ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9
1.1 Основные характеристики понятия «автономное
существование» человека в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Обзор педагогических технологий формирования основ
автономного выживания обучающихся 10-х классов 14
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ АВТОНОМНОГО
СУЩЕСТВОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 30
2.1. Разработка модуля и методического обеспечения, направленного
на формирование основ автономного существования обучающихся десятого класса 30
2.2. Методы, организация и анализ результатов исследования
сформированности основ автономного существования обучающихся старшей школы 37
Заключение 47
Список цитируемой литературы 49
Приложения
Актуальность исследования проблемы автономного существования обучающихся старшей школы обосновывается тем, что сформированные знания, умения и навыки автономного существования могут спасти жизнь обучающимся в опасной ситуации.
Раньше, когда большая часть населения проживала в сельской местности и постоянно занималась сбором ягод, выпасом скота, рыбалкой и охотой, дети с ранних лет часто находились в ситуации автономного существования и имели сформированные основы автономного существования. Современная жизнь окружена комфортом, и пользуясь достижениями цивилизации, человек привыкает к ним, но в результате сложившихся обстоятельств может, оказаться в условиях, где находится наедине с природой и утративши возможности просить помощи или совета, неподготовленный человек попадает в экстремальную ситуацию — возникает угроза его жизни и здоровью. Эффективность действий для выхода из опасной ситуации находятся в зависимости от его психофизиологических качеств, а также знаний и умений по выживанию, которые и составляют основу автономного существования.
Современные школьники, чаще всего сталкиваются с автономным существованием не ежедневно, а лишь в случае туристического похода, заранее организованного специалистами, либо в экстремальной ситуации. Вспомним лишь трагедию на Карельском озере в 2017 году. Если бы основы автономного существования были сформированы у школьников это могло спасти им жизнь [1].
Исследованиями установлено, что далеко не все люди, оказавшиеся в экстремальных ситуациях способны к немедленным и целесообразным действиям. Большая часть (до 75%) потерпевших, находятся в состоянии шока, ошеломления, называемого «панической реакцией», [2] хотя
по внешнему виду они остаются внешне спокойными, но недостаточно активными. Для 12-25% характерны истерические реакции: либо в виде сильного возбуждения, беспорядочных, неадекватных обстановке действиях, либо в виде заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой-либо деятельности. Только 10-25% людей способны сохранить самообладание, дать быструю оценку сложившейся обстановки, действовать быстро, решительно и рационально [3-5].
Каждому человеку, который передвигается на транспорте, принимает участие в экспедициях или туристических походах по маршрутам, необходимы основы автономного существования.
Автономное существование актуально в опасных: экстремальных, аварийных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование основ автономного существованию обучающихся актуально в связи с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, в части предметных компетенций:
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
метапредметных компетенций:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
личностных компетенций по формированию ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Анализ психолого-педагогической литературы, основных государственных документов в области образования, показывает, что в настоящее время назрела необходимость разрешения ряда противоречий между:
- возросшей потребностью общества и государства в формировании основ автономного существования у обучающихся и недостаточно выраженной практикоориентированностью при изучении основ безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях основного общего образования;
- потребностями основного общего образования в педагогическом сопровождении образовательного процесса, и недостаточным методическим обеспечением именно практикоориентированного обучения основам автономного существования, а не традиционного, направленного лишь на знания.
Данные противоречия актуализируют проблему поиска путей и методического обеспечения формирования основ автономного существования обучающихся старше школы.
Следует отметить, что наукой накоплены значительные знания, и созданы предпосылки, необходимые для решения данной проблемы. Однако формирование основ автономного существования обучающихся старшей ступени школы нуждается в современном организационно-педагогическом и методическом обеспечении на практике. Это обуславливает выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование основ автономного существования обучающихся старшей школы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс старшей школы.
Предмет исследования: организационно-педагогическое и методическое обеспечение формирования основ автономного существования обучающихся старшей школы.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методическое обеспечение формирования основ автономного существования обучающихся старшей школы.
Гипотеза исследования: формирование основ автономного существования обучающихся старшей школы будет осуществляться эффективно, если в учебно-воспитательном процессе в единстве и взаимосвязи реализуется следующие условия:
- знания по автономному существованию формируются через изучение модуля «основы автономного существования», интегрирующего уроки основ безопасности жизнедеятельности и элективной физической культуры с использованием современных технологий обучения.
- ценностно-смысловое отношение к безопасному поведению, сохранению жизни и здоровья в условиях автономного существования может формироваться через внеурочную деятельность с использование проектных, игровых, групповых технологий;
- включение обучающихся в туристическую деятельность, способствует их деятельности в соответствии с полученными знаниями и ценностно-смысловым отношением к безопасному поведению в условиях автономного существования.
Задачи исследования:
1. Изучить, проанализировать теоретические и методические аспекты формирования основ автономного существования обучающихся старшей школы.
2. Разработать организационно-педагогическое, методическое обеспечение по формированию основ автономного существования обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и элективной физической культуры и внеурочной деятельности.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по апробации разработанного методического обеспечения по формированию основ автономного существования.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность
методического обеспечения по формированию основ автономного существования обучающихся.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативно-программной документации по теме исследования;
- эмпирические (анализ методических продуктов учителей, изучение их опыта, беседы, наблюдения, педагогическое тестирование, экспертная оценка);
- социологические (анкетирование, опрос).
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2017г.) были определены основные параметры исследования его объект, предмет, гипотеза. Выстроена концепция исследования, проводился теоретически анализ литературы.
