ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Деятельностный подход в теории и практике основ безопасности
жизнедеятельности 10
1.2. Использование деятельностного подхода на уроках ОБЖ в разделе
«Опасные ситуации природного характера» в условиях реализации ФГОС 22
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Разработка уроков с деятельностным подходом при изучении раздела
«опасные ситуации природного характера» 29
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы по определению
эффективности уроков с применением деятельностного подхода в сравнении с традиционными уроками 41
ВЫВОДЫ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) ставит перед учителями новые задачи: развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества, развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам, индивидуальный подход к обучающимся, развитие коммуникативных навыков у обучающихся, ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи.
Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию [3].
Системно - деятельностный подход можно по праву считать одним из самых эффективных, ведь это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основной особенностью деятельностного подхода можно считать то, что это, в первую очередь, самостоятельная деятельность самих обучающихся. В задачи учителя входит установление четкой формулировки алгоритмов действия, направление вектора деятельности обучающихся и подведение итогов.
Используя системно - деятельностный подход в изучении материала, учитель обеспечивает развитие у обучающихся творческого мышления, самостоятельности. В условиях данного подхода человек открывает для себя пути к активной самореализации, к самоконтролю и к саморазвитию. Всё это необходимо развивающемуся человеку для того чтобы «построить себя» и стать
Это успешно достигается посредством вовлечения самостоятельную активную деятельность [11].
Однако следует отметить, что системно - деятельностный подход в образовании- это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности человека в предметном мире.
Под системно-деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Деятельностный подход ставит целью воспитание личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
В данной выпускной квалификационной работе будет рассматриваться деятельностный подход при изучении обучающимися 7 классов таких опасных ситуаций природного характера, как землетрясения, извержения вулканов и лесные пожары. Раздел «Основы комплексной безопасности» присутствует в школьной образовательной программе семиклассников.
Изучение тем «Землетрясения», «Извержения вулканов» и «Лесные пожары» из раздела «Основы комплексной безопасности» обусловлено тем, что стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.
Стихийные бедствия - опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением или уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей [1].
Землетрясения являются одним из наиболее страшных природных катастроф, они уносят десятки и сотни тысяч человеческих жизней и вызывают опустошительные разрушения на огромных пространствах. При сильных землетрясениях нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выводятся из строя коммунально-энергетические сети.
Землетрясение, как правило, сопровождается множеством звуков различной интенсивности в зависимости от расстояния до источника его возникновения. Вблизи источника землетрясения слышны резкие звуки, на некотором удалении они напоминают раскаты грома или гул взрыва. В горах возможны обвалы и лавины. Если землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны - цунами, вызывающие страшные разрушения на суше. Последствия сильных землетрясений в некоторой степени похожи на последствия ядерного взрыва [6].
Извержение вулкана с бурлящими потоками лавы, заливающими равнины, с токсичным пеплом, оседающим на землю с клубами дыма представляют огромную опасность для людей. Они выжигают целые города и поселки. Застывшая лава превращает землю в пустыню, разрушения обширны и не подлежат восстановлению. В настоящее время насчитывается более 20 действующих вулканов по всему миру.
Наша планета обладает хрупкой и в то же время сложной экосистемой.
Извергая лаву, вулканы выпускают в атмосферу большое число токсичного газа, плотного и содержащего серу и двуокись углерода. Во время крупного извержения вулкана облако газа, попадая в атмосферу, очень быстро распространяется по всему земному шару и блокирует часть солнечных лучей. Таким образом, низкая часть атмосферы и поверхности планеты охлаждается: этот феномен известен как «вулканическая зима» [5].
Лесные пожары - это неконтролируемое горение растительности на лесной территории. Его опасность - в быстром и стихийном распространении, с которым сложно бороться, а последствия - в длительном восстановлении флоры и фауны на той территории, где он случился, нанесении ущерба экологическому, экономическому, материальному состоянию территории региона, физическому и психологическому здоровью людей [38].
Лесные пожары стали настоящим бедствием мирового масштаба. Они уничтожают не только «легкие» нашей планеты - леса, но и целые населенные пункты. Пожары являются причиной гибели людей и животных, а также многочисленных видов насекомых и птиц. Распространяемый в процессе горения дым, загрязняя атмосферу, пагубно влияет на все живое.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить рациональные решения сложных жизненных вопросов, проявляя при этом гибкость ума и творчество, уметь налаживать эффективные связи в обществе и при этом оставаться человеком нравственным [39].
