ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1 . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1 Понятия скоростно-силовых качеств и их характеристика 5
1.2 Средства и методы развития скоростно-силовых качеств 12
1.3 Сущность физической подготовки в учебно-тренировочном
процессе 18
1.4 Морфофункциональные особенности юношей 15-16 лет 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
3.1 Анализ и обсуждения результатов эксперимента 32
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
Выпускная квалификационная работа посвящена теме развития скоростно-силовым способностям у пловцов-подводников в учебнотренировочном процессе. Не смотря на то, что плавание в ластах не входит в программу по Олимпийским видам спорта, оно получило широкое распространения не только в России, но и в мире.
Плавание в ластах - дисциплина подводного спорта, которая заключается в преодолении в моноласте различных по длине дистанций за наименьшее время. Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально - технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей.
Для спорта высших достижений характерны высокие тренировочные нагрузки,которые требуют больших энергетических затрат от спортсменов, поэтому определение эффективных комплексов упражнений для развития скоростно-силовых способностей является необходимым.
Актуальность исследования: обусловлена необходимостью
развивать скоростно-силовые способности, поскольку по мере прохождения дистанции скорость пловца-подводника неуклонно падает. Снижение скорости обусловлено физиологическими ресурсами спортсмена. Рост спортивных результатов взаимосвязан с методикой и планированием в учебно-тренировочном процессе.Высокий уровень спортивных достижений на международной и мировой арене предъявляют повышенные требования к уровню тренированности за счет увеличения объема и интенсивности физической нагрузки. Однако объем нагрузки беспредельно повышаться не может, так как у спортсмена наступит адаптационный предел и рост результатов прекратиться. Существенное влияние на проявление силы и скорости.
Цель исследования: совершенствование методики развития скоростно-силовых способностей юношей 15-16 лет в учебнотренировочном процессе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Усовершенствовать методику развития скоростно-силовых способностей у юношей 15-16 лет в учебно-тренировочном процессе;
3. Экспериментальным путемпроверить эффективность методики развития скоростно-силовых способностей юношей 15-16 лет.
Объект исследования: является учебно-тренировочный процесс юношей 15-16 лет.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых способностей у юношей 15-16 лет занимающихся подводным плаванием.
Гипотеза исследования: развитие скоростно-силовых способностей у юношей 15-16 лет в учебно-тренировочном процессе будет результативным, если методика подготовки будет дополнена упражнениями серийной работы(на воде на суше).
Практическая значимость работы заключается в том, что усовершенствование методики развития скоростно-силовых способностей с помощью серийной работы и комплекса упражнений, будет эффективным для повышения результатов в учебно-тренировочном процессе. Следовательно, эти навыки можно применять на уроках физкультуры, во внеурочное время, а так же на занятиях по лыжной подготовке.
В учебно-тренировочном процессе упловцов-подводников эффективно тренировать способность преодолении (проплывания) дистанции за более короткий промежуток времени. На тренировках отрабатываютсяфиниш и «уход» со старта, а также максимальная скорость и спринтерская выносливость. Скорость и сила характеризуют способность спортсменов - достигать максимальной скорости, по своей биомеханической структуре и физиологическому механизму. Скорость проплывания и максимальная скорость имеют определенные отличия, обусловливающие целесообразность дифференцированной тренировки. Спринтерская выносливость - специальное качество, которое также целесообразно тренировать отдельно.
1. На основе научно - методической литературы мы
проанализировали средства и методы развития скоростно-силовые качества, сущность физической подготовки в учебно-тренировочном процессе, а также морфофункциональные особенности юношей 15-16 лет. Выявили, что методика серийной работы является благоприятной для целенаправленного развития скоростно-силовых качеств в учебнотренировочном процессе.
2. Усовершенствованная методика скоростно-силовых способностей
дополнена комплексом упражнений включающих: приседания,
выпрыгивания из упора присев, для мышц живота, для мышц спины, сгибание/разгибаниерук в упоре лежа, а также серийная работа на воде.
3. По результатам эксперимента, который применялся в учебнотренировочном процессе. Юноши экспериментальной группы достоверно улучшили результаты в сравнении с контрольной группой, по следующим показателям:
• результаты по плаванию на дистанции 50 метров со старта у учащихся в экспериментальной группе достоверно улучшились на 10%, а в контрольной группе недостоверно на 5%.
• показатели приседания у юношей в экспериментальной группе достоверно увеличились на 5%, а в контрольной группе недостоверно на 3% .
• показатели сгибание/разгибание рук в упоре лёжа у юношей экспериментальной группы увеличились значительно и достоверно - на 32%, а в контрольной группе незначительно изменились на 20%.
• показатели упражнения для мышц живота у юношей экспериментальной и контрольной группы не изменились.
• показатели выпрыгивания из упора присев у юношей экспериментальной группы достоверно увеличились на 17%, а в контрольной группе недостоверно на 13%
4. По результатам применения комплекса упражнений, юноши экспериментальной группы превосходят учащихся контрольной группы, по некоторым показателям. Таким образом, совершенствование методики в учебно-тренировочном процессе позволяет проследить прирост результатов, следовательно, нами была достигнута цель, решены задачи и подтверждена гипотеза исследования.
1. Андреева С. К.. Подводный спорт и здоровье / С. К.Андреева, А. И. Мартынов, В. И. Павлов и др. // Монография. - М.:ДОСААФ СССР, 1980. - 222 с.
2. Анищенко В.С. Подводный спорт в клинико - физиологическом освещении// Анищенко В.С. // Физиологические предпосылки спортивной работоспособности в подводном спорте. Москва, 1969 - 9 - 10с.
3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж.Булгакова. Москва: Фис, 1978 - 17с.
4. Булгакова Н. Ж. Плавание. М. Физкультура и спорт, 1984.
5. Бордуков М.И. Функциональная производительность организма при двигательной деятельности и методы ее оценки. Красноярск, 2014.
6. Бутовский, Н.А. Современная тренировка пловца/ Бутовский Н.А. // Некоторые вопросы психологической подготовки пловца, Москва, 1967 - 40с.
7. Волков Н.И., Нессен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н. Биохимия мышечной деятельности. Киев,2000.
8. Воронцов, А.Р. На уровне лучших результатов / А.Р. Воронцов - Плавание, вып.1, 2009.
9. Воронцов, А.Р. Планирование годичной подготовки и особенности методики подготовки пловцов в Национальном тренировочном центре Хале / А.Р. Воронцов- Плавание,вып. 11, 2012.
10. Викулов, А.Д. Плавание : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Викулов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.
11. Верхошанский Ю.В. Методика оценки скоростно-силовых способностей спортсменов.// Теория и практика физической культуры, 1992, № 2. - С.7-12.
12. Ганчар И. Л. Плавание: теория и методика преподавания. М., 1998
13. Грошенков, С.С. Прогнозирование при отборе детей в спортивные школы / С.С.Грошенков // Теория и практика физической культуры. 1968 - №2, 58с.
14. Говорят мастера плавания. Сборник статей по технике плавания и методике тренировки. Изд-во «Физкультура и спорт». Москва, 1963.
15.Зимкин Н.В. Физиология человека. М., 1975.
... всего 50 источников