Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕХАНИЗМЫ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №153741

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Развитие фонематической стороны речи в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития фонематической стороны речи при дизартрии... 15
1.3 Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие фоне­матической стороны речи 18
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 24
2.1 Организация и методика исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 30
2.3 Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия
для детей 4-5 лет с дизартрией 40
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение 54

Актуальность. Согласно Федеральному государственному образова­тельному стандарту дошкольного образования (от 17 октября 2013 года) речевое развитие определяется как одна из приоритетных образовательных областей.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с нарушени­ями речи. Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительно­му росту. Дизартрия представляет собой сложное речевое нарушение орга­нического генеза, проявляющееся в неврологических, психологических и речевых симптомах. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения, которые с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической стороны речи. (Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, И. И. Панченко, Э. Я. Сизова, Е. Ф. Собото- вич, О. А. Токарева).
Ряд авторов отмечают (Е. Г. Корицкая, В. С. Минашина, Е. Ф. Собо- тович и др.), что нарушения фонематического слуха могут носить вторич­ный характер. Как указывает Р. Е. Левина, «такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при двигательных пораже­ниях органов речи». Вторичная недостаточность ярко проявляется у детей с дизартрией, так как артикуляторные затруднения оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Смазанная, не­внятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих замедляет процесс становле­ния собственной артикуляции с целью достижения определенного акусти­ческого эффекта.
Таким образом, большинство исследователей обращают внимание на то что, при дизартрии фонематические нарушения могут носить вторичный характер, но при этом в литературе представлены данные о нарушениях произвольной памяти, внимания, восприятия у детей с дизартрией. Исходя, из этих особенностей можно сделать вывод о том, что они располагают к первичным нарушениям фонематического слуха. Из этого следует то, что механизмы фонематического слуха полиморфны. В литературе не встрети­лось специальных исследований, которые изучали бы распространенность фонематических нарушений у детей с дизартрией в зависимости от меха­низмов.
Исходя из этого, проблема изучения фонематических нарушений и их преодоление у детей с дизартрией 4-5 лет приобретает особую актуаль­ность.
На важность и необходимость своевременного формирования фоне­матического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие исследователи (В.И.Бельтюков, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.).
В результате, неоткоррегированные своевременно нарушения фоне­матической стороны речи в дошкольном возрасте, могут привести к трудно­стям овладения грамотой и освоения школьной программы, что в конечном итоге влияет на социализацию детей.
Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи.
Предмет исследования: механизмы фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: выявить механизмы фонематических нарушений у детей 4-5 лет с дизартрией и на основе выявленных механизмов составить методические рекомендации.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную логопедическую литературу, посвященную проблеме изучения фонематических нарушений у дошкольников с дизарт­рией;
2. Изучить особенности звукопроизношения и сформированность уме­ний различать правильное и дефектное произношение слов и дифференци­ровать звуки в ряду других речевых звуков у детей с дизартрией;
3. Выявить механизмы фонематических нарушений у дошкольников с дизартрией;
4. Составить методические рекомендации с учетом выявленной симп­томатики и механизмов нарушений фонематического слуха у испытуемых экспериментальной группы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем полиморфные механизмы фонематических нарушений у дошкольников с дизартрией: отсутствие фо­нематических нарушений, фонематические нарушения первичного характе­ра и нарушения вторичного характера на основе дефекта звукопроизноше- ния.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии и логопедии о:
• единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С.Выготский);
• зоне ближайшего развития (Л.С.Выготский);
• понимании речи как о сложной функциональной системе, структур­ные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии (Л.С. Выгот­ский, Р.Е. Левина и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы.
• теоретические методы: анализ литературы, изучение медико- психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, медицинские, речевые карты;
