Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения проблемы формирования общеучебных УУД у младших школьников 7
1.1 Универсальные учебные действия как предмет теоретического анализа..7
1.2 Психолого-педагогический анализ проблемы формирования
общеучебных познавательных УУД у младших школьников на уроках математики 12
1.3 Педагогические приемы формирования УУД на уроках математики 22
Вывод по Главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию общеучебных УУД у младших школьников на уроках математики 32
2.1 Диагностика уровня сформированности общеучебных УУД у младших школьников 32
2. 2. Результаты исследования уровня сформированности общеучебных УУД у учащихся младших классов 39
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию общеучебных познавательных УУД у младших школьников на уроках математики 44
Вывод по Главе 2 63
Заключение 66
Список литературы 67
Приложение А Приложение Б Приложение В
Приложение Г
В настоящее время цель современного начального образования не заключается только в приобретении знаний, умений и освоении навыков. Она охватывает освоение учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также развитие у младших школьников познавательных и коммуникативных способностей. В связи с этим ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у младших школьников не только предметных результатов, но и личностных, а также метапредметных результатов, включающих освоенные младшими школьниками универсальные учебные действия.
Таким образом, сегодня важнейшей задачей образования является именно формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, то есть способность к самостоятельному развитию и совершенствованию каждого учащегося в учебной деятельности.
Младший школьник теперь не просто овладевает системой знаний, умений и навыков, но и учится самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, учится её контролировать, совершенствовать свои коммуникативные способности, что в целом способствует личностному развитию ребенка.
Современный младший школьник не должен осваивать новые знания только при помощи учителя, теперь ему необходимо самостоятельно приобретать и усваивать новые знания, формировать компетентности и умения. При этом учащийся должен самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, то есть самому организовывать свою познавательную деятельность.
Согласно новым стандартам, младший школьник должен самостоятельно ставить перед собой учебную цель, находить способы её достижения, формулируя конкретные задачи и составляя план деятельности.
Ученик должен ориентироваться в потоке учебной информации, грамотно осуществлять поиск недостающей информации, уметь её анализировать и систематизировать, что является необходимым для её качественного усвоения. Младший школьник должен не просто читать тексты, но и осмыслять их, понимать их суть, также уметь находить самый подходящий способ для решения задач.
Кроме того, ученику начальной школы необходимо уметь формулировать проблему, самостоятельно находить её решение, выбирая наиболее эффективные способы, осуществлять рефлексию и контроль своей деятельности и полученных результатов. Это делает актуальным формирование общеучебных познавательных учебных действий в начальной школе, так как они обеспечивают формирование вышеперечисленных умений. Однозначная классификация общеучебных УУД в психолого-педагогической литературе отсутствует. Нет не только четкого определения понятию "общие учебные умения и навыки", но и существуют разногласия в их наименованиях. Их называют "специальные умения", "надпредметные умения", “метапредметные умения и навыки”, "универсальные способы получения и применения знаний", "базовые умения учебной деятельности", "первичные умения", "способы учения", "обобщенные умения", "навыки учебного труда" и т. д. Эта проблема активно исследуется в современной науке. Ей посвящены работы таких ученых как А.А. Боброва, Б.М. Богоявленский, В.А. Кулько, Н.А. Менчинскоя, А.В. Усова, Т.Д. Цехмистрова, Г.И. Щукина, Н.А. Лошкарева, Ю.К. Бабанский и др.. Лошкарёва Н.А. классифицировала общеучебные умения на четыре группы: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные (учебно-логические) и учебно-коммуникативные умения). Сейчас чаще всего используют термин «универсальные учебные действия».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Проблемой формирования универсальных учебных действий на ступени начального основного образования занимались такие педагоги как К.А. Ушинский, А.А. Леонтьев, Е.Н. Кабанова - Миллер, И. Шамова, Ю.К Бабанский, А.В Усов, В.Н. Аксюченко, Н.А. Минчинская, Т.Е Демидова, А.А Асмолов и В.О Пунский.
Предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных УУД, так как у младших школьников активно развиваются мыслительные операции, осуществляется планирование собственной деятельности, в том числе при решении проблем, перевод из знаковой формы текстовой информации в графическую модель (моделирование), развитие вычислительных навыков.
Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Именно на уроках математики в начальной школе активно формируется действие моделирования. Следовательно, на сегодняшний день необходимым является формирование общеучебных познавательных УУД на уроках математики в начальной школе, что определяет актуальность настоящей работы. (Формирование общеучебных УУД у младших школьников в процессе решения задач).
Цель: разработать программу, позволяющую использовать обобщенный способ решения задач на основе схематизации и моделирования в процессе формирования общеучебных УУД у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования общеучебных УУД у учащихся младших классов.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности общеучебных познавательных УУД у младших школьников на уроках математики и условия его изменения.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были поставлены следующие задачи:
-проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- осуществить анализ современного педагогического опыта;
-определить критерии и уровни сформированности общеучебных познавательных УУД у младших школьников;
-разработать и апробировать программу уроков математики, направленную на формирование общеучебных УУД у младших школьников;
-проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы:
-метод анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
-работа с информационными источниками (книгами, журналами, документами, Интернетом);
-сравнение и обобщение результатов исследования;
а также эмпирические методы: эксперимент.
Цель, объект и предмет работы позволили сформулировать гипотезу, согласно которой сформированные на уроках математики общеучебные УУД характеризуются:
- использованием универсального действия общего приема решения сюжетных арифметических задач;
- умением использовать знаково-символические средства в процессе решения задач (находит схемы к задачам).