Помимо развития личностных качеств и коммуникативных умений, уроки ОБЖ помогают обучающимся общеобразовательных школ сформулировать определенные знания об окружающем мире, безопасном поведении; научиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей их среде. Использование деятельностного подхода призвано максимально обеспечить формирование и усвоение этих знаний.
Проблема исследования: влияние традиционных уроков ОБЖ на формирование безопасного поведения у обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера по отношению к урокам, в которых учитель использует деятельностный подход к изучению материала обучающимися.
Целью исследования является разработка методического обеспечения в деятельностном подходе при изучении тем «Землетрясения», «Извержения вулканов» и «Лесные пожары».
Исходя из цели исследования, выделены следующие задачи:
1) Изучение научной литературы по вопросу опасных ситуаций природного характера;
2) Проведение эксперимента по изучению опасных ситуаций природного характера с использованием дополнительных методов изучения материала (видеофильмы, презентации, стенды с изображением познавательного материала по теме);
3) Получение и анализ результатов исследования в форме тестирования обучающихся, написание рекомендаций по применению деятельностного подхода на уроках ОБЖ.
Объект исследования: учебный процесс, в котором учителем используется деятельностный подход при изучении обучающимися материала на уроках ОБЖ.
Предмет исследования: включение дополнительных методов обучения для лучшего усвоения материала.
Гипотеза исследования: предполагается, что уроки ОБЖ с использованием учителем деятельностного подхода в большей степени повлияют на формирование безопасного поведения у обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера, чем общепринятые традиционные уроки.
Методы исследования:
1. Теоретическое изучение научно-методической и специальной литературы, анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Тестирование: Тесты Т.А. Пимкова «Лесные пожары» и С.В. Пецык «Землетрясения» и «Вулканы» (Приложение 1);
3. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в работе выводы и положения, подобранная серия соответствующего материала, могут быть использованы в работе педагогов образовательных учреждений, что будет способствовать эффективности формирования безопасного поведения обучающихся.
Исследование осуществлялось в 3 этапа.
Констатирующий этап - изучалась теория вопроса, проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, разрабатывались исходные позиции исследования, логика поискового эксперимента с целью выявления эффективности использования деятельностного подхода на уроках ОБЖ.
Формирующий этап - осуществлялись проверка и уточнение рабочей гипотезы, целей, задач исследования, выполнялся констатирующий эксперимент, совершенствовалась логика формирующего эксперимента, апробировались основные идеи мероприятий по формированию уроков в деятельностном подходе.
Контрольный этап - проводился анализ и систематизация результатов исследования; уточнялись теоретические положения; корректировались выводы, полученные на первом и втором этапах.
База исследования: МБОУ СОШ № 101 г. Железногорска. В исследовании приняли участие два класса: 7 «А» и 7 «Б».
В заключении можно отметить следующее:
1. Анализируя и отбирая учебно - методическую информацию, было раскрыто понятие, теория и история вопроса о деятельностном подходе по литературным источникам и интернет - ресурсам.
2. В ходе эксперимента выяснилось, что уровень сформированности знаний обучающихся до внедрения деятельностного подхода в образовательный процесс в основном был удовлетворительный. Но в обоих классах отсутствовали обучающиеся с наивысшим уровнем знаний. В целом, обучающиеся 7 «А» класса в начале эксперимента показали более высокий результат по сравнению с 7 «Б» классом, с ощутимой разницей. К концу эксперимента был проведен контрольный тест на знания в области опасных природных процессов. Тест показал, что знания обучающихся в 7 «Б» классе не просто улучшились, а стали превышать показатели обучающихся 7 «А» класса.
3. Разработав и применив практические рекомендации по использованию деятельностного подхода в обучении на уроках ОБЖ в 7 классе, был сформулирован следующий вывод: использование данных рекомендаций повышает теоретический уровень сформированности знаний и практических умений, а так же уровень самостоятельности обучающихся и их личностных компетенций.
4. Теоретический и практический опыт, полученный в результате проведения данного исследования, может быть использован в разработке научно-методической литературы и внедрен в образовательный процесс.
1. Алексеев, С. П. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие / С.П. Алексеев. - М.: Издательство Политехнического университета, 2017. - 482 c.
