Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования основ иноязычной культуры и их формирования у обучающихся 5-7 классов 9
1.1 Иноязычная культура как средство развития школьников 9
1.2 Образовательная среда как фактор формирования иноязычной
культуры школьников в отечественной и зарубежной литературе 25
1.3 Характеристика обучающихся 5-7 классов и их возможности для
формирования основ иноязычной культуры 37
Выводы по I главе 46
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ иноязычной культуры детей 5-7 классов 48
2.1. Содержание и организация опытно-экспериментальной программы по
формированию основ иноязычной культуры у детей 5-7 классов 48
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 62
2.3. Методические рекомендации для формирования основ иноязычной
культуры у детей 5-7 классов 73
Выводы по II главе 85
Заключение 87
Библиографический список: 90
Приложение 1 98
Приложение 2
Культурная жизнь общества подвергается изменениям за счет социально-экономических преобразований нашего общества, которые, в свою очередь, находят свое отражение в ориентирах подрастающего поколения и на их социальной жизни. Все это влечет за собой ряд необратимых перемен, как положительных, так и отрицательных. Из положительных нововведений мы не можем не упомянуть быстроразвивающиеся идеи о правах человека, появление свободы слова и стремительную демократизацию общества. С появлением политического, национального и культурного плюрализма в современной России усилилось влияние внешних источников, негативно отразившихся на культурной среде. Довольно серьезную проблему представляет собой резкое снижение языковой культуры населения.
Процесс формирования иноязычной культуры связан с изучением иностранного языка, приобщением к культуре и основополагающим моральным ценностям и установкам. Становление иноязычной культуры возможно путём передачи практических знаний и умений в процессе изучения иностранного языка, в ходе которого учебный процесс рассматривается как процесс анализа примеров иноязычной коммуникации, изучения практических потребностей представителей различных культур, в результате чего расширяется иноязычная культура, и всевозможные трудности в повседневном общении с людьми другой культуры удается преодолеть. Путь к овладению иноязычной культурой лежит не только через усвоение ценностей, но и через усвоение национально языковой специфики их выражения [Тер-Минасова, С. Г., 2008]. Особое значение для формирования иноязычной культуры играет овладение лингвосоциокультурными концептами, которые определяют речевое поведение языковой личности, как представителями того или иного народа [Сафонова В. В.,1998].
Очевидно, что традиционная практика работы по формированию коммуникативных умений и развития речи, языка и культуры обучающихся в целом требует перемен и совершенствований. Насколько свободно смогут пользоваться языком как средством общения в своей будущей жизни выпускники школы, в огромной мере зависит степень активного и плодотворного участия их в производственной, общественной и креативной сферах, поэтому требование развивать навыки иностранно языка и иноязычной культуры подрастающего поколения воспринимается как социальный заказ, направленный современной школе.
Актуальность исследования заключается в слабой разработанности проблемы формирования основ иноязычной культуры на основном этапе обучения (5-7 классы) в общеобразовательной школе. Как правило, школьные учебные программы, рассчитанные на 102 часа (3 урока в неделю), не дают возможности в полной мере осветить все особенности иноязычной культуры. Все это говорит о необходимости развития внеурочной деятельности по предмету с акцентом на иноязычную культуру.
Актуальность проблемы, ее недостаточная проработка в теоретической педагогике и практической деятельности обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование основ иноязычной культуры у детей 5-7 классов общеобразовательной школы».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить действенность и результативность методических рекомендаций, необходимых для формирования основ иноязычной культуры обучающихся в образовательном процессе школы (на примере обучающихся 5-7 классов).
Объект исследования: образовательный процесс
Предмет исследования: Формирование основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: образовательный процесс будет способствовать формированию основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов общеобразовательной школы, если:
• выявлена сущность и уточнено содержание образовательной среды формирования иноязычной культуры обучающихся 5-7 классов;
• раскрыты возможности у обучающихся 5-7 классов, необходимых для формирования основ иноязычной культуры;
• обоснован комплекс условий формирования основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов;
• разработаны и апробированы методические рекомендации, необходимых для формирования основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи:
1. определить сущность и конкретизировать содержание образовательной среды формирования иноязычной культуры обучающихся 5-7 классов;
2. рассмотреть возможности обучающихся 5-7 классов, необходимые для формирования основ иноязычной культуры;
3. теоретически обосновать комплекс условий для формирования основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов;
4. выработать и апробировать методические рекомендации, способствующие формированию основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов.
