Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №69708

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1 Понятие фонематического восприятия 6
1.2 Фонетико-фонематическое недоразвитие и его классификация 12
1.3 Особенности фонетико-фонематического недоразвития детей и методы
формирования фонематического восприятия 17
1.4. Анализ методических подходов к формированию фонематического восприятия 23
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1 Организация и проведение исследования 33
2.2 Обработка результатов исследования 40
2.3. Методические рекомендации по работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Одна из наиболее многочисленных групп детей с нарушениями речи - это дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Данное недоразвитие является наиболее характерным для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). К сожалению, в условиях специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, данная категория детей получить соответствующую коррекционно-педагогическую помощь не может (т.к. в этих группах находятся дети с общим недоразвитием речи I-II уровней речевого развития), и большинстве случаев такие дети, если они не попадают на логопункт дошкольной образовательной организации, могут остаться без логопедической помощи. Перейдя на школьную ступень обучения, они уже приобретают проблемы с письменной речью и попадают в «группу риска по школьной дезадаптации»(20). Данные вопросы изучены такими ведущими учёными
Волковой Г. А., Каше Г. А., Колпоковской И.К., Левиной Р.Е., Ткаченко Т.Е., Чиркиной Е. Г., Фомичевой М.Ф., Филичевой Т.Б.., и др. и доказывают, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения чтением и письмом(31).
Одна из главных задач в педагогике при работе с детьми, переживающими трудности в освоении грамоты, является формирование у них психологической готовности, определенного уровня общего развития и умственных способностей(21).В современной педагогической методике обучения грамоте неоспоримым является тот факт, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - важная предпосылка для овладения чтением, а в дальнейшем и письмом на языках, письменность которых выстроена по звукобуквенному принципу. Такие психологи, педагоги, лингвисты, как Лурия А.Р., Зайцева Е.С., Выготский Л.С., Эльконин Д. Б., в своих работах доказывают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и
дикции(1). Логопедическая работа у детей с различными нарушениями развития должна быть своевременной, целенаправленной, осуществляться
дифференцированно с учетом структуры дефекта, сохранности познавательной сферы и формы речевого расстройства(40).
Недостаточная изученность особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимость определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием ставят данную проблему особенно остро. Проблема выявления детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальной и значимой на сегодняшний день.
Цель исследования - изучение особенностей формирования
фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объектом исследования являются особенности формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи
Предметом исследования является направления и содержание работы по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Задачами данного исследования являются:
- изучение теоретических аспектов формирования фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
- проведения исследования по выявлению особенностей фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи будет эффективно при соблюдении следующих условий:
1) проведение систематической работы по формирования фонетико - фонематических процессов у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
2) поэтапность в реализации содержания логопедического воздействия;
3) реализация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
4) разработка рекомендаций по работе с детьми с фонетико - фонематическим недоразвитием.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме
исследования; эмпирические: метод индивидуального комплексного
обследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования. МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 г.Белгород.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучены и проанализированы существующая теория и практика особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием, а также работы известных ученых в психологии, педагогике, логопедии. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что фонематическое восприятие - искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Нарушение произношения звуков при ФФН находится в тесной взаимосвязи с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Данное исследование выявило, что основой нарушения служит неполная сформированность фонематического слуха, миссией которого служит узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличение акустических свойств звуков и принятие решения о фонеме. В связи с неопознанием того или иного признака звук распознается неправильно. Это и приводит к неправильному восприятию слов. Данные недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Проведенное исследование доказывает справедливость выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач.
В ходе исследования были выявлены три операции, характерные для фонематического восприятия и очень важные для процесса овладения чтением и письмом: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
Изучено понятие фонетико-фонематическое недоразвитие как сбоя в процессе формирования произносительной системы языка у детей, сопровождающийся расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Выявлено, что ФФН может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:
• замены одних звуков другими;
• смешения и искажения звуков;
• перестановки слоговой структуры слова;
• упрощения слоговой структуры слова;
• неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.
