Применение игровых технологий в контексте коммуникативного метода
обучения иностранному языку на уроках английского языка в 9 классе
общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 7
1.1. Понятие и сущность коммуникативного метода обучения
иностранному языку 7
1.2. Понятие и сущность обучающих игровых технологий 18
1.3. Применение игровых технологий для формирования иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся 28
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 33
2.1. Методологические основы разработки игровых технологий в контексте
коммуникативного метода обучения иностранным языкам 33
2.2. Применение игровой технологии «Reading? Why not...?» для
формирования иноязычной коммуникативной компетенции 36
2.3. Методические рекомендации по применению игровых технологий в
контексте коммуникативного метода обучения иностранным языкам 48
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
В образовательном процессе игровые технологии не являются инновационными. Однако их дидактический потенциал велик. От игры в широком значении дидактические игры отличаются наличием образовательной цели.
Игровая деятельность часто носит командный характер. В связи с этим представляется возможным использовать игровые технологии в контексте коммуникативного метода обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. По мнению автора коммуникативного подхода Е.А. Пассова, коммуникативность предполагает речевую направленность обучения, главная цель - практическое применение языка [Пассов, 2017]. При использовании игровых технологий обучающиеся попадают в ситуацию, когда необходимо применить усвоенные языковые единицы на практике, т.е. включиться в процесс условной речевой деятельности.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) школа призвана участвовать в формировании коммуникативной компетенции обучающихся в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Предметным результатом изучения области "Филология" (иностранный язык) является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой.
Теория и практика коммуникативного метода, позволяющего формировать иноязычную коммуникативную компетенцию,
рассматриваются многими отечественными и зарубежными учеными: Вятютневым М.Н., Гурвич П.Б., Китайгородской Г.А., Леонтьевым А.А., Литлвудом У., Лозановым Г., Олрайтом Р., Пассовым Е.И., Пиффо Г., Савиньоном С., Уидсоном Г. и др.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции происходит за счет применения различных методов обучения. Ю.К. Бабанский классифицирует метод познавательных игр как метод стимулирования и мотивации к обучению. Кроме того, игровые технологии позволяют организовать коммуникацию между различными участниками образовательного процесса, так как часто имеют коллективную, групповую и парную форму.
Научное понятие игры разрабатывалось зарубежными учеными: Берном Э., Винклером Р., Гадамером Г-Х., Сартром Ж-П. Место игры в образовательном процессе, ее обучающая специфика были сформулированы отечественными учеными: Аникеевой Н.А., Богомоловой Н.Н., Пономаревым В.Д., Смирновым С.А., Шмаковым С.А. и др.
Актуальность исследования заключается в том, что развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одним из приоритетных направлений в освоении дисциплины «иностранный язык» на сегодняшний день, а применение игровых технологий как средство повышения мотивации к обучению и организации коммуникации не исследовались в достаточной степени как эффективный метод формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Объектом исследования является процесс преподавания иностранного (английского) языка как самостоятельная учебная дисциплина в школе.
Предметом исследования являются методические особенности образовательных игровых технологий и их применение в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Цель исследования: на основе анализа научной и методической литературы в рамках коммуникативного метода обучения иностранному языку разработать серию уроков с применением игровых технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в 9 классе, подготовить методические рекомендации.
...
Российское образование, в первую очередь, ставит своей целью формирование целостной личности. Это подтверждается положениями ФГОС основного общего образования, где выделяются личностные, предметные и метапредметные результаты обучения.
Отдельное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции обучающихся, так как умение взаимодействовать является одним из ключевых для современного человека.
В рамках усвоения программы по дисциплине «Иностранный язык» важным представляется формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Это регламентировано ФГОС основного общего образования и является основной целью обучения иностранному языку.
В зависимости от цели обучения языку, подбираются подходы и методы, которые обеспечивают реализацию поставленной цели. На протяжении истории развития методики обучения иностранному языку ключевыми являлись различные методы: аудиолингвальный, аудиовизуальный, прямой, метод физического взаимодействия, метод полного погружения.