На втором этапе исследования (сентябрь 2017г.- май 2018г.) разработана и реализована программа опытно экспериментальной работы в части констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
На третьем этапе (апрель - май 2018г.) анализировались результаты экспериментальной работы, проводилась систематизация, обработка и обобщение результатов исследования, завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 28» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 52 обучающихся 10-х классов.
Основные идеи и результаты отражены в статье, опубликованной в сборнике IV Всероссийской научно-практической конференции в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века», ежегодных студенческих чтениях института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
Изучив и проанализировав, теоретические и методические аспекты формирования основ автономного существования обучающихся старшей школы мы определили, что автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование в природных условиях. Результаты пребывания человека в природе зависят от его способностей определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные необходимые потребности в пище, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
Наиболее важными аспектами существования в автономных условиях в природе мы считаем: навыки выживания в природе, физическая и психологическая подготовленность.
Актуальными технологиями для формирования основ автономного существования являются: модульного, деятельностного, проблемного, игрового, проектного, группового и коллективного обучения.
Разработано и апробированное методическое обеспечение модуля, состоящего из уроков ОБЖ, элективной физической культуры и внеурочной деятельности. Модуль направлен на актуализацию и концентрацию теоретических знаний различных предметных областей и формирование компетенции, позволяющих повысить выживаемость в автономных условиях.
Опытно-экспериментальную работа по апробации разработанного методического обеспечения модуля позволила экспериментальным путем проверить эффективность методического обеспечения. Высокий и средний уровень знаний в ЭГ составил 77%, а в КГ 61%. Низкий уровень в ЭГ снизился на 23%, в КГ остался на прежнем уровне. Произошел рост высокого уровня физической подготовленности в ЭГ - на 17%, в КГ на 6%, средний уровень в ЭГ возрос на 3%, а в КГ снизился на 5%, за счёт роста высокого уровня. Низкий уровень в ЭГ снизился на 20%, в КГ снизился на 11%. Наблюдалась положительная динамика достаточного уровня ценностно-смыслового отношения в ЭГ на 32%, в КГ на 15%.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование основ автономного существования обучающихся старшей школы будет осуществляться эффективно, если в учебно-воспитательном процессе в единстве и взаимосвязи реализуется следующие условия:
- знания по автономному существованию формируются через изучение модуля «основы автономного существования» интегрирующего уроки основ безопасности жизнедеятельности и элективной физической культуры с использованием современных технологий обучения.
- ценностно-смысловое отношение к безопасному поведению, сохранению жизни и здоровья в условиях автономного существования может формироваться через использование проектных, игровых, групповых и коллективных технологий;
- включение обучающихся в туристическую деятельность, способствует их деятельности в соответствии с полученными знаниями и ценностно-смысловым отношением к безопасному поведению в условиях автономного существования подтвердилась.
1 https://www.krsk.kp.ru/daily/26544/3561169/
2 Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды
3 Deaton, I.E. The Psychology of Survival // Approach. - 1981. - V. 27, № 5. - P. 3-8.
4 Tyhurst, I.S. Individual Reactions to Community Dusaster // Amer. I. Psych. - 1951. - V. 107, № 10, April. - P.764-769.
5 Tucler, Y.I. Phychological aspects of sea survival // Approach. - 1966. - V. 11, № 9. - P. 26-30.
6 Трусей И.В. Т 789 Особенности выживания человека в автономных условиях: учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 192 с.
7 Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе/В.В. Анисимов // Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2010. С. 118-128.
8 http://83.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/1327506
9 приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
10 приказ Министерства образования России от 30 июня 1999 г. № 56 "Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования"
11 Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. Т. Смирнова. 10-11 классы
12 Кондратюк Т.А. Личностно ориентированные технологии обучения в профессиональной деятельности учителя: учебное пособие - [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015
13https://nsportal.ru/shkola/osnovy- zopasnostizhiznedeyatelnosti/library/2015/02/06/sovremennye-pedagogicheskie
14 Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2005. 368с.
15 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
16 https: //ido.tsu. ru/ss/?unit=214&page=626
17 Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ. - http://www.in-n.ru
18 Смирнов А.Т. Технологические основы использования Интернета на занятиях ОБЖ и БЖД // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2006, г. Москва - интернет-ресурс.
19 Яковлева Н.Ф. Я47 Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
20 Трусей И.В. Особенности выживания человека в автономных условиях: учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 192 с.
21 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
22 Федеральный закон Российской Федерации "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ23 Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. 10 класс
24 Панченко, Наталья Александровна. Необитаемый остров [Текст] / Наталья Александровна Панченко // ОБЖ - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 20-23 : фот.
25 Выносливость как одно из ведущих физических качеств в автономном выживании у школьников / Артышко С.В., Брянцев В.А. В сборнике: Современные проблемы физической культуры и спорта материалы ХХ Всероссийской научно-практической конференции. под редакцией Е. А. Ветошкиной. 2016. С. 8-11.
26 Формирование начальных туристских знаний у школьников 15-18 лет Гинжул Е.В., Кравчук Т.А. Физкультурное образование Сибири. 2016. Т. 35. № 1. С. 11-14.
27 Развитие умений и навыков автономного выживания в природе у школьников в работе кружка по безопасности жизнедеятельности Г орбунова Е.Е. В сборнике: Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 50-53.
28 Кружковая деятельность как метод формирования умений и навыков автономного выживания в природе школьников Горбунова Е.Е. Молодой ученый. 2017. № 11-2 (145). С. 21-24.
29 Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. / Под ред. Смирнова А. Т.Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль. 10-11 классы.
30 Педагогическая практика в школе по физической культуре Полоцкий государственный университет 2005г
31 http://www.gurutestov.ru/test/84