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов научного исследования: методы теоретического исследования (анализ и синтез философской, методологической, психолого-педагогической литературы, определение, классификация); эмпирические методы (прямого, косвенного и включенного наблюдения, анкетирование); методы обработки данных (математическая статистическая обработка данных, табличная и графическая интерпретация результатов эксперимента, качественный анализ).
Научная разработанность проблемы.
Проблема изучения иноязычной культуры давно является проблемным вопросом не только в отечественной, но и в зарубежной науке. Данной теме посвящены работы таких ученых, как Г. Видоусон, Г. Хамерли, которые делают акцент на коммуникативное обучение иноязычной культуре, а также Р. Клоуз и Дж. Хэдж, которые говорят об особенностях преподавания иностранного языка в школе. Процесс освоения иноязычной культуры рассматривается в работах М. Беннета, Г. Д. Дмитриева, Е. И. Пассова, Т. Г. Тер-Минасовой.
Методологическую основу нашего исследования составили работы Е. М. Верещагина, Д. Зиновьева, В. И. Карасик, Н. Г. Костомарова, которые связывают изучение иностранного языка с усвоением новых понятий, характерных для культуры, обслуживаемой этим языком. Е.М. Верещагин, Ю. Н. Караулов, В. Г. Костомаров, Н.Б. Крылова, Ю. С. Мануйлов, В.В. Сафонова указывают на культурологический компонент в изучении иностранного языка. Психологический аспект освещается в работах, И. А. Зимней, А. А. Ярулова. Лингвострановедческий анализ проблем отражен в исследованиях А. Г. Каспржак, Р.К. Миньяр- Белоручева, К. Г. Митрофанова, Е. И. Пассова и В.В. Рубцова. Социокультурная характеристика изучаемой проблемы представлена работами В.В. Сафоновой, Н.Г. Соколовой, П.В. Сысоева.
Научная новизна исследования:
1. Конкретизировано понятие «основы иноязычной культуры».
2. Обоснована и доказана перспективность комплекса условий формирования основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов.
3. Разработаны методические рекомендации, необходимые для формирования основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов.
4. Выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, подтвердивший эффективность реализации указанных рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования:
• изложено доказательство перспективности комплекса условий формирования основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов;
• уточнен понятийный аппарат, включающий понятие «основы иноязычной культуры» и «иноязычную культуру»;
• разработаны методические рекомендации, ориентированные на формирование основ иноязычной культуры обучающихся в урочной и внеурочной деятельности посредством методики создания проектов.
Практическая значимость состоит в том, что:
• разработка и реализация методических рекомендаций создает основу для формирования основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов;
• реализованы в образовательной практике методические рекомендации по формированию основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов в образовательной среде школы;
• выводы и результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы педагогами школ для работы по представленной тематике.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы, выделены основные элементы исследования: цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические предпосылки исследования основ иноязычной культуры и их формирования у детей 5-7 классов» подробно рассмотрено понятие языковой личности и ее структурные компоненты, выявлены сущностные характеристики, содержание, строение понятия иноязычной культуры, понятие образовательной среды и ее возможного влияние на формирование основ иноязычной культуры, а также раскрываются особенности обучающихся 5-7 классов.
Во второй главе «Опытно -экспериментальная работа по формированию основ иноязычной культуры детей 5-7 классов» описываются особенности формирования основ иноязычной культуры школьника в образовательной среде школы, вырабатываются методические рекомендации формирования основ иноязычной культуры школьника и апробируются в общеобразовательной школе.
В заключении сформулированы основные выводы исследования, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы дальнейшей работы над проблемой.