2. Балашов, Д.Н.Криминалистика: Учеб. Пособие / Д.Н. Балашов, Н.М. Балашов, С.В. Маликов. -5-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА - М, 2010. -241 с.
3. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. - 349c.
4. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Теория и практика: Учебник для бакалавров / Я.Д. Вишняков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 543c.
5. Вострокнутов, А. Л. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии. Учебник / А.Л. Вострокнутов, В.Н. Супрун, Г.В. Шевченко. - М.: Юрайт, 2015. - 400 c.
6. Графкина, М.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
7. Дорожко, С. В. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 частях. Часть 1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение / С.В. Дорожко, И.В. Ролевич, В.Т. Пустовит. - М.: Дикта, 2015. - 292 c.11. Емельянов, В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов, и др.- М.: Академический проект, 2015. - 480 c.
8. Драпкина, Л. Я. Криминалистика: учебник / Л.Я. Драпкина, В. Н. Карагодин, 2011. -768 с.
9. Жуков, В. И. Защита и безопасность в чрезвычайных ситуациях / В.И. Жуков, Л.Н. Горбунова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 400 c.
10.Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян и др. - СПб.: Лань, 2016. - 696c.
11. Иванов, А.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.А. Полиевский, А.А. Иванов, Э.А. Зюрин; Под ред. С.А. Полиевский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 368c.
12. Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум для СПО / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 330c.
13. Ковалев, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Ковалев. - М.: КноРус, 2012. - 552c.
14. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. - М.: КноРус, 2013. - 192c.
15. Маликов, А.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Ш.А. Халилов, А.Н. Маликов, В.П. Гневанов; Под ред. Ш.А. Халилов. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 576c.
16. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебноепособие / А.В. Маринченко. - М.: Дашков и К, 2015. - 360 c.
17. Маслеников, В.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. / В.В. Маслеников. - М.: АСВ, 2014. - 509c.
18. Мастрюков, Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009 - 320 с.
19. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Ю. Микрюков. - М.: КноРус, 2013. - 288c.
20. Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов. - СПб.: Питер, 2012. - 461c.
21. Мурадова, Е.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Е.О. Мурадова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 124c.
22. Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для бакалавров / Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. - М.: Дашков и К, 2013. -
496c.
23.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1997.
24. Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них/ С.В. Петров, В.А. Макашев.- М.: ЭНАС, 2012. — 224 с.
25. Подольская Е. А., Назаркина В. Н. Социальная безопасность: сущность, угрозы и пути обеспечения // Социологические исследования. 2016. № 11. С.133-139.
26. Русак О.И. Безопасность жизнедеятельности / О.И. Русак. — СПб. Лань, 2010. — 305 с.
27. Рыжков,Л.П. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Л.П. Рыжков, Т.Ю. Кучко, И.М. Дзюбук. - СПб.: Лань, 2016. - 696c.
28. Савельев, И.В. Безопасность жизнедеятельности (для ВУЗов): Учебник / И.В. Савельев. - СПб.: Лань, 2012. - 672c.
29. Сергеев, В. С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / В.С. Сергеев. - М.: Академический проект, 2016. - 464 c.
30. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М: «Просвещение», 2010. - 65 с.
31. Собольников, В. В. Основы криминальнойпсихологии / Собольников
32. В.В., 2-е изд. -М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 340 с.
33. Соломин, В.П. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.П. Соломин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 399c.
34. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (последняя редакция) «Об образовании в РоссийскойФедерации».
35. Федеральный закон от 28.12. 2010 года № 390-ФЗ (последняя редакция) «О безопасности».
Зб.Федеральный законот 21.12.1994 года № 68-ФЗ (последняя редакция) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера».
37. Фролов А. В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда : учеб. пособие для вузов / А. В. Фролов, Т. Н. Бакаева; под. общ. ред. А. В. Фролова. — Изд. 4-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013. — 750 с.
38. Хван, Т.А. Безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/ Т.А. Хван, П.А. Хван.- Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 443 с.
39. Холостова, Е.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для
бакалавров / Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. - М.: Дашков и К, 2016. - 456c.
40.Чувин, Б.Т. «Человек в экстремальной ситуации»: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС;-М.,2012г.-352с.
41.Эминов, В.Е. Причины преступности в России: Криминологический и социально-психологический анализ / В.Е. Эминов; Союз криминалистов и криминологов. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. -128с.