• эмпирические методы: беседа с логопедом; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности, проведение констатирующего эксперимента;
• количественный и качественный анализ результатов исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа литературы по проблеме исследования, сделаны выводы о том, что фонематический слух является базовым звеном речевой деятельности, который формируется с шестимесячного возраста до одного года семи месяцев в норме, вследствие речевого общения с взрослым. Фо­нематический слух является ведущим в том отношении, что благодаря ран­нему развитию слухового восприятия ребёнок учится различать разнооб­разные звуковые элементы, которые становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ре­бёнка, кроме фонематического слуха, необходимы ещё артикуляционные навыки. Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. К 4 го­дам ребенок должен уметь четко воспринимать и дифференцировать звуки речи на слух.
У детей с дизартрией нарушения звукопроизношения обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата . Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое в свою оче­редь тормозит процесс формирования правильного произношения звуков. Взаимозависимость этих процессов является причиной стойких нарушений звукопроизношения.
Большинство авторов предлагает работу над развитием фонематиче­ского восприятия осуществлять поэтапно, учитывая последовательность развития и становления фонематической стороны речи в онтогенезе и меха­низмы нарушений.
Для изучения особенностей звукопроизношения нами были подобра­ны общепринятые методики в логопедии (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина) стимульный материал, предложенный О.Б. Иншаковой [15, с. 9-56] и бальная оценка, предложенная Т.А. Фотековой [47, с. 32].
При исследовании фонематического слуха использовались общепри­нятые в логопедии приемы (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина), бальная оценка, предложенная Фотековой Т.А., стимульный материал, предложенный Архиповой Е.Ф.[5, с. 65] Мамаевой А.В.[29, с. 19].
В результате исследования были выявлены 3 группы по уровню сформированности фонематического слуха:
1 группа - фонематический слух нарушен первично, испытуемые не дифференцируют, как нарушенные так и сохранные звуки.
2 группа - фонематический слух нарушен вторично, на основе дефекта звукопроизношения.
3 группа - фонематический слух не нарушен, и только наблюдаются единичные ошибки которые исправляются самокоррекцией.
И в результате этого были составлены дифференцированные рекомен­дации по развитию фонематического восприятия у детей с дизартрией. В основу были положены 6 этапов развития фонематического восприятия предложенные Т.Б. Филичевой , Н.А. Чевелевой. Для испытуемых, у кото­рых фонематический слух нарушен первично, логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия на этапе дифференциации нерече­вых звуков и дифференциации высоты, силы, тембра голоса будет пред­ставлена целыми сериями заданий и более детально.
Для испытуемых, у которых фонематический слух нарушен вторично, логопедическая работа на первом и втором этапе будет проводится очень сжато, как отдельный этап работы выделяться не будет, а игры и упражне­ния, представленные ниже, мы будем предлагать как элемент к занятию.
Испытуемым, у которых фонематический слух не нарушен, специаль­ная логопедическая работа не рекомендована, но наборы этих игр мы пред­ложим воспитателю, для того чтобы включать их во второй половине дня или в структуру занятий по развитию речи.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами игр и упражнений для развития фонематического вос­приятия у детей с дизартрией, а так же изучение нарушения фонетическо­го слуха у данной категории детей.


1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошколь­ников - СПб.: Детство-Пресс, 2015. 116 с.
2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. 48 с.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2006. 320с.
5. Архипова Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодоле­нию стертой дизартрии. М.: АСТ: Астрель, 2008. 256с.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. 288с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Издательский центр «Академия», 1981. 256с.
8. Брюховскик Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по лого­педии / Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 175с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство: СПБ.: Детство-Пресс, 2007. 480с.
10. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей дет. садов. - 4-е изд. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1980. 134с.
11. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психиче­ского развития. - СПб, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз,
2000. 178с.
12. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010. 64с.
13. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 112 с.
14. Журова Л.Е. "Обучение дошкольников грамоте. М.: Школьная Прес­са, 2002. 144с.
15. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда Серия: Коррекционная педаго­гика. Издательство: Владос, 2015. 280с.....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