ВВЕДЕНИЕ стр
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА
1.1. Речевое искусство педагога
1.2. Речевая норма и культура речи
1.3. Профессиональная речь специалиста в области физической культуры и спорта
1.4. Методы исследования профессиональной речи спортивного тренера
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследований
2.2. Методы исследований
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА
3.1. Выявление особенностей разных видов речевой деятельности спортивного тренера на основе анкетирования
3.2. Анализ особенностей речевого поведения специалиста в области физической культуры и спорта во время учебнотренировочного процесса методом наблюдения
3.3. Методика совершенствования про фессиональной речи спортивного тренера
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Спорт - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Актуальность: Спорт - составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Осуществлять подготовку спортсменов различной квалификации призвантренер. Но тренер - это еще и педагог, обязанность которого воспитывать гражданина, патриота своей Родины. Учитывая тот факт, что в настоящее время наблюдается спад духовной образованности и снижение уровня речевой культуры как молодежи в целом, так и спортсменов в частности, важно понимать, что роль тренера в этом процессе особенно велика. Результат появится только тогда, когда красивая правильная речь станет личным делом каждого. Необходимым условием успешного руководства является авторитет. Тренер, обладающий авторитетом, пользуется доверием спортсменов, что создает благоприятные условия для их плодотворного сотрудничества. Авторитет тренера обусловлен его высоким моральным обликом, профессионализмом и завоевывается у спортсменов, прежде всего добросовестным отношением к труду, объективным отношением к ученикам.
Тренерская работа - это прежде всего работа с людьми. Ежедневно, начиная тренировку, тренер предстает перед группой людей и в течение всей тренировки убеждает их в правоте своих действий, увлекая их следовать за своими идеями. Поэтому тренеру просто необходимо обладать ораторским искусством. Ораторское искусство в общем-то необходимо любому человеку, потому что никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания [9].В последнее время увеличился объем документации, которую тренер должен регулярно вести. Это предъявляет дополнительные требования и к орфографической грамотности тренера. Для ее повышения необходимо читать профессиональную литературу и тренировать зрительную речевую память.
Объект исследования:профессиональнаядеятельностьтренера.
Предмет исследования: профессиональнаяречевая деятельность
тренера.
Цель исследования: повышение качества профессиональной речи будущего спортивного тренера.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников по проблемам совершенствования профессиональной речи специалиста в области физической культуры и спорта, спортивного тренера.
2. Выявление особенностей разных видов речевой деятельности спортивного тренера.
3. Анализ особенностей речевого поведения спортивного тренера во время учебно-тренировочного процесса.
4. Разработка и проверка в педагогическом эксперименте методики совершенствования профессиональной речи будущего спортивного тренера.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование карточек с правильным написанием слов, использование правильной терминологии во время тренировочного процесса, повысит уровень профессиональной речи спортсменов, будущих спортивных тренеров.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что нами была разработана методика повышения грамотности профессиональной речи спортсменов и спортивных тренеров.
Практическая значимость: экспериментально доказано, что
разработанная нами методика способствует повышению грамотности профессиональной речи спортсменов и спортивных тренерови может быть использована в тренировочном процессе.
1. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностям совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Характеризовать структуру общения можно путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
2. Важный фактор, определяющий межличностные отношения, — это представления тренера и спортсменов об их отношении друг к другу. Если тренер видит негативное отношение к себе всех или некоторых учеников, знает о негативной оценке ими его профессиональных и личностных качеств, то, как правило, он относится к таким ученикам тоже негативно. Хотя при объективной оценке личностных и спортивных качеств учеников выясняется, что к этому у тренера не было никаких оснований.
3. В профессиональной деятельности умение убедительно говорить становится важным в связи с необходимостью привлекать к занятиям физической культурой. Спортсменам как будущим тренерам необходимо умение убедительно говорить и в краткой доступной форме излагать свои требования и мысли.
4. В настоящее время наблюдается спад духовной образованности и снижение уровня речевой культуры как молодежи в целом, так и спортсменов в частности.Результат появится только тогда, когда красивая правильная речь станет личным делом каждого. Необходимым условием успешного руководства является авторитет. Тренер, обладающий авторитетом, пользуется доверием спортсменов, что создает благоприятные условия для их плодотворного сотрудничества. Авторитет тренера обусловлен его высоким моральным обликом, профессионализмом и завоевывается у спортсменов, прежде всего добросовестным отношением к труду, объективным отношением к ученикам.
