию культуры здоровьесбрежения у детей 10-11 лет подтвердила нашу гипотезу.
Исходя из проведенных исследований, результаты которых отражены в таблицах и двух диаграммах, можно отметить, что на начало эксперимента у экспериментальной и контрольной группы были примерно схожие оценки за сдачу нормативов, однако после проведения исследования у экспериментальной группы количество оценок «Отлично» выросло более чем в 2 раза, а оценок «Удовлетворительно» уменьшилось в 5 раз. Среднее значение выполненных упражнений у ЭГ также увеличилось, а у контрольной группы этот показатель остался неизменным.
Изучая количество дней, пропущенных по причине травм, также можно отметить, что после проведения исследования показатель экспериментальной группы со значением 0 многократно увеличился, а показатель со значением «21 и более» значительно снизился. Это свидетельствует о том, что есть обратная зависимость внедрения культуры здоровьесбережения в тренировочный процесс и количества пропущенных дней по причине травм. Говоря о контрольной группе и её динамике, можно отметить, что среднее количество пропущенных дней уменьшилось, но не так существенно, как у экспериментальной группы.
Таким образом, результаты исследовательской работы подтвердили в достаточной мере полезность внедрения здоровьесберегающих аспектов в тренировочный процесс. Данную методику тренировок можно рекомендовать к применению, как в школах, так и в спортивных секциях.
1. Бокс за 12 недель, А.А. Атилов, г. Москва 2022 г.
2. Бокс и кикбоксинг, Ширяев А.Г. г. Москва 2018 г
3. Бокс: обучение и тренировка, В.А. Осколков, г. Волгоград, 2003 г.
4. Бокс. Совершенствование техники, А.С. Лысенко. г. Москва 2019 г.
5. Верхорубова О. В. Спецкурс «Нетрадиционные методы
оздоровления будущего учителя» как средство формирования культуры здоровья у студентов // Вестник БГУ. 2013. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetskurs-netraditsionnye-metody-ozdorovleniya-buduschego-uchitelya-kak-sredstvo-formirovaniya-kultury-zdorovya-u-studentov
6. Всемирная организация здравоохранения, официальный сайт, URL:https: ZZwww.who. int/ru
7. Вива бокс, А.А. Атилов, г. Москва 2019 г.
8. ВикиЧтение, современный бокс, виды планирования, URL:https:ZZsport.wikireading.ruZ2215
9. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования. Теория и практика, М.Э. Казин, г. Москва, 2019 г
10. Здоровьесберегающая деятельность. Планирование,
рекомендации, мероприятия, Н.В. Лободина, г. Москва, 2019 г.
11. Здоровьесберегающие педагогические технологии, А.М. Митяева, г. Москва,, 2019 г.
12. Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие технологии. М.А. Морозов, г. Москва, 2016 г.
13. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, С.А. Цабыбин. г. Москва, 2019 г.
14. Здоровьесберегающее направление в современной школе, О.А. Шклярова, Н.В. Шестакова, И.Г. Павлович, г. Москва, 2019 г.
15. Картушина М.Ю. М.Л. Лазарева Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет -г.Москва, ТЦ «Сфера» 2008.
16. Ковтик, А. Бокс. Уроки профессионала для начинающих / А. Ковтик. - М.: Книга по Требованию, 2013
17. Методические рекомендации по подготовке юных спортсменов, Е. Ю. Ситникова, г. Рассказово, 2017 г.
18. Московский физико-технический институт государственный университет, правила бокса URL: https://mipt.ru/education/chair/sport/sections/b oxing/papers/rules. php
19. Оздоровительно-развивающая программа М. Л. Лазарева «Здравствуй», 2012
20. Оптимизация индивидуального стиля деятельности в боксе, Е.В. Калмыков, г. Москва 2018 г.
21. Осипов А. Ю. Инновационные методы здоровьесбережения спортсменов. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия
22. Подрезов, Н. А. Азбука бокса / Н.А. Подрезов. - М.: МГТУ им. Н.
Э. Баумана, 2013
23. Понарина А. С., Шахов А. А., Мелихов В. В.Здоровьесбережение занимающихся дзюдо и самбо на основе учета воздействий бросков на позвоночник. Журнал Учёные записки университета им. Лесгафта П. Ф. 2 (60) 2010, 09 марта 2010
24. Свиренко А.А. Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
25. Скумин В.А. Культура здоровья - фундаментальная наука о человеке / В.А. Скумин. - Терос: Новочебоксарск , 1995. - Вып. 1. - 132с.
26. Социально-педагогической аспект физической культуры, В.И. Столяров, г. Москва, 1999 г.
21. Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учебно-методическое пособие для учителя. — Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 31 с.
28. Теория и методика бокса. Е.В. Калмыков, Е.В. Киселев, В.Н. Клещев, Н.Д. Хромов, г. Москва, 2019 г.
29. Теория и методика физического воспитания, В.П. Артемьев, В.В. Шутов, г. Москва, 2019 г.
30. Тренировка нокаутирующего удара у боксеров высокой
квалификации, Хусяйнов З.М. г. Москва 1995.
31. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов :учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2006.
32. Уроки профессионального бокса. Г.М. Морозов, г. Москва, 2020 г.
33. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
34. Хочешь стать боксером? А.Г. Ширяев, 1986 г.
35. Шабалин В. Н. Медико-социальные проблемы физиологического старения населения России // Альманах клинической медицины. 2009. №21. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/mediko-sotsialnye-problemy- fiziologicheskogo-stareniya-naseleniya-rossii
36. Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Теория и методика детско- юношеского дзюдо: учебно-методическое пособие.Марка издательства ОЛМА Медиа Групп 2008
31. Школа современного бокса, О'Лири Пэт. г. Екатеринбург 2019 г.
38. Юрьева Татьяна Васильевна, Прибыткова Юлия Олеговна, Карнакова Любовь Владимировна Здоровьесбережение как необходимый фактор формирования образовательного процесса в современных условиях // Современные инновации. 2016. №1 (3). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zdoroviesberezhenie-kak-neobhodimyy-faktor-formirovaniya-obrazovatelnogo-protsessa
39. Эффективность тренировкл боксеров. Никифоров Ю.Б. г. Москва 1987 г.
40. Megabook, универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия, URL:https:ZZmegabook.ru/article/Бокс
41. MetaMMA, Спортивный портал единоборств. URL:https:ZZmma.metaratings.ru/wikiZs-kakogo-vozrasta-mozhno-zanimatsya-boksom/
42. SportWiki. Спортивная энциклопедия. Методические правила применения тренировочных нагрузок URL: http:ZZsportwiki.to/Методики_тренировок_детей_по_боксу
43. Wikipedia, свободная энциклопедия, URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/культура
44. Wikipedia, свободная энциклопедия, URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Древний Рим
45. ZdoroviyForm.net, портал здоровья, URL:https:ZZzdoroviyform.net