ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы альтернативных форм организации и проведения
физкультурных занятий в ДОУ 8
1.1 Традиционные и альтернативные формы организации физического
воспитания 8
1.2 Применение альтернативных форм физического воспитания в
дошкольных образовательных организациях как педагогический процесс 16
1.3 Обобщение опыта применения альтернативных форм организации
физкультурного занятия в ДОУ (на основе анкетирования) 22
2 Методика организации альтернативных физкультурных занятий в работе с
детьми шести лет 32
2.1 Особенности физического развития детей 6 лет 32
2.2 Методические рекомендации по организации альтернативных
физкультурных занятий в работе с детьми шести лет 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для педагогов 57
Ускорение современной жизни ставит перед педагогикой задачу более активно использовать разнообразные формы физической активности для развития дошкольников. Современные дети проводят в движении существенно меньше времени, чем их сверстники двадцать или тридцать лет тому назад. Это явление вызвано естественным процессом развития общества. Социальные тенденции к обособлению семей, развитие технологий, которое сделало доступными разнообразные электронные гаджеты - все это ведет к снижению физической активности детей дошкольного возраста.
О важности здорового образа жизни и спорта сегодня уже не ведутся дискуссии - этот факт давно признан официальной медициной и нашел широкое понимание в массовом сознании. Необходимость вести активный образ жизни сейчас признают все. Особенно важно приучать к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, чтобы с детства сформировать правильные привычки.
необходимы для обеспечения гармонии
физическом и общем развитии детей, особенно в развитии
воли и характера, коммуникативных качеств ребенка. Физических упражнений в настоящее время очень много, они разнообразны, и хороши тем, что позволяют регулировать нагрузку в соответствии с возможностями конкретного ребенка.
Педагог дошкольного образования должен помнить, что его главной задачей является необходимость научить детей активно и самостоятельно двигаться и получать удовольствие от физического движения. Физическая активность является обязательным условием не только для формирования широкого спектра физических навыков и укрепления здоровья детей, но и для психического развития, для воспитания морально-волевых качеств личности.
В Российской Федерации наиболее распространенными являются традиционные формы физического воспитания дошкольников. В детских образовательных учреждениях в рамках образовательной программы организуются занятия по физическому воспитанию, режимно-гигиенические процедуры и мероприятия по активизации естественных сил организма (закаливание).
Помимо этих традиционных форм работы с воспитанниками имеется целый ряд альтернативных форм, которые не только приносят пользу физическому развитию дошкольников, но и вызывают живой интерес, позитивную эмоциональную реакцию детей, что, в свою очередь, способствует восприятию детьми физической активности как положительного явления, приносящего радость и удовольствие...
Наиболее распространенные формы физического воспитания детей в современных дошкольных образовательных учреждениях - типовые программы физического воспитания дошкольников с традиционными формами организации физической активности, такими как занятия физической культурой, режимно-гигиенические мероприятия и процедуры закаливания. Эти формы организации физической активности достаточно эффективны, но их постоянное применение может снизить интерес детей к физкультурным занятиям. Для того, чтобы физическая активность вызывала у детей положительные эмоции, необходимо применение альтернативных форм. Под альтернативными формами физического воспитания мы понимаем нестандартные и нерегламентированные способы организации физической активности детей, учитывающие индивидуальные особенности, склонности и возможности дошкольников. Организация альтернативных форм физической активности в ДОУ требует системного подхода, планирования и методических материалов.
Для целей исследования автором был проведен опрос. Базой исследования послужило МБДОУ Детский сад №34 (г. Лесосибирск). Были опрошены сотрудники учреждения, а также родители воспитанников старшей группы «Колокольчик».
Далее представлены результаты опроса. ДОУ применяет в воспитательном процессе как традиционные, так и альтернативные формы физического воспитания дошкольников. Больше времени и внимания уделяется занятиям в традиционной форме. Участники опроса назвали ряд проблем применения альтернативных форм физического воспитания детей - это недостаток методических материалов и отсутствие практического опыта. Большинство опрошенных считают, что альтернативные формы физической активности более интересны для дошкольников, чем традиционные.
Респонденты отметили, что воспитанники лучше всего воспринимают танцевальные занятия.
Во второй главе был представлен анализ особенностей физического развития детей в возрасте 6 лет.
Особенности физического развития в шестилетием возрасте- то, что совершенствуются опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, дыхательная и прочие системы организма. Происходит развитие мелких и крупных мышц, центральной нервной системы, увеличение роста и веса, изменение пропорций тела. Развиваются произвольные движения, крупная и мелкая моторика. В мозге ребенка в возрасте 6 лет происходит миелинизация и синоптическая обрезка, что ведет к ускорению и усложнению нервных процессов, совершенствованию познавательных и мыслительных функций.
В главе 2 была представлена методическая разработка организации альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми подготовительной группы. Программа танцевальных занятий носит название «Импульс». Срок действия программы - девять месяцев. Периодичность - один раз в неделю. Содержание программы - изучение спортивных танцев. В структуре занятий предусмотрены такие элементы, как разминка, растяжка, дыхательная гимнастика, изучение спортивного танца, разучивание хореографической композиции, танцевальная игра-импровизация под музыку. Форма отчетности - концерт для родителей в декабре и в апреле.
Работа по организации в ДОУ альтернативных форм физической активности поможет формированию у детей положительного эмоционального отношения к двигательной деятельности. Если дети будут получать от движения радость и удовольствие, привычка к здоровому образу жизни будет укрепляться с ранних лет. Все это позволит им в будущем стать физически активными, здоровыми, полноценными гражданами.
1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребёнка: иллюстрированное научное издание / В. Г. Алямовская ; ответственный редактор Ю. Пасс. - Нижний Новгород : Детство-Пресс, 2018. - 288 с.
2. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / В. К. Бальсевич // Физическая культура. - 1996. - № 1. - С. 23-25.
3. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого: иллюстрированное научное издание / В. К. Бальсевич. - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
4. Баранов, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / А.А. Баранов ; под редакцией А.А.Баранова, Л.А.Щеплягиной. - Москва : ГЭОТАР-Медиа,2006.-432с.
5. Венгер, Л.А. Психологическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 54-57.
6. Волконский, С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту): научное издание / С. М. Волконский. - Санкт- Петербург : Ленанд,2020. - 248 с.
7. Воротилкина, ИМ. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении:методическое пособие / И. М. Воротилкина. - Москва : НЦ ЭНАС, 2018. - 144с.
8. Деева, Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии. Занятия с детьми 3-7 лет. Упражнения, гимнастики, сказки: методическое пособие / Н. А. Деева - Москва : Учитель, 2020. - 188 с.
9. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие / Н. В. Дубровинская ; научный редактор Д. А. Фарбер. - Москва : гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
10. Змановский, Ю. Ф. К здоровью без лекарств: учебное пособие / Ю. Ф. Змановский. - Москва : Советский спорт, 1990. - 164с..
11. Змановский, Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. -№9.-С. 23-25.
12. Иванова, Т.А. Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста: учебное пособие / Т. А. Иванова. - Москва : Детство-Пресс, 2020. - 278 с.
13. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: учебное пособие / П. Ф. Лесгафт. - Москва : Физкультура и Спорт, 2016. - 205 с.
14. Лисина, Т. В. Подвижные тематические игры для дошкольников: учебное пособие / Т. В. Лисина, Г. В. Морозова. - Москва : Сфера, 2019. - 128 с.
15. Микадзе, Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: учебное пособие / Ю. В. Микадзе. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 622 с...34