Только Word
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты применения тестов в процессе обучения математики 6
1.1. Контент-анализ основных понятий, фактов в области применения тестов в
процессе обучения 6
1.2. Тестирование как средство обучения, закрепления и контроля
образовательных результатов обучающихся 16
1.3. Психолого-педагогические требования к составлению тестовых
заданий 20
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Методические аспекты применения тестов при изучении темы «Параллелограмм» в школьном курсе геометрии 30
2.1. Методические особенности применения тестов в процессе обучения
геометрическим понятиям 30
2.2. Методические особенности применения тестов в процессе работы над
теоремами 38
2.3. Описание результатов опытно-экспериментальной работы по
применению тестов в процессе изучения темы «Параллелограмм» 44
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1 53
Приложение 2 56
Приложение 3 60
Разработка федеральных государственных образовательных стандартов, внедрение новых технологий обучения и контроля знаний учащихся привлекли интерес широкой педагогической общественности к тестам. Являясь частью многих педагогических новаций, тестирование позволяет получить объективные данные оценки уровня знаний, проверить соответствие требований к подготовке выпускников, заданных стандартом, выявить пробелы в подготовке учащихся.
Использование тестирования в образовательном процессе внесло значительный вклад на пути развития методики контроля усвоения учащимися учебного материала. Кроме того, тесты являются наиболее эффективной и объективной формой оценивания не только уровня учебных достижений, умений и навыков, обучающихся по предмету, но и степени ее отклонения от нормы.
Следует заметить, что тестирование выполняет достаточно широкий ряд функций. А именно: диагностическую, оценочную, обучающую, развивающую, мотивационную, воспитательную, организационную, информационную. Необходимо также отметить, что преобладание обучающей и развивающей функций тестового контроля происходит при условии, если тестовые задания соответствуют уровню подготовки школьников.
Ученые и исследователи многократно обращались к различным аспектам контрольно-оценочной деятельности в процессе обучения. Значительный вклад в изучении проблемы контроля и оценки результатов обучения внесли: В. С. Аванесов, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. Х. Кривицкий, А. Н. Майоров, П. И. Пидкасистый. Исследования в области тестирования осуществляли В. П. Беспалько, Б. Блум, О. Е. Лебедев, И. Я. Лернер и др. Исследованием общих вопросов педагогического тестирования занимались: В. С. Аванесов, В. П. Беспалько, В. И. Васильев, М. В. Кларин, Г. С. Ковалева. Вопросами конструирования тестовых заданий занимались В. С. Аванесов, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, А. Н. Майоров, В. Ю. Переверзера, В. В. Свиридов, М. Б. Челышкова и др. Несмотря на изученность различных аспектов педагогического тестирования, целостно реализация педагогической модели тестирования в процессе контроля и оценки результатов освоения геометрии в школе до настоящего времени не рассматривалась. Что и определило актуальность рассматриваемой темы исследования.
Тестирование на сегодняшний день считается достаточно эффективным методом контроля знаний учащихся, а регулярное систематическое применение тестов в курсе геометрии способно повысить и качество знаний учащихся, и качество контроля процесса обучения. Применение тестовых заданий как в процессе изучения отдельных фактов геометрии, таки в рамках контроля знаний учеников является одним из самых актуальных вопросов методики ее преподавания.
Проблема настоящего исследования заключается в поиске ответа на вопрос: как осуществлять диагностику образовательных результатов, обучающихся в процессе изучения геометрии с помощью тестирования?
Объект исследования: процесс обучения геометрии.
Предмет исследования: приемы и способы использования тестовых заданий в процессе изучения геометрии.
Цель исследования: определить методические особенности использования тестов на уроках геометрии как элемента обучения и как средства контроля образовательных результатов обучающихся.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ основных понятий, фактов в области применения тестов на уроках геометрии;
• рассмотреть основные функциональные характеристики тестирования;
• изучить психолого-педагогические требования к составлению тестовых заданий;
• раскрыть методические особенности применения тестов в процессе обучения геометрическим понятиям;
• раскрыть методические особенности применения тестов в процессе работы над теоремами;
• разработать систему уроков с применением тестов при изучении темы "Параллелограмм" в 8 классе.
Гипотеза исследования: целенаправленное, систематическое использование рационально построенных тестовых заданий в процессе обучения геометрии позволяет сформировать целостную систему контроля образовательных результатов, обучающихся при изучении темы «Параллелограмм».
Методы исследования: теоретический анализ учебной и учебнометодической, а также научной литературы по изучаемой теме; обобщение педагогического опыта; синтез и сопоставление; педагогический эксперимент.