Экспериментальной базой исследования являлась ЧОУ «СОШ №48 ОАО «РЖД» в пос. Мана.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа, включающая в себя 16 уроков, которая позволяет использовать универсального действия общего приема решения сюжетных арифметических задач и знаково-символические средства в процессе решения задач для формирования общеучебных УУД у младших школьников на уроках математики.
На основании анализа психолого- педагогической литературы мы пришли к выводу, что проблема формирования общеучебных УУД актуальна на данном этапе развития педагогической науки и требует дальнейшего исследования. Смена образовательной парадигмы, одним из важнейших задач которой является необходимость «научить учиться» будет требовать от учителей начальной школы полного переосмысления подходов к организации учебной деятельности учащихся и формирования у них метапредметных компетенций. Общеучебные УУД носят надпредметный характер и не относятся ни к одному конкретному учебному предмету, а, прежде всего, отражают способ действий учащихся. Именно это представляет, по мнению многих авторов, основную сложность для организации деятельности учащихся по новым стандартам и потребует новых способов организации деятельности учащихся. Этапы формирования УУД напрямую соотносятся со структурой учебной деятельности, которая имеет пять основных компонентов: мотивация; учебные задачи или ситуации; учебные действия; контроль, самоконтроль; оценка, самооценка. Эти этапы, в свою очередь, будут являться основой для организации деятельности учащихся. Природа общеучебных действий такова, что формироваться они могут в любой предметной области. Задача - одно из распространенных упражнений во многих предметах. В начальной школе решением задач занимаются преимущественно на уроках математики, а универсальное действия общего приема решения сюжетных арифметических задач и знаково-символические средства в процессе решения задач могут использоваться для формирования общеучебных УУД у младших школьников на уроках математики.
1. Аксенова, Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы науч. конф. Чита, декабрь, 2011 г. - Чита : Изд-во молодой учёный, 2011. - С. 94-100.
2. Александрова, Н.В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий / Н.В. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. Челябинск, апрель, 2013 г. - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 1-4.
3. Аммосова, Н.В. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики / Н.В. Аммосова, А.М. Черкасова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 42-45.
4. Анненкова, Е.Ю. Использование информационных технологий в проектной деятельности младших школьников / Е.Ю. Анненкова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 4. - С. 71-73.
5. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 299 с.
6. Басалаева,М.В.Учимся решать сюжетные арифметические задачи на уроках русского языка/М.В.Басалаева//Начальная школа.-2012.-№7.-с.42- 45.
7. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 455 с.
8. Бижова, Т.В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования / Т.В. Бижова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. Москва, декабрь, 2012 г. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 102-104.
9. Болотова, А.И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на основе синергетического подхода / А.И. Болотова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 5. - С. 50-54.
10. Бредихин, А.Н. Использование информационных
коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий / А.Н. Бредихин, М.Н. Савоненко // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. Москва, ноябрь, 2014 г. - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 66-67.
11. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей
способности к учению в младшем школьном возрасте / О.В. Булатова // Начальная Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей
способности к учению в младшем школьном возрасте / О.В. Булатова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 11. - С. 78-81.
12. Буренкова, Н.В. Использование знаково-символических средств при обучении младших школьников решению задач / Н.В. Буренкова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 47-52.
13. Васильев, В.П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы / В.П. Васильев // Актуальные задачи современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. Чита, апрель, 2014 г. - Чита: Изд-во Молодой учёный, 2014. - С. 106-109.
14. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. - М.: МПГУ, 2012. - 210 с.
15. Гайворонская, Н.И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность / Н.И. Гайворонская // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 7. - С. 31-33.
16. Гилядов, С.Р. Управление развитием универсальных учебных действий в исследовательской деятельности школьников / С.Р. Гилядов // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 2. - С. 134-140.
17. Горев, П. М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П.М. Горев, В.В. Утемов. - Москва: Машиностроение, 2016. - 112 с.
18. Денисова, Т.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5-м классе / Т.А. Денисова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 67-72.
19. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля / К.Д. Дятлова // Школьные технологии. - 2014. - № 4. - С. 150-163.
20. Егорина, В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования / В.С. Егорина // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 38-43.
21. Елисеева, Д.С. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д.С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. Уфа, март, 2013 г. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.
22. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ. - 2014. - № 4. - Т. 6. - С. 16-26.
23. Зайцев ,Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. - М.: Педагогика, 1983. - 99 с.
24. Зак, А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192с.
25. Зак,тА.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994. - 102 с.
26. Истомина ,Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие учителя. М.,: Просвещение, 1985. - 64 с.
Т1. Истомина ,Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред и высш. пед учеб. заведений. - М.:
Издат. центр "Академия", 2000. - 288 с.
28. Ильясов, И.И. Система Эвристических приемов решения задач. - М.: РОУ 2010. - 344 с.
29. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 152 с.
30. Математика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.И. Моро [и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, - 2012. - Ч. 2. - 112 с.
31. Мендыгалиева, А.К. Методические приёмы при обучении решению задач в начальной школе / А.К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 43-41.
32. Горев, П. М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П.М. Горев, В.В. Утёмов. - Москва: Машиностроение, 2016. - 112 с.
33. Моро, М.И., Пышкало, А.М. Методика обучения математике в 1¬3 классах. М.: Просвещение, 1975г. -
34. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 3 ч. Ч.1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 215 с.
35. Павлова, Т.Л. Диагностика мышления младших школьников. ТЦ «Сфера». 2006. - 64 с.
36. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
31. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
38. Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» / Построение непрерывной сферы образования. - М., 2002.
39. 39.Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.-М.1980.С-189.
40. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 567 с.
41. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.- 251 с.
42. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
43. Царева С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. - 2004. - №4. - С. 49 - 51.
44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. М.:Педагогика, 1989. - 560 с.