Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к исследованию взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивного поведения у подростков 7
1.1 Подходы к исследованию смысложизненных ориентаций 7
1.2 Причины агрессивного поведения подростков 19
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных 33
ориентаций и агрессивного поведения у подростков
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ результатов 37
Заключение 46
Библиографический список 47
Приложения 51
Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов соглашаются со следующим определением агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Агрессивные действия также могут быть направлены на самого себя - аутоагрессия.
Агрессия представляет собой совокупность показателей - физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.
Многоплановое исследование проблемы агрессии в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.А. Андреева, В.В. Знаков, Л.П. Колчина, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.). Отмечается устойчивая тенденция к многофакторному исследованию агрессии и агрессивности, когда всестороннему анализу подвергаются различные аспекты ее проявления - биологические, социальные, психологические факторы.
Однако при всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.
Актуальность темы: за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженный с собой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство.
На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, секса - «научают» действовать агрессивно. Внедрение западной культуры привело в России к деградации личности и духовных ценностей.
Проникновение западных музыкальных стилей и направлений (рок, джаз, блюз, компьютерная музыка), обилие детективов, боевиков, фильмов ужасов, эротических фильмов, компьютерных игр агрессивной тематики провоцируют агрессивное поведение подростка, делая его взрослым в его собственных глазах. Насаждение западной культуры привело к культу насилия, наркотиков, сексуальной распущенности в среде малолетних. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам, за последнее время выросла молодежная преступность. Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Возникающие у детей чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, ненависти толкает их на совершение актов насилия. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования.
Проблема исследования: существует противоречие между
потребностями личности подростка в свободном развитии и агрессивными условиями воспитывающей среды, не позволяющими ребенку раскрыть потенциал своего развития.
Гипотеза: Существует взаимосвязь агрессивности и агрессивных
проявлений со структурными единицами смысложизненной концепции.
Цель: выявить особенности взаимосвязи форм проявления агрессии и структурных единиц смысложизненной концепции у подростков.
Объект исследования: агрессивное поведение детей подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь форм проявления агрессии и структурных единиц смысложизненной концепции у подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к исследованию возникновения и формы проявления агрессии.
2. Изучить особенности возникновения и формы проявления агрессии у подростков.
3. Рассмотреть особенности возникновения и формы проявления агрессии у подростков с точки зрения экзистенциального анализа.
4. Подобрать и обосновать выбор методик для эмпирического исследования агрессии у подростков с точки зрения экзистенциального анализа.
5. Опытно-эмпирическим путем исследовать причины возникновения и формы агрессии у подростков с точки зрения экзистенциального анализа.
Теоретической основой исследования являются идеи Л. Бинсвангера, М. Босса, И. Ялома, А. Лэнгле, В. Франкла, Р. Мэя и Д.А. Леонтьева.
Методологическая основа исследования: экзистенциальный анализ.
Методы исследования: методы сбора эмпирических данных - методика СЖО (смысложизненных ориентаций) Д.А. Леонтьева, методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки; методы интерпретации и объяснения первичной информации: качественный и количественный анализ полученных результатов с применением статистических критериев (р Спирмена).
Исследование проводилось на базе школы №1 им В.И.Сурикова г. Красноярска среди учащихся 8-х классов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами при планировании коррекционной работы с агрессивными подростками, а также педагогами при организации воспитательной работы с подростками.
Проблема агрессивности, в последнее время, одна из самых значимых в подростковом возрасте. Агрессивность формируется преимущественно в процессе социализации в подростковом возрасте. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
В результате проведенного анализа научной литературы были выделены основные подходы к пониманию понятий «смысл» и «агрессивность». На основании проведенного анализа психолого-педагогической литературы была выдвинута гипотеза, содержащая предположение о том, что особенности смысловой сферы взаимосвязаны с типом (уровнем) агрессивности подростка, а также чем выше уровень агрессивности, тем уже смысловая сфера.
Эмпирическая часть исследования обозначенной проблемы подтвердила гипотезу исследования. При анализе результатов исследования была обнаружена взаимосвязь уровня агрессивности и особенностей смысловой сферы у подростков.
В результате проведенного исследования подростков, нами было установлено, что в данном возрастном периоде агрессивность в разных ее проявлениях, так или иначе присуща большинству подростков, но находится как правило, в допустимых нормой пределах. Враждебность выражена примерно так же как и агрессивность. Выявлена значимая отрицательная корреляция между шкалой Локус контроля-Я и косвенной агрессией, а также Локус контроля-Я и обидчивость.
1. Агрессия у детей и подростков / под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Академический проект, 2015. - 240 с.
3. Алиева, З.А. Взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений старшеклассников: автореф.дис. ... канд.наук / З.А. Алиева.
• М.: МГУ, 2001. - 24 с.
4. Арманд, А.Д. Анатомия кризисов / А.Д. Арманд, Д.И. Люри, В.В. Жерихин. - М.: Наука, 1999. - 220 с.
5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц.
• СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. - М., 1995. - 345 с.
7. Братусь, Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль,1988.
8. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 3 - 20.
9. Быкова, Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Л. Быкова. - Самара, 2008. - 95 с.
10. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991. - 144 с.
11. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Просвещение, 1996. - 206 с.
12. Волков, Б. С. Психология подростка: Учебное пособие. М.:
Академический Проект; Таудеамус, 2005. - 208 с.
13. Волкова, Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е.Н.Волкова // Мир психологии. - 2005. - № 3.
• С. 33-39.
14. Егорычева, И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики / И.Д. Егорычева // Мир психологии. - 2006. - №1 (17). - 277 с.
15. Жукова, И.Г. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / И.Г.Жукова; под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - М.: МГУ, 2008. - 24 с....41