Введение 3
Глава I: Теория Коллективного способа обучения (КСО) 6
1.1 Ретроспектива создания Коллективного способа обучения 6
1.2 Современные теоретические положения КСО 13
Глава II: Экспериментальная методика использования КСО на уроках
биологии в 7 классе 23
2.1 Из опыта работы по образованию детей коренных народов Севера 23
2.2 Методика использования КСО на уроках биологии в 7
классе 27
Вывод 38
Список использованной литературы 40
Идея образования в течение всей жизни является гуманистическим ориентиром нашего столетия. При этом основной функцией школы является целенаправленная социализация личности, носителя национальных и общечеловеческих ценностей, способного выполнять общественно полезную деятельность, формирование личностного менталитета, которому присуще состояние постоянного и вечного, пожизненного служения людям. Человекоцентрированный подход меняет взгляд на идеологию воспитания, ее направленность (не от коллектива на личность, а от личности на коллектив).
Не разрушение, а целенаправленное формирование достоинства личности, не унижение ребенка, а кропотливая работа по росту его самоуважения.
Исходя из общих положений ФГОС ООО, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и других видах деятельности.
Благодаря открытости, коллективности, с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению через нравственный индивидуализм - с другой, ребенок становится личностью. В этом случае и коллектив функционирует как свободный, добровольный союз, живой общественный организм, состоящий из свободных, самостоятельных, самоуправляющихся коллективистов-индивидуалов.
Практика показывает, что организация коллективных учебных занятий на основе метода непрерывной передачи знаний способствует не только достижению хорошего уровня знаний, усвоению учебной программы в соответствии со способностями каждого ученика, но и созданию постоянной творческой атмосферы, благоприятных морально- психологических условий обучения младших школьников, развитию у учащихся устойчивого интереса к познанию.
Технология коллективного способа обучения является
основополагающей, на наш взгляд, перспективной инновацией, обеспечивающей развитие, обучение и воспитание каждого школьника.
Первыми кто успешно реализовал обучение подростков с использованием коллективных учебных занятийА.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, Л.И.Новикова, М.В.Виноградова, Х.И.Лийметс, В.В.Котов и др.
Цель исследования: определить значение и условия использования коллективного способа обучения на уроках биологии в условиях малокомплектных школ народов севера.
Объект исследования: коллективный способ обучения в
образовательном процессе по биологии.
Предмет исследования: методика коллективного способаобучения по биологиикак фактор, повышающий эффективность процесса обучения в малокомплектных школах народов севера.
В своем исследовании мы исходили из гипотезы: обучение биологии будет более эффективным, если:
• разработаны дидактические материалы по КСО;
• применение КСО осуществляется систематически.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе;
2. Выявить особенности организации образовательного процесса с использованием коллективных способов обучения на уроках биологии в малокомплектных школах народов севера;
3. Разработать методику использования коллективного способа обучения на уроках биологии в 7 классе при изучении тем относящихся к разделу "Многообразие животных. Беспозвоночные животные": «Классы кольчецов», «Классы моллюсков», «Тип Иглокожие и Тип Членистоногие».
По мнению В.К. Дьяченко классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а,следовательно, сдерживает процесс развития учащихся.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• психолого-педагогическая диагностика: анализ школьной
документации, целенаправленные наблюдения над процессом обучения, опросы, наблюдение;
• эксперимент.
Практическая значимость определяется тем, что использование полученных в ходе исследования материалов позволит в практике учителей организовать обучение биологии, применяя при этом коллективную систему обучения, что значительно повысит уровень развития учащихся.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит несколько разделов и подразделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
И так в результате выполненной работы хотелось бы отметить следующее:
1. Исследование психолого-педагогической и методической литературы, показало, что технология коллективного способа обучения является основополагающей перспективной инновацией, обеспечивающей развитие, обучение и воспитание каждого школьника (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, Л.И.Новикова, М.В.Виноградова, Х.И.Лийметс, В.В.Котов и др).
В теории детально просмотрена специфика познавательной активности, приемы и методы ее повышения. В деятельности нынешней школы в исследовании этой проблемы остаются пробелы.
2. Особенностями организации образовательного процесса с использованием коллективных способов обучения на разных этапах урока, являются: вовлечение в учебный процесс одновременно всех учащихся; формирование их коммуникативной компетенции и создание ситуации успеха для каждого участника учебного процесса.
Целесообразность применения КСО определяется той учебной задачей, которую необходимо выполнить в образовательном процессе; а именно, обладает ли она характеристиками совместности.
Большая часть учителей, практически не используют коллективный способ обучения как средство, которое повышает познавательную активность, хоть и считают его таковым.
3. Разработана методика использования коллективного способа обучения на уроках биологии в 7 классе при изучении тем «Классы кольчецов», «Классы моллюсков», «Тип Иглокожие и Тип Членистоногие» включающая: приемы взаимообмена заданиями, самостоятельную работу с учебной литературой в группах, модель проработки текста по абзацам, приемы взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий и др.
На таком этапе как изучения нового материала применение приемов коллективного способа обучения для активизации познавательной деятельности не всегда считается эффективным. Во время проведения опытно-экспериментальной работы было установлено, что после использования приемов коллективного способа обучения на уроках биологии в экспериментальном классе уровень знаний учащихся возрос, в то же время в контрольном классе этот уровень остался прежним.
Таким образом, можно считать, что эксперимент удался, рабочая гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, и цель исследования достигнута.
1. Витковская, И. М. Технология коллективного способа обучения на современном уроке в начальной школе / Сибирский учитель. - 2014. - № 2. - С. 91 - 92.
2. Ефимова Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся/ Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. - 2015. - № 11. - С. 52-60.
3. Зебзеева, И. С. Организация урока по методике коллективного взаимного обучения / Управление начальной школой. - 2009. - № 5. - С. 37 - 46
4. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / Мн.: Книжный Дом, 2004. 256 с.
5. Лебединцев, В. Б. Учебный процесс в разновозрастном коллективе / Начальная школа. - 2011. - № 4. - C. 3 - 7.
6. Литвинская, И. Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология / Директор школы. - 2010. - № 1. - С. 21 - 22.
7. Луговых, Г. А. Работа в паре как средство формирования универсальных учебных действий / Коллективный способ обучения. - 2015. - № 15. - С. 87 - 89.
8. Миркин Н.Н., Наумова Л.Г. Влияние коллективной работы на приобретение знаний и умений / Народное образование - 2004. №2.
9. Мкртчян, М. А. Становление коллективного способа обучения: монография / Красноярск : КК ИПК, 2010. - 228 с.
10. Мкртчян, М. А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие / М. А. Мкртчян, О. В. Запятая, Г. В. Клепец, И. Г. Литвинская. Под ред. В. Б. Лебединцева. - Красноярск, 2005. - 180 с.
11. Морозоев С.С. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии / Первое сентября. - 2005. №18.
12. Панкратова А.О. Развитие познавательных способностей учащихся / Первое сентября - 2005. №2.
13. Пидкосистый П.И., Коротаев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. - М: Знание, 1985. - 80с.
14. Пономарева К.М., Коломин В.П., Сидельникова Г.Д., Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов пед.вузов. М: Издательский центр «Академия», 2013. 272с.
15. Пономарева И.Н. Условия эффективности деятельности учащихся / Педагогика - 2003. №4.....31