С развитием общества устанавливалось понимание значимости качества взаимодействия людей. В 20 веке с развитием психологии, социологии, лингвистики стали появляться научные определения термина «коммуникация». Ученые обратили внимание на значимость данного феномена в процессе общественного и личностного развития. Главным средством коммуникации начал рассматриваться язык. В зависимости от коммуникативных навыков, которые включают в себя выбор адекватных ситуации и цели общения языковых средств, общение становилось успешным или неуспешным. Так, в обучении языку одной из основных целей стало овладение коммуникативной компетенцией.
В зависимости от данной цели в 70-х годах прошлого века были разработаны положения коммуникативного метода обучения иностранному языку. Ученые пришли к выводу, что для овладения иностранным языком недостаточно усвоить грамматические и лексические единицы, необходимо сформировать речевые навыки и умения. Сущность коммуникативного подхода в отечественной методике была описана Е.И. Пассовым. Ученый считал, что коммуникативная направленность обучения иностранному языку состоит в такой организации учебного процесса, что занятия по своим основным чертам должны быть подобными процессу общения [Пассов, 1991].
Основными принципами коммуникативного метода являются: коммуникативная направленность, личностно-ориентированный подход, аутентичность материала, обучение всем видам речевой деятельности и др.
Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в рамках коммуникативного подхода обучения используются разные методы. Часто обучение направлено на формирование речевого навыка, развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Обучающиеся выполняют сначала языковые, затем предречевые, потом речевые упражнения в условных и проблемных ситуациях. Одним из методов, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции, является метод игровых технологий обучения.
Использование игровых технологий не является инновационным, однако они обладают большим дидактическим потенциалом. Многие обучающие игры имеют командный характер, где участники взаимодействуют друг с другом, развивая иноязычную коммуникативную компетенцию. Поэтому в основе нашей методической разработки лежит игровой метод.
По УМК «English 9» была разработана серия обобщающих уроков с применением игровых технологий. Общие цели уроков следующие: образовательные - закрепить усвоенный грамматический и лексический материал по разделу учебника; развивающие - сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию, аналитическое мышление воспитывающие - воспитывать уважительное отношение к участникам игры, чувство ответственности за результат совместной деятельности, адекватное отношение к ситуации победы/проигрыша.
Результат педагогического эксперимента показал, что применение игровых технологий способствовало повышению мотивации к говорению на иностранном языке, большинство обучающихся было вовлечено в обсуждение темы и нацелено на достижение положительного результата совместной деятельности. Было отмечено, что уровень речевого взаимодействия обучающихся повысился. Это позволяет рассматривать игровые технологии как эффективное средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в рамках коммуникативного подхода обучения иностранному языку.
Также были разработаны методические рекомендации, обеспечивающие формирование иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования игровых технологий на заключительных уроках по разделам учебника.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9..
2. Архипова М.В. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка // Historical and Social Educational Ideas. 2016. № 8. С. 177-179.
3. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации / Под общ. ред. В.М.. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. - 94 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика: Учебное пособие / Н.Д. Гальскова. -
М.: Academia, 2017. - 337 c.
6. Горлова, Н.А. Методика обучения иностранному языку: В 2 ч. Ч. 2: Учебное пособие / Н.А. Горлова. - М.: Academia, 2017. - 209 c.
7. Девель Л.А. Культура и деловой иностранный язык (опыт применения
предметно-языкового интегрированного обучения 289 ПЯИО) // Вестник Пермского исследовательского политехнического
университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. С. 64-70.
8. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
9. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 112 с.
10. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения / Л.В. Загрекова. - М.: Высшая школа, 2004. - 156 с.
11. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 2011. 237 с.
12. Ильин, Г. Л. Инновации в образовании: учеб. пособие / Г. Л. Ильин. - Москва : Прометей, 2015. - 425 с.
13. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Знание, 2004. - 145 с.
14. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ» ; Ростов нД: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.
15. Леонтьев А. А. Психология общения ; Академия, Смысл - Москва, 2008.
...
41 источник