Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы организации коллективного способа обучения физике 7
1.1. Психолого-педагогический анализ по проблеме исследования 7
1.2. Основной подход к организации технологии коллективного способа
обучения физике учащихся средней школы 23
1.3. Методика организации коллективного способа обучения физике учащихся
средней школы 34
Выводы по первой главе 49
ГЛАВА 2. Методика организации коллективного способа обучения физике с использованием методов ТРИЗ-педагогики 50
2.1. Повышение эффективности коллективного способа обучения физике на
основе применения ТРИЗ-педагогики 50
2.2. Организация педагогического эксперимента по проверке эффективности
применения ТРИЗ-педагогики при коллективном способе обучения физике 62
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложение А. Задания по курсу физики 8 класса 74
Таким образом многие ученые все еще спорят по вопросу определения сущности обучения, определения форм организации занятий и использования способов обучения. Данный вопрос является достаточно острым в связи с тем, что традиционным ныне обучением является та система, которая была сформирована и описана несколько столетий назад - соответственно, постепенно она теряет свою эффективность и актуальность.
В проведенном исследовании отражены основные особенности организации коллективного способа обучения физике учащихся средней школы с использованием методов ТРИЗ-педагогики и представлены задания для учащихся 8 класса, разработанные на основе рассмотренных подходов.
В процессе исследования был проведен анализ исторической, методической и научно-методической литературы, в ходе которого была выявлена история развития общественно-исторических этапов образования; обобщен педагогический опыт по вопросу организации коллективных учебных занятий и использования ТРИЗ-методов в образовательной области.
В рамках исследования были выполнены следующие задачи:
1. изучена научно-методическая литература по проблеме исследования;
2. выявлена сущность коллективного способа обучения;
3. проанализированы основные методики организации работы сводных групп;
4. выделены основные методы ТРИЗ-педагогики, используемые при организации занятий по физике;
5. разработаны карточки с заданиями на основе методики взаимообмена заданиями с использованием ТРИЗ-педагогики;
6. проведен педагогический эксперимент по проверке эффективности использования методов ТРИЗ-педагогики в процессе организации коллективных учебных занятий.
Таким образом, по ставленные задачи исследования выполнены, цель до стигнута - разработана методика организации коллективных учебных занятий по физике для учащихся средней школы с внедрением методов ТРИЗ-педагогики. По результатам исследования написана статья "Повышение эффективности организации коллективного способа обучения физике учащихся средней школы на основе ТРИЗ-педагогики".
В процессе исследования был сделан вывод: выдвинутая гипотеза, которая гласит, что "повысить эффективность коллективного способа обучения физике в современных условиях обучения можно на основе применения методов ТРИЗ-педагогики; систематизации различных методик проведения коллективных учебных занятий; разработки заданий на основе применения ТРИЗ-педагогики", может быть окончательно подтверждена при дальнейшей работе в рамках данного исследования.
Использование симбиоза коллективного способа обучения и методов ТРИЗ-педагогики в рамках организации занятий по физике в основной школе позволит успешно реализовывать требования, прописанные в ФГОС, и всесторонне развивать учащихся в процессе обучения.
1. Азгальдов, Г. Г. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия / Г. Г. Азгальдов, А. В. Костин // Экономические стратегии.— 2008. — №2(60). — С. 162-164. — Текст : непосредственный.
2. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. — Москва : Просвещение, 2006. — 575 c. — Текст : непосредственный.
3. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. — Текст :
электронный // Школа жизни : [сайт]. — URL:
https://potencial-school.ru/associativno-reflektornaya-teoriya-obucheniya.html (дата обращения: 07.05.2023);
4. Ахмедов И. Р Традиционное обучение и новые педагогические
технологии как основа современной педагогической системы // Современное образование (Узбекистан). 2014. №6. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/traditsionnoe-obuchenie-i-novye-pedagogicheskie-te hnologii-kak-osnova-sovremennoy-pedagogicheskoy-sistemy (дата обращения: 05.05.2023);
5. Бондаренко Людмила Васильевна Методика Ривина. Изучение
учебных и научных текстов в диалоге // Народное образование. 2016. №4-5 (1456). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rivina-izuchenie-uchebnyh-i-nauchnyh-teks tov-v-dialoge (дата обращения: 12.05.2023);
6. Гин А.А. Теория решения изобретательских задач. Учебное пособие I уровня : учебно-методическое пособие / А.А. Гин, А.В. Кудрявцев, В.Ю. Бубенцов, А. Серединский. - 3-е изд. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2017. - 64 с.
7. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. - 192 с;
8. Дьяченко, В. К. Дидактика. Т. 1. / В. К. Дьяченко. — Москва : Народное образование, 2006. — 401 c. — Текст : непосредственный;
9. Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. — Москва : Народное образование, 2001. — 496 c. — Текст : непосредственный;
10. Ефимова, Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как
способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся /
Э. Л. Ефимова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 52-60. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8947/ (дата обращения: 07.05.2023).
11. Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. — 5-е издание. — Москва : Академия, 2008. — 192 c. — Текст : непосредственный. (дата обращения: 02.04.2023).
12. Захаров К.П. История коллективного взаимного обучения - Содиалог Александра Григорьевича Ривина [электронное издание] / К. П. Захаров. - СПб. : Политехнический университет, 2016 г., - 59 с.;
13. Захаров Константин Павлович, Гулк Елена Борисовна Этапы
становления метода содиалога Александра Григорьевича Ривина (1878-1944) // Terra Linguistica. 2017. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/etapy-stanovleniya-metoda-sodialoga-aleksandra-grig orievicha-rivina-1878-1944 (дата обращения: 03.05.2023);
14. Кузнецова Наталья Сергеевна, Болдакова Инна Вячеславовна
Коллективный способ обучения - обучение через общение // Вестник Ко стромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/kollektivnyy-sposob-obucheniya-obuchenie-cherez-o bschenie (дата обращения: 08.05.2023);
15. Лекционно-семинарская система обучения. — Текст : электронный
// Википедия : [сайт]. — URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лекционно-семинарская_система_обученияhttps://ru. wikipedia.org/wiki/Лекционно-семинарская_система_обучения (дата обращения: 01.05.2023);....39