Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ (ФФН)

Работа №153858

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕНМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ 7
1.1 Основные компоненты фонематической стороны речи и их развитие в
онтогенезе 7
1.2 Характеристика фонетико-фонематического недоразвития у
дошкольников 18
1.3 Обзор методик, направленных на коррекцию фонетико-фонематического
недоразвития у дошкольников 27
ГЛАВА II. ЗКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ
ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО­
ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 38
2.1 Организация и методика проведения экспериментального исследования 38
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3 Методические рекомендации, направленные на коррекцию
фонематических функций у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 76

Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена проблеме логопедической работы по развитию фонематических функций у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).
Актуальность исследования. На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее
распространённым. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, что в свою очередь не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и тормозит развитие связной речи в целом. Следовательно, устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.
Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать навыками звукового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звуковым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.
Вопросами фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) у до школьников занимались многие авторы (Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Л.В. Мелехова, Р. И. Мартынова, В.Л. Сорфинская, О.В. Правдина, Л.Г. Парамонова, Ф.Ф. Рау, Е.Ф. Рау, Э.Я. Сизова, Е.Ф. Соботович,О.А. Токарева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев,Г.В. Чиркина, Н.Х. Швачкин).
В исследованиях вышеуказанных авторов указывалось на связь между недостатками звукопроизношения и нарушениями фонематических процессов, т.е. фонематического анализа, синтеза и представлений.
Проблема исследования. Вопросам развития фонетико­фонематического восприятия уделено достаточно внимания исследователей в рамках дошкольной логопедии: создана широкая сеть речевых групп, охватывающих большую часть детей с ФФНР. Однако, несмотря на это, большое количество детей приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза, что сказывается на успешности освоения школьных программ.
Таким образом, развитие фонетико-фонематического восприятия остается актуальной и достаточно востребованной проблемой.
Объект исследования - фонематические функции.
Предмет исследования-особенности сформированности
фонематических функций у старших дошкольников с фонетико­фонематическим недоразвитием.
Гипотеза, выдвигаемая в данном исследовании, звучит следующим образом:
1. Под фонематическими функциями мы понимаем
смыслоразличительные признаки фонем, которые обладают рядом функций: конструктивными, различительными, опознавательными и
ограничительными.
2. Мы предполагаем, что у детей 6-7 лет с ФФН будет наблюдаться недоразвитие фонематических функций, которые выражаются не в сформированности дистиктивной (различительной); перцептивной (функция восприятия); делимитативной (ограничительной, т.е. способность отделять начало и конец слов, выделять последовательность звуков)
3. Уровень сформированности выделенных функций поможет нам составить методические рекомендации, направленные на развитие фонетико­фонетического восприятия у детей 6-7 летнего возраста с ФФНР.
Цель исследования - провести экспериментальное изучение фонематических функций у старших дошкольников с фонетико­фонематическим недоразвитием.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам нарушений фонематических функций у дошкольников с фонетико­фонетическим недоразвитием;
2. Провести экспериментальное изучение фонематических функций у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием;
3. Разработать методические рекомендации по коррекции фонематических функций у дошкольников с фонетико-фонематическим.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической и научно­методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - анализ медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием; анализ педагогической документации и практики коррекционной работы по преодолению трудностей освоения фонематических функций; педагогический эксперимент;
• экспериментальные - констатирующий и формирующий эксперименты.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют подтвердить имеющиеся теоретические представления об особенностях развития фонематических функций у детей 6-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием
Практическая значимость заключается в том, что предложенные нами разработки по логопедической работе, направленной на развитие фонематических функций у детей 6-7 лет смогут быть применены в работе логопедов с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе настоящей работы нами были решены все, поставленные задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
С точки зрения языкознания функциональный аспект фонемы является наиболее существенным. Фонема исполняет четыре ключевые функции, которые характеризуются наличием тесной связи друг с другом:
1. Конститутивная функция, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм, иных вышестоящих единиц языка).
2. Различительная, или дистинктивная. Состоит, в свою очередь, в обеспечении различения отдельных морфем. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции.
3. Перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия); функция доведения звуков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем.
4. Делимитативная функция (ограничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов), функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфемами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сигналами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельству-ют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия связан с невозможностью ребенка чувствовать те или иные фонематические функции. Как правило, он проявляется в следующем:
• неразличении отдельных звуков в рядах звуков, слогов, слов;
• неразличении на слух фонем по акустическим особенностям (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, шипящих - свистящих - аффрикат и т.п.);
• незапоминании слоговых рядов из двух - четырех;
• неузнавании, неразличении слов в простых фразах;
• неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза слова;
• несформированности умения слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их.
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников направленная в первую очередь на то, чтобы дать возможность в полной мере реализоваться в речи дошкольника всем фонематическом функциям: конститутивной или тектонической, различительной или дистинктивной, перцептивной и делимитативной. Как правило, данная работа проводится в несколько этапов:
• артикуляторный (подготовительный), который предполагает развитие фонематического восприятия, подготовку детей к анализу и синтезу звукового состава слова на правильно произносимых звуках;
• этап дифференциации подразумевает правильное звукопроизношение на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых зависит внятность речи;
• формирование звукового анализа и синтеза;
• обогащение словаря;
• развитие навыков словообразования и словоизменения с составлением простых и сложных предложений;
• развитие связной речи;
• овладение элементарными навыками чтения и письма;
• развитие психологических предпосылок к обучению.
С целью определения уровня фонетико-фонематического недоразвития у детей подготовительной группы МДОУ №44 г. Красноярска, нами было проведено исследование среди 22-х детей группы.
В ходе проведения эксперимента были использованы следующие задания, разделённые на 4 блока:
1 блок включал задания на обследование умения выделять звук на фоне слогов и слов.
2 блок - задания на умение определять место звука в слове (начало, конец).
3 блок - задания на определение умения анализировать звуковой состав слова «Выложи слово фишками».
4 блок - дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Задания на умение различать слова со сходным звуковым составом.
На основе полученных данных по всем четырем проведенным нами блокам мы выяснили, что лишь 5 из 22 ребят (22,72%) обладают высоким уровнем фонетического развития, средним уровнем обладают 10 детей (45,45%) и низким уровнем - 7 человек (31,81%).
Делая общий вывод по всем четырем блоками, отметим, что низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в слабом развитии у дошкольников различительной, перцептивной и делимитативной функций фонем.
У детей, развитие фонематического восприятия которых было отмечено на низком уровне, наблюдались трудности не только при восприятии звуков отсутствующих в речи, но и тех которые произносятся ими правильно, что говорит о нарушении у детей различительной фонематической функции.
Было также отмечено и то, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению (что также говорит о нарушении различительной функции, а также перцептивной функции фонемы).
При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они меняли их местами, либо произносили неправильно (нарушение у детей перцептивной функции)....


1. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова . - СПб.: Питер, 2011. - 254 с.
2. Боровцова, Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие / Л.А. Боровцова. - Тамбов: Пролетарский светоч, 2013 - 220 с.
3. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Н.А. Быстрова. - СПб.: Каро, 2012. - 78 с.
4. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева. - М.: Школа-Пресс, 2014. - 80 с.
5. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
6. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: Питер, 2013. - 231 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2015. - 351 с.
9. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2013. - 224 с.
10. Дидактический материал по обследованию речи детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. - М.: Просвещение, 2012. - 397 с.
11. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно
произносить звуки. Методическое пособие / Н.В. Дурова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2010. - 76 с.
12. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
13. Ерёменко, Т. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР / Т.И. Еременко // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 128-131.
14. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова. - М.: Педагогика, 2015. - 176 с.
15. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