Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ будущего старших подростков, находящихся в социально опасном положении

Работа №153597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы38
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О СВОЕМ БУДУЩЕМ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В
СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 4
1.1. Социально-психологические особенности современного подрастающего
поколения Z 4
1.2 Отношения к будущему старших подростков, находящихся в социально­опасном положении 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЕМ БУДУЩЕМ У ПОДРОСТКОВ НАХОДЯЩИХСЯ В СОП 22
2.1. Выявление отношения подростков к своему будущему 22
2.2. Разработка и частичная реализация программы, направленной на обогащение образа собственного будущего у подростков, находящихся социально-опасном
положении 29
Заключение 36

Актуальность исследования. Неблагоприятная социально-экономическая и политическая ситуация в России на протяжении нескольких десятилетий привела к нарастанию семейных проблем, в том числе к увеличению числа лиц, лишенных родительских прав. Поддержка подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является одним из важных направлений политики нашего государства.
Интерес к вопросам представления подрастающего поколения о собственных жизненных перспективах возник в психологии давно. Проблема формирования жизненных представлений о дальнейшей жизни, как правило, начинает рассматриваться в подростковом возрасте, когда проблема профессионального самоопределения молодежи становится наиболее актуальной и занимает одно из ведущих мест в структуре самосознания подростков старшего возраста.
В концепции, разработанной Львом Выготским, лежат культурные смыслы и значения, сформировавшиеся исторически коллективом. Мир приобретает для ребенка тот смысл, который определяет для него окружающая культура через представления близких взрослых, а психическое развитие становится процессом, кардинально отличным от биологического созревания или даже научения, определяющих развитие животных. Психическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения и присвоения культурно­исторического опыта. А условиями усвоения этого опыта становятся собственная активность ребенка и общение со взрослым, который открывает ребенку смыслы объектов и действии с ними.
Идея событийного подхода возникла в рамках процесса самопределения (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). Событийный подход рассматривается с позиции работы проблемами воспитания, отражающих ракурс жизненных проблем.
Таким образом, целью моей выпускной квалификационной работы
является изучение особенностей представлений о своем будущем у старших подростков, находящихся в социально-опасном положении и разработка программы обогащения образа будущего у подростков.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Исследовать особенности поколения Z.
2. Дать характеристику детей старшего подросткового возраста, находящихся в социально-опасном положении.
3. Рассмотреть теоретические аспекты представлений о своем будущем у подростков, находящихся в социально-опасном положении.
4. Провести исследование особенностей представлений о своем будущем у подростков на КГБУ СО «Краевой центр семьи и детей».
5. Разработать программу по обогащению образа будущего старших подростков, находящихся в социально-опасном положении.
Объектом исследования является представления старших подростков.
Предметом исследования является образ будущего детей старшего подросткового возраста, оказавшихся в социально-опасном положении.
Теоретической и методической основой исследования являются:
1. Определения культурно-исторической концепции Л.Г. Выготского и его представления о закономерностях развития психической личности и роли социальной среды как источника интеллектуального развития ребенка.
2. Определение возрастной психологии особенностей формирования личности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, И.С.Кон, Д.И. Фельдштейн).
3. Идеи событийного подхода в рамках самоопределения жизни (Е.И. Г оловаха, А.А. Хроник).
4. Мотивационный подход к изучению темпоральной перспективы будущего Дж. Нюттена.
5. Представления о развитии детей и подростков в закрытых образовательных учреждениях (И.В. Дубровина, М.Ю. Кондратьев, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга).
Теоретическая значимость исследования:
1. Полученные данные позволяют расширить и углубить представления об образе будущего старших подростков, находящихся в социально- опасном положении
2. Установлены возможности формирования образа будущего старших подростков, находящихся в социально-опасном положении
Практическая значимость исследования:
1. Разработана программа по обогащению образа будущего старших подростков, находящихся в социально-опасном положении
2. Результаты и материалы исследования могут быть использованы специалистами социальных учреждений, педагогами, работающими в школах и другими специалистами, которые работают с подростками
Были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, классификация и др.