Практическая значимость: разработанная система уроков по теме «Параллелограмм» с применением тестовых заданий в процессе работы над основными понятиями и теоремами, содержит эффективные приемы диагностики образовательных результатов, обучающихся и может быть использована учителями математики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы, приложений.
Работа изложена на 64 страницах машинописного текста,
иллюстрирована 2 рисунками. Список литературы включает 30 источников.
Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы определить методические особенности использования тестов на уроках геометрии как элемента обучения и как средства контроля образовательных результатов обучающихся.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что цель исследования достигнута в полном объеме.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
В теоретической части работы был проведен теоретический анализ основных понятий, фактов в области применения тестов на уроках геометрии. Тестовые задания изучались многими авторами с точки зрения их актуальности, сложности и рациональности в рамках учебного процесса. При этом относительно тестовых задания сформировались мнения как в пользу таковых, так и в противовес. Тестовые задания при разработке педагогом должны быть структурированы и при их разработке необходимо учитывать методологию, цель и основы дальнейшего применения.
В первой главе также рассмотрены функциональные характеристики тестирования. Тестовые задания подразделены на различные рода типы, формы и виды, в зависимости от того, каким образом сформировано само задание и непосредственно ответ к заданию. Типы, формы и виды тестовых заданий применяются в тех или иных вариантах контроля знаний.
Были изучены психолого-педагогические требования к составлению тестовых заданий. Тесты применяются на всех этапах образовательного процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, образовательных достижений.
Во второй главе раскрыты методические особенности применения тестов в процессе обучения геометрическим понятиям, раскрыты методические особенности применения тестов в процессе работы над теоремами. А по итогу проведенного исследования разработана система уроков с применением тестов при изучении темы «Параллелограмм» в 8 классе.
В рамках данной темы возможно применять тесты как открытых, так и закрытых типов. Тестовые задания могут быть применены на различных этапах обучающего процесса. С тестами в курсе геометрии может быть обеспечен как текущий, так и предварительный контроль. При помощи тестовых заданий также реализуется и итоговый контроль, позволяющий выявить уровень сформированных навыков, знаний и умений по итогу изучения темы. Результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования подтвердили гипотезу.
По мере изучения курса или темы, в данном случае в рамках изучаемой темы «Параллелограмм», виды тестов могут быть усложнены. Но главное, чтобы педагог заранее обучил детей работе с тестовыми заданиями. В то же время учащиеся должны понимать суть работы с тестовыми заданиями и альтернативными ответами и в форме утверждения: да или нет.
1. Алгебра: Учебник для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ под ред. Ю.Н. Макарычев. 11-е изд. М.: Просвещение, 2016. 223с.
2. Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9 кл.: учеб. для общеобразоват. Организаций. М.: Просвещение, 2019. 383 с.
3. Бахмутинский А.О. подходе к тестовой оценке учебных достижений в школе//Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. №4. С. 28-36.
4. Бутузов В.Ф. Геометрия. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2018. 175с.
5. Виды тестов и формы тестовых заданий / Электронный ресурс.
режим доступа: https://infourok.ru/vidi-testov-i-formi-testovih-zadaniy-
3536135.html(дата обращения: 25.05.2022).
6. Виды тестовых заданий / Электронный ресурс. режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/5976_vidy_i_formy_pedagogicheskih_testov(дата обращения: 25.05.2022).
7. Вторушина Э.А. Электронное тестирование как форма контроля знаний обучающихся / Электронный ресурс, режим доступа: https://nsportal.ru(дата обращения: 25.05.2022).
8. Далингер В. А. Методика обучения математике / В. А. Далингер. М.: Юрайт, 2017. 340 с.
9. Ермолин И.И. Методические рекомендации по составлению тестовых заданий. М.: Вычш. шк., 2016. 214с.
10. Жохов В.И. Уроки математики: Пособие для учителей/ В.И. Жохов. М.: Вербум-М, 2016. 147с.
11. Иванова Г.В. Тестовый контроль как особый метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся/ Г.В. Иванова. М.: Альфа, 2013. 75 с.
12. Капкаева Л. С. Теория и методика обучения математике: частная методика. / Л. С. Капкаева. М.: Юрайт, 2019. 264 с.
13. Коржачкина О.М. Решение задач как вид мыслительной деятельности. Общие методы // Математика в школе. 2018. №4. С. 45-57
14. Лидин Р.А. Тестовые задания для итогового контроля качества знаний/ Р.А. Лидин, Л.Л. Андреева // Химия в школе. 2015. №3. С.54.
15. Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 кл.: учебник / А. Г. Мерзляк. М.: Вентана-Граф, 2019. 206 с....30