В данной работе определены диагностики письменной речи и методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, разработаны методические рекомендации родителям.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Особенности фонетических и фонематических нарушений у детей дошкольного возраста зависят от механизма, лежащего в основе речевой патологии. Анализ имеющихся в логопедии исследований показывает, что для детей с ЗПР, характерна своя особая специфика фонетических и фонематических нарушений и их сочетаний.
2. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить
определенную специфику фонетических и фонематических нарушений, заключающуюся в следующем:
У всех детей I и Пгрупп, были выявлены фонетические нарушения, фонематические нарушения были выявлены у всех детей I группы, и у 11 детей II группы.
У 8 детей I группы были нарушены только согласные звуки, у 4 детей отмечались нарушения как согласных, так и гласных звуков.
У 9 детей II группы были нарушены только согласные звуки, у 3 детей отмечались нарушения как согласных, так и гласных звуков. □ Сочетание фонетических и фонематических нарушений были выявлены у 11 детей I группы и у 6 детей II группы.
Среди нарушений согласных звуков у детей I группы преобладали недостатки свистящих, шипящих звуков и звуков [Р, Р’], выражавшиеся в заменах и искаженном произношении этих звуков ; у детей II группы преобладали недостатки свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р, Р’], проявлявшиеся в основном в заменах этих звуков.
У большинства детей с I группы, воспитывающихся в социальном приюте отмечаются более выраженные нарушения звуковой стороны речи по сравнению с детьми II группы, посещающих детский сад.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок приовладении письменной речью.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях дошкольного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов



1. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития
дошкольника [Текст]: сб. научных статей/ Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.:
Институт национальных проблем образования МОРФ, 2001.—156 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертаядизартрияу детей [Текст]: /Е. Ф. Архипова. М.: — АСТ: Астрель, 2012. — 336с.
3. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста[Текст]/М. М. Алексеева, В. И. Яшина.— М.: Академия, 2010. — 312с.
4. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] /М. М. Алексеева, О.С.Ушакова //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. — М.: 2003. —С. 69.
5. Бельтюков, В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи
слышащими детьми[Текст] /В. И. Бельтюков.// Ж. Дефектология. —2003. —№
2.—С. 2—4.
6. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст]: Кн.для логопеда /Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова , Т. А. Шуйская.— СПб.: “Каро”, 2002. —127с.
7. Варенцова, Н.С.Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст]/Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова.- М.:2007.—160с.
8. Волкова, Э Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики[Текст]: учебно-методическое пособие /Э. Г. Волкова. — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014-144 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст]/Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2016.—180с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст] /А. Н. Гвоздев. - М.:2013.—98с.
11. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст]: методическое пособие /Г. Г. Голубева.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2010. -10с.
12. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] /Г. Г. Голубева.—Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.—216с.
13. Горчакова, А. М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников [Текст] / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. 2016. — № 5. — 5 - 12с.
14. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки[Текст]: методическое пособие /Н. В. Дурова— М.: Мозаика- Синтез, 2000.—130с.
15. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников [Текст] / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. — 2011. — № 11. - С. 41—46.
16. Журова, Л.Е., К вопросу о формировании фонематического восприятия у
детей дошкольного возраста[Текст]/Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин.— М.:
Просвещение, 2011.—320с.
17. Зайцева, Е.С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4—7 лет[Текст] //Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова. — СП6.: КАРО, 2012. —260с.
18. Зайцева, Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2011. - 74 с.
19. Иванова, А. С. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] /А. С. Иванова, Е. П. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 27-30.
20. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда[Текст] / О. Б. Иншакова. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21—24.
21. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи[Текст] /Г. А. Каше. - М.: 2015.—320с.
22. Каше, Г.А.Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи[Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева Т.Б. - М.: 2010.—210с.
23. Коноваленко, В.В.Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН)[Текст] /В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: 2015.—48с.
24. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста[Текст]:пособие для логопедов/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.— М.: 'Издательство 'Гном и Д', 2001.—150с.
25. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] /Е. В. Колесникова.- М.: 2012.—230с.
26. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи[Текст] /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2015.—160с.
27. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений[Текст] /Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.—230с.
28. Лурия, А.Р. Речь и мышление[Текст] /А. Р. Лурия.— М: Изд-во АПН РСФСР 2015.—45с.
29. Люблинская, А.А. Роль речи в развитии восприятия детей[Текст] / А.А. Люблинская.— М: Педагогика 2014.—310с.
30. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста[Текст] / Г. М. Лямина.- М.: 2013.—190с.
31. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным
параличом[Текст]: Кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М.В. Ипполитова
М.В.— М.: Просвещение, 2015.—230с.
32. Мелкозёрова, Е. В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5-7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп[Текст]/Е. В. Мелкозерова // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 479-490.
33. Мякишева, Л. В. Особенности фонетико -фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико -фонематическим недоразвитием речи[Текст] /Л. В. Мякишева // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(24). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(24).pdf
34. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи[Текст] / Н. В. Нищева. - СПб.: 2001.—235с.
35. Нищева, Н.В. Развивающие сказки[Текст] /Н. В. Нищева - СПб.: 2002.—90с.
36. Новикова, А. М. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / А.М.Новикова // Дефектология. 2015.— № 1—. С.74 — 80.
37. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению[Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.— 200 с.
38. Основы теории и практики логопедии[Текст]:Кн.для логопедов / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 2016.—32 с.
39. Павлова, И. Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 120-123.
40. Поваляева, М. А. Справочник логопеда[Текст] //М.А.Поваляева.- Ростов- на-Дону: “Феникс”, 2012. —350с.
41. Погорелая, С.И.Логопедическое обследование детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста с недоразвитием речи (ОНР, ФФН; нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР и ФФН) и стёртой дизартрией[Текст] / С. И. Погорелая. //Дошкольное образование .—2008 .—№ 2.-С. 4—5.
42. Правдина, О. В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О. В. Правдина.— Изд. 2-е, доп. и перераб. М., “Просвещение”, 2013.—45с.
43. Программа воспитания в детском саду[Текст]: пособие для воспитателей / Под ред. Г. И. Васильевой .- М.: “Просвещение”, 2017.—32с.
44. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление[Текст]: Пособие для логопедов под редакцией Ю.Ф. Гаркуши.- М.: —Воронеж 2014.—210с.
45. Самарцева, Н. П. Обучение и воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами фонетико-фонематического развития[Текст] / Н. П. Самарцева // Практическая психология и логопедия. 2008.
— № 1.— С. 8—15.
46. Слепович, Е. С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в
развитии [Текст]: дис. ... канд. психол. наук.13.11.10Е. С. Слепович. —М.:
2010.—138 с.
47. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления[Текст] /Е. Ф. Соботович. // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. М.: 2014.—230с.
48. Ткаченко, Т.А. В первый класс - без дефектов речи[Текст] /Т. А. Ткаченко.
- СПб.: 2014.—65с.
49. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа[Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб.: 2012.— 53с.
50. Филичева, Т.Б.Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием[Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Воспитание и обучение. - М.: 2013.—78с.
51. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада[Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.— М.: 2012.— 67с.
52. Филичева, Т.БРазвитие речи дошкольника[Текст] / Т. Б. Филичева., А. В. Соболева. - Ек.: 2013.—90с.
53. Фомичева, М. Ф.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению[Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений/ М. Ф. Филичева, Т. В. Волосовец , Е. Н. Кутепова и др.— М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 200 с.
54. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ[Текст] / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2015 — 240 с.
55. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи[Текст] / Г. С. Швайко.— М.: 2013
56. Швачкин, Н.Х Эксперементальное изучение ранних обобщений ребенка[Текст] / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР, 2016.— № 4.
57. Шестакова, Н. А. Для чего ребенку фонематический слух?[Текст] / А. Н. Шестакова // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 9. — С. 34 — 38.
58. Щемелева, Н. В. Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи[Текст] /Н. В. Щемелева // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 843—845.
59. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте[Текст] /Д. Б. Эльконин. - М.: 2008.—160с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