2. Эмпирические: метод беседы; методика сочинения на тему «Как я вижу свое будущее», методика «Незаконченные предложения» (Джозеф М. Сакс), анкетирование «Образ жизни современного подростка», анкетирование «Я- семьянин».
Показатели исследования представлений о будущем у подростков в ТЖС:
• Когнитивный компонент (определенность, четкое представление цели и способов ее достижения, реалистичность и полнота мыслей, наличие ближних и дальних перспектив)
• Эмоционально-ценностный компонент (личностный рост, свобода, характер ценностей, уровень тревожности, характеристика эмоциональных переживаний).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной причиной появления такой категории, как «подростки, находящиеся в социально-опасном положении», являются семейные проблемы (алкоголизм, наркомания в семье, жестокое обращение, насилие в семье, низкая материальная обеспеченность).
Подростковый возраст был и остается первым и во многом решающим в формировании цели жизни как целостного образования, с одной стороны, и наиболее психологически чувствительного, с другой стороны. Поэтому особенно молодые люди должны уделять больше внимания вопросу построения для них адекватной жизненной цели. Обучение планированию жизни для молодых людей включает в себя помощь им в составлении жизненных планов, включая установление вех, разработку способов их достижения и понимание целей, которые вы поставили перед собой.
Мною было проведено эмпирическое исследование на выявление особенностей представлений о своем будущем детей подросткового возраста, находящихся в социально-опасном положении. Исследование проходило различными методами. Это опросы, беседы, методика «Незаконченные предложения» (Джозеф М. Сакс), методика сочинения на тему «Как я вижу свое будущее», методика «События жизни подростков» (Г.С.Никифорова), анкетирование «Ваши жизненные планы на будущее».
У большинства детей, находящихся в СОП, выражена тенденция к стремлению быть лучше чем свои родители. У них нет ярко выраженного представления о своем семейном будущем, вследствие трудной жизненной ситуации или семейного неблагополучия. Им трудно представить себе идеал будущего, ведь у них чаще всего нет для этого примеров.
Главной особенностью в образе будущего старших подростков, находящихся в социально-опасном положении, является отсутствие у них опыта нормальной человеческой жизни. Представление о своем будущем у данной категории напрямую зависит от жизненного случая и семейной ситуации.
Образ будущего у изучаемых нами подростков поколения Z, оказавшихся в социально-опасном положении, независимо от пола, в целом имеет ряд особенностей, к которым относятся, в том числе, образ будущего, его нереалистичность, фрагментарность и наличие стремления к лучшей жизни.
Исследование показало, что представление о своем будущем у подростков, находящихся в социально-опасном положении, сформировано слабо. Отсутствие или слабая сформированность образа будущего характеризуется личностными особенностями подростков данной категории, а также особенностями их жизненной ситуации.
У большинства детей не ярко выражено представление о своем семейном будущем вследствие социально-опасного положения или семейного неблагополучия. Для построения образа будущего в своей голове нужен какой-либо идеал или пример, а у данной категории это отсутствует.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проводить с подростками, попавшими в социально-опасное положение, работу по обогащению их образа будущего посредством развития у них стрессоустойчивости и жизнестойкости.
Для формирования положительного образа будущего старших подростков, находящихся в социально-опасном положении, необходимо реализовать программу по обогащению образа будущего, с помощью которой можно:
1. Создать образ желаемого будущего
2. Сформировать стремление к самопознанию
3. Сформировать умение видеть ближние и дальние перспективы в жизни
4. Развить социальный интеллект и уверенность в собственных силах
5. Повысить уровень информированности о возможностях самореализации
Эти знания об особенностях образа будущего у подростков, находящихся в социально-опасном положении, необходимо учитывать при построении индивидуальной работы, осуществляемой специалистом по социальной работе в рамках обогащения образа будущего подростка.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