Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Развитие фонематической стороны речи в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития фонематической стороны речи при дизартрии... 15
1.3 Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие фонематической стороны речи 18
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 24
2.1 Организация и методика исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 30
2.3 Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия
для детей 4-5 лет с дизартрией 40
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение 54
Актуальность. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (от 17 октября 2013 года) речевое развитие определяется как одна из приоритетных образовательных областей.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речи. Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Дизартрия представляет собой сложное речевое нарушение органического генеза, проявляющееся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения, которые с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической стороны речи. (Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, И. И. Панченко, Э. Я. Сизова, Е. Ф. Собото- вич, О. А. Токарева).
Ряд авторов отмечают (Е. Г. Корицкая, В. С. Минашина, Е. Ф. Собо- тович и др.), что нарушения фонематического слуха могут носить вторичный характер. Как указывает Р. Е. Левина, «такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при двигательных поражениях органов речи». Вторичная недостаточность ярко проявляется у детей с дизартрией, так как артикуляторные затруднения оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих замедляет процесс становления собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.
Таким образом, большинство исследователей обращают внимание на то что, при дизартрии фонематические нарушения могут носить вторичный характер, но при этом в литературе представлены данные о нарушениях произвольной памяти, внимания, восприятия у детей с дизартрией. Исходя, из этих особенностей можно сделать вывод о том, что они располагают к первичным нарушениям фонематического слуха. Из этого следует то, что механизмы фонематического слуха полиморфны. В литературе не встретилось специальных исследований, которые изучали бы распространенность фонематических нарушений у детей с дизартрией в зависимости от механизмов.
Исходя из этого, проблема изучения фонематических нарушений и их преодоление у детей с дизартрией 4-5 лет приобретает особую актуальность.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие исследователи (В.И.Бельтюков, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.).
В результате, неоткоррегированные своевременно нарушения фонематической стороны речи в дошкольном возрасте, могут привести к трудностям овладения грамотой и освоения школьной программы, что в конечном итоге влияет на социализацию детей.
Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи.
Предмет исследования: механизмы фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: выявить механизмы фонематических нарушений у детей 4-5 лет с дизартрией и на основе выявленных механизмов составить методические рекомендации.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную логопедическую литературу, посвященную проблеме изучения фонематических нарушений у дошкольников с дизартрией;
2. Изучить особенности звукопроизношения и сформированность умений различать правильное и дефектное произношение слов и дифференцировать звуки в ряду других речевых звуков у детей с дизартрией;
3. Выявить механизмы фонематических нарушений у дошкольников с дизартрией;
4. Составить методические рекомендации с учетом выявленной симптоматики и механизмов нарушений фонематического слуха у испытуемых экспериментальной группы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем полиморфные механизмы фонематических нарушений у дошкольников с дизартрией: отсутствие фонематических нарушений, фонематические нарушения первичного характера и нарушения вторичного характера на основе дефекта звукопроизноше- ния.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии и логопедии о:
• единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С.Выготский);
• зоне ближайшего развития (Л.С.Выготский);
• понимании речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы.
• теоретические методы: анализ литературы, изучение медико- психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, медицинские, речевые карты;
• эмпирические методы: беседа с логопедом; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности, проведение констатирующего эксперимента;
• количественный и качественный анализ результатов исследования....
В результате анализа литературы по проблеме исследования, сделаны выводы о том, что фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности, который формируется с шестимесячного возраста до одного года семи месяцев в норме, вследствие речевого общения с взрослым. Фонематический слух является ведущим в том отношении, что благодаря раннему развитию слухового восприятия ребёнок учится различать разнообразные звуковые элементы, которые становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребёнка, кроме фонематического слуха, необходимы ещё артикуляционные навыки. Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. К 4 годам ребенок должен уметь четко воспринимать и дифференцировать звуки речи на слух.
У детей с дизартрией нарушения звукопроизношения обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата . Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое в свою очередь тормозит процесс формирования правильного произношения звуков. Взаимозависимость этих процессов является причиной стойких нарушений звукопроизношения.
Большинство авторов предлагает работу над развитием фонематического восприятия осуществлять поэтапно, учитывая последовательность развития и становления фонематической стороны речи в онтогенезе и механизмы нарушений.
Для изучения особенностей звукопроизношения нами были подобраны общепринятые методики в логопедии (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина) стимульный материал, предложенный О.Б. Иншаковой [15, с. 9-56] и бальная оценка, предложенная Т.А. Фотековой [47, с. 32].
При исследовании фонематического слуха использовались общепринятые в логопедии приемы (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина), бальная оценка, предложенная Фотековой Т.А., стимульный материал, предложенный Архиповой Е.Ф.[5, с. 65] Мамаевой А.В.[29, с. 19].
В результате исследования были выявлены 3 группы по уровню сформированности фонематического слуха:
1 группа - фонематический слух нарушен первично, испытуемые не дифференцируют, как нарушенные так и сохранные звуки.
2 группа - фонематический слух нарушен вторично, на основе дефекта звукопроизношения.
3 группа - фонематический слух не нарушен, и только наблюдаются единичные ошибки которые исправляются самокоррекцией.
И в результате этого были составлены дифференцированные рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей с дизартрией. В основу были положены 6 этапов развития фонематического восприятия предложенные Т.Б. Филичевой , Н.А. Чевелевой. Для испытуемых, у которых фонематический слух нарушен первично, логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия на этапе дифференциации неречевых звуков и дифференциации высоты, силы, тембра голоса будет представлена целыми сериями заданий и более детально.
Для испытуемых, у которых фонематический слух нарушен вторично, логопедическая работа на первом и втором этапе будет проводится очень сжато, как отдельный этап работы выделяться не будет, а игры и упражнения, представленные ниже, мы будем предлагать как элемент к занятию.
Испытуемым, у которых фонематический слух не нарушен, специальная логопедическая работа не рекомендована, но наборы этих игр мы предложим воспитателю, для того чтобы включать их во второй половине дня или в структуру занятий по развитию речи.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей с дизартрией, а так же изучение нарушения фонетического слуха у данной категории детей.
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников - СПб.: Детство-Пресс, 2015. 116 с.
2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. 48 с.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2006. 320с.
5. Архипова Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М.: АСТ: Астрель, 2008. 256с.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. 288с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Издательский центр «Академия», 1981. 256с.
8. Брюховскик Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 175с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство: СПБ.: Детство-Пресс, 2007. 480с.
10. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей дет. садов. - 4-е изд. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1980. 134с.
11. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. - СПб, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз,
2000. 178с.
12. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010. 64с.
13. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 112 с.
14. Журова Л.Е. "Обучение дошкольников грамоте. М.: Школьная Пресса, 2002. 144с.
15. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2015. 280с.....53