ВВЕДЕНИЕ
4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ
7
1.1. Этапы развития выносливости и её биомеханические
основы
7
1.2. Развитие общей и специальной выносливости
14
1.3. Развитие скоростной выносливости
19
1.3.1. Показатели скоростной выносливости
20
1.3.2. Средства развития скоростной выносливости
22
1.3.3. Методы развития скоростной выносливости
25
1.4. Общефизическая подготовка в баскетболе
28
1.5. Морфофункциональные характеристики баскетболисток 14-15
лет
29
1.6. Особенности методики развития скоростной выносливости у баскетболисток 14-15 лет
32
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
35
2.1. Методы исследования
35
2.2. Организация исследования
39
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕНИЕ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ У
БАСКЕТБОЛИСТОК 14-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИХ ВОЗРАСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОВЕРКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
41
3.1. Методика развития скоростной выносливости баскетболисток 14-15 лет (экспериментальной группы)
41
3.2.Методика контрольной группы
41
3.3. Результаты предварительного исследования
42
3.4. Проверка эффективности методики
43
ВЫВОДЫ
47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
50
ПРИЛОЖЕНИЯ
54
Актуальность:
Баскетбол — одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма занимающегося. Баскетбол является средством активного отдыха для многих категорий граждан, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.
Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Но эффект воспитания зависит прежде всего оттого, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического
и нравственного воспитания.
Для выявления баскетболистов, способных в перспективе, достичь высот мастерства, необходимо знать факторы, способствующие достижению высоких результатов в баскетболе, модельные характеристики соревновательной деятельности и уровня специальной подготовленности (физической, технико-тактической, психологической) элитных
баскетболистов, специфику игровых функций, возрастные особенности баскетболистов на соответствующих этапах подготовки.
Выносливость важна при выполнении многих двигательных действий, в трудовой, военной деятельности, а также в спорте. Выносливость - физическое качество, необходимое в той или иной степени в каждом виде спорта, в частности в баскетболе. В одних видах спорта и упражнениях выносливость непосредственно определяет результат (ходьба, бег, велогонки, конькобежный спорт, лыжные гонки и др.), в других, она позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и др.). Упражнение кратковременно и на первый взгляд необходимости в выносливости не существует, она помогает длительно переносить высокие тренировочные нагрузки, и обеспечивает быстрое восстановление сил организма между тренировками. В баскетболе уровень выносливости обуславливает развитие быстроты, силы, координационных способностей. Скоростная выносливость помогает организму противостоять утомлению, что способствует работе с заданной интенсивностью в течение длительного времени. Упражнения на выносливость рассматриваются специалистами как одно из важнейших средств оздоровления, воспитание морально-волевых качеств, гармонического физического развития.
Главными признаками, по которым прогнозируют уровень возможных спортивных достижений юного баскетболиста, являются его физическое развитие, уровень развития физических качеств и функциональная подготовленность.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс баскетболисток 14-15 лет.
Предмет исследования методика развития скоростной выносливости, с учетом особенностей баскетболисток 14-15 лет.
Цель исследования: экспериментально обосновать использование специальных средств и методов развития скоростной выносливости баскетболисток 14-15 лет.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе литературного обзора: рассмотреть этапы развития выносливости, дать характеристику скоростной выносливости, ее место в процессе подготовке баскетболисток 14-15 лет, рассмотреть средства и методы, используемые для развития выносливости, раскрыть особенности развития выносливости баскетболисток 14-15 лет.
2. Провести педагогическое исследование для определения показателей скоростной выносливости баскетболисток 14-15 лет.
3. Теоретически обосновать и подобрать наиболее подходящую методику развития скоростной выносливости у баскетболисток 14-15 лет.
4. Экспериментально проверить эффективность методики развития скоростной выносливости у баскетболисток 14-15 лет.
В качестве гипотезы исследования послужило предположение о том, что использование специально подобранных средств и методов и знание методических особенностей позволит повысить процесс развития скоростной выносливости баскетболисток 14-15 лет.
Методы исследования:
1. анализ научно - методической литературы,
2. тестирование, педагогический эксперимент,
3. методы математической статистики.
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В ходе литературного обзора мы дали характеристику выносливости в спортивной деятельности. Функциональная подготовка - или выносливость, является основой, базой, на которой строятся и совершенствуются все физические качества спортсмена. Изучили морфофункциональные характеристики баскетболисток 14-15 лет. Систематическая работа над скоростно-силовыми качествами в 14-15 лет способствует развитию выносливости к динамической работе.
Рассмотрели средства и методы, используемые для развития специальной выносливости - спортивное упражнение, специальные физические упражнения, позволяющие развивать выносливость в тесной связи с другим ведущим двигательным качеством в соответствии с внешней и внутренней структурой спортивного упражнения, а также обще-подготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. К основным методам развития выносливости относятся следующие: равномерный; интервальный;
повторно-переменный; сопряженных воздействий; соревновательный; круговой; игровой.
Раскрыли особенности развития выносливости баскетболисток 14-15 лет:
-длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров и отдельных матчей требует высокого развития выносливости, т.е. способности противостоять появляющемуся в результате соревновательных нагрузок утомлению;
-особенностью проявления функциональных способностей баскетболистов в игре является чередование аэробных и анаэробных процессов, поэтому высокий уровень общей выносливости служит прочной основой специальной выносливости. На этапах специальной подготовки и предсоревновательном соотношение средств и методов развития выносливости меняется — увеличивается доля специальных;
-включая в тренировки упражнения для развития скоростной выносливости, необходимо предусматривать, чтобы тренировочные и соревновательные воздействия соответствовали функциональным возможностям и уровню подготовленности игрока.
2. Мы определили показатели скоростной выносливости в беге на 500м, челночном беге и беге «Ёлочкой» у баскетболисток 14-15 лет контрольной и экспериментальной групп.
3. Нами была выбрана методика развития скоростной выносливости, которая включала упражнения на быстроту, выполняемые многократно. В качестве средств используют рывки и спринтерские ускорения, имитационные и основные упражнения по технике игры.
Дозировка физической нагрузки имела следующие значения:
• продолжительность одного повторения - 20-З0 с;
• интенсивность - максимальная;
• интервал отдыха между повторениями - 1-3 мин;
• количество повторений - 4-10.
Методика применялась в основной части занятий.
4. Эффективность выбранной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента выше, чем в контрольной. Различия показателей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента достоверны, а это значит, что наша гипотеза подтвердилась.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978 - 223 с.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1979-1990гг.
3. Баскетбол: Поурочная программа для спортивных
детско- юношеских школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /сост. Ю.Д. Железняк, И.А. Водяникова и др. - М, 1976.
4. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М., 1986
5. Башкин С. Г. Уроки по баскетболу. М. 1966.
6. Булгакова Н.Ж. Спортивная тренировка спортсменов. ч.4 //
Спортивное плавание: учеб. для вузов физической культуры /. - М.: ФОН, 1996.
7. Булич Э. Г. Физическая культура и здоровье. - М.: Просвещение, 1983г.
8. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
9. Верхошанский Ю.В. Журнал «Теория и практика физической культуры», № 4, 2003
10. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331с.
11. Грасис A.M. Методика подготовки баскетболистов. - М., 1958.
12. Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика. - М: ФиС, 1979г.
13. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр, 1998. - 480с
14. Дунаев К.С., Савицкий Я.И., Солдатов О.А. Развитие силовой выносливости у биатлонистов // Лыжный спорт: Сб. - Вып. 2-й / Сост. В.Н. Манжосов и др.; Редкол. А.В. Акентьев и др. - М.: Физкультура и спорт, 1992.
15. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с....44