ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС В
СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 6
1.1. Основные подходы к изучению политического медиадискурса 6
1.2. Особенности изучения «образа» в современной лингвистике 17
1.3. Особенности формирования образа главы государства в СМИ 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ОБРАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ США 35
2.1. Языковые средства милитаризации образа В.В. Путина в новостном
издании The New York Times 35
2.2. Языковые средства демонизации образа В.В. Путина в новостном
издании The Washington Post 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
В настоящее время Россия и США являются одними из крупнейших мировых держав. Взаимоотношения между этими двумя странами привлекают внимание не только политологов, но и ученых из других областей знания. Не исключением стала и лингвистика. Специфика взаимоотношений России и США находит свое выражение в медиадискурсе, который в современном мире является пространством для формирования определенного восприятия действительности.
На сегодняшний день СМИ являются одним из мощнейших средств, способных оказывать влияние на формирование общественного мнения. Зачастую основной становится не информативная, а манипулятивная функция. В связи с этим интересным для изучения представляется специфика формирования образа главы иностранного государства в СМИ. Образ президента играет важнейшую роль во внешней политике государства. От того, какой образ российского президента репрезентируется в сознании граждан США, будет зависеть и успех его политической деятельности.
Актуальность выбранной темы обусловлена тесной связью образа политического лидера и СМИ. На сегодняшний день масс-медиа, являясь одним из ключевых каналов политической коммуникации, способны оказывать активное влияние на общественное мнение.
Кроме того, СМИ являются мощным инструментом формирования образа политического лидера. Изучение языковых средств репрезентации образа главы государства имеет важное значение, так как президент является лицом своей страны, а, следовательно, оказывает непосредственное влияние на формирование образа государства в целом.
Целью данного исследования является изучение особенностей формирования и репрезентации образа президента РФ В.В. Путина в медийном пространстве США.
Предметом исследования являются языковые средства репрезентации образа главы государства в современном политическом медиадискурсе.
В качестве объекта исследования выступает образ главы государства в американских СМИ...
Изучение особенностей средств репрезентации образа политического лидера представляют собой важную и актуальную проблему. Знание этих особенностей помогает эффективнее декодировать тексты политического медиадискурса.
В данной исследовательской работе мы систематизировали теоретический материал о политическом дискурсе, а также рассмотрели основные подходы к изучению политического медиадискурса. Мы также проанализировали особенности изучения «образа» в системе лингвистической науки и пришли к выводу, что главной особенностью образа является его стихийность. Изучение специфики формирования образа главы государства позволило нам установить, что образ является собирательной дискурсивно конструируемой категорией, которая аккумулирует различные стороны исследуемого объекта.
Полученные теоретические знания мы применили для анализа американского медиадискурса на предмет выявления языковых средств репрезентации образа президента РФ. Для решения поставленной перед нами проблемы мы выделили и проанализировали ряд компонентов, формирующих образ политического лидера, а также установили его языковые репрезентанты. В ходе исследования нами было выявлено, что в американском медийном пространстве существует тенденция к милитаризации и демонизации образа Владимира Путина. При создании образа российского президента, чаще всего подчеркиваются его физическая сила, интеллект и военное прошлое. В американских СМИ президент РФ предстает человеком, обладающим огромным влиянием, как в своей стране, так и за ее пределами. Кроме того, и военное прошлое президента накладывает свой отпечаток на его стиль правления. Владимира Путин обладает образом властного тирана, диктатора, представляющего угрозу для других государств.
Решив поставленные задачи, можно прийти к заключению, что основными языковыми средствами репрезентации образа политического лидера являются единицы с отрицательной коннотацией, а также единицы, свойственные военной терминологии. Анализ представленных языковых средств позволяет нам сделать вывод о том, что в современном медийном пространстве США существует тенденция к демонизации и милитаризации образа президента РФ.
Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего изучения языковых особенностей политического медиадискурса. Кроме того, данные материалы могут быть использованы для проведения сравнительного анализа особенностей репрезентации образов президента иностранного государства и президента США.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
2. Арутюнова Н.Д. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 136 - 137.
3. Берендеев М.В. Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политического лидера // Вестник Балтийского федерального университета им И. Канта, 2011. Вып. 6. С. 91 - 99.
4. Богданов Е.Н., Зазыкин ВТ. Психологические основы «Паблик рилейшнз». 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 208 с.
5. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 236 с.
6. Гаврилова М.В. Лингвистический анализ политического текста // Политический анализ. Доклады эмпирических политических исследований СПбГУ. СПб: СПбГУ, 2002. Вып. 3. С. 88 - 108
7. Гончарова Н.Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «Образ» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 3. Вып. 2. С. 33 - 37.
8. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://mediascope.ru/node/252 (дата обращения: 15.12.2019).
9. Дейк Т. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 312 с.
10. Дектерев С.Б. Лингвистические средства создания образа современного российского политика западными СМИ // Труды Санкт- Петербургского государственного университета культуры. Серия: Философия, 2013. Т. 196. С. 62 - 67.
11. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. М., 2002. Вып. 3. С. 32 - 43
12. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., Флинта-Наука, 2008. 202 с.
13. Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки, 2014. Вып. 22. С. 181 - 187.
14. Добросклонская Т.Г. Новостной дискурс как объект медиалингвистического анализа // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: II Международная научно-практическая конференция. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: II Международный научный семинар. Белгород, НИУ «БелГУ», 5 - 7 октября 2016 г.: сб. науч. р. / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. Белгород, 2016. С. 13 - 22.
15. Егорова-Гантман Е.В. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. Под редакцией Е.В. Егоровой-Гантман. М.: Об-во «Знание» России, 1994. 265 с...44