Введение 3
Раздел 1. Проблемы организации проектно-исследовательской деятельности и значение научно-популярных лекций в 10-11 классах 6
1.1. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся старших
классов. Проблемы и перспективы 6
1.2. Роль научно-популярных лекций в развитии интереса обучающихся
к современной науке 10
Раздел 2. Разработка и апробация научно-популярной лекции и проектно-исследовательской работы 13
2.1. Анализ организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в Средней школе-интернат №1 им. В.П. Синякова г. Красноярск 13
2.2. Текст научно-популярной лекции «Путешествие магния по
организму» 16
Раздел 3. Разработка и апробация проектных и исследовательских работ 26
3.1. Тематика проектных и исследовательских работ в рамках кружка
«Биологический остров» 26
3.2. Научно-исследовательская работа «Влияние различных типов
конфет на рН и содержание кальция ротовой жидкости» (реферат) 29
Заключение 41
Список используемых источников 42
Приложения 46
В соответствии с ФГОС ООО 2021 года Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечить:
<...> повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в предметных областях, учебно-
исследовательской и проектной деятельности;
<.> формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.
<.> овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего школьного возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности [1].
В связи с этим появилась потребность привлечения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности, однако сделать это очень сложно. Организация такого вида деятельности требует большого количества времени как у учителей, так и у обучающихся, однако, главной проблемой является привлечение обучающихся. Обучающиеся и их родители не до конца понимают, для чего им нужна проектно-исследовательская деятельность, которая отнимает большое количество времени и требует больших усилий для достижения целей.
В 2021 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводил опрос на тему заинтересованности населения в современной науке и выявил, что более половины россиян (52%) смотрят научно-популярные фильмы, читают научно-популярные книги, статьи и лекции, в том числе по направлению биологии. Причем, большую заинтересованность к современной науке по направлению биологии проявляют люди в возрасте 17-24 лет (30%). Также в ходе этого опроса было выявлено, что большинство граждан России (мб лучше написать опрошенных) отнеслись бы положительно к решению детей заниматься научной деятельностью и реализовать себя в роли ученого [2].
Поэтому мы предположили, что научно-популярные лекции могут стать одним из методов мотивации обучающихся 10-11 классов к участию в проектно-исследовательской деятельности, которая в данный момент является неотъемлемой частью образовательного процесса. Научно-популярные лекции содержат информацию последних исследований в интересном для слушателей формате, что может послужить отличным способом разжечь интерес к проведению собственного исследования.
Цель: Разработка тематики научно-популярных лекций по экспериментальной биологии и проектно-исследовательских работ обучающихся
Задачи:
1. Рассмотреть проблемы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в школе;
2. Разработать и апробировать научно-популярную лекцию по интегративной физиологии минерального обмена;
3. Разработать и апробировать проектно-исследовательскую работу с обучающимися по теме «Влияние различных типов конфет на рН ротовой полости и содержание кальция в слюне».
Методы:
1. Теоретические методы: Поиск публикаций по теме исследования с помощью поисковых систем google scholar, CyberLeninka, PubMed [3];
2. Психолого-педагогические методы: Анкетирование [4];
3. Методы физиологического эксперимента: Сбор смешанной слюны в состоянии покоя и при пищевой стимуляции, химический анализ слюны [5];
4. Статистические методы анализа: Непараметрический тест Краскела- Уоллиса с post-hoc тестом Данна [6].
В соответствии с поставленными задачами выявлены основные проблемы привлечения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности на основе анализа современной психолого-педагогической литературы и анкетирования обучающихся старших классов СШИ№1 им. В.П. Синякова. В разделе 2 представлены текст разработанной научно-популярной лекции по теме «Путешествие магния по организму», сведения о результатах ее апробации. В разделе 3 представлена примерная тематика проектноисследовательских работ по физиологии минерального обмена и выполненная совместно с обучающейся научно-исследовательская работа по теме «Влияние различных типов конфет на рН и содержание кальция ротовой жидкости».
1. Анализ литературы и результаты анкетирования обучающихся выявили среди основных проблем организации проектно-исследовательской работы обучающихся - слабая материально-техническая база в ряде школ, низкий уровень мотивации старшеклассников к этому виду работ, непонимание ее назначения.
2. Научно-популярная лекция может стимулировать интерес обучающихся к проектно-исследовательской деятельности. Разработана лекция «Путешествие магния по организму». При выборе тематики лектория ориентировались на возможности реализации экспериментальных работ обучающихся в данном направлении.
3. Лекция «Путешествие магния по организму» посвящена функциям магния, его содержанию в продуктах и механизмам транспорта и регуляции в организме. Лекция апробирована в Средней школе-интернат №1 им. В.П. Синякова г. Красноярск.
4. Разработан методологический аппарат, методика исследования проектно-исследовательской работы на тему «Влияние различных типов конфет на рН и содержание кальция в слюне». Работа выполнена обучающейся 10 класса СШИ №1 им. В.П. Синякова, представлена на конференции БИОЭКО КГПУ им. В. П. Астафьева.
1. Акт министерств и ведомств "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" от 31.05.2021 №287 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2021
2. Научпоп в тренде // ВЦИОМ НОВОСТИ URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauchpop-v-trende (дата обращения: 15.11.2023).
3. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 287 с.
4. Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических
исследований. 7-е изд. М.: Флинта, 2016. 205 с.
5. Косинов А.Д., Костюрина А.Г., Брагин О.А. Методы физического эксперимента: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018. 86 с.
6. Шорохова И.С., Кисляк Н.В., Мариев О.С. Статистические методы анализа: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 300 с.
7. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2020. 126 с.
8. Иванова Е.А. Проектно-исследовательская деятельность
обучающихся старших классов: теоретические аспекты // Педагогика. 2019. №2. С. 15-22.
9. Асанова Л.И., Багоцкий С.В., Барабанов И.В. и др. Проектная деятельность школьников: Методическое пособие для учителя. М.: ООО «Полиграфический комплекс», 2023. 28 с.
10. Шиничева И.Ю., Писаренко И.А. Взгляд администрации школ на организацию проектной деятельности: трудности и перспективы // Современное образование. 2022. №4. С. 1-9.
11. Лютц А.А. Проектно-исследовательская деятельность в системе российского образования: сущностные характеристики // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". 2023. №14. С. 55-57.
12. Ноздрина Н.А. Роль научно-популярной информации в становлении интеллектуальных потребностей учащихся СПО // Академика: Психология и педагогика. 2019. №1. С. 22-25.
13. Иванова Е.А., Смирнова Л.И. Роль научно-популярных лекций в формировании интереса обучающихся к проектно-исследовательской деятельности // Вестник педагогического университета. 2018. №3. С. 56-72.
14. Сидоров Д.П. Организация научно-популярных лекций в школьном образовании // Научно-педагогический журнал. 2017. №4. С. 102-115.
15. Калинина Е.И. Проведение научно-популярных лекций как средство формирования интереса школьников к научной деятельности // Вестник педагогического университета. 2019. №1. С. 48-61....42