5. Особенности видов речевой деятельности спортивного тренера в общении со спортсменами заключаются в следующем:тренер не должен добиваться уважения к себе агрессивным путем в большинстве случаев(62%) спортсмены ответили, что добивания уважения к себе агрессивным путем не верно; одним из нежелательных способов речевого обращения является речевая агрессия, так как она может иметь весьма опасные последствия,так какдетей склонны перенимать и копировать агрессивные речевые действия.
6. У большинства (46%) спортсменов благоприятная ситуация - тренер не
агрессивен. Среди остальных 54% есть такие (23%), кто отвечает на агрессию агрессией, а есть те (31%), кто не противоречит тренеру. Бывают случаи, когда спортсмены позволяют себе нецензурные выражения. В 47% ситуаций тренер объясняет, что так говорить нельзя, 37% даже наказывает физическими упражнениями, к сожалению, для 16% использование неприличных выражений остается
безнаказанным.Тренеры в 53% случаев выражают свою агрессию в направлении учащихся группы, в большинстве ситуаций в направлении конкретных учеников.
7. Педагог, спортивный тренер, безусловно, должен являться для своих воспитанников эталоном поведения, особенно речевого. К сожалению, есть ряд недостатков в речевом поведении современных специалистов. Мы выявили некоторые из них посредством наблюдения. В равном количестве во время тренировки тренером проявляются как отрицательные, так и положительные эмоции. Вполне естественно, что в 100% случаев специалисты пользуются спортивным сленгом, в 100%
случаев в речи специалистов присутствовали слова-паразиты, но тот факт, что в 70% процентах случаев специалисты позволяют себе выражаться нецензурно, заставляет серьезно задуматься об уровне профессиональной этики тренеров.
8. Тренеру необходимо владеть профессиональной терминологией, формировать положительный профессиональный речевой имидж. В последнее время увеличился объем документации, которую тренер должен регулярно вести. Это предъявляет дополнительные требования и к орфографической грамотности тренера. Эффективным, как показывает проведенный нами эксперимент, является использование на тренировочных занятиях наглядных пособий с орфографически грамотным написанием слов из профессиональной лексики.
9. Тренеры и спортсмены очень часто используют жаргон в тренировочном процессе, но, к сожалению, не всегда знают полное правильное название приемов и технических действий. Это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на результатах обучения спортсменов технике, так как в большинстве названий приемов спортивной борьбы заложены ключевые действия и особенности их выполнения. Эффективным, как показывает проведенный нами эксперимент, является ознакомление с правильным названием приема наряду с жаргонным названием во время изучения и совершенствования приемов.
1. Булатова О.С..Педагогический артистизм. -М.: Академия, 2001 - 238 с.
2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 272 с.
3. Жукова И. Н. Профессиональная речь как речевой имидж специалиста в области физической культуре и спорте / материалы 12 Всерос. Науч. - практ. Конф. Красноярск, 23-25 апреля 2010г. - Красноярск: ИПК СФУ. 2010. - С. 419-421.
4. Марков. К. К.. Психолого-педагогические основы тренерской деятельности. - Красноярск: гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева, 2007. - 200с.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. - Москва: Академия, 2004. - 575с.
6. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать.- Москва: Астрель:АСТ, 2006- 863с.
7. Дунев А. И., Дымарский М. Я., Кожевников А. Ю. Русский язык и культура речи - Москва: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003 - 509с.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
9. Завьялова О.Б. Физическая культура в системе высшего образования // Сборник тезисов научно - практической конференции. - Красноярск: КГУ, 1998, С. 68-69.
10. Завьялова О.Б. Формирование практической составляющей коммуникативной компетентности студентов в рамках изучения дисциплины “Акмеология физической культуры и спорта”// Развитие спорта высших достижений и физкультурного образования в регионах РФ: история, традиции, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Якутск: издательство ЯНЦ СО РАН, 2009. - С. 165-169.
11. Завьялова О.Б. Формирование речевого имиджа специалистов по борьбе дзюдо//Теория и практика физической культуры. - №12. - 2002. - С. 2-4.
12. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика: Учеб. Для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. культура». - М: Терра- Спорт,2000. - 272с.
13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры).
• М: Физкультура и спорт, 1991. - 543с.
14. Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В.. Культура речи педагога.
• М.: Академия, 2003 - 192с.
15. Мурашов А. А.. Основы педагогической риторики. - М.: Институт практической психологии, 1996 - 281 с....79