Введение 3
Глава 1. Особенности развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в современной педагогике и психологии 5
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного
возраста 11
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития художественнотворческих способностей детей среднего дошкольного возраста 14
1.4. Виды театрализованной деятельности, применяемые в дошкольных
учреждениях 18
Вывод по I главе 27
Глава 2. Эмпирические исследования особенностей развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 30
2.1 Методы и организация исследования 30
2.2 Констатирующий эксперимент 30
2.3 Программа формирующего эксперимента 37
2.4. Результаты контрольного эксперимента 41
Вывод по II главе 45
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложения 55
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к воспитанию детей дошкольного возраста. Одним из них является развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. [3;10] Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Цель исследования - определить особенности развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза - развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста будет более успешным при использовании в работе с детьми различных видов театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2. Изучить уровень развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
3. Разработать и реализовать программу мероприятий, направленную на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста (формирующий эксперимент).
4. Провести контрольный эксперимент, сделать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме; педагогическая диагностика, проективные тестовые методы, эксперимент. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав: теоретической и практической части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к воспитанию детей дошкольного возраста. Одним из них является развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.
При анализе педагогической литературы, нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста будет более успешным при использовании в работе с детьми различных видов театрализованной деятельности.
Для того, чтобы её подтвердить, мы провели психолого-педагогический эксперимент. На первом этапе мы изучали уровень развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. На втором этапе эксперимента были реализована программа развития творческих способностей дошкольников среднего возраста посредством
театрализованной деятельности. На третьем этапе была определена эффективность разработанной программы.
Для изучения уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста была подобрана методика диагностики творческого мышления Е. Туник и методика творческого воображения О.М. Дьяченко.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что дети среднего дошкольного возраста находятся на недостаточном и приемлемом уровне творческой активности; слабо развиты творческое мышление и творческое воображение. Поэтому для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, была разработана программа
Для определения эффективности разработанной программы по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности мы провели контрольный эксперимент. Исследование показало, что после проведения формирующего эксперимента в группе значительно выросли показатели развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами, подтвердилась.
1. Ахмадуллина Л. И. Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности ребенка-дошкольника // ФЭН-Наука. 2012. Т. 1, №11 (14).
2. Белова Е.С. Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Теорет. и экспериментал. психология. 2008. Т. 1, № 1. С. 45-55.
3. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
4. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с.
5. Блохина Е.А. Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников // Нач. шк. плюс до и после. -
2012. - № 2. С. 67-70.
6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
7. Вайнфельд О. А. Фантазирование детей среднего дошкольного возраста на темы музыкальных произведений // Дошк. педагогика. 2012. № 6. С. 29-31
8. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 с.
9. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
11. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова- Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 с.
12. Глухова Т. Е. Театрализованная деятельность и ее значение в детском саду // Ребенок в современном мире : материалы I Междунар. науч.- практ. конф. (31 окт. 2012 г.) : сб. науч. тр. / Центр науч. мысли ; под науч. ред. И. А. Рудаковой. - М., 2012. - С. 99-101.
13. Горбатова О.Г. Особенности коммуникативных умений детей младшего и среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // ИКТ в образовании: территория партнерства : интернет-конф. - [Б. м.], 2010. - URL: http://conference.apkpro.ru/files/npo/ss10/stt/st23n.pdf (15.03.2017).
14. Дубровская, Н.В., Игры с цветом: развитие и коррекция ассоциативно-образного восприятия цвета у дошкольников / Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика : журнал . — 2016 .— №8 .— С. 24-27.
15. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон ТРИЗ, 2001.
... всего 42 источников