Процесс формирования иноязычной культуры связан с изучением иностранного языка, приобщением к культуре и основополагающим моральным ценностям и установкам. Становление иноязычной культуры возможно путём передачи практических знаний и умений в процессе обучения иностранному языку в школе. Путь к овладению иноязычной культурой лежит не только через усвоение ценностей, но и через усвоение национально языковой специфики их выражения [Тер-Минасова, С. Г., 2008].
В рамках нашей работы мы исследовали процесс формирования основ иноязычной культуры обучающихся 5-7 классов в общеобразовательной школе.
В ходе исследовательской работы нами была подтверждена гипотеза о том, что образовательный процесс способствует формированию основ иноязычной культуры у подростков. И нами были достигнуты следующие задачи:
• выявлена сущность и уточнено содержание образовательной среды формирования иноязычной культуры обучающихся 5-7 классов;
• раскрыты возможности у обучающихся 5-7 классов, необходимых для формирования основ иноязычной культуры;
• обоснован комплекс условий формирования основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов;
• разработаны и апробированы методические рекомендации, необходимых для формирования основ иноязычной культуры у обучающихся 5-7 классов.
Также мы обнаружили необходимость использования дополнительных материалов культуроведческого характера на уроках английского языка.
Выбирая в качестве основного метода работы проектную деятельность, нами были прописаны условия для успешной реализации проекта, начиная с характеристик самого проекта, выбора темы и составления плана работы и заканчивая защитой проекта и рефлексией. Кроме того нами были описаны рекомендации для учителей организующих проектную деятельность в рамках обучения иностранному языку и культуре.
В ходе работы выявили сущностные характеристики «иноязычной культуры». Нам удалось конкретизировать понятие «основы иноязычной культуры у детей 5-7 классов». Затем нами были разработаны методические рекомендации, способствующие формированию основ иноязычной культуры у школьников. Эффективность разработанных рекомендаций была апробирована в рамках педагогического эксперимента в одной из школ города Красноярска.
Во время исследования нами были использованы следующие методы научного исследования: методы теоретического исследования (анализ и синтез философской, методологической, психолого-педагогической литературы, определение, классификация); эмпирические методы (прямого, косвенного и включенного наблюдения, анкетирование); методы обработки данных (математическая статистическая обработка данных, табличная и графическая интерпретация результатов эксперимента, качественный анализ). В теоретической части исследования мы анализировали научные работы современных ученых в области лингвистики, лингвострановедения, культурологии, педагогики и психологии.
Материалы исследования могут быть в будущем использованы педагогами школ для дальнейшей работы по представленной тематике, а также для использования результатов исследования на практике обучения в школе.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, а цель исследования достигнута. Теоретико-логические основы работы в совокупности с результатами эксперимента позволяют говорить о том, что гипотеза исследования подтверждена и формирование основ иноязычной культуры может успешно осуществляться учителями иностранного языка к рамках урочной и внеурочной деятельности.
1. Абрамова В.В. Социокультурная и социолингвистическая
компетенции в области межкультурной коммуникации и использование Интернета для формирования коммуникативных компетенций. Электронный ресурс: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/533525/ (дата обращения 12.01.2018)
2. Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей - Иностранные языки в школе, 2004. №1 - 89-93 с.
3. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Диссертация - Л., 1984 - С.1
4. Богин Г.И. Современная лингводидактика/ учебное пособие
Калининский Гос. Унив., 1980 - С. 3
5. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов / Г.И. Богин. - Л., 1984. - 254 с.
6. Вайнрах У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртене, 2000. - 264с.
7. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа / Й.Л. Вайсгербер; пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О.А. Радченко - Москва: УРСС, Едиториал УРСС, 2004 - С.81
8. Вартанов А.В. «От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур» - Иностранные языки в школе, 2013. №2 - 34-38 с.
9. Ваулина Ю.Е. Английский язык. Книга для учителя, М. «Просвещение», 2017 - 180 с.
10. Ваулина Ю.Е., Дули, Дж., Подоляко, О.Е., Эванс, В. Английский язык. Учебник (Серия «Английский в фокусе») для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение», 2017 - 152 с.
