Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие элементарных математических представлений в 6
современной науке.
1.2. Особенности элементарных математических представлений 11
детей старшего дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия развития элементарных 18
математических представлений детей старшего дошкольного
возраста
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Реализация условий развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровня развития элементарных математических 25
представлений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Развитие элементарных математических представлений детей 35
старшего дошкольного возраста посредством предметнопространственной среды
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Выводы по 2 главе 48
Заключение 51
Библиографический список 55
Приложения 58
Модернизация системы образование привела к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной сторон этой образовательной ступени. Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования в качестве одного из направлений развития детей дошкольного возраста предусмотрено познавательное развитие, которое предполагает активизацию познавательного интереса детей, поддержку активности и самостоятельности, становление познавательных качеств личности ребенка. Разворачивание образовательной области познавательное развитие направлено на познание ребенком окружающего мира и самого себя в процессе интеграции содержания из разных областей научного знания. Основу познавательного развития детей составляет знакомство с математическими объектами и явлениями не только на уровне фактов, подлежащих запоминанию, но и на уровне проникновения в их сущность через постановку проблемных задач и их решение в исследовательской и продуктивной деятельности.
Таким образом, задача педагога дошкольного образования состоит не в передаче тех или иных знаний, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только познавательную и эмоциональную сферу ребёнка. Доказано, что ребенок дошкольного возраста способен понять и усвоить не только частные математические понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей.
Важное место в математическом образовании отводится среде, в которой обучается дошкольник. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той предметно- пространственной среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-пространственной среды - ее адекватность реализуемой в дошкольном учреждении программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без создания современной предметнопространственной среды. Одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. В обучении важным является тот факт, что ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
Поэтому необходимость соединения современных требований к математической подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала предметно-пространственной среды делает эту проблему в настоящее время актуальной, что и определило тему нашей работы: «Предметно-пространственная среда как средство развития
элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выделение и апробирование педагогических условий использования предметно-пространственной среды в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников.
Объект исследования: развитие элементарных математических
представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия оптимизации
предметно-пространственной среды с целью развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования: 1) уточнить понятие элементарных
математических представлений; 2) описать особенности развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста; 3) изучить уровень развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста; 4) апробировать педагогические условия оптимизации предметно-пространственной среды с целью развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предметно-пространственная среда будет эффективным средством развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих условий:
• обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада самостоятельно изготовленными детьми, родителями и педагогами планами-схемами, настольными играми, атрибутами для подвижных игр, макетами по правилам дорожного движения;
• внесение в предметно-пространственную среду занимательных материалов и демонстрация детям способов их использования.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие элементарные математические представления - это математические знания (о множестве, числе, счете, форме предметов и геометрических фигурах, величинах и их измерении, простейших вычислениях), представляющие собой элементарные основы
соответствующей науки, доступные для понимания детей дошкольного возраста.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте способен считать до десяти, правильно пользоваться количественным и порядковым счетом; сравнивать рядом стоящие числа в пределах десятка, опираясь на наглядность, уравнивать неравное число предметов; измерять предметы при помощи условной меры, сравнивать предметы различной величины, размещать их в порядке убывания или возрастания; различать форму предметов — круглую, четырехугольную, треугольную, многоугольную, ромбовидную, выполнять различные операции — делить круг, квадрат на две и более частей, составлять из одних фигур другие большего размера, сравнивать часть и целое; ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, использовать понятия «лево», «право», «верх», «низ»; устанавливать последовательность месяцев, времен года, дней недели, частей суток.
Педагогические условия выступают как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие.
Предметно-пространственная среда будет эффективным средством развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста, если организовано:
• обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада самостоятельно изготовленными детьми, родителями и педагогами планами-схемами, настольными играми, атрибутами для подвижных игр, макетами по правилам дорожного движения;
• внесение в предметно-пространственную среду группы детского сада занимательных материалов и демонстрация детям способов их использования.
Исследование проводилось на базе сельского детского сада Назаровского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет. И состояло из трех этапов:
Первый этап - констатирующий. На этом этапе происходило изучение уровня развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. В процессе констатирующего этапа для изучения уровня элементарных математических представлений нами использовалась педагогическая диагностика, разработанная в авторской комплексной общеобразовательной программе дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы». Критерии изучения элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста: количественные представления, представления о величине, представления о геометрических фигурах и формах, пространственные представления, временные представления.
На основании результатов диагностики было выявлено, что у детей преобладает уровень выше среднего 35% и средний уровень 30%, чуть ниже четверти детей имеют высокий уровень и 15% детей с низким уровнем. Из пяти исследуемых критериев лучше развиты количественные представления, дети неплохо ориентируются в геометрических фигурах и формах, и представлениях величины, а пространственные и временные представления вызывают у детей затруднения.
Второй этап - формирующий. Направлен на апробацию педагогических условий использования предметно-пространственной среды в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников.
С целью реализации первого педагогического условия - обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада самостоятельно изготовленными детьми, родителями и педагогами планами-схемами, настольными играми, атрибутами для подвижных игр, макетами по правилам дорожного движения - мы начали свою деятельность с организации и проведения родительского собрания, которое позволило
продемонстрировать дефициты предметно-пространственной среды группы детского сад, а так же обсудили возможные пути и способы их устранения....
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания
творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
2. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2011. - 315 с.
4. Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
5. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2011. - 386 с.
6. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? - М.: Просвещение, 2012. - 419 с.
7. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2013. - 374 с.
8. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: Академия, 2010. - 285 с.
9. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика. 1987. №1. - С. 29-32.
10. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.
11. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. - 383 с.
12. Каразану В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание, 2000, № 5. - 14-17 с.
13. Колесникова Е.В. Диагностика элементарных математических представлений детей 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 32 с.
14. Корнеева Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопросы психологии, 2011, № 2. - 28-29 с.
15. Крутецкий В. А. Психология элементарных математических
представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 2012. - 432с....30