11. Виноградов В. В. О языке художественной литературы В.В. Виноградов. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. - 656 с.
12. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / В.В.Виноградов. - М.: Наука, 2003. - 394 с.
13. Виноградов В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 360 с.
14. Виноградов В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. - М. ; Л.: Наука, 1930. - 186 с.
15. Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция / Т.Г. Винокур // Язык и личность / Отв. ред. Д.Н. Шмелев. - М., 1989. - С. 11- 23
16. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий - М.: «Информатика», 2009 - 220с.
17. Гак В. Г. Национально-культурная специфика меронимических фразеологизмов// Фразеология в контексте культуры. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 260-265.
18. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика.-2-е изд., испр. - М.: «Академия», 2005 - 425 с.
19. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. — 2007,№ 1. - С. 3-8
20. Дридзе Т. М. Интерпретационные характеристики и классификация текстов / Т. М. Дридзе // Смысловое восприятие речевого сообщения. - М.: Наука, 1976. - С. 34 - 45.
21. Запятая О. В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Пенза, 2011 - 22с.
22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - Москва : МПСИ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2001. - 432 с.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. - М.:2005- 175 с.
24. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации / И.А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения. - М.: Наука, 1976. - С. 5 - 33.
25. Иванова С.В. Лнгвокультурология и лингвокогнитология: спряжение парадигм: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 152 с.
26. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии// Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2001а. - С. 3-16
27. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 264 с.
28. Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть... Активнаяграмматика и ассоциативно-вербальная сеть / Ю. Н. Караулов; Рос. акад. наук. ...М. : Ин-т. рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 1999 - 180 с.
29. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н., Соколова О.В,
30. Кашаева В. В. Создание языковой среды как фактор социализации
учащихся лингвистической гимназии: Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 :
Пенза, 2000 - 196 с.
31. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии. — СПб.: «Питер», 2004.
32. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990 - 103 с.
33. Кочергина И.Г. Регионоведческий компонент содержания обучения
иностранному языку. Электронный ресурс: URL:
http: //www.festival .1 september.ru/authors.
34. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. - М.: ИТДГК Гиозис, 2002. - 284с.
35. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. - С. 150.
36. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. - М.: ИТДГК Гиозис, 2002. - 284с.
37. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М, 2004. - 544 с.
38. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982 — 191 с.
39. Лосев А. Ф. Личность и абсолют. («Исследования по философии и психологии мышления», статьи) М.: Мысль, 1999 - 226 с.
40. Малкова Ю.Л. Регионоведческий компонент и его роль в процессе обучения иностранному языку студентов технических специальностей- Инновационные технологии в образовании: материалы научно-методической конференции 31 января- 1 февраля 2010. Иваново, 2011 - 188 с.
41. Мануйлов Ю.С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте
управленческой практики/ «Топологические» понятия в образовании»: материалы Интернет-конференции. Электронный ресурс:
http://www.openclass.ru/stories/90071
42. Мартине А. Предисловие// Вайнрах У. Языковые контакты. Состояние и проблемы исследования.- Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна да Куртене, 2000. - С.18-21.
43. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - №4
44. Немов Р.С. Психология. Книга 1. - М.: Владос, - 2001. - 688с.
45. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) [Электронный ресурс]: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na- 18-maya-2015-goda.html
46. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв./ Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина и др.- М.: Педагогика, 2005. - 532 с.
47. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991 -180 с.
48. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование - М.:
«Просвещение», 2003 - 192 с.
49. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению- М.: «Просвещение», 2009 - 318 с.
50. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]:
http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (Дата
обращения: 17.01.2018)
51. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3-С.17-19,23-24.
52. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве.// Иностранные языки в школе.- 2000.-№1-С.4-11.
53. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. - М.: Изд-во ИКАР, 1997. - 228с.
54. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностран нымязыкам в средней школе. ... М.: Просвещение, 2007. — 287 с.
55. Рубцов В. В. Безопасная образовательная среда: проблемы соблюдения прав детей, перспективы развития. - М.: МГППУ,2007- 343c.
56. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранного языка - М.: «Высшая школа», 2011 - С. 174-176
57. Сафонова В. В. Проблемы социокультурного образования в языковой
педагогике/В. В. Сафонова//Культуроведческие аспекты языкового
образования. М.: Еврошкола, 1998.- с. 27-35.
58. Сафонова В. В. Developing Learners’ Awareness of European and National Identities in the Language Classroom/ учебно-методическое пособие - Москва: Mayak International, 1997 - 395 с.
59. Сафонова В.В. Социокультурный подход: основные социально¬
педагогические и методические положения//Иностранные языки в школе. - №11. - М: Просвещение, 2014 г. - с.2-13.
60. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000. — 230 с.
61. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. — М.: Просвещение, 2003. — 239 с.
62. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей - М.: «Просвещение», 2002. -239 с.
63. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы - М.: «Прогресс», 2010.
64. Степанов Ю.С. Вводная статься. В мире семиотики// Семиотика: Антология/ Сост. Ю.С. Степанов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001 - С.5-42.
65. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Учебное пособие. — М.: Либроком, 2013. — 264 с.
66. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация/С. Г. Тер- Минасова — М.: Слово. 2008. — 264с.
67. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур - М. : Слово/Slovo, 2008. - 334 с.
68. Фатхулина Г.Г. Современные концепции раннего развития. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1996.
69. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004. - 240 с.
70. Харитонова С.В. Педагогическое содействие развитию
культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку: дис.канд. пед. Наук, Магнитогорск, 2006 - 174с.
71. Цукерман Г.А. Российское школьное образование: взгляд со стороны. Вопросы образования, 2004, № 1, с. 190-231.
72. Яницкий О. Н. Экологическая психология//Социология в России. М., 1996. - 226 с.
73. Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе - М.: ИД «Народное образование», 2008. - 368 с.
74. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию. — М.: Смысл, 2001 — 365 с.
75. Close R. A. A Teachers' Grammar: An Approach to the Central problems of English. Language Teaching Publications, 1994. - V, 166 p.
76. Easy World of English. [Эл. Ресурс]:http://easyworldofenglish.com (дата обращения: 15.02.2018)
77. English Daily. [Эл. Ресурс]: http://www. english-daily.com (дата
обращения: 15.02.2018)
78. English Dream. Эл. Ресурс: http://englishdream.ru/category (дата
обращения: 09.02.2018)
79. Ensolcourses: Эл. ресурс: https://www.esolcourses.com/l (дата
обращения: 30.01.2018)
80. ESL. Эл. Ресурс:https://www.usingenglish.com (дата обращения:
17.02.2018)
81. Fluentu. Эл. ресурс:http://www.fluentu.com(дата обращения: 12.02.2018)
82. GCF Learn Free. Эл. ресурс: https://www.gcflearnfree.org(дата
обращения: 22.02.2018)
83. Hedge T. Essentials of English Language Teaching -Logman Group UK Limited, 1993 - p. 142
84. Hedge T. Teaching and Learning in the Language Classroom [Text] / T. Hedge. - Oxford University Press, 2007. - 447 p.
85. Idiomsite. Эл. Ресурс: http://www.idiomsite.com(дата обращения:
17.02.2018)
86. Larsen-Freeman, D. Techniques and Principles in Language Teaching [Text] / D. Larsen-Freeman. - Oxford University Press, 2007. - 191 p.
87. Shemshadsara Zahra Ghorbani. Developing Cultural Awareness in Foreign Language Teaching. Canadian Center of Science and Education, 2012 - p. 95-99
88. Study English. Эл. Ресурс:http://study-english.info (дата обращения: 19.02.2018)
89. The British council (for teens). Эл. ресурс:
http://learnenglishteens.britishcouncil.org (дата обращения: 1.02.2018)
90. Tomalin B., &Stempleski S. Cultural awareness. Oxford: Oxford University Press. - 1993- р. 234
91. TV411. Эл. ресурс:http://www.tv411.org (дата обращения: 17.02.2018)